Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узла Полоцк

746 АП ДД 6.10.1942 г

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 115 части Егорова, 6.10.42 г. 08 час 50 мин карта 500000.

1. В ночь с 5.10 на 6.10.42 г. произведено три самолетовылета. Все самолеты бомбардировали основную цель жел. дор. узел Полоцк. В период 5.02 - 5.35 с высоты 3000-3200 м на цель сброшено: 2 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 4 ФАБ-250ТГА, 22 ФАБ-100ТГА, 24 ФАБ-100, 14 ЗАБ-100 ЦК, 6 САБ-100/55 и 4 САБ-50/15, всего весом 10 т 390 кг. Листовок нет.

Общий налет 18 час 00 мин.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Отмечено прямое попадание по путям и станционным постройкам в северо-восточной и северо-западной части узла: 6 ФАБ-250, 2 ФАБ-250 ТГА, 16 ФАБ-100, 10 ФАБ-100 ТГА, 3 ЗАБ-100 цк, остальные бомбы разорвались среди зданий северо-восточной и северной части города. Пожаров в результате бомбометания не возникло.

В 5.32 экипаж Ищенко наблюдал два сильных взрыва на путях северо-западной части узла от бомбометания другого самолета.

Экипаж командира корабля Сугак наблюдал жел. дор. пути узла при освещении САБ-ами. Загрузки путей эшелонами не отмечено.

2. ПВО противника. С юго-восточной части города редкий огонь до 3-х точек ЗП. Экипаж Обухова донес, что в 5.20 после второго захода по самолету был открыт огонь ЗА среднего калибра тремя орудиями, расположенными в юго-восточной части города у железнодорожного моста.

3. Потерь нет.

4. Метеоусловия: До района Андриаполь - облачность 8-10 баллов высотой 1000 м, далее к цели и над целью - безоблачно. Видимость у цели из-за густой дымки плохая.

5. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет № 42107 - предполагается прогар клапанов на 1 и 3 моторах, требуется осмотр. Самолет № 42067 - перебои на свечах 2-го и 4-го моторов. Самолет № 42028 исправен.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев

Начальник штаба подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 116 части Егорова, 7.10.42 г. 2 час 00 мин карта 5000000, 1000000.

1. В ночь с 6.10 на 7.10.42 г. произведено четыре самолетовылета. Три самолета бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Полоцк. Один самолет, командир корабля Зеленский, из-за плохих метеоусловий до основной цели не пробился и бомбардировал аэродром Дугино.

Общий налет 24 час 22 мин.

2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500 ТГА, 12 ФАБ-250 ТГА, 12 ФАБ-250, 16 ФАБ-100 ТГА, 18 ЗАБ-100 ЦК, 10 САБ-100. Всего весом 14 т 850 кг.

3. Жел дор. узел Полоцк бомбардирован тремя кораблями в период 20.56 - 21.30 с высоты 1000 - 2000 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА, 12 ФАБ-250, 16 ФАБ-100 ТГА, 18 ЗАБ-100 ЦК, 9 САБ-100. Всего 10 т 895 кг.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб. Ввиду низкой облачности и плохой видимости, бомбометание производилось не прицельно.

Экипаж самолета № 42028, к-р корабля Сугак, штурман Иконников, в расчетное время прибытия на цель 20.23 были сброшены САБ-ы, при освещении САБ-ов был обнаружен город Полоцк. Город опознан по р. Зап. Двина. Зайдя на цель с курсом 50°, штурман сбрасывал по одной бомбе ФАБ-100 и ЗАБ-100 ЦК. Часть бомб разорвалась среди зданий южнее р. Зап. Двина, большая часть бомб разорвалась среди зданий севернее р. Зап. Двина и перекрыли северо-западную часть жел. дор. узла. От разрыва бомб севернее реки возник пожар с последовавшим сильным взрывом красного пламени. По заявлению хвостового стрелка сержанта Гурина пожар и взрыв произошел севернее реки у изгиба путей железнодорожного узла.

Экипаж самолета № 42015, к-р Пономаренко, штурман Смирнов, придя на цель по расчету времени, наблюдали бомбометание других самолетов и два больших пожара, считая что это цель, в 21 час 30 мин сбросил бомбы 2 ФАБ-500 ТГА, 4 ФАБ-250 ТГА и 4 ФАБ-250 из-за облаков прицеливаясь по пожарам.

Экипаж самолета № 42067, к-р Обухов, штурман Кононенко в 21.40 вышел в район цели на высоте 600 м и по изгибу р. Зап. Двина и подходящим дорогам опознали Полоцк, набрали высоту 1000 м и с этой высоты были сброшены 8 ФАБ-250, которые разорвались среди зданий города. От разрыва бомб в городе возникло два пожара. Бомбы ФАБ-1000 были сброшены с высоты 2000 м из-за облаков, прицеливаясь по пожарам.

Вывод: Три экипажа бомбили город и жел. дор. узел Полоцк. Цель была опознана по изгибу р. Зап. Двина, по озеру, что севернее жел. дор. узла и по разветвлениям дорог. Точно определить количество бомб, попавшим по путям жел. дор. узла невозможно из-за низкой облачности, плохой видимости.

В результате бомбометания в городе и на путях жел. дор. узла возникло 4 пожара, из них один пожар, возникший, по наблюдению, на путях центральной части узла, сопровождался сильным взрывом красного пламени. Пламенем взрыва осветило самолет.

4. ПВО противника. По самолетам, бомбившим жел. дор. узел Полоцк в 20.56 - 21.30, противодействия ЗА не было. По самолету, бомбившему цель в 21.30 велся огонь МЗА до 5 точек и действовал 1 прожектор.

5. Самолет № 42066, к-р корабля Зеленский, штурман Штепенко из-за плохих метеоусловий к основной цели не пробился и вернулся обратно в Клин, восстановил детальную командировку, пошел на запасную цель и вышел в район аэродрома Дугино.

В 22.16-22.25 с высоты 2600 м сброшено: 8 ФАБ-250 ТГА, 2 ФАБ-1000 и 1 САБ-100. Бомбы сбрасывались одиночно, прицеливаясь по прожекторам и площади, ограниченной зенитными точками. Куда попали бомбы, определить было невозможно из-за сплошной облачности с дождем и снегопадом. По самолету велся огонь ЗА среднего и крупного калибра до 6 орудий и 5 огневых точек МЗА. Работало 5 прожекторов.

6. Потерь нет.

7. Воздушные стрелки с-та № 42015, к-р Пономаренко, вели огонь по прожекторам и огневым позициям ЗА. В районе г. Полоцк при обстреле - действия прожекторов и ЗА были прекращены. В 21.45 по шоссейной дороге Витебск-Невель обстреляна автоколонна, двигающаяся на Невель. После обстрела автомашины выключили свет. Израсходовано 180 патронов "БС" и 60 снарядов пушки "ШВАК".

8. Метеоусловия. По маршруту до Клина - безоблачно, от Клина до цели - слоисто-дождевая облачность 9-10 баллов, Н=1000 - 600 м. На Н=2500 обледенение. Над целью - облачность 8-10 баллов, Н=600 м.

9. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет № 42015 - тряска четвертого мотора. Остальные самолеты исправны.

Вывод:

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев

Начальник штаба подполковник Иващенко

Дата размещения на сайте 2.06.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-