Бомбардирование аэродрома Тузов
746 АП ДД 18.9.1942 г
<< | >>
КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД
Боевое донесение № 103 части Егорова, 18.9.42 г. 19.35 карта 500 000.
1. В ночь с 17.9 на 18.9.42 г. произведено шесть самолетовылетов с задачей уничтожения матчасти и личного состава противника на аэродроме у северо-восточной окраины станицы Тузов, что 25 км юго-западнее Калач.
Четыре самолета бомбардировали основную цель аэродрома Тузов. Один самолет к-р корабля майор Пусэп, штурман майор Штепенко после 50 мин в поисках цели не обнаружил признаков аэродрома у станицы Тузов, бомбил запасную цель аэродром у станицы Голубинский, что 17 км сев. сев. восточнее Калач.
Один самолет командир корабля Ищенко, штурман Гладкий, заметив бортовые огни стоящего на земле самолета юго-западнее Тузов на западном берегу р. Лиска и произвел бомбометание по этой площади.
2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-500, 24 ФАБ-250, 24 ФАБ-100, 20 ЗАБ-100УК, 12 РРАБ-2 (с АО-10=370. АО-8=200, ЗАБ-2,5=480, ЗАБ-1Э=140) и 7 САБ-100. Всего весом 19,325 тонн. Сброшено 780 тыс. листовок.
Общий налет 47 час 02 мин.
3. Аэродром Тузов бомбардирован четырьмя самолетами в период 20.54-21.27 с высоты 3000-3600 м. На цель сброшено 16 ФАБ-250, 23 ФАБ-100, 19 ЗАБ-100УК, 8 РРАБ-2 (с АО-10=280. АО-8=100, ЗАБ-2,5=320) и 4 САБ-100. Сброшено 380 тыс. листовок.
Экипажи наблюдали разрывы всех бомб севернее и северо-восточнее Тузов, кроме 3 ФАБ-250, которые разорвались на западном берегу р. Лиска. Разрывами РРАБов перекрыта станица Тузов и площадь севернее и северо-восточнее Тузов.
В результате бомбометания возникло 7 очагов пожаров, один из них образовался от взрыва.
4. Один самолет в 21.40-21.50 с высоты 3700 м сбросил бомбы юго-западнее станицы Тузов на западном берегу р. Лиска.
8 ФАБ-250, 2 РРАБ-2 с АО-10=6, АО-8=100, ЗАБ-2,5=80 и 2 САБ-100. Сброшено 100 тыс. листовок.
Наблюдали разрывы всех бомб, в результате бомбометания возникло до 7 кратковременных пожаров.
При подходе к цели в 21.22-21.40 три экипажа наблюдали пожары в станице Тузов. Экипаж майора Пусэп, штурман Штепенко в период 21.20-22.05 не обнаружили никаких признаков аэодрома в районе Тузов, Зрянинский Осиновка.
21.40 - экипаж Ищенко, штурман Гладкий на западном берегу р. Лиска, юго-западнее Тузов наблюдал бортовые огни у самолета, стоящего на земле. Бортовые огни наблюдали штурман капитан Гладкий и стрелок бомбардир старшина Дерюгин.
5. ПВО противника. В районе станицы Тузов в период 21.21 - 21.40 по самолетам велся огонь ЗА среднего калибра 3 орудия и МЗА 4 огневые точки. Действовало от 4 до 9 прожекторов. Тот же период времени экипаж майора Пусэп огня ЗА и действия прожекторов в районе Тузов не наблюдал.
6. Аэродром восточнее станицы Голубинский бомбардирован одним самолетом в 22.18 с высоты 3600 м. На цель сброшено 4 ФАБ-500, 2 РРАБ-2 с АО-10=84, ЗАБ-2,5=80, 40 ЗАБ-1Э и 1 САБ-100. Сброшено 100 тыс. листовок. Отмечено попадание двух ФАБ-500 между ст. Голубинской о Доном, две ФАБ-500 попали на южный берег реки Дон. Разрывами РРАБов перекрыта площадь между ст. Голубинский и Доном. В результате бомбометания возникло до 10 очагов пожаров красного пламени.
7. При подходе к цели в 22.15 в 5 км юго-западнее Голубинский экипаж наблюдал один большой пожар. Аэродром Голубинский прикрыт ЗА среднего калибра 3 орудия, МЗА 6 огневых точек. Действовало 5 прожекторов.
Стрелки экипажа Обухова вели огонь по прожекторам и зенитным точкам в районе Тузов, израсходовали 40 снарядов "ШВАК" и 60 патронов "БС".
Стрелки экипажа Пусэп вели огонь по прожекторам и зенитным точкам в районе ст. Голубинский. Израсходовано 80 снарядов пушки "ШВАК".
При ведении огня из пушек прожектора временами работу прекращали.
8. С самолета 42057 командир корабля Додонов, штурман Ушаков сброшено 1 ФАБ-100 и 1 ЗАБ-100 УК на станцию Ново-Максимовский. Отмечено попадание по путям станции. В результате возник один пожар, сопровождавшийся взрывами.
9. При поиске цели аэродрома Тузов в период 21.40-22.05 с самолета 42066 сброшено 40 ЗАБ-1Э в районе Тузов, Осиновка, Зрянинский. В результате бомбометания возникло до 10 мелких пожаров красного цвета. Эти пожары наблюдались другими экипажами, прибывшими в этот район последними.
10. Метеоусловия. До района Балашов облачность до 10 баллов высотой 2800 - 3000 м, от Балашов до цели безоблачно. Над целью временами проходила тонкая облачность.
11. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание:
Самолет 42067 1 и 2-й моторы работали с перебоями. Остальные самолеты исправны.
7. Вывод: По донесению экипажа Ищенко на западном берегу р. Лиски, юго-западнее Тузов наблюдался самолет с зажженными бортогнями, что маловероятно, т.к. рельеф местности не дает основания полагать наличия там аэродрома, к тому же в 21.20 это место было освещено САБами и штурман майор Томкевич наблюдал, что местность на западном берегу р. Лиски очень пересеченная оврагами и неровностями.
Все экипажи отмечают в донесениях слаженность отыскания полевого аэродрома и экипажи, бомбившие аэродром северо-восточнее Тузов не уверены в наличие на нем материальной части самолетов противника, т.к. возникшие пожары в результате бомбометания не характерны для аэродромных объектов.
/Командир полка майор Дмитриев
Военком 746 АП ДД полковой комиссар Брюзгин
Начальник штаба подполковник Иващенко
Дата размещения на сайте 24.05.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|