Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование аэродромов Смоленска и Бобруйска

432 АП ДД 12 и 13.10.1941 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 11, штаб 432 Авиаполка, Ковров 12.10.1941 г., 8.30, карта 1000000.

   1. В ночь с 11 на 12.10.41 г. полк тремя самолетами с аэродрома подскока Иваново бомбардировал аэродромы противника.

   2. Аэродром Смоленск бомбардировали одним самолетом:

1. Самолет № 42055, командир корабля - майор Угрюмов, в 01.10 12.10.41 с аэродрома подскока г. Иваново стартовал для бомбардирования аэродрома г. Смоленск.

В 04.10 с высоты 3700 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 2 шт., ФАБ-100 - 12 шт., четыре ФАБ-100 зависли и не сброшены. Бомбы сброшены прицельно серией залпов в один заход. Экипаж наблюдал разрывы двух бомб на бетонированной взлетной полосе, разрывы остальных бомб на поле аэродрома.

Перед бомбометанием основной цели штурман Хуртак в 3 час 46 мин с высоты 3700 м сбросил шесть бомб ФАБ-250 на железную дорогу, 25 км западнее г. Смоленск, но затем, определив, что бомбы сбросил не туда, куда нужно, начал искать заданную цель. На поиски основной цели затратил около 40 мин. Разрывов бомб, сброшенных на железную дорогу, экипаж не наблюдал.

Противодействие ПВО не было.

Метеоусловия: От Волги до г. Белый преимущественно сплошная облачность, высота 2000 метров. От г. Белый до цели облачность 2-3 балла, цель была открыта.

Экипаж наблюдал пожары: в Демидово, Духовщина, Ярцево, Белый. На северо-западной окраине г. Смоленск большое зарево пожара. После выполнения задания экипаж в 6 час 35 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

   3. Аэродром г. Бобруйск бомбардировали двумя самолетами. Время бомбометания 3 час 17 мин - 3 час 55 мин. Высота бомбометания 4300 - 4400 метров. На цель сброшены: восемь ФАБ-250, двадцать шесть ФАБ-100, шесть ЗАБ-50, одна САБ-50:

1. Самолет № 4218, командир корабля - майор Дмитриев, в 23.50 м 11.10.41 г. с аэродрома подскока Иваново стартовал для бомбардирования аэродрома г. Бобруйск.

В 3.17 - 3.35 м с высоты 4400 м на цель сброшены: ФАБ-250 - 4 шт., ФАБ-100 - 16 шт., САБ-50 - 1 шт. Бомбы сброшены сериями залпов в два захода по расчету времени, так как цель была закрыта облаками. Результаты бомбометания неизвестны.

Противодействие ПВО: После бомбометания, ЗА двумя орудиями открыла огонь по самолету. Разрывы снарядов наблюдали ниже и впереди самолета.

Метеоусловия полета: От ИПМ до района Смоленск - преимущественно сплошная двуярусная облачность, высота 1500 - 2200 м, от Смоленска до цели облачность 7-8 баллов, высота 3000 - 4000 м, цель была закрыта облаками.

При полете от цели в 3 час 50 мин в районе Могилева наблюдали разрывы бомб и пожар. После выполнения задания экипаж в 7 час 00 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

2. Самолет № 42015, командир корабля - капитан Асямов, в 00.03 м 12.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование аэродрома г. Бобруйск.

В 3 час 55 мин с высоты 4300 м на цель сброшены: ФАБ-250- 4 шт., ФАБ-100 - 10 шт, ЗАБ-50 - 6 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями залпов в два захода. Экипаж наблюдал разрывы бомб на поле аэродрома, возник один небольшой пожар.

Противодействие ПВО: В районе цели ЗА до 10 орудий вела интенсивный огонь по самолету, разрывы снарядов ниже самолета по направлению под самолетом. Работали до 5 прожекторов. Работе прожекторов мешала облачность.

Метеоусловия полета: На маршруте, преимущественно, сплошная облачность, полет выполнялся за облаками. В районе цели облачность 2-3 балла, высота 1500 м, цель была открыта, экипаж наблюдал зарево пожара в районе г. Витебск.

После выполнения задания экипаж в 7 час 55 мин произвел посадку на аэродром г. Ковров.

   4. Потерь экипажи не имеют.

   5. Материальная часть самолетов: Самолет № 42055 Угрюмова - спустила амортизационная стойка шасси.

Самолет № 4218 Дмитриева - в полете два мотора давали перебои.

Самолет № 4215 Асямова - после взлета отказала гидросистема шасси, весь полет выполнялся с выпущенными шасси. Требуется поверка компасов и снятие радиодевиации.

   6. Полк готовится к очередному вылету четырьмя самолетами.

   7. Общий налет с 11 на 12.10.41 г. 21 час 26 мин - из них в ночное время - 17 часов.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Зам. нач-ка штаба майор Иващенко

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 12, штаб 432 Авиаполка, Ковров 13.10.1941 г., 9.30, карта 1000000.

