Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узла Смоленск

746 АП ДД 29 и 30.9.1942 г

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 111 части Егорова, 30.9.42 г. 07.15 карта 500000.

1. В ночь с 29.9 на 30.9.42 г. произведено 11 самолетовылетов, 9 самолетов бомбардировали основную цель жел. дор. узел Смоленск центральный. 2 самолета бомбардировали основную цель, жел дор. ст. Сортировочная.

Общий налет 39 час 26 мин.

2. Всего сброшено бомб: 8 ФАБ-1000, 20 ФАБ-500, 40 ФАБ-250ТГА, 48 ФАБ-100ТГА, 48 ЗАБ-100УК, 2 РРАБ-2 с (АО-15=70, ЗАБ-2,5=80) и 3 САБ-100. Всего весом 39 т 015 кг.

Сброшено 380 тыс. листовок.

3. Жел. дор. узел Смоленск центральный бомбардирован 9 кораблями в период 20.22 - 20.50 и 3.15 - 3.21 с высоты 5900-6600 м. На цель сброшено: 6 ФАБ-1000, 18 ФАБ-500, 24 ФАБ-250ТГА, 48 ФАБ-100ТГА, 48 ЗАБ-100УК, 2 РРАБ-2 с (АО-15=70, ЗАБ-2,5=80) и 3 САБ-100. Сброшено 380 тыс. листовок.

Экипажи наблюдали разрывы бомб на путях и среди станционных построек жел. дор. узла Смоленск центральный. 3 ЗАБ-100 УК и 3 ФАБ-100ТГА разорвались в северной части города Смоленск. В результате бомбометания возникло 18 очагов пожаров, 10 пожаров на путях и среди станционных построек центральной и восточной части узла, из них 4 пожара больших размеров. Остальные небольшие пожары, 8 пожаров возникли в западной части узла, один из них сопровождался взрывом красного пламени.

Прицельное бомбометание из-за плохой видимости и ослепления прожекторами было затруднено, в силу этого бомбометание по узлу не было метким, а разбросанным в радиусе 5-6 км от узла. Так, например, в 3.18 экипаж Пономаренко наблюдал до 6 серий разрывов бомб в северной части г. Смоленск, также отмечают и другие экипажи. Так, например, экипаж Зеленского, штурман Штепенко в течение 15 мин в 3.00-3.15 наблюдал разбросанное бомбометание другими самолетами вокруг основной цели.

Пожары, возникшие от бомбометания, в большинстве были кратковременные, только отдельные пожары были больших размеров и продолжительными. Эти пожары наблюдались сзади идущими экипажами.

4. Жел дор. ст Сортировочная (Колодня) бомбардирована двумя самолетами в 3.08-3.10 с высоты 3800 - 6000 м.

На цель сброшено 2 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500, 16 ФАБ-250ТГА. Экипажи наблюдали разрывы бомб на путях и среди станционных построек в западной и восточной части станции. В результате бомбометания возникло 2 пожара, один из них сопровождался взрывом красного пламени.

При подходе к цели в 3.00 - 3.05 экипажи наблюдали 3 небольших пожара на путях станции.

5. ПВО противника. Жел. дор. узел Смоленск прикрывается ЗА среднего и крупного калибра 25-30 орудий. Действовало 20-25 мощных прожекторов. Огонь интенсивный, в лучах прожекторов ни один самолет не удерживался. Разрывы снарядов наблюдались вблизи около самолета, но пробоин нет. Экипажи отмечают, что при втором налете огонь ЗА был слабее и менее организованным.

6. Потерь нет.

7. Метеоусловия: По маршруту и над целью безоблачно.

8. Наблюдением экипажей установлено:

В 19.55 Дорогобуж, на аэродроме выложен ночной старт.

19.53 - бомбометание Спас Деменск.

19.35 - бомбометание Ельня.

9. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:

Самолет 42067 первый и третий мотор детонируют. Остальные самолеты исправны.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев

Начальник штаба подполковник Иващенко

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 112 части Егорова, 1.10.42 г. 7 час 50 мин карта 5000000.

1. В ночь с 30.9 на 1.10.42 г. произведено 10 самолетовылетов. Три самолета бомбардировали основную цель, жел. дор. узел Смоленск. Шесть самолетов бомбардировали основную цель жел. дор. узел Рославль.

