Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узлов Смоленск и Орша

746 АП ДД 2 и 5.10.1942 г

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 113 части Егорова, 2.10.42 г. 07.20 карта 500000.

1. В ночь с 1.10 на 2.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Четыре самолета бомбардировали основную цель жел. дор. узел Смоленск. Два самолета бомбардировали основную цель, жел дор. ст. Смоленск - сортировочная.

Общий налет 23 час 05 мин.

2. Всего сброшено бомб: 2 ФАБ-500, 12 ФАБ-250ТГА, 32 ФАБ-250, 24 ФАБ-100ТГА, 9 ФАБ-100, 9 ЗАБ-100 УК, 2 РРАБ-2 с (АО-25=48, ЗАБ-2,5=40) 12 САБ-100, 2 САБ-50, весом 18 т 190 кг.

3. Жел. дор. узел Смоленск - центральный бомбардирован четырьмя кораблями в период 01.30 - 02.35 с высоты 5300-5900 м. На цель сброшено: 2 ФАБ-500, 24 ФАБ-250, 12 ФАБ-250ТГА, 9 ФАБ-100, 9 ЗАБ-100УК, 8 САБ-100, 2 САБ-50.

Экипажи наблюдали разрывы всех бомб, три экипажа, бомбившие жел. дор. узел Смоленск в период 1.30 - 1.58, бомбили прицельно и наблюдали разрывы бомб на путях жел. дор. узла, среди станционных построек и часть бомб среди зданий города, прилегающих к вокзалу.

Один экипаж, к-р корабля Обухов, штурман Кононенко, бомбивший в 2.05-2.35 из-за густой дымки цели не смог наблюдать, сделал четыре захода на цель, сбросил бомбы в районе цели. Точно отметить, куда попали бомбы не смог. В результате бомбометания возникло 4 очага пожара, два из них кратковременные, а два продолжали гореть и наблюдались другими экипажами, бомбившими цель позднее.

Самолет поджигателя цели, командир корабля Зеленский, штурман Штепенко хорошо выполнили задачу в время с 1.45 над целью сбросили серию САБов, осветивших цель, сзади идущие экипажи использовали горящие САБы для выхода на цель.

4. Жел дор. ст. Смоленск - сортировочная бомбардирована двумя кораблями в период 01.45-01.47 с высоты 5100 - 5600 м.

На цель сброшено: 8 ФАБ-250, 24 ФАБ-100ТГА 2 РРАБ-2 с (АО-25=18, ЗАБ-2,5=40), 4 САБ-100.

Экипажи наблюдали разрывы бомб в районе ст. Сортировочная, часть бомб ФАБ-100 ТГА попала в деревню Шатновка, что южнее ст. Сортировочная, остальные разрывы бомб наблюдали севернее р. Днепр, точно отметить попадание по путям станции экипажи не могли из-за плохой видимости. Пожаров не возникло.

5. ПВО противника. Жел. дор. узел Смоленск прикрывается ЗА крупного и среднего калибра 30-35 орудий. Действовало 25-30 прожекторов. Часть самолетов попадало в лучи прожекторов и удерживалось в течение 1-2 мин.

6. Потерь нет.

7. Метеоусловия: По маршруту и над целью безоблачно, густая дымка.

8. Наблюдением экипажей установлено:

2.25 аэродром Дугино, действовало 8 прожекторов, вела огонь ЗА среднего калибра до 3-х батарей.

1.22 с аэродрома Шаталово взлетел самолет.

9. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет 42107 на высоте 5000 м падает давление бензина на 1-м моторе. Остальные самолеты исправны.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев

Начальник штаба подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 114 части Егорова, 5.10.42 г. 8 час 15 мин карта 5000000.

1. В ночь с 4.10 на 5.10.42 г. произведено шесть самолетовылетов. Пять самолетов бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Орша. Один самолет, командир корабля Перегудов, из-за отказа 1-го мотора до основной цели не дошел, бомбы сбросил в районе Ляды, 50 км восточнее Орша.

2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 16 ФАБ-250ТГА, 30 ФАБ-100, 36 ФАБ-100ТГА, 12 САБ-100 ЦК, 4 ЗАБ-100УК, 2 РРАБ-2 (48 АО-25, 40 АО-2,5), 14 САБ-100, 1 САБ-50. Итого весом 22 т 285 кг. Сброшено 42 тыс. листовок. Общий налет 30 час 34 мин.

3. Жел дор. ст. Орша бомбардирован пятью самолетами в период 3.34 - 4.27 с высоты 4200 - 4600 м.

На цель сброшено: 4 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 16 ФАБ-250 ТГА, 8 ФАБ-250, 20 ФАБ-100, 24 ФАБ-100ТГА, 2 РРАБ-2 с (АО-25=48, ЗАБ-2,5=40), 11 ЗАБ-100, 6 САБ-100, 1 САБ-50 - всего 18 т 445 кг. Сброшено 42 тыс листовок.

Экипажи наблюдали разрывы бомб на жел. дор. путях и среди станционных построек. Часть бомб разорвалась среди зданий, прилегающих к жел. дор. путям с южной стороны. 2 ФАБ-1000 разорвались в юго-западной части жел. дор. станции пассажирская и 2 ФАБ-1000 на жел. дор. путях центральной части станции у вокзала.

2 ФАБ-500 и 8 ФАБ-100 разорвались на жел. дор. путях станции товарная.

В результате бомбометания возникло 4 очага пожаров. Один пожар сопровождался сильными взрывами красного пламени с густым черным дымом, возник на путях станции пассажирская, центральной части.

Один пожар сос взрывами с выбрасыванием синего цвета пламени возник в северо-восточной части узла. Один пожар возник на жел. дор. путях станции товарная, кроме того, в центральной части жел. дор. путях пассажирская - возник сильный взрыв синего цвета.

При подходе к цели в период 3.35-4.00 экипажи наблюдали бомбометание по станции пассажирская до 5-ти самолетов и два крупных пожара, которые наблюдались в период бомбометания и при отходе от цели и несколько очагов мелких пожаров, которые быстро затухали, а также несколько сильных взрывов на станции с выбрасыванием огней синего цвета.

4. Жел. дор. узел Орша прикрыт слабым огнем ЗА среднего калибра до 3-х орудий. Работы прожекторов не отмечено.

5. Самолет № 42077, командир капитан Перегудов, штурман ст. лейтенант Шараев из-за отказа 1-го мотора основной цели не достиг, бомбы сбросил в р-не Ляды, 50 км восточнее Орша по населенному пункту.

Сброшено бомб: 12 ФАБ-100 ТГА, 12 ЗАБ-100 ЦК, 10 ФАБ-100, 6 САБ-100. Всего весом 3 840 кг.

Наблюдали разрывы бомб, пожаров не возникло.

6. Метеоусловия. По маршруту до линии фронта - ясно, далее к цели тонкая облачность, местами до 5-6 баллов.

На обратном маршруте до Селижарово - высоко-перистая облачность до 4 - 5 баллов. От Селижарово до района посадки - ясно.

7. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет 42015 - прогорел клапан 4-го мотора, самолет № 42077 - отказал 1-й мотор. Остальные самолеты исправны.

Вывод: Все пять экипажей, бомбардировавших основную цель жел. дор. узел Орша - задание выполнили успешно.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев

Начальник штаба подполковник Иващенко

Дата размещения на сайте 1.06.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-