Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж.д. узла Смоленск

746 АП ДД 19.2.42 г

<< | >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 9 штаба 746 АП ДД Ковров 19.2.42 г. 23 ч 30 м, карта 500 000.

1. В ночь с 19.2 на 20.2.42 г. полк четырьмя самолетами вылетал на бомбардирование ж.д. узла г. Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская.

Время бомбометания 19.35-20.45. Высота бомбометания 4950-5800 метров. На цель сброшено восемьдесят шесть бомб, из них: две ФАБ-2000, четыре ФАБ-1000, восемьдесят ФАБ-100. Экипажи наблюдали прямые попадания по путям ст. пассажирская 69 бомб, по путям ст. сортировочная 16 бомб. Одна бомба ФАБ-1000 попала в станционные здания, прилегающие к путям станции с южной стороны. В результате бомбометания на путях станции - пассажирская возникло четыре кратковременных очага пожара. Пожары сопровождались последующими взрывами, пламя пожара имело зеленоватый оттенок. От линии фронта до цели в районе г. Смоленск сброшено 415 тысяч листовок.

2. Самолет № 4221 командир корабля капитан Лисачев, штурман майор Томкевич в 17.07 19.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская. В 19 час 35 мин с высоты 5150 м на цель сброшено сорок ФАБ-100. Бомбы сброшены в два захода, серии залпов - по 4 бомбы в залпе с интервалом 0,1 сек.

1-я серия из 24 бомб, экипаж наблюдал разрывы всех бомб на путях ст. пассажирская. Взрывами бомб вызваны четыре кратковременных очага пожаров. Пожары сопровождались последующими взрывами, пламя пожара имело зеленоватый оттенок.

2-я серия из 16 бомб, экипаж наблюдал разрывы всех бомб на путях станции сортировочная. Перед бомбометанием экипаж наблюдал на путях ж. д. узла редкие огни освещения. После бомбометания этих огней не наблюдал.

На участке от линии фронта до цели и в районе цели сброшены 90 тысяч листовок.

Противодействие ПВО: Над целью по самолету вела огонь ЗА малого и среднего калибра. Огонь был не интенсивный, разрывы снарядов ниже самолета. Работали 8 мощных прожекторов, расположенных севернее ж.д. узла. Наблюдением экипаж установил: по дороге от Демидов через Смоленск и далее на юг движение автомашин группами 30-40 единиц, г. Демидов горит, несколько населенных пунктов Юго-Западнее г. Демидов горит, несколько населенных пунктов Юго-Западнее г. Демидов охвачены пожарами.

Метеоусловия: На маршруте облачность 6-8 баллов, высота 6000 м в районе цели ясно, видимость хорошая. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задания экипаж в 21 час 49 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 42 мин.

Материальная часть: Не работала вакуум помпа на четвертом моторе, временами было замыкание в электросети, в полете вибрирует хвост. Моторы работали хорошо.

3. Самолет № 4224, командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 17 час 28 мин 19.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Смоленск задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская. В 20 час 13 мин с высоты 4950 м на цель сброшены одна ФАБ-2000, две ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход серией с интервалом 0,5 сек. Разрывы всех бомб экипаж наблюдал на путях ст. пассажирская. ФАБ-2000 попала в центральную часть путей, а две ФАБ-1000 в восточную часть путей станции.

Наблюдение было затруднено, экипаж ослеплялся лучами прожекторов.

На участке от линии фронта до цели и в районе цели были сброшены 150 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: Над целью работало 10-12 мощных прожекторов, расположенных на северном аэродроме и севернее ж.д. узла. Прожектора работали интенсивно, несколько раз на боевом курсе самолет попадал в лучи прожекторов. ЗА крупного и среднего калибра до 12 орудий вели интенсивный огонь по самолету во взаимодействии с прожекторами, разрывы снарядов наблюдали от самолета ниже, выше и на уровне полета самолета. МЗА д 5 огневых точек вела малоинтенсивный огонь.