1. В ночь с 12 на 13.10.41 г. полк двумя самолетами с аэродрома подскока Иваново бомбардировал аэродром г. Смоленск. Время бомбометания 4.05 - 4.43. Высота бомбометания 4000 - 7000 м. На цель сброшены: четыре РРАБ-500, шесть ФАБ-250, шестнадцать ФАБ-100 и две САБ-25.

2. Самолет № 4226, командир корабля - комбриг Водопьянов, в 01 час 45 мин 13.10.41 г. стартовал на бомбардирование аэродрома г. Смоленск.

В 4 час 43 мин с высоты 7000 м на цель сброшены: РРАБ-500 - 2 шт., ФАБ-250 - 6 шт., САБ-25 - 2 шт. Бомбы сброшены прицельно в пять заходов. РРАБ-500, сброшенными в два захода, перекрыта площадь, на которой расположены ангары и авиазавод, в результате возникло четыре очага пожара, из них - два больших. ФАБ-250 сброшены сериями по две бомбы в три захода. Экипаж наблюдал два разрыва по ангарам и четыре разрыва на летном поле.

Противодействие ПВО: Над целью крупного, среднего и малого калибра вела интенсивный заградительный огонь по самолету. Разрывы снарядов преимущественно на высоте около 5000 м и ниже.

На высоте 7000 м были отдельные разрывы снарядов. Работали более 20 прожекторов.

Метеоусловия: На маршруте разорванная слоистая облачность 6-7 баллов, на отдельных участках сплошная, высота от 1000 до 3000 метров. В районе цели и южнее цели - ясно. Экипаж наблюдал г. Старица охвачен пожаром.

После выполнения задания экипаж в 7 час 05 мин произвел посадку на аэродроме г. Ковров.

3. Самолет № 4222, командир корабля - майор Федоренко, в 01 час 20 мин 13.10.41 г. стартовал для бомбардирования аэродрома г. Смоленск.

В 4 час 05 мин м с высоты 4000 м на цель сброшены: РРАБ-500 - 2 шт., ФАБ-100 - 16 шт. Бомбы сброшены прицельно в два захода. В 1-й заход сброшены 2 РРАБ, которыми перекрыта северо-восточная часть аэродрома. В результате возник 1 пожар, сопровождавшийся сильным взрывом. Во второй заход сброшены ФАБ-100 - серией. Экипаж наблюдал разрывы бомб по ангарам и на летном поле аэродрома.

Противодействие ПВО: Над целью ЗА крупного, среднего и малого калибра вела интенсивный огонь по самолету. Разрывы снарядов наблюдали на высоте и сзади самолета и ниже самолета. Работали много прожекторов.

Самолет на короткое время схватывался в лучи прожектора, быстро выходил из них, прикрываясь облачностью в северной части цели. В 4 час 40 мин, высота 5700 м, район г. Белый к самолету привязались два истребителя, тип не определен.

Истребители шли за самолетом в течение 20 мин на дистанции 1000 м, атаки не производили. В 5 час 50 мин, высота 1000 м, на участке Лихославль - Углич за самолетом шли два самолета на дистанции 1000 - 1500 м, на сигнал "я свой" не отвечали. Экипаж наблюдал пожар в Старица, Ржев, Зубцов. В районе Дорогобуж сильная артстрельба.

Метеоусловия: До Волги облачность 10 баллов, высота 1500 метров, от Волги до Калинина - ясно, от Калинина до Духовщины облачность 7-8 баллов, высота от 1000 до 3000 метров. От Духовщина до Смоленск облачность 3-5 баллов. Цель открыта.

После выполнения задания экипаж в 7 час 45 мин произвел посадку на аэродроме Ковров.

4. Два самолета № 42015, командир корабля - полковник Алексеев и № 42055, командир корабля майор Угрюмов, вылетели на бомбардирование аэродрома г. Могилев. Из-за неисправности матчасти самолетов экипажи, не выполнив задание, вернулись на аэродром подскока Иваново.

На самолете № 42055 Угрюмова - заклинился мотор.

На самолете № 42015 Алексеева - перебои третьего мотора есть подозрение на прогар поршня.

Экипаж майора Угрюмова произвел посадку с бомбами, экипаж полковника Алексеева перед посадкой сбросил два РРАБ-500 с высоты 400 метров в озеро около 15 км северо-западнее Иваново, на карте 1000000 это озеро не обозначено.

5. Потерь экипажи не имеют.

6. Материальная часть самолетов:

На самолете № 4222 Федоренко в полете отказали все пилотажные приборы. Самолет № 4226 исправен.

7. Полк готовится к очередному вылету.

8. Общий налет с 12 на 13.10.41 г. 12 час 15 мин - из них в ночное время - 9 час 15 мин.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Нач-к штаба подполковник Яроцкий

Дата размещения на сайте 10.10.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

17 10 2016.

Оперативные сводки № 26 и 27 81 АД за 11 и 12 октября 1941 года

Оперативные сводки № 28 и 29 81 АД за 12 и 13 октября 1941 года


©AirPages
2003-