Бомбардирование ж.д. узла Витебск
746 АП ДД 24.2.42 г
<< | >>
Командиру 3 авиадивизии ДД
Боевое донесение № 12 штаба 746 АП ДД Ковров 24.2.1942 г. 00.30, карта 500000
1. В ночь с 23.2 на 24.2.42 г. полк тремя самолетами бомбардировал ж.д. ж.д. эшелоны на станциях пассажирской и товарной города Витебск. Время бомбометания 20.30-21.25. Высота бомбометания 2400-5650 метров. На цель сброшено 53 бомбы, из них: пять ФАБ-1000, восемь ФАБ-250, сорок ФАБ-100.
Экипажи наблюдали прямое попадание 30 бомб по путям и станционным постройкам станции Витебск - пассажирская. Остальные 23 бомбы попали в дома и постройки г. Витебск.
В результате бомбометания на путях ст. пассажирская отмечено много сильных взрывов с пламенем фиолетового оттенка, вероятно взорваны боеприпасы в вагонах, находящихся на путях. Одна из бомб, попавших в западную часть города, вызвала сильный взрыв.
Один самолет бомбардировал ж.д. эшелоны на ст. Смоленск - пассажирская. Время бомбометания 21.10. Высота бомбометания 6200 метров. На цель сброшены одна ФАБ-2000, две ФАБ-1000.
Бомбы сброшены в один заход серией. Отмечено прямое попадание всех трех бомб по путям и станционным постройкам ст. пассажирской. Разрывы бомб были большой силы. Густым, черным дымом от разрыва бомб закрыло пути и станционные постройки.
Бомбометание как ж.д. узла г. Витебск, так и по ж.д. узлу г. Смоленск произведено из-за облаков в окна, поэтому наблюдение за результатом бомбометания было затруднено.
25-30 км севернее г. Витебск в 21час 15 мин -21 час 20 мин воздушным стрелком сбит одномоторный истребитель, атаковавший наш самолет, тип не определен. Израсходовано стрелками снарядов пушки ШВАК - 160 шт., патронов БС - 60 шт.
В районе г. Витебск сброшено 407 тысяч листовок.
2. Самолет № 4215, командир корабля майор Асямов, штурман майор Штепенко в 17.13 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г Витебск. Подойдя к г. Витебск в 20 час 10 мин, цель была закрыта облачностью, командир корабля принял решение бомбить запасную цель и в 21.10 с высоты 6200 м на ж.д. узел г. Смоленск сброшены: одна ФАБ-2000 и две ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход, серией с интервалом 0,5 сек. Все бомбы попали по путям и станционным постройкам ст. пассажирская. Разрывы бомб были большой силы. Все пути и станционные постройки после разрыва бомб закрылись черным густым дымом. Бомбометание производилось в окне разрывов облаков. Наблюдение за результатом бомбометания было затруднено, т.к. цель закрылась облачностью.
В районе г Витебск сброшено 110 тысяч листовок.
Противодействие ПВО Над целью работали шесть мощных прожекторов, ЗА крупного и малого калибра вела заградительный огонь до 5000 метров. Наблюдением экипажа в окна облаков установлено: пожары в р-не г. Демидов.
Метеоусловия: До г. Волоколамск ясно, от г. Волоколамск до г. Демидов облачность двухярусная с редкими разрывами. Г. Витебск закрыт низкой облачностью. Над Смоленском облачность 4-10 баллов.
В 23 час 08 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 55 мин. Матчасть требует осмотра.
3. Самолет № 4218, командир корабля майор Пахомчик, штурман майор Романов в 17.35 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г. Витебск. В 20 час 30 мин с высоты 5300 м на цель сброшено сорок ФАБ-100. Бомбы сброшены в один заход серией залпов с интервалом 0,25 сек. Отмечено прямое попадание 25 бомб по путям и станционным постройкам ст. пассажирская. Остальные бомбы попали в дома города, восточнее и западнее ст. пассажирская. После разрыва бомб на путях наблюдалось много сильных взрывов с пламенем фиолетового цвета, вероятно взорваны боеприпасы в вагонах.
В районе цели сброшены 100 тыс. листовок.
Противодействие ПВО: В районе цели работали 12 прожекторов, из них три мощных, которые расположены вокруг города. ЗА до 20 орудий крупного и среднего и малого калибра вела интенсивный огонь, особенно с южной окраины города. Разрывы снарядов наблюдались выше и ниже самолета. Над г. Белый в 19.50 высота 5400 два прожектора ловили наш самолет. Экипаж наблюдал сквозь облака: Ржев 19.30 Н=4500 работали три прожектора и огонь ЗА крупного калибра. Город Велиж горит.
