Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ И-16 с М-63 Техническое описание

И-16 с мотором М-63

Техническое описание. 1941 г.

ГЛАВА IX
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ

1. ДОСКА ПРИБОРОВ

На доске установлены следующие приборы (фиг. 124)

а. Приборы контроля и запуска мотора

1) Тахометр на 3000 об/мин.

2) Трехстрелочный индикатор.

3) Термопара.

4) Мановакуумметр (наддув).

5) Бензиномер.

6) Заливной насос запуска мотора.

7) Трехходовой кран.

8) Переключатель магнето.

9) Кнопка стартера.

10) Стопкран.

6. Приборы аэронавигационные

1) Указатель скорости на 600 км/час.

2) Указатель поворота.

3) Двухстрелочный высотомер.

4) Компас КИ-6.

5) Часы АЧО.

6) Вариометр.

7) Указатель отклонения закрылков.

в. Приборы электрооборудования

1) Электрощиток.

2) Вольтметр.

3) Счетчик кадров (на фиг. 124 не показан).

4) Кнопка реле храповика.

5) Три выключателя (аккумулятор, шунт и рация).

Все эти приборы и вспомогательное оборудование монтируют на приборной доске, изготовленной из листового дуралюмина толщиной 1,5 мм.

Доска приборов крепится тремя кронштейнами; верхними раме № 4 и двумя боковыми к обшивке фюзеляжа (в местах прохода верхних лонжеронов). Кронштейны крепления доски приборов — сварные, изготовлены из углеродистой стали.

Для устранения вибрации приборной доски соединения кронштейнов с приборной доской снабжены амортизаторами, наличие которых обеспечивает точность показаний приборов и долговечность их работы.

2. НАЗНАЧЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРИБОРОВ

а. Тахометр (счетчик оборотов, на 3000 об/мин.)

Тахометр служит для измерения числа оборотов в минуту вала мотора, т. е. контролирует работу мотора в пределах от 400 до 3000 об/мин.

б. Трехстрелочный индикатор

Трехстрелочный индикатор служит для контроля работы мотора и объединяет в себе три прибора:

1) аэротермометр со шкалой от 0 до 125° С, предназначенный для измерения температуры масла, предназначенного для смазки мотора;

2) манометр масла до 15 ат, определяющий давление, под которым масло поступает в мотор;

3) манометр бензина до 0,8 ат, измеряющий давление поступающего из бензопомпы в карбюратор мотора.

в. Термопара

Термотара дает возможность замерить температуру под свечой первого цилиндра мотора и представляет собой пирометр, действующий на термоэлектрическом принципе. Пределы измеряемой температуры 0—350° С.

г. Мановакуумметр (наддув)

Мановакуумметр предназначен для измерения давления (разряжения) горючей смеси за нагнетателем. Таким образом мановакуумметр позволяет контролировать степень наддува горючей смеси в цилиндры мотора, что необходимо для поддержания полного сгорания топлива (чрезмерный наддув может вызвать избыточное давление в цилиндрах и тем самым перегрузку и порчу мотора).

Прибор определяет разность между давлением смеси или воздуха за нагнетателем и начальным давлением на земле, т. о. определяет фактическое давление за нагнетателем,

д. Механический бензиномер (поплавкового типа)

Механический бензиномер самолета служит для определения в воздухе и на земле количества горючего, находящегося в главном бензиновом баке самолета.

е. Указатель скорости на 600 км/час

Указатель скорости предназначен для замера и показании воздушной скорости самолета в каждый данный момент полета. Это необходимо, во-первых, для сохранения заданного режима полета и, во-вторых, для определения истинной воздушной скорости. На основании показаний прибора определяется также и путевая скорость самолета. Кроме того, показания прибора предупреждают летчика о возможной потере скорости.

ж. Указатель поворота

Указатель поворота предназначен для указанна отклонения самолета вправо и влево от прямолинейного курса. В сочетании с укрепленным на шкале прибора указателем скольжения, указатель поворота дает возможность летчику даже при полном отсутствии видимости (в слепом полете) правильно производить вираж самолета.

Прибор, основанный на принципе гироскопа, в пределах своей чувствительности быстро и безотказно реагирует на небольшие повороты самолета.

з. Двухстрелочный высотомер

Двухстрелочный высотомер предназначен для определения барометрической, высоты относительно места взлета или посадки самолета.

Прибор имеет большую и малую стрелки; первая показывает пройденную высоту в метрах и делает один оборот на 1000 м; вторая дает отсчет высоты в километрах, делая один оборот на 10 000 м. Прибор снабжен барометрической шкалой для внесения поправок показания прибора в свяси с изменениями барометрического давления на земле. Шкала барометрического давления устанавливается кремальерой на давление, наблюдаемое на земле, в момент отсчета до прибору.

Таким оьразом наличие второй стрелки и барометрической шкалы дают возможность определить высоту полета с большей точностью, чем по простому однострелочиому высотомеру.