Один самолет к-р корабля Перегудов задание не выполнил из-за отказа первого мотора и через 22 мин полета вернулся с маршрута и произвел посадку с бомбами на своем аэродроме.

Общий налет 31 час 34 мин.

2. Всего сброшено бомб: 6 ФАБ-1000, 10 ФАБ-500, 42 ФАБ-250, 16 ФАБ-250ТГА, 16 ФАБ-100ТГА,

<...>

3. <...>

Выход на цель и прицельное бомбометание были усложнены (плохая видимость, наличие облачности, временами прямо над целью, и ослеплением экипажей прожекторами, действующими в районе цели). Бомбометание было разбросанным, экипажи наблюдали разрывы бомб в городе и в районе, прилегающем к городу в радиусе 10 км.

4. ПВО противника. Жел. дор. узел Смоленск прикрывается ЗА среднего и крупного калибра до 25-30 орудий. Действовало 20-25 прожекторов. Некоторые самолеты брались в лучи прожекторов. Так, например, самолет 42015 к-р корабля Пономаренко был взят в лучи прожекторов и удерживался в течение 2-3 мин. В это время ЗА вела прицельный огонь. Разрывы снарядов наблюдались около самолета сзади, выход из лучей прожекторов увеличением скорости со скольжением.

5. Жел. дор. узел Рославль бомбардирован в период 3.10-3.12 с высоты 4500-5400 м. На цель сброшено:

6 ФАБ-1000, 2 ФАБ-500, 14 ФАБ-250, 8 ФАБ-250 ТГА, 16 ФАБ-100 ТГА, 16 ЗАБ-10УК и 14 САБ-100. Сброшено 160 тыс. листовок.

Экипажи наблюдали разрывы бомб на путях и среди построек узла, часть бомб попали в центральную и северо-восточную часть города, а именно 13 ФАБ-250, 3 ФАБ-100 ТГА и 6 ЗАБ-100 УК.

В результате бомбометания на путях и среди станционных построек центральной части и юго-восточной части узла возникло 16 пожаров, из них 4 пожара больших размеров. В северо-восточной части узла возникло 3 очага пожара, всего 19 пожаров. В городе экипажи наблюдали также около 10 пожаров. Самолет 42086, к-р корабля Зеленский, штурман Штепенко, выполнявший задачу поджигателя и осветителя цели выполнил задачу хорошо, по отзывам штурманов всех экипажей. Сброшенные сериями САБы хорошо освещали цель, что облегчало выход на цель и прицельное бомбометание.

Все экипажи отмечают кучное бомбометание по цели и большое число пожаров. Так, например, при отходе от цели в 3.42-3.48 экипажи командиров кораблей Зеленского и Макаренко наблюдали до 15 пожаров на путях жел. дор. узла и в городе, особенно большой очаг пожара отмечается в разветвлении железных дорог в юго-восточной части узла.

6. ПВО противника. Жел. дор. узел Рославль прикрывается ЗА среднего и крупного калибра до 8 орудий и МЗА до 6 точек.

Действовали 6-8 прожекторов.

7. Потерь нет.

8. Метеоусловия. По маршруту на Смоленск до района цели безоблачно, в районе цели и над целью проходящая облачность, достигавшая временами до 6 баллов, высота 3000 м.

По маршруту на Рославль ясно, над целью ясно.

9. Матчасть вылетавших кораблей на боевое задание:

Самолет 42015 тряска 1 и 2 моторов, требует осмотра и регламентных работ. Самолет 42077 не работает Р2 на 1-м моторе. Остальные самолеты исправны.

Вывод: Бомбометание по жел. дор. узлу Рославль выполнено успешно всеми экипажами.

Бомбометание по жел. дор. узлу Смоленск центральный выполнено, но наблюдение за результатами бомбометания было затруднено, экипажи ослеплялись лучами прожекторов.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД бат. комиссар Васильев

Начальник штаба подполковник Иващенко

Дата размещения на сайте 30.05.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

30 05 2016.

Документы очень плохого качества...
"... не работает Р2 на 1-м моторе" - вероятно нагнетатель на 2-й скорости.


©AirPages
2003-