Бомбардирование аэродромов Смоленск и Витебск
746 АП ДД 29 и 30.10.1942 г
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 121 части Егорова, 30.10.42 г. 06 час 20 мин карта 500000
1. В ночь с 29.10 на 30.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Четыре самолета бомбардировали основную цель аэродром Смоленск - северный с задачей разрушения летного поля. Два самолета бомбардировали основную цель - жел. дор. перегон на участке ст. Колодня и Смоленск - сортировочная с задачей уничтожения жел. дор. эшелонов и разрушения путей.
Общий налет 22 час 03 мин.
2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-1000, 12 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 72 ФАБ-100 и 3 ЗАБ-100. Всего весом 19 т 365 кг.
3. Аэродром Смоленск бомбардирован четырьмя кораблями в период 20.51 - 21.15 с высоты 5000-5400 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 8 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 48 ФАБ-100, 1 САБ-100. Всего весом 12 т 855 кг.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено попадание 2 ФАБ-500, 24 ФАБ-100 на летное поле восточной части аэродрома и перекрестке взлетных бетонированных полос: 2 ФАБ-500 и 8 ФАБ-250 на летное поле в юго-восточной части аэродрома; 24 ФАБ-100 и 2 ФАБ-500 на летное поле в юго-восточной части аэродрома, перекрыв взлетную бетонированную полосу; 2 ФАБ-1000 и 2 ФАБ-500, сброшенные штурманом корабля № 42057 майором Ушаковым, прицельно по взлетной бетонированной полосе. Точно определить места разрыва бомб экипаж не мог, т.к. был ослеплен лучами прожекторов.
В результате бомбометания возникло четыре очага пожара, из них: один пожар, сопровождавшийся взрывами, возник в северо-восточной части аэродрома, один пожар, развившийся от взрыва, возник в юго-восточной части аэродрома. Пожар все время разгорался и наблюдался экипажем при отходе от цели до предела видимости. Экипаж самолета № 42057, командир корабля майор Додонов, бомбивший цель в 21 час 15 мин, наблюдал при отходе от цели два очага пожара. Все экипажи, бомбившие цель, отмечают интенсивное бомбометание другими самолетами по цели.
4. Жел. дор. перегон ст. Колодня и Смоленск сортировочная, бомбардирован двумя самолетами в период 3.04 - 3.10 с высоты 5500 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 24 ФАБ-100, 2 САБ-100. Всего весом 6 т 510 кг.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб: 1 ФАБ-1000 разорвалась на берегу р. Днепр южнее ст. Смоленск - сортировочная, 1 ФАБ-1000, 3 ФАБ-500 и 12 ФАБ-100 разорвались на жел. дор. путях и среди станционных построек западной части, 12 ФАБ-100 и 1 ФАБ-500 разорвались на жел. дор. путях и среди станционных построек восточной части ст. Смоленск - сортировочная. В результате бомбометания пожаров не возникло.
5. ПВО противника: Аэродром и город Смоленск прикрыт интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до 25 орудий и до 20 огневых точек МЗА. Работало до 20 прожекторов. На ст. Смоленск - сортировочная отмечают огонь ЗА до 5 орудий среднего и крупного калибра и до 10 огневых точек МЗА. Работало до 11 прожекторов. Отмечено патрулирование одного истребителя противника.
6. Метеоусловия: По маршруту до Вязьма при первом вылете облачность 6-9 баллов Н=1000-2000 м. Вязьма - цель и над целью безоблачно. При втором вылете по всему маршруту облачность 7-10 баллов Н=2500-3000 м. Над ст. сортировочная, Колодня облачность 5-10 баллов, над Смоленском безоблачно.
7. Потерь нет.
8. Особые случаи: Экипаж майора Додонова в 3 час 05 мин наблюдал бомбометание по ст. Смоленск - сортировочная - одного самолета, который после бомбометания с курсом 270° ушел на Смоленск, где был подбит огнем ЗА и загорелся в воздухе, после чего развернулся на север и через 6 мин упал на землю, где образовалось два очага пожара, один красного пламени, другой белого пламени.
9. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет № 42067 - прогорел клапан выпуска на первом моторе.
Самолет № 42077 - течь водяного радиатора четвертого мотора.
Самолеты № 42057 и 42107 - исправны.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальник штаба 746 АП подполковник Иващенко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 122 части Егорова, 31.10.42 г. 5 час 00 мин карта 5000000.
1. В ночь с 30.10 на 31.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Три самолета бомбардировали основную цель аэродром Витебск. Три самолета бомбардировали основную цель аэродром Двоевка, 6 км юго-восточнее Вязьма.
Общий налет 20 час 59 мин.
2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-1000, 12 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, 48 ФАБ-100, 5 САБ-100. Всего весом 19 тонн 075 кг.
3. Аэродром Витебск бомбардирован тремя кораблями в период 19.51 - 20.02 с высоты 5000 - 5300 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 6 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 24 ФАБ-100, 2 САБ-100. Всего весом 9 тонн 510 кг.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. 24 ФАБ-100 и 2 ФАБ-500 разорвались на летном поле юго-западной части аэродрома.
8 ФАБ-250, 2 ФАБ-500 разорвались в северо-западной части аэродрома. 2 ФАБ-1000 и 2 ФАБ-500 разорвались на летном поле в юго-восточной части аэродрома. Часть бомб 1 ФАБ-500, 3 ФАБ-250 и 4 ФАБ-100 вышла за границу аэродрома и попала в здания, прилегающие к западной, северо-западной границе аэродрома. Отмечено прямое попадание 1 ФАБ-500 в бетонированную взлетную полосу. В результате бомбометания возникло 3 очага пожара, один из них большого размера среди зданий, прилегающих к северо-восточной границе аэродрома и два кратковременных пожара в юго-восточной части аэродрома. При подходе экипажи наблюдали бомбометание по г. Витебск и южнее аэродрома. Большой пожар, возникший среди зданий у северо-западной границы аэродрома, наблюдали два экипажа.
4. Аэродром Двоевка, что 6 км юго-восточнее Вязьма, бомбардирован тремя самолетами в период 01.58 - 2.30 с высоты 4000 - 4200 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 6 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 24 ФАБ-100, 3 САБ-100. Всего весом 9 тонн 575 кг.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб на летном поле восточной, южной, западной и центральной части аэродрома. Отмечено прямое попадание 1 ФАБ-500 и 2 ФАБ-1000 в бетонированную взлетно-посадочную полосу, идущую с северо-запада на юго-восток. Пожаров не возникло.
При подходе к цели экипажи наблюдали бомбометание по аэродрому, по г. Вязьма и в 20 км восточнее аэродрома. В районе 20 км сев. восточнее аэродрома от бомбометания возник большой очаг пожара со взрывами.
5. ПВО противника: Аэродром Витебск прикрыт интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до 15 орудий до 4 огневых точек МЗА. Работало до 12 прожекторов.
Аэродром Двоевка прикрыт слабым огнем ЗА среднего калибра до 4-х орудий, действовали 6 прожекторов, но ЗА, прикрывающая город Вязьма, вела по самолетам, бомбившим аэродром, интенсивный огонь.
Всего ЗА среднего и крупного калибра прикрывала аэродром и город Вязьма до 16 орудий и действовало до 20 прожекторов.
6. Потерь нет.
7. По прожекторам, действовавшим 15 км восточнее аэродрома Двоевка, воздушные стрелки экипажа самолета № 42057, командир корабля майор Додонов, вели огонь, израсходовав 40 патронов "БТ", 30 снарядов пушки "ШВАК".
8. Метеоусловия. По маршруту и над целью - аэродром Витебск и аэродром Двоевка - ясно.
9. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание - исправна.
Командир 746 АП ДД подполковник Егоров
Начальника штаба 746 АП подполковник Иващенко
Дата размещения на сайте 6.06.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|