Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Бомбардирование ж. д. узлов Смоленск, Орша, Кричев и Рославль

432 АП ДД 5.10.1941 г.

<< | >>

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 7, штаб 432 Авиаполка, Ковров 5.10.1941 г.,10.30, карта 1000000.

1. Три самолета ТБ-7 432 Авиаполка 7.15 -7.25 5.10.41 г. возвратились на аэродром базирования после выполнения бомбардировочного налета по целям: ж. д. узел Смоленск, ж. д. узел Орша и ж. д. узел Кричев. Задание выполнено.

Время бомбометания 3.50 - 4.30. Высота бомбометания 5300 - 5400 м. По целям сброшено: двадцать четыре ФАБ-250, одиннадцать ФАБ-100, одиннадцать ЗАБ-50, две САБ-50 и две САБ-25 - всего фугасных и зажигательных бомб сорок шесть, светящихся - четыре.

2. Самолет ТБ-7 № 4221, командир корабля ст. лейтенант Лисачев в 00.23 5.10.41 г. стартовал с аэродрома подскока Иваново для бомбардирования ж. д. узла Кричев.

В 3.54 с высоты 5300 м на цель сброшены восемь ФАБ-250, четыре ФАБ-100, четыре ЗАБ-50 и две САБ-50 - всего 18 бомб. Бомбы сброшены в два захода прицельно сериями, интервал 0,25 сек. При заходе штурман Томкевич приготовился сбросить две САБ-50, но по рассеянности дернул за рукоятку аварийного сбрасывателя и при закрытых люках были сброшены четыре ФАБ-250, бомболюки помяты.

По наблюдениям экипажа: две бомбы попали в здание ж. д. станции, в результате возник один очаг пожара, также наблюдали разрыв бомб на путях станции.

Ж. д. пути были видны, но составов не наблюдалось.

50 км юго-восточнее, высота 3000 м, экипаж видел пять самолетов, прошли ниже с курсом 90°, тип не опознан. В районе Шаталово выше самолета была сброшена зеленая ракета, самолет не обнаружен.

Метеоусловия: цель была открыта, на маршруте облачность 6-8 баллов. При обратном полете, высота 5300 м, в облаках началось обледенение. Командир корабля ушел за облака.

После выполнения задания экипаж произвел посадку на аэродроме Ковров в 7 час 25 мин - благополучно.

На аэродром Иваново экипаж не заходил ввиду неисправности мотора, обрыв рессоры нагнетателя четвертого мотора, и недостаточного количества горючего.

3. Самолет ТБ-7 № 4215, командир корабля - капитан Асямов, в 00.47 5.10.41 г. стартовал с аэродрома подскока Иваново для бомбардирования ж. д. узла Орша.

В 3 час 50 мин с высоты 5400 м на цель сброшены: восемь ФАБ-250, четыре ФАБ-100, четыре ЗАБ-50 и две САБ-25 - всего 18 бомб. Бомбы сброшены в два захода прицельно.

По наблюдению экипажа были прямые попадания по путям ж. д. узла, в результате возник пожар, который сопровождался несколькими последовательными взрывами, нужно полагать, что зажжен эшелон с боеприпасами, или цистерны с горючим.

Противодействие ПВО: при пролете линии фронта - высота 5400 м, время 2 час 50 мин, в районе г. Белый по самолету вела огонь ЗА до 5 орудий среднего калибра и огонь малокалиберной артиллерии трассирующими снарядами и со встречным курсом прошел самолет - тип не опознан. Разрывы снарядов ниже и справа. Над целью после бомбометания открыла огонь ЗА до 5 орудий и работали четыре прожектора, но с опозданием, разрывы снарядов ниже и сзади.

Метеоусловия: над целью и на маршруте - ясно.

После выполнения боевого задания экипаж прошел Иванов и взял курс на Ковров. Посадка в Коврове 7.15 - благополучно.

4. Самолет ТБ-7 № 4218, командир корабля - майор Дмитриев, в 01.07 5.10.41 г. стартовал с аэродрома подскока Иваново для бомбардирования ж. д. узла Смоленск.

