Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж.д. узла Смоленск

746 АП ДД 31.1.42 г

<< | >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 4 штаб 746 АП ДД Ковров 1.2.42 г. 01.00, карта 500 000.

1. В ночь с 31.1.42 г. на 1.2.42 г. полк тремя самолетами ТБ-7 бомбардировал ж.д. перегоны и автоколонны на шоссейных дорогах западнее г. Смоленск. Время бомбометания 18.55-19.25. Высота бомбометания 250-600 м. По целям сброшено сто четыре ФАБ-100 и шестнадцать ЗАБ-50. На территории противника, от линии фронта до Смоленск и в районе города Смоленск сброшено 60 тысяч листовок доклад т. Сталина.

2. Самолет 4215 командир корабля капитан Асямов, штурман майор Штепенко в 16.28 31.1.42 г. стартовал с аэродрома Ковров для бомбардирования ж.д. узла г. Смоленск. Цель закрыта низкой сплошной облачностью, высота 300 метров, шел снег. Экипаж в 18.55 с высоты 600 м бомбил станцию Гусино, 40 км западнее Смоленск и перекресток шоссейных дорог, 15 км восточнее ст. Гусино. На ж.д. ст. Гусино сброшена серия: четыре ФАБ-100 и четыре ЗАБ-50. Наблюдением разрывов установлено четыре прямых попадания по путям и в вагоны, находившиеся на станции.

При втором заходе на станцию прямым попаданием трассирующего снаряда малокалиберной ЗА выведен из строя третий мотор.

Командир корабля вышел из зоны зенитного огня изменением курса.

Взяв курс на восток, экипаж обнаружил у пересечения шоссейных дорог, 15 км восточнее Гусино автоколонну, по которой и были сброшены остальные бомбы, двадцать восемь ФАБ-100 и четыре ЗАБ-50. В результате бомбометания автоколонны образовалось шесть очагов пожаров со взрывами.

В районе Ярцево и Смоленск сброшено 20 тыс. листовок доклад т. Сталина.

Противодействие ПВО: У станции Гусино самолет обстрелян малокалиберной ЗА, прямым попаданием трассирующего снаряда выведен из строя третий мотор. Стрелок кормовой башни открыл огонь по одной из зенитных точек и подавил ее, израсходовав 70 снарядов. Наблюдением экипажа установлено: На станции Гусино стояли расcредоточенно вагоны. На шоссейной дороге Орша-Смоленск движение автотранспорта к Смоленску, одна колонна находилась у пересечения шоссейных дорог 15 км, восточнее Гусино, численность не установлена. Пожары в населенных пунктах западнее Вязьма.

Метеоусловия: До Волоколамска ясно, далее облачность. Высота верхнего края 4500 м, нижний край постепенно снижался и в районе цели высота облачности 300 м, шел снег, видимость только вертикальная под собой. Обледенения в облаках не было.

Обратный полет выполнялся на трех моторах в облаках на высоте 3000 м. Из облаков вышли на подходе к Клину.

После выполнения задания экипаж произвел посадку на своем аэродроме Ковров в 21 ч 35 м - благополучно. Матчасть самолета неисправна, выведен из строя третий мотор прямым попаданием снаряда малокалиберной ЗА. Потерь нет.

3. Самолет № 42015 командир корабля полковник Алексеев, штурман майор Лебедев в 16.47 31.1 42 г. стартовал с аэродрома Ковров на бомбардирование ж.д. узла Смоленск. Цель была закрыта сплошной низкой облачностью без горизонтальной видимости.

В 19.02-19.17 экипаж бомбил с высоты 300-400 м ж.д. перегоны и движение автоколонн по шоссейной дороге западнее г. Смоленск. Точное место бомбометания штурман не смог установить ввиду отсутствия горизонтальной видимости и малой высоты бомбометания.

По перегону ж.д. сброшено серией десять ФАБ-100, результаты бомбометания не наблюдали из-за плохой видимости.

По автоколонне и шоссейной дороге сброшено тридцать ФАБ-100. Разрывы бомб наблюдали вблизи двигавшейся автоколонны, но результат не известен из-за отсутствия горизонтальной видимости.

В районе западнее г. Смоленск сброшено 20 тысяч листовок - доклад т. Сталина.

Противодействие ПВО: не наблюдали.

Наблюдением экипажа установлено: по шоссейным дорогам западнее Смоленск движение автотранспорта к Смоленску, численность не установлена. В районе Сычевка движение автотранспорта на Восток. От Гжатск движение автотранспорта на Север, численность не установлена.

Метеоусловия: От Калинина облачность с постепенным понижением до 300 м со снегом в районе цели плохая горизонтальная видимость, видно только под собой. Обледенения в облаках не было.

Обратный полет выполнялся в облаках на высоте 2000 м. Выйдя из Облаков, самолет оказался над Москвой. Обошли Москву с юга и взят был курс на свой аэродром.

После выполнения задания экипаж произвел посадку на своем аэродроме Ковров в 22 ч 17 м благополучно. Материальная часть неисправна. При обратном полете, пройдя линию фронта, упало давление масла третьего мотора, мотор был выключен и полет продолжался на трех моторах. Потерь нет.

4. Самолет № 4221, командир корабля капитан Лисачев, штурман майор Томкевич в 17.08 31.1.42 г. стартовал с аэродрома Ковров для бомбардирования ж.д. узла Смоленск. Цель была закрыта низкой сплошной облачностью. В 19.25 с высоты 250-300 м экипаж бомбил жел. дор. перегон в районе ст. Гусино, на котором находились вагоны и шоссейную дорогу, проходящую через населенный пункт, западнее ст. Гусино. На цель сброшено тридцать две ФАБ-100 и восемь ЗАБ-50.

Результаты бомбометания: По перегону, из-за плохой видимости, экипаж не смог наблюдать. Наблюдали разрывы бомб в населенном пункте. Одна бомба вызвала большой взрыв, последствия этого взрыва экипаж не мог наблюдать ввиду низкой облачности и плохой видимости. От лини фронта до г. Смоленск сброшено 20 тыс. листовок, доклад т. Сталина.

Противодействия ПВО - не наблюдали.

Метеоусловия: До линии фронта ясно, далее облачность с понижением в районе цели до 200-300м, шел снег, видимость горизонтальная 500 м. Обледенения в облаках не было.

Обратный полет выполнялся на высоте 3300 метров, за облаками вышли из облаков на подходе к Калинину, отклонились от маршрута на север.

После выполнения задания экипаж произвел посадку на своем аэродроме Ковров в 22 ч. 58 м благополучно. Материальная часть исправна. Потерь нет.

5. Прогноз в районе цели не оправдался, низкая сплошная облачность со снегом, с плохой горизонтальной видимостью. Бомбить основную цель нельзя по метеоусловиям.

6. Полк проходит 1.2.42 г. просмотр матчасти самолетов.

7. Общий боевой налет за 31.1.42 г. - 3 полета 16.ч 27 м, из них ночью - 15 часов.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Зам. нач. штаба майор Иващенко.

Дата размещения на сайте 05.04.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

06 04 2016.

Здесь и далее в боевых донесениях к/к 4215 капитан АСЯМОВ. Следующий вылет, после смены мотора, только 19 февраля.

Проверил на всех страницах по сегодняшнее число данные по налету самолета, все сошлось, минута в минуту.

Вячеслав


©AirPages
2003-