Бомбардирование ж. д. узлов Полоцк и Смоленск
746 АП ДД 7 и 23.10.1942 г
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 117 части Егорова, 8.10.42 г. 01 час 40 мин карта 500000 и 1000000.
1. В ночь с 7.10 на 8.10.42 г. произведено четыре самолетовылета. Три самолета бомбардировали основную цель жел. дор. узел Полоцк. Один самолет № 42066, к-р корабля капитан Зеленский, штурман майор Штепенко, задание не выполнил. После взлета на высоте около 50 м отказал второй мотор, бомбы: 16 ФАБ-100 ТГА и 18 ЗАБ-100 сброшены на пассив в р. Москва, часть бомб взорвалась. Горящий самолет с поврежденными рулями направления был посажен в 2 км южнее аэродрома Быково.
На земле самолет сгорел. Из состава экипажа получили ожоги 1-й и 2-й степени: к-р корабля капитан Зеленский, штурман майор Штепенко, лётчик, старший лейтенант Хорошилов, борттехник инж. капитан Дмитриев. Причины аварии выясняются.
2. Жел. дор. узел Полоцк бомбардирован тремя самолетами в период 20.40 - 21.35 с высоты 2700-3000 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 ТГА, 8 ФАБ-250 ТГА, 16 ФАБ-250, 6 САБ-100, всего весом 10 т 330 кг. Сброшено 80 тыс. листовок.
Общий налет 18 час 29 мин.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. 4 ФАБ-250 разорвались на жел. дор. путях центральной части станции пассажирская. 4 ФАБ-250 упали с перелетом и разорвались среди зданий, расположенных на южном берегу р. Зап. Двина между железнодорожным и шоссейным мостом. Остальные бомбы разорвались на путях и среди станционных построек в восточной части и северо-восточной части узла.
В результате бомбометания возник один сильный взрыв, развившийся в большой пожар красного пламени на путях в восточной части станции пассажирская.
Все экипажи бомбометание производили прицельно. Цель была хорошо освещена сброшенными САБ-ами, были видны железнодорожный мост, река и железнодорожные пути узла. Возникший пожар в результате бомбометания самолета № 42077 подтверждается экипажем капитана Пономаренко, бомбившего цель в 21.15.
3. ПВО противника. Над целью по самолетам велся слабый огонь ЗА среднего калибра до 3-х орудий и МЗА до 3-х огневых точек. ЗА среднего калибра расположена у жел. дор. моста, МЗА в западной части города. Работы прожекторов не отмечено.
Экипаж капитана Обухова наблюдал над целью, на высоте 2600 м, самолет неопознанного типа.
4. Метеоусловия: До Клин облачность 5-7 баллов, высотой 1000-1500 м, от Клин до Андреаполь - безоблачно, над целью - ясно.
5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
самолет № 42067 - течь водяного радиатора первого мотора, и отказал термометр масла 3-го мотора. Самолеты № 42015 и 42077 исправны.
Командир полка майор Егоров
Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев
Начальник штаба подполковник Иващенко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 118 части Егорова, 23.10.42 г. 23 час 00 мин карта 5000000.
1. В ночь с 23.10 на 24.10.42 г. произведено пять самолетовылетов. Один самолет, командир корабля капитан Ищенко, штурман ст. лейтенант Голубев, бомбардировал основную цель, жел. дор. узел Моленмк - пассажирская. Четыре самолета бомбардирование основной цели не произвели из-за сплошной облачности в районе цели и бомбардировали запасную цель - жел. дор. узел и город Вязьма.
Общий налет 20 час 28 мин.
2. Всего сброшено бомб: 16 ФАБ-250, 7 ФАБ-250 ТГА, 6 ФАБ-500, 30 ФАБ-100, 42 ЗАБ-100 ЦК, 2 САБ-100 (один из них не загорелся). Всего весом 16 т 060 кг. Сброшено 207 тыс. листовок.
3. Жел дор. узел Смоленск бомбардирован одним самолетом в период 19.09 с высоты 6000 м. На цель сброшено: 12 ФАБ-100, 12 ЗАБ-100 ЦК, 4 ФАБ-250. Экипаж наблюдал разрывы всех бомб в районе пожара, возникшего в результате бомбометаний предыдущего самолета.
Точно определить место разрыва бомб экипаж не мог из-за облачности. Цель жел. дор. узел Смоленск была опознана по р. Днепр, по сильному зенитному огню и прожекторам.
В результате бомбометания возникло два новых очага пожара.
4. Жел дор. узел Вязьма бомбардирована четырьмя самолетами в период 19.38-20.35 с высоты 4800 - 6000 м. На цель сброшено: 12 ФАБ-250, 18 ФАБ-100, 30 ЗАБ-100 ЦК, 7 ФАБ-250 ТГА, 8 ФАБ-500, 2 САБ-100 - всего весом 12 т 660 кг.
Сброшено 207 тыс. листовок.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. 4 ФАБ-100 разорвались среди зданий южной части города, 6 ЗАБ-100 ЦК разорвались на аэродроме, 10 км южнее г. Вязьма, 2 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 14 ФАБ-100, 24 ЗАБ-100 ЦК – разорвались в районе ст. Вязьма Новоторжская и в северо-восточной части города, 2 ФАБ-500, 8 ФАБ-250 - разорвались в юго-восточной части города Вязьма, 5 ФАБ-250 ТГА, 2 ФАБ-500 - разорвались в южной части жел. дор. узла, 3 ФАБ-250 разорвались с перелетом северо-западнее жел. дор. узла.
В результате бомбометания возник один очаг пожара среди построек в южной части жел. дор. узла и один взрыв в районе станции Вязьма Новоторжская.
5. Жел. дор. узел Смоленск прикрыт интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до 30 орудий. Работало до 25 прожекторов.
Жел. дор. узел Вязьма прикрыт ЗА среднего и крупного калибра до 10 орудий и 4-х точек МЗА. Работало до 15 прожекторов.
Экипаж самолета № 42057, командир майор Додонов, наблюдал патрулирование над городом Вязьма двух истребителей противника на высоте 5000 м.
6. По маршруту облачность 10-8 баллов, высота нижнего края 800-1200 м над целью г. Смоленск облачность 8-10 баллов, высота 1000 - 1500 м.
Наблюдением экипажей установлено: 19.38 - по дороге Гжатск - Вязьма в направлении Вязьма движение отдельных автомашин.
7. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
самолет 420.. на высоте обрезал 3-й мотор, винт 4-го мотора имел большую раскрутку.
Самолет № 42057 отказал водяной термометр 1-го мотора, прихватывает тормоз левого колеса.
Командир полка майор Егоров
И.о. начальника штаба капитан Мухин
Дата размещения на сайте 3.06.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|