Бомбардирование ж.д. узла Витебск
746 АП ДД 21.2.42 г
<< | >>
Командиру 3 авиадивизии ДД
Боевое донесение № 10 штаба 746 АП ДД Ковров 21.2.1942 г. 23 ч 30 м, карта 500 000.
1. В ночь с 20.2 на 21.2.42 г. полк тремя самолетами бомбил ж.д. узел г. Витебск и перегон ж.д., идущий на Смоленск, в 5-6 км от ст. Витебск - пассажирская.
Время бомбометания 20.07-22.10. Высота бомбометания 6000-7000 метров. На ж.д. узел сброшено пять бомб, из них: две ФАБ-2000 и три ФАБ-1000. Экипажи наблюдали прямое попадание одной ФАБ-2000 по путям ст. Витебск - пассажирская и двух бомб ФАБ-1000 по путям ст. товарная. На ж.д. перегон сброшено сорок ФАБ-100, отмечено прямое попадание по путям 20 бомб.
В районе г. Витебск сброшено 283 тысячи листовок.
2. Самолет № 4221 командир корабля капитан Лисачев, штурман майор Томкевич в 17.18 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. пассажирская. В 20 час 07 мин с высоты 6000 м на цель сброшены одна ФАБ-2000 и две ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход серией с интервалом 0,5 сек.
Экипаж наблюдал разрывы всех бомб. Отмечено прямое попадание по путям ст. товарная одной бомбы ФАБ-1000, остальные две бомбы попали в постройки, расположенные в развилке ж.д., идущей от ст. пассажирская.
После бомбометания штурман сбросил две САБ-25. В районе г. Витебск сброшены 83 тыс. листовок.
Противодействие ПВО - не было, но при подходе к цели экипаж наблюдал над целью ЗА крупного калибра до 4 орудий вела огонь и работали 4 прожектора, расположенные в сев. западной части города и в районе аэродрома.
Наблюдением экипажа установлено: Велиж, Сураж, Городок охвачены пожаром.
Метеоусловия: При полете к цели, до г. Селижарово была сплошная облачность. высота 200-300 м, видимость до 2 км, далее до цели и над целью ясно, видимость до 10 км. При обратном полете до района Белый ясно, далее сплошная облачность 300-400 м, видимость 2-4 км. В районе аэродрома посадки ясно. Прогноз в основном оправдался.
После выполнения задания экипаж в 22 час 35 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 17 мин.
Матчасть: Моторы работали хорошо, отказала масляная помпа автопилота.
3. Самолет № 4215, командир корабля капитан Асямов, штурман майор Штепенко в 17 час 24 мин 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Витебск - пассажирская. В 20.35 - 20.55 с высоты 7000 м на цель сброшены одна ФАБ-2000 и одна ФАБ-1000. Бомбы сброшены в два захода по одной.
1-й заход, сброшена одна ФАБ-2000, бомба попала в центр путей ст. пассажирская. Пламя от разрыва бомбы перекрыло всю ширину путей станции. Вблизи разрыва бомбы пути на короткое время были освещены, и стрелки наблюдали на путях вагоны.
2-й заход, сброшена одна ФАБ-1000, бомба разорвалась на пути, прилегающем к пакгаузам станции товарной, пламя от разрыва бомбы накрыло пути и постройки, прилегающие к путям. Одна бомба ФАБ-1000 зависла и была сброшена аварийно по объекту, расположенному в развилке шоссейной и жел. дороги 5 км северо-западнее г. Витебск. Объект был освещен огнями, но при подходе самолета огни были потушены. 2-3 огня потушены не были, оставшиеся огни были использованы штурманом для наводки и прицеливания. Бомбы разорвались на территории этого объекта.
Пожаров в г. Витебск и на ж.д. узле экипаж не наблюдал.
В районе цели сброшены 100 тыс. листовок.
Противодействие ПВО - не было.
Наблюдением экипажа установлено: большие пожары в направлении г. Смоленск. Город Демидов горит.
Метеоусловия: При полете к цели до района Селижарово сплошная облачность, высота верхнего края 1000-1100 м. Полет выполнялся за облаками. От Селижарово до цели и над целью ясно, видимость хорошая. При обратном полете до района Сычевка ясно. От Сычевка - сплошная облачность. В районе аэродрома посадки ясно, небольшая дымка.
После выполнения задания экипаж в 23.53 произвел посадку на своем аэродроме, продолжительность полета 6 час 29 мин. Матчасть исправна.
4. Самолет № 4214 командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 18.37 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Витебск задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Витебск - пассажирская. По данным пеленгации штурман вел самолет к г. Витебск.
Прибыв в район цели штурман цели отыскать не смог и по его заявлению он бомбил ж.д., идущую на Невель в 20-25 км севернее г. Витебск. По ориентирам, которые наблюдали стрелок-бомбардир и стрелки подшассийных и хвостовой точек в районе бомбометания и по крокам, набросанным стрелками местности, где сброшены бомбы, нужно считать, что бомбометание произведено по перегону ж.д., идущей на Смоленск в 5-6 км от ст. Витебск пассажирская.
В 22.05-22.10 с высоты 600 м на ж.д. перегон сброшено сорок ФАБ-100. Бомбы сброшены в три захода сериями. Экипаж наблюдал прямое попадание по путям перегона до 20 бомб, остальные бомбы попали в ж.д. насыпь и в населенный пункт, прилегающий к железной дороге с Запада.
В районе цели были сброшены 100 тысяч листовок.
Противодействие ПВО - не было.
Метеоусловия: При полете к цели до района Клин сплошная облачность, высота 200-300 метров, видимость временами доходила до нуля. В районе Клин, пробив облака, высота верхнего края облаков 700 м, полет выполнялся за облаками до района Селижарово. Далее до цели и над целью ясно. При обратном полете до района Сычевка ясно, далее и до района аэродрома сплошная облачность. На аэродроме посадки ясно, сильная дымка.
После выполнения задания экипаж в 1 час 06 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 6 час 29 мин. Матчасть исправна.
5. Самолет № 42015 командир корабля полковник Алексеев, штурман майор Лебедев в 17 час 05 мин 20.2.1942 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла г. Витебск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Витебск пассажирская. Задание не выполнено.
Из-за плохих метеоусловий на маршруте, в районе Клин высота 200-300 м при отсутствии горизонтальной видимости, командир корабля принял решение прекратить полет к цели и вернуться на свой аэродром.
В 19 час 25 мин, через 2 час 20 мин экипаж произвел посадку на своем аэродроме с бомбами сорок ФАБ-100.
7. Прогноз погоды на маршруте и в районе цели, в основном, оправдался.
8. Полк готовится к очередному вылету.
9. Общий боевой налет за 20.2.1942 г. 4 полета - 20 час 35 мин, из них в ночное время 18 час 10 минут.
Командир полка полковник Лебедев
Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин
Нач. штаба майор Иващенко
Дата размещения на сайте 13.04.2016г.
<< | >>
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
|