Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж.д. узла Смоленск

746 АП ДД 28.1.42 г

| >>

Командиру 3 авиадивизии ДД

Боевое донесение № 1 штаб 746 АП ДД Ковров 28.1.42 г. 01.00, карта 500 000.

1. 27.42 г. полк тремя самолетами ТБ-7 бомбардировал жел. дор. узел г. Смоленск. Время бомбометания 18.47-21.05. Высота бомбометания 3700-4000 м. На цель сброшены: две ФАБ-1000, шесть ФАБ-500 и двадцать ФАБ-250. В районах: цель, Сычевка, Ярцево сброшено 90 тыс. листовок, из них 60 тыс. листовок с докладом т. Сталина на немецком и русском языке.

Самолет № 42015 - командир корабля полковник Алексеев, штурман, капитан Лебедев в 16.14 27.1 42 г. стартовал с аэродрома Ковров для бомбардирования ж.д. узла Смоленск.

В 18.47-19.06 с высоты 3700 м на цель сброшены две ФАБ-1000, восемь ФАБ-250. Бомбы сброшены прицельно в три захода сериями. Из первой серии четыре ФАБ-250, экипаж наблюдал прямое попадание одной бомбы по путям ж.д. узла, вызван один очаг пожара. Вторая серия четыре ФАБ-250 сброшены с перелетом, в цель не попали, разрывы наблюдали юго-западнее ж.д. узла.

Третья серия, две ФАБ-1000 экипаж наблюдал прямое попадание одной бомбы по путям ж.д. узла, вторая бомба зависла и сброшена аварийно с перелетом, разрыв северо-восточнее ж.д. узла.

Результат бомбометания: прямое попадание по по путям ж.д. узла одной ФАБ-250 и одной ФАБ-1000. Вызваны два очага пожара, из них один большой.

В районе цели сброшены 50 тыс. листовок, из них 20 тыс. с докладом Сталина на немецком и русском языке.

2. Противодействие ПВО: Над целью самолет обстрелян ЗП и малокалиберной ЗА, разрывы снарядов ниже и сзади самолета. При обратном полете у г. Клин самолет обстрелян своей ЗА, разрывы снарядов наблюдали в стороне от самолета.

Метеоусловия: До линии фронта - ясно, от линии фронта и до цели облачность постепенно увеличивалась и в районе цели была 2-х слойная облачность. Нижний край первого яруса рваная 2-х слойная облачность, высота около 3500 м. Высота облачности второго яруса около 6000 м. В облаках второго яруса наблюдалось незначительное обледенение при температуре -30°. Видимость в районе цели плохая, что затрудняло вывод самолета на цель.

После выполнения задания экипаж произвел посадку на своем аэродроме Ковров в 21 ч 33 м благополучно.

Материальная часть самолета имеет дефекты, выбивало масло из 2-го мотора. Требуется осмотр и устранение дефектов.

Потерь нет. Самочувствие экипажа хорошее.

3. Самолет № 4215, командир корабля капитан Асимов, штурман капитан Штепенко в 17.26 27.1.42 г. стартовал с аэродрома Ковров для бомбардирования ж.д. узла г. Смоленск. В 20 ч 56 м с высоты 4000 м на цель сброшены шесть ФАБ-500. Бомбы сброшены прицельно в два захода. В первый заход сброшена одна бомба по западной части ж.д. узла, охваченного пожаром. Во второй заход сброшена серия из 4-х бомб с интервалом 1 сек. Разрывы всех четырех бомб экипаж наблюдал на путях ж.д. узла. Одна бомба сброшена на ж.д. станцию Духовская, восточнее г. Смоленск.

Результат бомбометания: прямое попадание четырех ФАБ-500 по путям ж.д. узла. Экипаж подтверждает большой очаг пожара, охвативший западную часть ж.д. узла, на путях горели вагоны.

Нужно считать, что этот очаг пожара вызван бомбометанием предыдущего экипажа полковником Алексеевым.

В районе Ярцево и Смоленска сброшено 20 тыс листовок с докладом т. Сталина на немецком и русском языке.

