Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж.д. узла Смоленск

746 АП ДД 18.2.42 г

<< | >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 8 штаба 746 АП ДД Ковров 18.2.42 г. 6.00, карта 500 000.

1. В ночь с 18.2 на 19.2.42 г. полк четырьмя самолетами вылетал на бомбардирование ж.д. узла г. Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская.

Из вылетевших четырех самолетов, три самолета бомбили основную цель, а один самолет из-за отказа 1-го мотора бомбил запасную цель - ж.д. ст. Лиозно, 48 км западнее Смоленск по дороге на Витебск. Время бомбардирования 19 час 20 мин - 20 час 15 мин. Высота бомбардирования 4000 - 5900 метров. На ж.д. узел г. Смоленск сброшено шестьдесят девять бомб, из них: одна ФАБ-2000, две ФАБ-1000, две ФАБ-500, пятьдесят шесть ФАБ-100 и восемь ЗАБ-50.

Экипажи наблюдали разрывы 49 бомб на путях ст. Пассажирской, где на путях среди эшелонов вызвано разрывами бомб шесть очагов пожара. 16 бомб попали по путям ст. Сортировочной, где вызван разрывами бомб один большой очаг пожара. Остальные четыре бомбы ФАБ-100 попали на ж.д. полотно западнее ст. Пассажирской.

На ж.д. станцию Лиозно сброшено двенадцать ФАБ-250, из них: экипаж наблюдал четыре прямых попадания четырех бомб по путям станции, остальные восемь бомб попали в г. Лиозно, где разрывами бомб вызвано два очагов пожара.

От линии фронта до г. Смоленск, Лиозно экипажами сброшено 290 тысяч листовок.

2. Самолет № 4214 командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 16.52 18.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская. В 19.20 - 19.25 с высоты 4600 м на цель сброшено 32 ФАБ-100, 8 шт. ЗАБ-50. Бомбы сброшены в два захода. В первый заход сброшена серия залпов из 8 бомб. Все восемь бомб попали по путям станции сортировочная, восточнее пассажирской. Разрывами бомб вызван на путях один очаг пожара, который быстро разросся в большой пожар. При втором заходе сброшена серия залпов из 32 бомб. До 24 бомб попали по путям ст. пассажирская, где вызваны три небольших очага пожаров, остальные восемь бомб попали по путям ст. сортировочная.

В результате бомбометания в цель, по путям ж.д. узла, попало 40 бомб, вызваны на путях среди эшелонов четыре очага пожара, из них один большой.

От линии фронта до цели и в район г. Смоленск сброшено 75 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: Над целью самолет обстрелян интенсивным огнем ЗА малого и среднего калибра, огонь велся с северной и южной стороны узла.

Наблюдением экипажа установлено: движение автотранспорта по дороге Ярцево-Смоленск небольшими группами 6-10 машин, направление на запад.

Метеоусловия: В районе цели высокая редкая облачность 3-4 балла, местами дымка с понижением видимости до 5 км. На маршруте преимущественно ясно. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задания экипаж в 21 час 56 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 5 час 04 мин. Матчасть самолета исправна.

3. Самолет № 4221 командир корабля Лисачев, штурман майор Томкевич в 17 час 32 мин - 18.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская.

В 20 час 09 мин с высоты 5900 метров на цель сброшены одна ФАБ-2000 и две ФАБ-1000. Бомбы сброшены в один заход серией. Экипаж наблюдал разрывы всех трех бомб на путях ст. пассажирской.

Бомба ФАБ-2000 по путям восточной части ст. пассажирской, при взрыве дала большой огненный столб. При подходе к цели экипаж наблюдал очаг пожара на путях ст. сортировочной, вызванной бомбометанием экипажа капитана Пусэп.

От линии фронта до цели и в районе г. Смоленск сброшено 95 тысяч листовок.

Противодействие ПВО: Над целью по самолету вела интенсивный огонь ЗА малого и среднего калибра с северной и южной части ж.д. узла. Разрывы снарядов преимущественно ниже самолета. Работали 10-12 прожекторов, которые ослепляли экипаж. Прожектора расположены в городе и севернее ж.д. узла.

Наблюдением экипажа установлено: по автостраде Смоленск-Орша движение автотранспорта группами в несколько машин направлением на запад. Сев. западнее г. Смоленск, 70-90 км пожары и артстрельба.

Метеоусловия: Над целью и на маршруте преимущественно ясно, местами дымки. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задачи экипаж в 17.22 произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 45 мин.

