Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж.д. узла Витебск

746 АП ДД 24.2.42 г

<< | >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 12 штаба 746 АП ДД Ковров 24.2.1942 г. 00.30, карта 500000

1. В ночь с 23.2 на 24.2.42 г. полк тремя самолетами бомбардировал ж.д. ж.д. эшелоны на станциях пассажирской и товарной города Витебск. Время бомбометания 20.30-21.25. Высота бомбометания 2400-5650 метров. На цель сброшено 53 бомбы, из них: пять ФАБ-1000, восемь ФАБ-250, сорок ФАБ-100.

Экипажи наблюдали прямое попадание 30 бомб по путям и станционным постройкам станции Витебск - пассажирская. Остальные 23 бомбы попали в дома и постройки г. Витебск.

В результате бомбометания на путях ст. пассажирская отмечено много сильных взрывов с пламенем фиолетового оттенка, вероятно взорваны боеприпасы в вагонах, находящихся на путях. Одна из бомб, попавших в западную часть города, вызвала сильный взрыв.

Один самолет бомбардировал ж.д. эшелоны на ст. Смоленск - пассажирская. Время бомбометания 21.10. Высота бомбометания 6200 метров. На цель сброшены одна ФАБ-2000, две ФАБ-1000.

Бомбы сброшены в один заход серией. Отмечено прямое попадание всех трех бомб по путям и станционным постройкам ст. пассажирской. Разрывы бомб были большой силы. Густым, черным дымом от разрыва бомб закрыло пути и станционные постройки.

Бомбометание как ж.д. узла г. Витебск, так и по ж.д. узлу г. Смоленск произведено из-за облаков в окна, поэтому наблюдение за результатом бомбометания было затруднено.

25-30 км севернее г. Витебск в 21час 15 мин -21 час 20 мин воздушным стрелком сбит одномоторный истребитель, атаковавший наш самолет, тип не определен. Израсходовано стрелками снарядов пушки ШВАК - 160 шт., патронов БС - 60 шт.

В районе г. Витебск сброшено 407 тысяч листовок.

2. Самолет № 4215, командир корабля майор Асямов, штурман майор Штепенко в 17.13 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г Витебск. Подойдя к г. Витебск в 20 час 10 мин, цель была закрыта облачностью, командир корабля принял решение бомбить запасную цель и в 21.10 с высоты 6200 м на ж.д. узел г. Смоленск сброшены: одна ФАБ-2000 и две ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход, серией с интервалом 0,5 сек. Все бомбы попали по путям и станционным постройкам ст. пассажирская. Разрывы бомб были большой силы. Все пути и станционные постройки после разрыва бомб закрылись черным густым дымом. Бомбометание производилось в окне разрывов облаков. Наблюдение за результатом бомбометания было затруднено, т.к. цель закрылась облачностью.

В районе г Витебск сброшено 110 тысяч листовок.

Противодействие ПВО Над целью работали шесть мощных прожекторов, ЗА крупного и малого калибра вела заградительный огонь до 5000 метров. Наблюдением экипажа в окна облаков установлено: пожары в р-не г. Демидов.

Метеоусловия: До г. Волоколамск ясно, от г. Волоколамск до г. Демидов облачность двухярусная с редкими разрывами. Г. Витебск закрыт низкой облачностью. Над Смоленском облачность 4-10 баллов.

В 23 час 08 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 55 мин. Матчасть требует осмотра.

3. Самолет № 4218, командир корабля майор Пахомчик, штурман майор Романов в 17.35 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г. Витебск. В 20 час 30 мин с высоты 5300 м на цель сброшено сорок ФАБ-100. Бомбы сброшены в один заход серией залпов с интервалом 0,25 сек. Отмечено прямое попадание 25 бомб по путям и станционным постройкам ст. пассажирская. Остальные бомбы попали в дома города, восточнее и западнее ст. пассажирская. После разрыва бомб на путях наблюдалось много сильных взрывов с пламенем фиолетового цвета, вероятно взорваны боеприпасы в вагонах.

В районе цели сброшены 100 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: В районе цели работали 12 прожекторов, из них три мощных, которые расположены вокруг города. ЗА до 20 орудий крупного и среднего и малого калибра вела интенсивный огонь, особенно с южной окраины города. Разрывы снарядов наблюдались выше и ниже самолета. Над г. Белый в 19.50 высота 5400 два прожектора ловили наш самолет. Экипаж наблюдал сквозь облака: Ржев 19.30 Н=4500 работали три прожектора и огонь ЗА крупного калибра. Город Велиж горит.