Противодействие ПВО: В районе цели самолет обстрелян слабым огнем малокалиберной ЗА, работали два прожектора. Над целью по самолету велся слабый огонь малокалиберной ЗА.

Метеоусловия: В первой половине маршрута - ясно, далее облачность постепенно увеличивалась и в районе цели - сплошная облачность, высота нижнего края - 3000 м, двигалась в сев. вост. направлении. От Смоленска на запад - ясно. К моменту подхода к цели погода улучшилась, и экипаж цель проскочил, не обнаружив ее. Пройдя цель, штурман восстановил ориентировку при помощи пеленгации радиостанции противника, после чего отыскал цель.

На восстановление ориентировки и поиски цели затрачено около одного часа. Всего экипаж пробыл в районе цели 1 ч 20 м. К моменту бомбометания погода в районе цели улучшилась.

Таким образом, облачность проходила волнами со снижением нижних облаков до 3000 м с ухудшением видимости.

После выполнения задания экипаж произвел посадку на своем аэродроме Ковров в 22 ч 37 м благополучно.

Материальная часть самолета исправна, требуется послеполетный осмотр. Потерь нет. Самочувствие экипажа хорошее.

4. Самолет № 4214, командир корабля капитан Пусэп, штурман капитан Погожев в 17 ч 56 м 27.1.42 г. стартовал с аэродрома Ковров для бомбардирования ж.д. узла Смоленск. В 20 ч 55 м - 21 ч 05 м с высоты 3900 м на цель сброшены двенадцать ФАБ-250. Бомбы сброшены прицельно в два захода сериями.

Экипаж наблюдал пять прямых попаданий ФАБ-250 по путям, западнее ж.д. узла. Остальные бомбы легли с небольшим перелетом от ж.д. полотна.

В районе, восточнее Сычевка, сброшены 10 тысяч листовок с докладом т. Сталина на русском языке. Западнее Смоленска сброшены 10 тыс листовок с докладом т. Сталина на немецком языке.

Противодействие ПВО: В районе Сычевка самолет обстрелян ЗА. Над целью западнее Смоленска по самолету велся слабый огонь малокалиберной ЗА. Экипаж наблюдал ночной старт на аэродроме г. Ржев, самолетов не обнаружено.

Метеоусловия: До линии фронта - ясно. От Сычевки облачность с постепенным увеличением. В районе цели сплошная облачность, высота нижнего края 4000м, верхнего края 5000м. К цели экипаж пришел на высоте 6000 м за облаками. В районе цели экипаж начал пробивать облака, затратив на это около 25 мин, вышел из облаков на высоте 4000. Под облаками пелена в виде дымки, горизонт не виден, было обледенение. Всего экипаж находился в районе цели 45 мин.

После выполнения задания экипаж произвел посадку на своем аэродроме Ковров в 23 ч.07 мин благополучно. Материальная часть исправна, требуется послеполетный осмотр.

Потерь нет. Самочувствие экипажа хорошее.

5. По прогнозу погоды на маршруте и в районе цели преимущественно ясно. Фактически погода в районе цели - сплошная облачность высотой 3500-4500 м, временами снижалась до 3000 м с ухудшением видимости, в облаках незначительное обледенение.

6. Полк готовится к повторному бомбардированию ж.д. узла Смоленск в ночь с 28.1 на 29.1.42 г. пятью самолетами ТБ-7.

7. Общий боевой налет за 27.1.42 г. - 3 полета 15 ч 41 м, из них ночью 14 ч 40 м.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Зам. нач. штаба майор Иващенко.

Дата размещения на сайте 04.04.2016г.

| >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

06 04 2016.

Проверил данные по налёту, в первом полете 5.19, во втором 5.11, в третьем 5.11. В сумме налет на три самолета составил 15 ч 41 м. Можно самому увлечься и составить свой ЖБД, тем самым восполнив пробел участников ВОВ.
Бомбовая нагрузка на три самолета 10 т. Все расписано, куда какая бомба попала, какие бомбы были сброшены в каждом заходе. Все доступно и удобно для считывания.

Вячеслав

Форум

©AirPages
2003-