Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узлов Полоцк и Смоленск

746 АП ДД 7 и 23.10.1942 г

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 117 части Егорова, 8.10.42 г. 01 час 40 мин карта 500000 и 1000000.

1. В ночь с 7.10 на 8.10.42 г. произведено четыре самолетовылета. Три самолета бомбардировали основную цель жел. дор. узел Полоцк. Один самолет № 42066, к-р корабля капитан Зеленский, штурман майор Штепенко, задание не выполнил. После взлета на высоте около 50 м отказал второй мотор, бомбы: 16 ФАБ-100 ТГА и 18 ЗАБ-100 сброшены на пассив в р. Москва, часть бомб взорвалась. Горящий самолет с поврежденными рулями направления был посажен в 2 км южнее аэродрома Быково.

На земле самолет сгорел. Из состава экипажа получили ожоги 1-й и 2-й степени: к-р корабля капитан Зеленский, штурман майор Штепенко, лётчик, старший лейтенант Хорошилов, борттехник инж. капитан Дмитриев. Причины аварии выясняются.

2. Жел. дор. узел Полоцк бомбардирован тремя самолетами в период 20.40 - 21.35 с высоты 2700-3000 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500 ТГА, 8 ФАБ-250 ТГА, 16 ФАБ-250, 6 САБ-100, всего весом 10 т 330 кг. Сброшено 80 тыс. листовок.

Общий налет 18 час 29 мин.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. 4 ФАБ-250 разорвались на жел. дор. путях центральной части станции пассажирская. 4 ФАБ-250 упали с перелетом и разорвались среди зданий, расположенных на южном берегу р. Зап. Двина между железнодорожным и шоссейным мостом. Остальные бомбы разорвались на путях и среди станционных построек в восточной части и северо-восточной части узла.

В результате бомбометания возник один сильный взрыв, развившийся в большой пожар красного пламени на путях в восточной части станции пассажирская.

Все экипажи бомбометание производили прицельно. Цель была хорошо освещена сброшенными САБ-ами, были видны железнодорожный мост, река и железнодорожные пути узла. Возникший пожар в результате бомбометания самолета № 42077 подтверждается экипажем капитана Пономаренко, бомбившего цель в 21.15.

3. ПВО противника. Над целью по самолетам велся слабый огонь ЗА среднего калибра до 3-х орудий и МЗА до 3-х огневых точек. ЗА среднего калибра расположена у жел. дор. моста, МЗА в западной части города. Работы прожекторов не отмечено.

Экипаж капитана Обухова наблюдал над целью, на высоте 2600 м, самолет неопознанного типа.

4. Метеоусловия: До Клин облачность 5-7 баллов, высотой 1000-1500 м, от Клин до Андреаполь - безоблачно, над целью - ясно.

5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

самолет № 42067 - течь водяного радиатора первого мотора, и отказал термометр масла 3-го мотора. Самолеты № 42015 и 42077 исправны.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев

Начальник штаба подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 118 части Егорова, 23.10.42 г. 23 час 00 мин карта 5000000.

1. В ночь с 23.10 на 24.10.42 г. произведено пять самолетовылетов. Один самолет, командир корабля капитан Ищенко, штурман ст. лейтенант Голубев, бомбардировал основную цель, жел. дор. узел Моленмк - пассажирская. Четыре самолета бомбардирование основной цели не произвели из-за сплошной облачности в районе цели и бомбардировали запасную цель - жел. дор. узел и город Вязьма.

Общий налет 20 час 28 мин.

2. Всего сброшено бомб: 16 ФАБ-250, 7 ФАБ-250 ТГА, 6 ФАБ-500, 30 ФАБ-100, 42 ЗАБ-100 ЦК, 2 САБ-100 (один из них не загорелся). Всего весом 16 т 060 кг. Сброшено 207 тыс. листовок.

3. Жел дор. узел Смоленск бомбардирован одним самолетом в период 19.09 с высоты 6000 м. На цель сброшено: 12 ФАБ-100, 12 ЗАБ-100 ЦК, 4 ФАБ-250. Экипаж наблюдал разрывы всех бомб в районе пожара, возникшего в результате бомбометаний предыдущего самолета.

Точно определить место разрыва бомб экипаж не мог из-за облачности. Цель жел. дор. узел Смоленск была опознана по р. Днепр, по сильному зенитному огню и прожекторам.

В результате бомбометания возникло два новых очага пожара.

4. Жел дор. узел Вязьма бомбардирована четырьмя самолетами в период 19.38-20.35 с высоты 4800 - 6000 м. На цель сброшено: 12 ФАБ-250, 18 ФАБ-100, 30 ЗАБ-100 ЦК, 7 ФАБ-250 ТГА, 8 ФАБ-500, 2 САБ-100 - всего весом 12 т 660 кг.

Сброшено 207 тыс. листовок.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. 4 ФАБ-100 разорвались среди зданий южной части города, 6 ЗАБ-100 ЦК разорвались на аэродроме, 10 км южнее г. Вязьма, 2 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, 14 ФАБ-100, 24 ЗАБ-100 ЦК – разорвались в районе ст. Вязьма Новоторжская и в северо-восточной части города, 2 ФАБ-500, 8 ФАБ-250 - разорвались в юго-восточной части города Вязьма, 5 ФАБ-250 ТГА, 2 ФАБ-500 - разорвались в южной части жел. дор. узла, 3 ФАБ-250 разорвались с перелетом северо-западнее жел. дор. узла.

В результате бомбометания возник один очаг пожара среди построек в южной части жел. дор. узла и один взрыв в районе станции Вязьма Новоторжская.

5. Жел. дор. узел Смоленск прикрыт интенсивным огнем ЗА среднего и крупного калибра до 30 орудий. Работало до 25 прожекторов.

Жел. дор. узел Вязьма прикрыт ЗА среднего и крупного калибра до 10 орудий и 4-х точек МЗА. Работало до 15 прожекторов.

Экипаж самолета № 42057, командир майор Додонов, наблюдал патрулирование над городом Вязьма двух истребителей противника на высоте 5000 м.

6. По маршруту облачность 10-8 баллов, высота нижнего края 800-1200 м над целью г. Смоленск облачность 8-10 баллов, высота 1000 - 1500 м.

Наблюдением экипажей установлено: 19.38 - по дороге Гжатск - Вязьма в направлении Вязьма движение отдельных автомашин.

7. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

самолет 420.. на высоте обрезал 3-й мотор, винт 4-го мотора имел большую раскрутку.

Самолет № 42057 отказал водяной термометр 1-го мотора, прихватывает тормоз левого колеса.

Командир полка майор Егоров

И.о. начальника штаба капитан Мухин

Дата размещения на сайте 3.06.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-