Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование г. Будапешт

746 АП ДД 5 и 10.9.1942 г

<< | >>

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 100 части Егорова, 5.9.42 г. 08.00 карта 1000 000.

1. В ночь с 4.9 на 5.9.42 г. произведено пять самолетовылетов. Два самолета бомбардировали основную цель г. Будапешт. Один самолет командир корабля Бойченко из-за отказа первого мотора к основной цели не дошел и бомбардировал запасную цель жел. дор. перегон Ржев - Сычевка.

Один самолет, командир корабля Обухов из-за отказа матчасти, упало давление масла на втором моторе, до основной цели не дошел и бомбардировал запасную цель г. Двинск.

Один самолет, командир корабля Ищенко, штурман Гладкий, основной цели г. Кенигсберг не нашел и по донесению экипажа бомбардировал г. Тильзит, а по данным радиопеленгации бомбометание произведено в районе Мемель.

Общий налет 40 час 12 мин.

2. Всего сброшено бомб: 2 ФАБ-1000 ТГА, 6 ФАБ-500 ТГА, 28 ФАБ-250 ТГА. Всего весом 12,0 тонн. Сброшено 180 тыс. листовок.

3. Жел. дор. перегон Ржев-Сычевка, 18 км севернее Сычевки, бомбардирован одним самолетом в 21.04 с высоты 4000 м. На цель сброшено 6 ФАБ-500 ТГА. Экипаж наблюдал прямое попадание одной ФАБ-500 ТГА по жел. дор. путям, две ФАБ-500 разорвались с недолетом до ж. д. путей 200 м и три ФАБ-500 с перелетом. Пожаров не возникло.

4. Город Двинск бомбардирован одним самолетом в 22.30 с высоты 4800 м. На цель сброшено: 10 ФАБ-250 ТГА, 60 тыс. листовок. Разрывы всех бомб наблюдали в западной части города. В результате бомбометания возникло 4 очага пожара, из них два больших в западной части города.

5. По донесению экипажа самолета 42107, командир Ищенко, штурман Гладкий, бомбы сброшены на г. Тильзит, а по прокладке наземной радиопеленгации бомбардирован населенный пункт в районе г. Мемель. В 20.30 с Н=5700 м сброшено 10 ФАБ-250*, 26 тыс. листовок.

От разрывов бомб возникло 2 очага пожара, один из них большого размера красного пламени.

6. Город Будапешт Бомбардирован двумя самолетами в период 00.50 - 01.04 с Н=7000 - 7100 м. На цель сброшено 2 ФАБ-1000 ТГА, 8 ФАБ-250 ТГА, девяносто четыре тыс. листовок. Экипажи наблюдали разрывы 8 ФАБ-250 ТГА, 2 ФАБ-1000 ТГА в центре западной части города.

В результате бомбометания возникло три очага пожара в центре западной части города.

7. ПВО противника. Над целью Двинск, район Мемель, ж.д. перегон Ржев - Сычевка противостояния ЗА не было. Работы прожекторов не отмечено.

8. Город Будапешт прикрыт огнем ЗА до 10 орудий крупного калибра. Работало до 20 прожекторов. ЗА вела беспорядочный огонь по самолету, бомбившему цель в 01.04. А по самолету, бомбившему цель в 00.50 вела огонь МЗА до 2-х огневых точек, действовало 15 прожекторов.

9. Особые случаи. Самолет 42028 командир майор Бойченко на маршруте в 20.40 обрезал первый мотор, с перебоями работал второй мотор, в результате чего самолет потерял 2500 м высоты. Командир корабля пытался выйти на запасную цель Вязьма, но не смог в силу быстрого снижения самолета, поэтому бомбы сбросил по жел. дор. полотну Ржев-Сычевка.

10. Наблюдение экипажей:

1) При подходе к цели в 00.46-01.00 экипажи наблюдали разрыв 4-х серий бомб в восточной и юго-восточной части города.

2) По маршруту от г. Львов и до г. Будапешт населенные пункты освещены электросветом. Сам город Будапешт ярко освещен электросветом, после бомбометания нашими самолетами свет в центре города был выключен, а на окраинах продолжал гореть.

3) При полете к цели экипажи наблюдали бомбометания ряда городов, так, например, в 23.35 г. Львов бомбардирован тремя самолетами. В 23.03 бомбардирован г. Луцк. В 00.20 г. Кошица бомбардирован одним самолетом.

11. Потерь нет.

12. Метеоусловия: По северному маршруту до района Клин облачность тонкая, слоисто кучевая 6-7 баллов, Н=1800-2000 м, далее до берега моря преимущественно ясно.

По южному маршруту - от ИПМ до района Луцк малооблачно, дымка, западнее Луцк пересечение фронта с грозовой деятельностью, высота грозовых облаков до 8000 м. От Львов до цели и над целью безоблачно, дымка. Видимость 5-6 км.

Вывод. Экипажи, бомбившие г. Будапешт, выполнили задание успешно. Экипажи, вылетевшие на бомбардирования г. Кенигсберг, ни один цели не достиг. Успешно бомбил по запасной цели г. Двинск экипаж самолета 42067, к-р корабля Обухов, штурман Томкевич.

13. Матчасть самолетов:

Самолет 42028 отказал первый мотор, с перебоями работал второй мотор.

Самолет 42067 упало давление масла второго мотора.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД полковой комиссар Брюзгин

Начальник штаба подполковник Иващенко

* - прим. админ. - очевидно речь идет также о ФАБ-250 ТГА, т. е. о фугасной бомбе ФАБ-250, снаряженной взрывчатым веществом - сплавом ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры).