Наблюдением экипажа установлено: движение автомашин небольшими группами 8-10 единиц от Вязьмы на Сычевка. По автостраде у Смоленска отмечено несколько групп автомашин, двигавшихся в обе стороны. Город Демидов горит.

Метеоусловия: На маршруте и в районе цели преимущественно ясно. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задания экипаж в 22 час 35 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 ч 07 минут.

Материальная часть самолета требует тщательного осмотра, т.к при подходе к цели самолет сильно болтнуло, забарахлили один мотор. Самолет пошел со снижением, потеряв 400 метров высоты. Однако при возвращении на свой аэродром никаких ненормальностей в работе матчасти не наблюдалось.

4. Самолет № 42015 командир корабля полковник Алексеев, штурман майор Лебедев в 17 час 45 мин 19.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Смоленск задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская. В 20 час 15 мин с высоты 5800 м на цель сброшены одна ФАБ-2000, две ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход серией с интервалом 0,5 сек. Экипаж наблюдал прямое попадание двух бомб, одной ФАБ-2000 и одной ФАБ-1000 по путям станции с юга. При взрыве ФАБ-2000 образовался большой огненный столб красного цвета, покрывший площадь 25-30 метров в диаметре. Разрыв ФАБ-2000 резко отличается своей мощностью от разрыва ФАБ-1000.

На участке от линии фронта до цели и в районе цели были сброшены 80 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: Над целью ЗА крупного и среднего калибра до 12 орудий вела огонь по самолету, причем огонь был более интенсивный, чем при налете 18.2.42 г. Работали до 12 прожекторов, расположенных севернее ж.д. узла. Прожектора быстро схватывали самолет в свои лучи и удерживали его на боевом курсе и при уходе, до предела досягаемости. Разрывы снарядов ложились в 100-150 метров от самолета, преимущественно ниже самолета. От взрывов снарядов самолет сильно трясло.

В районе цели патрулировал истребитель, тип не опознан, атаковывать наш самолет не пытался.

Наблюдением экипажа установлено: севернее и северо-восточнее г. Ржев 20-25 км движение автомашин в разные стороны. Город Демидов охвачен пожарами.

Метеоусловия: На маршруте и над целью преимущественно ясно. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задания экипаж в 22.29 произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 43 мин.

Матчасть исправна.

5. Самолет № 4215 командир корабля капитан Асямов, штурман майор Штепенко в 17 час 59 мин 19.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла г. Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск-пассажирская. В 20 час 28 мин - 20 час 45 мин с высоты 5250 м на цель сброшены сорок ФАБ-100. Бомбы сброшены в два захода сериями с интервалом 0,1 сек линейный интервал 7 метров.

1-я серия из 20 шт. ФАБ-100. Разрывы всех бомб экипаж наблюдал на путях станции.

2-я серия из 20 шт. ФАБ-100 попала по путям ст. пассажирской и товарной. Разрывы всех бомб экипаж наблюдал на путях.

На участке от линии фронта до цели и в районе цели сброшены 95 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: Над целью работало 19 прожекторов, которые быстро схватывали самолет в свои лучи и сопровождали его до предела досягаемости. ЗА крупного и среднего калибра до 12 орудий вела интенсивный огонь по самолету, разрывы снарядов под самолетом, на уровне самолета и выше самолета.

Наблюдением экипаж установил: при подходе к цели наблюдали разрывы до 10 бомб на дороге западнее Смоленска 10-12 км.

К г. Белый с севера движение автомашин небольшими группами. Город Демидов горит.

Метеоусловия: На маршруте и над целью преимущественно ясно. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задания экипаж в 23 час 05 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 часов 06 минут.

Матчасть: не работал РПК-2, в остальном все исправно.

6. Потерь нет.

7. Данный прогноз погоды по маршруту и над целью полностью оправдался.

8. Полк готовится к очередному вылету.

9. Общий боевой налет за 19.2.42 г. 4 полета - 19 час 38 мин, из них ночью 17 час 38 минут.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Нач. штаба майор Иващенко

Дата размещения на сайте 12.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-