Матчасть: шасси вываливались в полете, отказал передатчик радиостанции при подходе к своему аэродрому.

4. Самолет № 42015, командир корабля полковник Алексеев, Штурман майор Лебедев в 17 час 53 мин 18.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла г. Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск пассажирская.

В 20 час 14 мин с высоты 5800 м на цель сброшены 24 ФАБ-100 и две ФАБ-500. Бомбы сброшены в два захода. В первый заход сброшена серия залпов из 22 бомб. Все разрывы бомб экипаж наблюдал на путях ст. пассажирской. В результате бомбометания возникло два очага пожара. При втором заходе сброшена серия из 4-х бомб, бомбы попали в ж.д. полотно Западнее ст. пассажирская.

При подходе к цели экипаж наблюдал один очаг пожара на ст. сортировочная, вызванный бомбометанием предыдущих экипажей.

В районе г. Смоленск сброшено 60 тысяч листовок.

Противодействие ПВО: Над целью ЗА малого и среднего калибра вела интенсивный огонь по самолету. Все разрывы снарядов ниже самолета. Работало 14 прожекторов, большинство из них расположены в северо-восточной и северной части узла. Лучи прожекторов стояли неподвижно над целью. В результате неизбежно попадание самолета в лучи прожекторов. У цели при бомбометании со встречным курсом на северо-запад прошел одномоторный самолет, выше нашего самолета на 50 метров слева с потушенными бортовыми огнями. По определению экипажа это был Ме-109.

Наблюдением экипажа установлено: в районе западнее Ржев, точное место штурман не определил, большое движение автотранспорта направлением на Восток и юго-восток. К северо-западу от г. Смоленск 70-90 км - шесть-семь очагов пожаров.

Метеоусловия: Над целью и на маршруте преимущественно ясно. В районе цели дымка, плохая горизонтальная видимость. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задания экипаж в 22 час 37 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 4 час 44 мин. Матчасть неисправна. При возвращении на свой аэродром отказал второй мотор, причина не установлена. Летчик привел самолет на свой аэродром на трех моторах.

5. Самолет № 4212 - командир корабля подполковник Егоров, штурман майор Кирющенко. в 17 час 23 мин - 18.2.42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Смоленск с задачей уничтожения ж.д. эшелонов на ст. Смоленск - пассажирская.

Экипаж основную цель не бомбил из-за отказа первого мотора и барахления второго мотора. В это время давление масла первого мотора упало до нуля и он был выключен, а второй мотор подбарахливал, экипаж находился западнее г. Смоленск в 20-25 км.

При попытке выйти на основную цель с разворотом в сторону работающих моторов т.е вправо, самолет в силу большого радиуса разворота еще более удалился от г. Смоленск с потерей высоты.

Командир корабля принял решение бомбить запасную цель.

В 20 час 15 мин с высоты 4000 м на ж.д. ст. Лиозно 48 км западнее Смоленск по дороге на Витебск сброшены 12 ФАБ-250.

Бомбы сброшены в один заход серией залпов. Экипаж наблюдал прямое попадание четырех бомб по путям станции, остальные восемь бомб попали в город Лиозно, где от разрывов бомб возникло два очага пожара. От линии фронта до цели сброшено 60 тыс. листовок.

Противодействие ПВО: - не было. Находясь в стороне от ст. Смоленск, экипаж наблюдал над городом сильный огонь ЗА, особенно интенсивный огонь МЗА трассирующими и работало 12-14 прожекторов.

Наблюдением экипажа установлено: от Ржев на Сычевку двигалась колонна 30-40 автомашин с затемненными фарами. Город Витебск и г. Белый горит.

Метеоусловия: Погода преимущественно ясная. Прогноз погоды оправдался.

После выполнения задания экипаж в 23 час 28 мин произвел посадку на своем аэродроме. Продолжительность полета 6 час 05 мин.

Матчасть неисправна. Первый мотор отказал, причина не установлена.

6. Прогноз погоды, данный перед вылетом, оправдался. Как и в районе цели, так и на маршруте погода была преимущественно ясная.

В районе цели дымка с плохой горизонтальной видимостью.

7. Полк готовится к очередному вылету в составе трех самолетов.

8. Общий боевой налет за 18.2.42 г. - 4 полета 20 час 38 мин, из них ночью 17 час 38 мин.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Зам. нач. штаба майор Иващенко

Дата размещения на сайте 10.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-