Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж.д. узла Витебск

746 АП ДД 21.2.42 г

<< | >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 10 штаба 746 АП ДД Ковров 21.2.1942 г. 23 ч 30 м, карта 500 000.

1. В ночь с 20.2 на 21.2.42 г. полк тремя самолетами бомбил ж.д. узел г. Витебск и перегон ж.д., идущий на Смоленск, в 5-6 км от ст. Витебск - пассажирская.

Время бомбометания 20.07-22.10. Высота бомбометания 6000-7000 метров. На ж.д. узел сброшено пять бомб, из них: две ФАБ-2000 и три ФАБ-1000. Экипажи наблюдали прямое попадание одной ФАБ-2000 по путям ст. Витебск - пассажирская и двух бомб ФАБ-1000 по путям ст. товарная. На ж.д. перегон сброшено сорок ФАБ-100, отмечено прямое попадание по путям 20 бомб.

В районе г. Витебск сброшено 283 тысячи листовок.

2. Самолет № 4221 командир корабля капитан Лисачев, штурман майор Томкевич в 17.18 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. пассажирская. В 20 час 07 мин с высоты 6000 м на цель сброшены одна ФАБ-2000 и две ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход серией с интервалом 0,5 сек.

Экипаж наблюдал разрывы всех бомб. Отмечено прямое попадание по путям ст. товарная одной бомбы ФАБ-1000, остальные две бомбы попали в постройки, расположенные в развилке ж.д., идущей от ст. пассажирская.

После бомбометания штурман сбросил две САБ-25. В районе г. Витебск сброшены 83 тыс. листовок.

Противодействие ПВО - не было, но при подходе к цели экипаж наблюдал над целью ЗА крупного калибра до 4 орудий вела огонь и работали 4 прожектора, расположенные в сев. западной части города и в районе аэродрома.

Наблюдением экипажа установлено: Велиж, Сураж, Городок охвачены пожаром.

Метеоусловия: При полете к цели, до г. Селижарово была сплошная облачность. высота 200-300 м, видимость до 2 км, далее до цели и над целью ясно, видимость до 10 км. При обратном полете до района Белый ясно, далее сплошная облачность 300-400 м, видимость 2-4 км. В районе аэродрома посадки ясно. Прогноз в основном оправдался.

После выполнения задания экипаж в 22 час 35 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 17 мин.

Матчасть: Моторы работали хорошо, отказала масляная помпа автопилота.

3. Самолет № 4215, командир корабля капитан Асямов, штурман майор Штепенко в 17 час 24 мин 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Витебск - пассажирская. В 20.35 - 20.55 с высоты 7000 м на цель сброшены одна ФАБ-2000 и одна ФАБ-1000. Бомбы сброшены в два захода по одной.

1-й заход, сброшена одна ФАБ-2000, бомба попала в центр путей ст. пассажирская. Пламя от разрыва бомбы перекрыло всю ширину путей станции. Вблизи разрыва бомбы пути на короткое время были освещены, и стрелки наблюдали на путях вагоны.

2-й заход, сброшена одна ФАБ-1000, бомба разорвалась на пути, прилегающем к пакгаузам станции товарной, пламя от разрыва бомбы накрыло пути и постройки, прилегающие к путям. Одна бомба ФАБ-1000 зависла и была сброшена аварийно по объекту, расположенному в развилке шоссейной и жел. дороги 5 км северо-западнее г. Витебск. Объект был освещен огнями, но при подходе самолета огни были потушены. 2-3 огня потушены не были, оставшиеся огни были использованы штурманом для наводки и прицеливания. Бомбы разорвались на территории этого объекта.

Пожаров в г. Витебск и на ж.д. узле экипаж не наблюдал.

В районе цели сброшены 100 тыс. листовок.

Противодействие ПВО - не было.

Наблюдением экипажа установлено: большие пожары в направлении г. Смоленск. Город Демидов горит.

Метеоусловия: При полете к цели до района Селижарово сплошная облачность, высота верхнего края 1000-1100 м. Полет выполнялся за облаками. От Селижарово до цели и над целью ясно, видимость хорошая. При обратном полете до района Сычевка ясно. От Сычевка - сплошная облачность. В районе аэродрома посадки ясно, небольшая дымка.

После выполнения задания экипаж в 23.53 произвел посадку на своем аэродроме, продолжительность полета 6 час 29 мин. Матчасть исправна.

4. Самолет № 4214 командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 18.37 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Витебск - пассажирская. По данным пеленгации штурман вел самолет к г. Витебск.

Прибыв в район цели штурман цели отыскать не смог и по его заявлению он бомбил ж.д., идущую на Невель в 20-25 км севернее г. Витебск. По ориентирам, которые наблюдали стрелок-бомбардир и стрелки подшассийных и хвостовой точек в районе бомбометания и по крокам, набросанным стрелками местности, где сброшены бомбы, нужно считать, что бомбометание произведено по перегону ж.д., идущей на Смоленск в 5-6 км от ст. Витебск пассажирская.

В 22.05-22.10 с высоты 600 м на ж.д. перегон сброшено сорок ФАБ-100. Бомбы сброшены в три захода сериями. Экипаж наблюдал прямое попадание по путям перегона до 20 бомб, остальные бомбы попали в ж.д. насыпь и в населенный пункт, прилегающий к железной дороге с Запада.

В районе цели были сброшены 100 тысяч листовок.

Противодействие ПВО - не было.

Метеоусловия: При полете к цели до района Клин сплошная облачность, высота 200-300 метров, видимость временами доходила до нуля. В районе Клин, пробив облака, высота верхнего края облаков 700 м, полет выполнялся за облаками до района Селижарово. Далее до цели и над целью ясно. При обратном полете до района Сычевка ясно, далее и до района аэродрома сплошная облачность. На аэродроме посадки ясно, сильная дымка.

После выполнения задания экипаж в 1 час 06 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 6 час 29 мин. Матчасть исправна.

5. Самолет № 42015 командир корабля полковник Алексеев, штурман майор Лебедев в 17 час 05 мин 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла г. Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Витебск пассажирская. Задание не выполнено.

Из-за плохих метеоусловий на маршруте, в районе Клин высота 200-300 м при отсутствии горизонтальной видимости, командир корабля принял решение прекратить полет к цели и вернуться на свой аэродром.

В 19 час 25 мин, через 2 час 20 мин экипаж произвел посадку на своем аэродроме с бомбами сорок ФАБ-100.

7. Прогноз погоды на маршруте и в районе цели, в основном, оправдался.

8. Полк готовится к очередному вылету.

9. Общий боевой налет за 20.2.1942 г. 4 полета - 20 час 35 мин, из них в ночное время 18 час 10 минут.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Нач. штаба майор Иващенко

Дата размещения на сайте 13.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева
Форум

©AirPages
2003-