Документы штаба АДД на боевой вылет 4-5.9.1942 г.

КОМАНДИРУ 45 АВИАДИВИЗИИ ДД

Боевое донесение № 101 части Егорова, 10.9.42 г. 12.30 карта 1000 000.

1. В ночь с 9.9 на 10.9.42 г. произведено шесть самолетовылетов.

Два самолета бомбардировали основную цель г. Будапешт.

Два самолета бомбардировали основную цель г. Кенигсберг.

Один самолет командир корабля Сумцов из-за отказа первого мотора к основной цели не дошел, бомбы сбросил на жел. дор. станцию Аселье, 20 км восточнее Рославль.

Один самолет, командир корабля Обухов из-за отказа четвертого мотора до основной цели не дошел и бомбардировал запасную цель жел. дор. узел Двинск.

Общий налет 52 час 41 мин.

2. Всего сброшено бомб: 4 ФАБ-1000 ТГА, 8 ФАБ-500 ТГА, 26 ФАБ-250 ТГА, 3 САБ-100, 18 ЗАБ-1Э, 18 ЗАБ-2,5. Всего весом 14,728 тонн. Сброшено 190 тыс. листовок.

3. Город Будапешт бомбардирован двумя самолетами в период 00.40 - 00.48 с высоты 7000 - 7100 м. На цель сброшено 4 ФАБ-1000 ТГА, 18 ЗАБ-1Э, 18 ЗАБ-2,5. Сброшено 90 тыс. листовок.

Отмечено попадание всех бомб в центральную часть города западнее р. Дунай.

В результате бомбометания возникло два больших очага пожара и 5 мелких пожаров, возникших от зажигательных бомб.

4. Город Кенигсберг бомбардирован двумя самолетами в период 23.28 - 23.58 с высоты 7050 - 7200 м. На цель сброшено 2 ФАБ-500 ТГА, 18 ФАБ-250 ТГА, 3 САБ-100. Сброшено 60 тыс. листовок.

Отмечено попадание в центральный и южный район центра города (объекты 71, 67, 40, 49).

В результате бомбометания возникло до 5-ти очагов пожаров и один сильный взрыв. Зарево взрыва наблюдал при подходе экипаж самолета 42107 Ищенко за 100 км, взрыв развился в большой пожар.

5. Жел. дор. ст. Аселье, 20 км восточнее Рославль бомбардирована одним самолетом в 20.45 с высоты 4000 м. На цель сброшено 4 ФАБ-500 ТГА. Отмечено попадание двух бомб по жел. дор. путям. Разрывы остальных двух ФАБ 500ТГА не наблюдали, очевидно, попали в болотное место и зарылись глубоко в землю. Пожаров не возникло.

6. Экипаж самолета 42067 командир корабля Обухов, штурман Томкевич по радио донес, из-за отказа четвертого мотора в 22.34 бомбил жел. дор. узел Двинск. На цель сброшено 2 ФАБ-500 ТГА, 8 ФАБ-250 ТГА. Сброшено 40 тыс. листовок. Посадка произведена в Мигалово. Донесения экипажа о результатах бомбометания не поступало.

7. ПВО противника. Город Будапешт в 00.40 отмечен огонь ЗА до 3-х орудий крупного калибра и до 12 орудий среднего калибра. Действовало до 20 прожекторов.

На высоте 4000 м в районе цели отмечено патрулирование истребителей противника. В 00.48 велся огонь ЗА до 10 орудий крупного калибра и до 20 орудий среднего и мелкого калибра, действовало до 35 прожекторов. Ни один самолет в лучи прожекторов не был пойман.

Город Кенигсберг прикрыт интенсивным огнем ЗА до 20 орудий крупного и среднего калибра. Действия прожекторов не отмечено.

8. Потерь нет.

9. Наблюдением экипажей установлено:

1) В 00.48 в г. Будапешт до пяти очагов пожаров, два больших пожара в центре города, западнее р. Дунай и три очага пожара в центральной части города, восточнее р. Дунай.

2) Все населенные пункты на территории Венгрии затемнены, г. Будапешт также был затемнен.

3) Город Кенигсберг 23.53 освещен был большим числом пожаров, определить количество пожаров не удалось из-за тонкой пелены облачности.

10. Метеоусловия: По маршруту на Будапешт до Рославль облачность 10 баллов, высота в начале маршрута 100 м с повышением до 1000 м, далее редкая облачность до полного прояснения. Над целью безоблачно, густая дымка.

На Кенигсберг от Московского моря до берега безоблачно, над целью тонкая пелена облачности с разрывами.

11. Матчасть самолетов, вылетавших на боевое задание: самолет 42077 - обрыв всасывающего клапана правого блока первого мотора, самолет 42067 - течь радиатора четвертого мотора. Матчасть остальных кораблей исправна.

Вывод: Экипажи, бомбившие г. Будапешт и Кенигсберг успешно выполнили задание.

Командир полка майор Егоров

Военком 746 АП ДД полковой комиссар Брюзгин

Начальник штаба подполковник Иващенко

Дата размещения на сайте 20.05.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

22 05 2016.

Как мы видим, каждый боевой вылет тщательно готовился, начиная с приказа с политическим обоснованием необходимости бомбардировки, и заканчивая штурманскими указаниями, указаниями по радиосвязи, профилю и режимам полета...


©AirPages
2003-