Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж.д. узла Витебск

746 АП ДД 23.2.42 г

<< | >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 11 штаба 746 АП ДД Ковров 23.2.1942 г. 01.00, карта

1. В ночь с 22.2 на 23.2.42 г. полк четырьмя самолетами бомбардировал ж.д. узел г. Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Витебск - пассажирская. Время бомбометания 20.20-21.23. Высота бомбометания 6450-6650 метров. На цель сброшены: восемьдесят бомб, из них: одна ФАБ-2000, три ФАБ-1000, двенадцать ФАБ-250, шестьдесят четыре ФАБ-100.

Отмечено прямое попадание по путям и станционным постройкам станций пассажирская и товарная 59 бомб, прямое попадание одной бомбы ФАБ-250 в ж.д. мост через реку Зап. Двина на г. Орша, двадцать пять бомб ФАБ-100 попали в сев. восточную часть г. Витебск.

В результате бомбометания возникло на путях и станционных постройках узла шесть очагов пожара, которые сопровождались сильными взрывами, от этих взрывов разлетались во всек стороны на большой радиус белые огни.

В районе цели сброшено 138 тысяч листовок, из них: 68 тысяч доклад т. Сталина на русском и немецком языках.

2. Самолет № 4218, командир корабля майор Пахомчик, штурман майор Романов в 17.15 22.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. пассажирская. В 20 час 20 мин с высоты 6500 м на цель сброшены 12 ФАБ-250. Бомбы сброшены в один заход серией с интервалом 0,25 сек. Экипаж наблюдал прямое попадание одиннадцати бомб путям ст. товарная и прямое попадание одной бомбы в северную часть ж.д. моста через реку Зап. Двина на г. Орша. В результате бомбометания на путях станции товарная возникло три очага пожара, сопровождавшиеся последующими взрывами.

В районе цели сброшено 25 тысяч листовок доклад т. Сталина.

Противодействие ПВО Над целью ЗА малого калибра до 4 точек вела малоинтенсивный огонь. Работали 6 прожекторов, расположенные в городе Западнее и Севернее ж.д. узла и на аэродроме 2 прожектора. Прожектора начали работу с опозданием, когда уже были сброшены бомбы.

При полете к цели в 19.40 Н=6000 м район г. Белый ЗА среднего калибра открыла слабый огонь по самолету, разрывы снарядов ниже самолета. При обратном полете у г. Ржев на Н=4700 м по самолету был открыт интенсивный огонь ЗА крупного, среднего и малого калибра. Разрывы снарядов ниже и на уровне самолета.

Наблюдением экипажа установлено: по дороге от г. Сычевка направлением на г. Ржев движение автомашин отдельными группами общей численностью до 50 единиц. От г. Торопец по дороге, идущей на восток большое движение автомашин. Численность не установлена. Города Белый, Велиж, Демидов охвачены пожарами.

Метеоусловия: При полете к цели до Александров - сплошная облачность, высота 200 м, далее до района цели и над целью ясно. В основном прогноз погоды оправдался, за исключением района посадки, где по прогнозу давалась облачная погода.

После выполнения задания экипаж в 22 час 42 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 27 мин.

Матчасть: четвертый мотор работал ненормально, требует осмотра. Плохо работало СПУ, РПК-2 на прием работал плохо.

3. Самолет № 42015, командир корабля полковник Алексеев, штурман майор Лебедев в 17.32 22.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. пассажирская.

В 20 час 30 мин с высоты 6500 м на цель сброшены сорок ФАБ-100. Бомбы сброшены в два захода сериями залпов с интервалом 0,2 сек.

1-й заход серия залпов из 20 бомб в залпе по 2 бомбы. Все бомбы попали по путям сев. части ст. пассажирская. В результате бомбометания возник один очаг пожара.

2-й заход серия залпов из 20 бомб в залпе по 2 бомбы, штурман наводил на цель ст. пассажирская, лётчик, доворачивая самолет, создал крен, штурман, увлекшийся прицеливанием этого не заметил и сбросил бомбы при крене, все бомбы попали в сев. восточную часть г. Витебск у реки Зап. Двина. От разрывов бомб возник сильный взрыв, от которого разлетелись во все стороны на большой радиус белые огни. Разрывы этих бомб и вызванный взрыв наблюдал экипаж капитана Лисачева, который как раз в это время подошел к цели.

В районе цели сброшены 70 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: Над целью ЗА до 4 орудий крупного и среднего калибра и до 6 точек малого калибра вела малоинтенсивный огонь по самолету, разрывы снарядов ниже самолета. Работало 6 прожекторов, из них два расположены у аэродрома.

Наблюдением экипажа установлено: 25-30 км северо-восточнее г. Витебска движение до 30 автомашин с зажженными фарами направлением движения к г. Витебск. С северо-запада направлением на г Белый движением отдельных групп автомашин. В р-не г. Белый пожары.

Метеоусловия: при полете к цели до Загорск сплошная облачность, высота 200 м, далее до района цели и над целью ясно.

Обратный полет - на всем маршруте, в районе аэродрома посадки ясно. В основном прогноз погоды оправдался, за исключением района посадки, где по прогнозу давалась облачная погода.

После выполнения задания экипаж в 22 час 58 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 26 мин.