Метеоусловия: При полете к цели ясно до г. Гжатск, далее сплошная низкая облачность. Участок Белый-Велиж - мощная слоистая облачность, высота 3500-4000 метров. В районе цели разорванная низкая облачность 7-8 баллов. При обратном полете погода такая же.
В 23 час 15 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 40 мин. Матчасть исправна.
4. Самолет № 42015, командир корабля полковник Алексеев, штурман майор Лебедев в 17.50 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г. Витебск. Цель закрыта облачностью с разрывами, горизонтальной видимости не было, была только вертикальная. Найти жел. дор. узел было невозможно. В 21 час 25 мин с высоты 5650 м сброшены четыре ФАБ-1000 на западную часть г. Витебск. Экипаж наблюдал разрывы всех бомб в городе, одна бомба вызвала сильный взрыв. В районе цели и на участке от линии фронта до цели сброшены 90 тыс. листовок.
Противодействие ПВО: У цели работали 4 прожектора. ЗА среднего калибра до 4 орудий вела огонь по самолету, разрывы снарядов наблюдали ниже самолета. Смоленск 21.05 интенсивный огонь ЗА мелкого калибра.
Метеоусловия: На пути к цели вскоре после прохода Клин, земля была закрыта низкой облачностью, по мере подхода к цели переходящая в очень густую дымку, при которой туманно различались по вертикали леса и поля. На обратном пути облачность окончилась восточнее г. Клин.
В 23.20 экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 30 мин.
Матчасть : не работают у 2-го летчика авиагоризонт и ГПК.
5. Самолет № 4214, командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 17.40 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов ст. пассажирская и товарная г. Витебск. В 21.08-21.23 с высоты 2400 м на цель сброшены восемь ФАБ-250 и одна ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход серией, с интервалом 0,5 сек. Экипаж наблюдал прямое попадание пяти бомб по путям у стрелочных ворот севернее ст. пассажирская, остальные четыре бомбы попали в дома города западнее и восточнее ст. пассажирская.
Наблюдение результата бомбометания было затруднено облачностью. Одна ФАБ-1000 - зависла и была сброшена аварийно. Сброшена вручную из бомболюком техником в 25 км сев. восточнее города Витебск. Причина несбрасывания: в балке Ф-1 поломался механизм сбрасывания.
В районе цели сброшено 107 тыс. листовок.
Противодействие ПВО: Над целью ЗА 6-8 орудий крупного калибра и 3-4 точки мелкого калибра вела огонь по самолету.
Работали шесть прожекторов. При отходе от цели замечены в 5 км сев. восточнее Витебск два аэростата заграждения на высоте 2000 м.
В 21.15 на высоте 1400 метров в 20-30 км севернее г. Витебск наш самолет был атакован одномоторным истребителем, тип не определен.
Истребитель подошел с зажженной фарой и произвел несколько атак. Первая атака слева сзади, вторая с хвоста, при третьей атаке истребитель подошел на дистанцию 100 метров сзади под 45° между правой плоскостью и стабилизатором с превышением. Стрелки подшассийные и подшассийные хвостовой и верхний ТАТ вели огонь по истребителю. С последнего положения истребитель ушел резко вниз, при входе в облака истребитель воспламенился и больше не появлялся. Истребитель сбит стрелком верхний ТАТ ст. сержантом. Кожиным. При ведении огня по истребителю израсходовано снанрядов ШВАК 160 штук, патронов БС-60 шт.
Метеоусловия: До линии фронта ясно, далее по маршруту облачность в несколько ярусов. Высота нижнего края 800 метров, верхнего 4600 метров. У цели облачность в несколько ярусов, высота от 800 до 3500 метров, нижний слой рваный и в окна облаков производилось бомбометание.
В 23 час 45 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 6 час 14 мин. Состояние матчасти - неисправно бомбардировочное вооружение.
6. Самолет № 4212, командир корабля подполковник Егоров, штурман майор Дерелло в 17.23 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г. Витебск с бомбовой нагрузкой 12 ФАБ-250. Экипаж на свой аэродром не вернулся. По данным пеленга в 00 час 26 мин самолет прошел на юго-восток от своего аэродрома. Данных о посадке нет.
7. Общий налет за 23.2.42 г., без экипажа Егорова - 23 час 19 минут, из них в ночное время 20 час 19 минут.
8. Полк 24.2.42 г. производит осмотр матчасти самолетов и устранение дефектов.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин
Зам. нач. штаба майор Иващенко
Дата размещения на сайте 16.04.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|