Бомбардирование ж. д. узла Полоцк
746 АП ДД 6.10.1942 г
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 115 части Егорова, 6.10.42 г. 08 час 50 мин карта 500000.
1. В ночь с 5.10 на 6.10.42 г. произведено три самолетовылета. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Полоцк. В период 5.02 - 5.35 с высоты 3000-3200 м на цель сброшено: 2 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 4 ФАБ-250ТГА, 22 ФАБ-100ТГА, 24 ФАБ-100, 14 ЗАБ-100 ЦК, 6 САБ-100/55 и 4 САБ-50/15, всего весом 10 т 390 кг. Листовок нет.
Общий налет 18 час 00 мин.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено прямое попадание по путям и станционным постройкам в северо-восточной и северо-западной части узла: 6 ФАБ-250, 2 ФАБ-250 ТГА, 16 ФАБ-100, 10 ФАБ-100 ТГА, 3 ЗАБ-100 цк, остальные бомбы разорвались среди зданий северо-восточной и северной части города. Пожаров в результате бомбометания не возникло.
В 5.32 экипаж Ищенко наблюдал два сильных взрыва на путях северо-западной части узла от бомбометания другого самолета.
Экипаж командира корабля Сугак наблюдал жел. дор. пути узла при освещении САБ-ами. Загрузки путей эшелонами не отмечено.
2. ПВО противника. С юго-восточной части города редкий огонь до 3-х точек ЗП. Экипаж Обухова донес, что в 5.20 после второго захода по самолету был открыт огонь ЗА среднего калибра тремя орудиями, расположенными в юго-восточной части города у железнодорожного моста.
3. Потерь нет.
4. Метеоусловия: До района Андриаполь - облачность 8-10 баллов высотой 1000 м, далее к цели и над целью - безоблачно. Видимость у цели из-за густой дымки плохая.
5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет № 42107 - предполагается прогар клапанов на 1 и 3 моторах, требуется осмотр. Самолет № 42067 - перебои на свечах 2-го и 4-го моторов. Самолет № 42028 исправен.
Командир полка майор Егоров
Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев
Начальник штаба подполковник Иващенко
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 116 части Егорова, 7.10.42 г. 2 час 00 мин карта 5000000, 1000000.
1. В ночь с 6.10 на 7.10.42 г. произведено четыре самолетовылета. Три самолета бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Полоцк. Один самолет, командир корабля Зеленский, из-за плохих метеоусловий до основной цели не пробился и бомбардировал аэродром Дугино.
Общий налет 24 час 22 мин.
2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500 ТГА, 12 ФАБ-250 ТГА, 12 ФАБ-250, 16 ФАБ-100 ТГА, 18 ЗАБ-100 ЦК, 10 САБ-100. Всего весом 14 т 850 кг.
3. Жел дор. узел Полоцк бомбардирован тремя кораблями в период 20.56 - 21.30 с высоты 1000 - 2000 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА, 12 ФАБ-250, 16 ФАБ-100 ТГА, 18 ЗАБ-100 ЦК, 9 САБ-100. Всего 10 т 895 кг.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Ввиду низкой облачности и плохой видимости, бомбометание производилось не прицельно.
Экипаж самолета № 42028, к-р корабля Сугак, штурман Иконников, в расчетное время прибытия на цель 20.23 были сброшены САБ-ы, при освещении САБ-ов был обнаружен город Полоцк. Город опознан по р. Зап. Двина. Зайдя на цель с курсом 50°, штурман сбрасывал по одной бомбе ФАБ-100 и ЗАБ-100 ЦК. Часть бомб разорвалась среди зданий южнее р. Зап. Двина, большая часть бомб разорвалась среди зданий севернее р. Зап. Двина и перекрыли северо-западную часть жел. дор. узла. От разрыва бомб севернее реки возник пожар с последовавшим сильным взрывом красного пламени. По заявлению хвостового стрелка сержанта Гурина пожар и взрыв произошел севернее реки у изгиба путей железнодорожного узла.
Экипаж самолета № 42015, к-р Пономаренко, штурман Смирнов, придя на цель по расчету времени, наблюдали бомбометание других самолетов и два больших пожара, считая что это цель, в 21 час 30 мин сбросил бомбы 2 ФАБ-500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА и 4 ФАБ-250 из-за облаков прицеливаясь по пожарам.
Экипаж самолета № 42067, к-р Обухов, штурман Кононенко в 21.40 вышел в район цели на высоте 600 м и по изгибу р. Зап. Двина и подходящим дорогам опознали Полоцк, набрали высоту 1000 м и с этой высоты были сброшены 8 ФАБ-250, которые разорвались среди зданий города. От разрыва бомб в городе возникло два пожара. Бомбы ФАБ-1000 были сброшены с высоты 2000 м из-за облаков, прицеливаясь по пожарам.
Вывод: Три экипажа бомбили город и жел. дор. узел Полоцк. Цель была опознана по изгибу р. Зап. Двина, по озеру, что севернее жел. дор. узла и по разветвлениям дорог. Точно определить количество бомб, попавшим по путям жел. дор. узла невозможно из-за низкой облачности, плохой видимости.
В результате бомбометания в городе и на путях жел. дор. узла возникло 4 пожара, из них один пожар, возникший, по наблюдению, на путях центральной части узла, сопровождался сильным взрывом красного пламени. Пламенем взрыва осветило самолет.
4. ПВО противника. По самолетам, бомбившим жел. дор. узел Полоцк в 20.56 - 21.30, противодействия ЗА не было. По самолету, бомбившему цель в 21.30 велся огонь МЗА до 5 точек и действовал 1 прожектор.
5. Самолет № 42066, к-р корабля Зеленский, штурман Штепенко из-за плохих метеоусловий к основной цели не пробился и вернулся обратно в Клин, восстановил детальную командировку, пошел на запасную цель и вышел в район аэродрома Дугино.
В 22.16-22.25 с высоты 2600 м сброшено: 8 ФАБ-250 ТГА, 2 ФАБ-1000 и 1 САБ-100. Бомбы сбрасывались одиночно, прицеливаясь по прожекторам и площади, ограниченной зенитными точками. Куда попали бомбы, определить было невозможно из-за сплошной облачности с дождем и снегопадом. По самолету велся огонь ЗА среднего и крупного калибра до 6 орудий и 5 огневых точек МЗА. Работало 5 прожекторов.
6. Потерь нет.
7. Воздушные стрелки с-та № 42015, к-р Пономаренко, вели огонь по прожекторам и огневым позициям ЗА. В районе г. Полоцк при обстреле - действия прожекторов и ЗА были прекращены. В 21.45 по шоссейной дороге Витебск-Невель обстреляна автоколонна, двигающаяся на Невель. После обстрела автомашины выключили свет. Израсходовано 180 патронов "БС" и 60 снарядов пушки "ШВАК".
8. Метеоусловия. По маршруту до Клина - безоблачно, от Клина до цели - слоисто-дождевая облачность 9-10 баллов, Н=1000 - 600 м. На Н=2500 обледенение. Над целью - облачность 8-10 баллов, Н=600 м.
9. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет № 42015 - тряска четвертого мотора. Остальные самолеты исправны.
Вывод:
Командир полка майор Егоров
Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев
Начальник штаба подполковник Иващенко
Дата размещения на сайте 2.06.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|