Матчасть: в полете не работали приборы: авиагоризонт 1 и 2 летчика, крутился ГПК автопилота.

4. Самолет № 4221, командир корабля капитан Лисачев, штурман майор Томкевич в 17.42 22.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. пассажирская. В 20 час 40 мин с высоты 6450 м на цель сброшены 24 ФАБ-100 и 2 ФАБ-1000. Бомбы сброшены в два захода сериями.

1-й заход серия из двадцати бомб с интервалом 0,2 сек. Экипаж наблюдал прямое попадание 16 бомб по путям ст. пассажирская и 4 бомб в станционные постройки и дома восточнее вокзала.

В результате бомбометания на путях ст. пассажирская вызваны два очага пожара, которые сопровождались взрывами с разбрасыванием огней на большой радиус, вероятно взорваны боеприпасы. Бомбы, попавшие в станционные постройки и дома, вызвали сильный взрыв и один очаг пожара.

2-й заход серия из шести бомб - 2 ФАБ-1000 и четыре ФАБ-100. Разрывы всех бомб наблюдали на путях ст. товарная.

При подходе к цели экипаж наблюдал разрывы бомб и сильный взрыв в сев. восточной части г. Витебск и затухающий пожар на путях ст. пассажирская.

В районе цели сброшены 18 тыс. листовок доклад т. Сталина и др.

Противодействие ПВО - Над целью ЗА среднего калибра до 4 орудий и малого калибра до 2 батарей вела малоинтенсивный огонь по самолету, разрывы снарядов ниже самолета. Работали 5 прожекторов, два из них расположены у аэродрома, остальные в городе западнее и севернее узла.

Наблюдением экипажа установлено: с юга к г. Белый подходили автомашины до 10 единиц с зажженными фарами. Проходя г. Ржев наблюдали бомбардировку его и сильный огонь ЗА из г. Ржев.

Метеоусловия: При полете к цели до г. Александров сплошная облачность, высота 200 м, далее до района цели и над целью ясно. При обратном полете на маршруте и в районе посадки ясно.

После выполнения задания экипаж в 23.00 произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 18 мин.

Матчасть : моторы работали хорошо, малое давление масляной помпы автопилота, плохо работал ГПК автопилота, левое колесо не тормозит, правое колесо прихватывает тормозом.

5. Самолет № 4214, командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 17.52 22.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. пассажирская. В 21.08-21.23 с высоты 6650 м на цель сброшены одна ФАБ-2000 и одна ФАБ-1000. Бомбы сброшены в два захода по одной бомбе. Экипаж наблюдал прямое попадание ФАБ-2000 по путям рядом с постройками ст. пассажирская. Бомба разорвалась между двумя пожарами, возникшими от бомбометания предыдущих экипажей и вызвала новый пожар.

Через несколько минут после разрыва ФАБ-2000 на месте, где возник пожар, экипаж наблюдал сильный взрыв. ФАБ-1000 попала по путям ст. пассажирская. Вторая ФАБ-1000 зависла и все попытки сбросить ее аварийно не увенчались успехом. Только после включения на пассив бомба была сброшена, попала в р. Зап. Двина и разорвалась. Причина зависания выясняется. При подходе к цели экипаж наблюдал большой пожар на ст. пассажирская.

В районе цели сброшены 25 тыс. листовок т. Сталина.

Противодействие ПВО: - Над целью ЗА до 6 орудий крупного калибра и до 5 точек малого калибра вела огонь по самолету. Разрыв снарядов крупного калибра наблюдали выше самолета примерно на 7000-7500м. Работали 5 прожекторов, которые ловили самолет, но удалось раз 3-4 раза дать лучи по хвосту самолета.

Наблюдением экипажа установлено: в 20.00 с юго-запада к г. Белый движется до 20 автомашин. В 22.00 в 30 км от города Торопец с востока на запад движение 40 автомашин, направлением на г. Торопец. В г. Ржев ЗА среднего калибра вела огонь.

Метеоусловия: При полете к цели до Загорск сплошная облачность высота 100-150 метров, далее до района цели и над целью ясно.

При обратном полете на всем маршруте и в районе посадки ясно.

После выполнения задания экипаж в 23 час 53 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 6 час 01 мин.

Матчасть: отказали 2 ГС-1000 и курсовая часть АВП-12.

6. Самолет № 4215, командир корабля майор Асямов, штурман майор (Романов - зачеркнуто) в 17.24 22.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск. Задание не выполнено.

Потек радиатор, командир корабля принял решение вернуться на свой аэродром и в 18.28 через 1 час 04 мин полета экипаж произвел посадку на своем аэродроме с бомбами.

7. Прогноз погоды, в основном, оправдался, за исключением р-на аэродрома, где по прогнозу давалась облачность, правда с разрывами, но оказалось ясно.

8. Полк готовится к очередному боевому вылету.

9. Общий налет за 22.2.1942 г. 28* час 16 мин, из них ночное время 20 час 00 минут.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Зам. нач. штаба майор Иващенко

* прим. админ - отмечено, как ошибка, должно быть 23 час 16 мин (смотри оригинал текста)

Дата размещения на сайте 14.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева
Форум

©AirPages
2003-