и. Вариометр

Вариометр предназначен для указания вертикальной скорости подъема или снижения самолета. Значение вертикальной скорости позволяет сохранять постоянство режима полета, помогает выбирать наилучшие условия набора высоты или снижения, т. е. подбирать наивыгоднейший угол атаки. В слепом полете, пользуясь вариометром, можно точно выдерживать горизонтальное положение самолета,

к. Указатель отклонения закрылков

Указатель отклонения закрылков служит для контроля правильности применении закрылков. Он указывает угол отклонения их от нормального (т. е. убранного) положения, следовательно, помогает подбирать наивыгоднейшие углы закрылков, регулирующие скорость самолета при посадке и планировании самолёта.

3. УХОД ЗА ПРИБОРАМИ

Приборы, установленные на. самолете, периодически необходимо тщательно проверять.

Уход, проверка и общее наблюдение за состоянием аэронавигационного оборудования самолета надо (производить согласно инструкциям пo уходу за приборами.

На показания компаса влияет шасси самолета, если оно убрано. Для учета влияния убранного шасси необходимо, помимо нормального определения девиации, проверять девиацию с убранным шасси.

Демонтаж приборов надо производить соответственно указаниям специалиста по приборам и непосредственно под его контролём.

4. КИСЛОРОДНЫЙ ПРИБОР КПА-3-БИС

Назначение кислородного прибора типа КПА-3-бис — дополнять недостающее количество кислорода для дыхания человека в условиях полета на высотах от 4500 до 10 000 м. Прибор дозирует подачу кислорода по высотам автоматически, что достигается применением анероида, регулирующего рабочее давление в редукторе. На самолете установлены следующие принадлежности кислородного прибора:

а) четырехлитровый баллон для сжатого кислорода, укрепленный с правой стороны сидения специальными хомутами с откидными барашками;

б) собственно прибор с манометром, редуктором и индикатором кислородного потока, укрепленный специальным кронштейном на правом борту фюзеляжа, у доски приборов;

в) цилиндрический присосок, к которому присоединены дыхательный газопровод и дыхатетельный шланг;

г) дыхательная маска открытого типа.

Для ознакомления с подробными правилами по эксплоатации кислородных приборов см. Наставление по высотным полетам.

5. СИДЕНИЕ ЛЕТЧИКА

Сидение летчика (фиг. 125) с углублением для парашюта изготовлено из листового дуралюмина и укреплено на двух специальных балках (фиг. 126). Левая балка крепления сидения изготовлена из листового дуралюминатолщиной 1 мм, клепаной конструкции. Правая балка с секторами для подъема и опускания сидения — сварная и изготовлена из хроманснлевой стали.

Балки соединены двумя свободно врвращающимися трубами с приваренными к ним четырьмя качалками 2, На задней трубе у правой балки установлена ручка подъемного механизма 5, внутри которой проходит стальная проволока, соединенная в верхней части с рычагом 4, а в нижней - с болтом - стопором 5.

При подъеме или опускании сидения стопор 5 может входить а зацепление с зубчатым сектором 6, приваренным к правой балке. Таким образом в зависимости от роста летчика сидение может занимать пять фиксированных положений. Ход кресла—110 мм.

Для облегчения подъема сидении (особенно во время полета) к задним качалкам 2 подведены два шнуровых амортизатора, которые другими своими концами прикреплены под полом пилота.

В углублений сидения имеется стальная скоба 1 (см фиг 125) для крепления ремней летчика. Для предохранения летчика от ударов о вырез; кабины поставлены два троса-ограничителя, прикрепленные одним концом к раме № 6 в верхней части, а другим к плечевым пряжкам ремней. Сидение внутри обшито брезентом и в верхней его части имеется (пришитая шпагатом) мягкая дерматиновая подушка.

Для ограничения чрезмерного отклонения сидения назад сзади него поставлен ремень-ограничитель с предохранительным тросом; ремень прикреплен концами к верхним лонжеронам фюзеляжа (у рамы № б).

Сзади спинки сидения для увеличения жесткости приклепаны дуралюминовыми заклепками три дуралюминовых профиля толщиной 1 мм, со вставленными в них, стальными трубками сечением 12X10 мм. Эти трубки приклепаны к спинке сидения, сквозными заклепками диаметром 3 мм. Профили — разрезные, что позволяет снимать спинку для прохождения в хвостовую часть фюзеляжа.

Соединение спинки с чашкой сидения в стыке осуществлено при помощи петель и шомпола.

За спинкой сидения на консольной части балок сделан пол под установку рации.

6. БРОНЕЩИТ

Для предохранения летчика от огня в боевой обстановке за спинкой сидения установлен бронещит толщиной 8,5 мм (фиг. 127).

Щит изготовлен из специальной стали; имеет три точки крепления: верхнюю к гаргроту и боковые — к узлам ограничителя спинки сидения.

При установке щита спинку сидения не ставят.


©AirPages
2003-