Метеоусловия: При полете к цели ясно до г. Гжатск, далее сплошная низкая облачность. Участок Белый-Велиж - мощная слоистая облачность, высота 3500-4000 метров. В районе цели разорванная низкая облачность 7-8 баллов. При обратном полете погода такая же.

В 23 час 15 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 40 мин. Матчасть исправна.

4. Самолет № 42015, командир корабля полковник Алексеев, штурман майор Лебедев в 17.50 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г. Витебск. Цель закрыта облачностью с разрывами, горизонтальной видимости не было, была только вертикальная. Найти жел. дор. узел было невозможно. В 21 час 25 мин с высоты 5650 м сброшены четыре ФАБ-1000 на западную часть г. Витебск. Экипаж наблюдал разрывы всех бомб в городе, одна бомба вызвала сильный взрыв. В районе цели и на участке от линии фронта до цели сброшены 90 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: У цели работали 4 прожектора. ЗА среднего калибра до 4 орудий вела огонь по самолету, разрывы снарядов наблюдали ниже самолета. Смоленск 21.05 интенсивный огонь ЗА мелкого калибра.

Метеоусловия: На пути к цели вскоре после прохода Клин, земля была закрыта низкой облачностью, по мере подхода к цели переходящая в очень густую дымку, при которой туманно различались по вертикали леса и поля. На обратном пути облачность окончилась восточнее г. Клин.

В 23.20 экипаж произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 30 мин.

Матчасть : не работают у 2-го летчика авиагоризонт и ГПК.

5. Самолет № 4214, командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 17.40 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов ст. пассажирская и товарная г. Витебск. В 21.08-21.23 с высоты 2400 м на цель сброшены восемь ФАБ-250 и одна ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход серией, с интервалом 0,5 сек. Экипаж наблюдал прямое попадание пяти бомб по путям у стрелочных ворот севернее ст. пассажирская, остальные четыре бомбы попали в дома города западнее и восточнее ст. пассажирская.

Наблюдение результата бомбометания было затруднено облачностью. Одна ФАБ-1000 - зависла и была сброшена аварийно. Сброшена вручную из бомболюком техником в 25 км сев. восточнее города Витебск. Причина несбрасывания: в балке Ф-1 поломался механизм сбрасывания.

В районе цели сброшено 107 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: Над целью ЗА 6-8 орудий крупного калибра и 3-4 точки мелкого калибра вела огонь по самолету.

Работали шесть прожекторов. При отходе от цели замечены в 5 км сев. восточнее Витебск два аэростата заграждения на высоте 2000 м.

В 21.15 на высоте 1400 метров в 20-30 км севернее г. Витебск наш самолет был атакован одномоторным истребителем, тип не определен.

Истребитель подошел с зажженной фарой и произвел несколько атак. Первая атака слева сзади, вторая с хвоста, при третьей атаке истребитель подошел на дистанцию 100 метров сзади под 45° между правой плоскостью и стабилизатором с превышением. Стрелки подшассийные и подшассийные хвостовой и верхний ТАТ вели огонь по истребителю. С последнего положения истребитель ушел резко вниз, при входе в облака истребитель воспламенился и больше не появлялся. Истребитель сбит стрелком верхний ТАТ ст. сержантом. Кожиным. При ведении огня по истребителю израсходовано снанрядов ШВАК 160 штук, патронов БС-60 шт.

Метеоусловия: До линии фронта ясно, далее по маршруту облачность в несколько ярусов. Высота нижнего края 800 метров, верхнего 4600 метров. У цели облачность в несколько ярусов, высота от 800 до 3500 метров, нижний слой рваный и в окна облаков производилось бомбометание.

В 23 час 45 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 6 час 14 мин. Состояние матчасти - неисправно бомбардировочное вооружение.

6. Самолет № 4212, командир корабля подполковник Егоров, штурман майор Дерелло в 17.23 23.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. эшелонов на ст. пассажирская и товарная г. Витебск с бомбовой нагрузкой 12 ФАБ-250. Экипаж на свой аэродром не вернулся. По данным пеленга в 00 час 26 мин самолет прошел на юго-восток от своего аэродрома. Данных о посадке нет.

7. Общий налет за 23.2.42 г., без экипажа Егорова - 23 час 19 минут, из них в ночное время 20 час 19 минут.

8. Полк 24.2.42 г. производит осмотр матчасти самолетов и устранение дефектов.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Зам. нач. штаба майор Иващенко

Дата размещения на сайте 16.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-