В 4.15 - 4.30 с высоты 5300 м на цель сброшены: восемь ФАБ-250, три ФАБ-100, три ЗАБ-50 - всего 14 бомб.

Одна ФАБ-100 и одна ЗАБ-50 зависли и не сброшены.

Бомбы сброшены в два захода - сериями.

По наблюдению экипажа отмечены четыре попадания по путям ж. д. узла, возник кратковременный пожар.

Противодействие ПВО: при подходе к цели один истребитель противника пытался атаковать наш самолет, стрелок открыл заградительный огонь, истребитель отошел.

Над целью ЗА вела интенсивный огонь и работали до 6 прожекторов. Разрывы снарядов примерно на 500 м ниже самолета.

Метеоусловия: цель открыта, на маршруте облачность 5-6 баллов.

После выполнения боевого задания экипаж прошел Иваново и взял курс на Ковров. Посадка в Коврове 7.20 - благополучно.

5. При пролете г. Калинина самолет № 4218 Дмитриева был обстрелян своей ЗА, после трехкратного повторения сигнала "я свой" - огонь прекращен.

6. Потери экипажи не имеют.

7. Состояние матчасти: самолеты № 4218 и № 4221 требуют ремонта - лопнули рессоры нагнетателей.

Самолет № 4215 требует послеполетного осмотра.

8. Экипажи находятся в положение отдыха.

9. Самолет ТБ-7 № 4224 произвел вынужденную посадку в Сасово, 125 км восточнее г. Рязани, причины выясняются.

Боевое донесение будет послано дополнительно.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка ст. бат. комиссар Брюзгин

Начальник штаба подполковник Яроцкий.

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 8, штаб 432 Авиаполка, Ковров 5.10.1941 г. 12.30, карта - 1000000.

1. Самолет ТБ-7 № 4224, командир корабля майор Тягунин, в 01.00 5.10.41 г. стартовал с аэродрома подскока Иваново - для бомбардирования ж. д. узла Рославль.

В 3 час 40 мин с высоты 5100 м на цель сброшены: восемь ФАБ-250, две САБ-50. Бомбы сброшены в один заход серией.

2. От разрыва бомб возник пожар станционных построек.

3. Противодействие ПВО: на маршруте к цели от Ельни и до цели экипаж наблюдал в стороне от самолета разрывы снарядов ЗА. За самолетом на дистанции 500-600 м шли три истребителя противника, не атаковав самолет истребители отошли, тип не опознан.

Цель Рославль прикрыта малокалиберной ЗА около двух орудий и 2 прожектора. Экипаж наблюдал сплошные пожары в районе Духовщина, Ярцево, Смоленск, Дорогобуж и Жиздра.

Метеоусловия: район цели безоблачно, на маршруте до Калинина облачность 10 баллов, высота 1000 - 2500 м, на обратном маршруте штурманы Дерелло и Маломуж Калинин не опознали, пошли по РПК на Иванов за облаками, выйдя из облаков местность не опознали.

Потеряв ориентировки, экипаж произвел посадку на аэродроме Сасово, около 125 км восточнее Рязани.

5. После заправки горючим экипаж вылетел в Ковров, где произвел посадку в 11 час 30 мин - благополучно.

6. Потерь нет.

7. Матчасть самолета исправна, требуется только послеполетный осмотр.

8. Экипаж находится в положении отдыха.

Командир 432 АП полковник Лебедев

Военком полка ст. батальонный комиссар Брюзгин

Начальник штаба подполковник Яроцкий.

Дата размещения на сайте 09.10.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

09 10 2016.

В седьмом боевом донесении в описании сброшенных бомб фугасные и зажигательные бомбы записаны отдельно от светящихся, что кажется совершенно оправданным, ибо САБ-ы являются вспомогательными средствами, призванными обеспечить точность бомбометания и непосредственно урон врагу не наносят.
Однако, уже в следующем боевом донесении такого разделения нет, и светящиеся авиабомбы идут в зачет нанесения урона врагу.


Оперативная сводка № 17 81 авиадивизии 5.10.41 г.


©AirPages
2003-