Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ И-16 с М-63 Техническое описание

И-16 с мотором М-63

Техническое описание. 1941 г.

ГЛАВА VII

УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ

1. РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Управление рулем высоты и элеронами (фиг. 66) осуществляется при помощи жестких тяг и качалок, связанных в одну кинематическую систему.

Все шарнирные соединения имеют шарикоподшипники, впрессованные в специальные обоймы.

Ручное управление самолета составляют:

1) ручка управления с продольной трубой;

2) система тяг и качалок руля высоты;

3) система тяг и качалок элеронов.

Между верхней полкой заднего лонжерона центроплана и нижней поперечиной рамы № 5 фюзеляжа устанавливают продольную трубу на двух шарикоподшипниках.

В задней части продольной трубы тоже на двух шарикоподшипниках 1201 ОСТ/ВКС 6266 устанавливают ручку управления самолетом. К носку ручки, имеющему вильчатую форму, присоединена первая тяга, идущая к рулю высоты (фиг. 67).

К передней части продольной трубы приварена качалка, к ней присоединены центропланные тяги, идущие к элеронам.

2. ДЕТАЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕРОНАМИ И РУЛЕМ ГЛУБИНЫ
а. Продольная труба

Продольная труба изготовлена из хромансилевой стали; имеет размеры в сечения 38X36 мм и длину 449,5 мм.

В передний конец трубы вставлен стакан из хромансилевой стали. Стакан имеет на конце шейку для шарикоподшипникаи хвостовик с резьбой для корончатой гайки. В передней части стакан имеет отверстие для определения толщины стенки. Стакан крепится к продольной трубе двумя конусными болтами 18-с6-5-42.

В задний конец трубы вставлен стакан из хромансилевой стали. Он также имеет шейку для шарикоподшипника, хвостовик для гайки и отверстие в стенке для проверки ее толщины.

Задним стаканом регулируют общую длину трубы при установке ее на самолете, для чего его длина увеличена на 10 мм против длины переднего стакана. Стакан крепят к трубе конусными болтами 18-с6-5-42. Отрегулированную трубу контрят от продольного перемещения торцевой гайкой на раме № 5 (фиг. 68).

К продольной трубе, на расстоянии 16,5 мм от ее переднего торца, приварена сварная, коробчатой формы, качалка, изготовленная из хромансилевой листовой стали толщиной 1 мм. В нижнюю часть качалки вварен П-образный вкладыш из хромансилевой стали толщиной 1,2 мм.

Качалка служит для присоединения тяг управления элеронами.

На расстоянии 131 мм от заднего торца трубы и перпендикулярно к ее оси в трубу вварена хромансилевая втулка, и приварены опорные ш а йбы из углеродистой стали. Внутри втулки проходит болт из углеродистой стали марки С40, которым шарнирно крепится ручка управления к трубе.

Продольная труба с качалкой и вваренной втулкой, а также стаканы термически обрабатывают до kz = 115-135 кг/мм². Продольную трубу с качалкой кадмируют.

б. Ручка управления

Ручка управления самолетом (фиг. 69) представляет собой рычаг первого рода с отношением плеч 1:4,5; она состоит из нижнего узла, рычага и баранки с гашетками.

в. Нижний узел ручки

Нижний узел ручки состоит из носка и стакана. Стакан изготовлен из поковки хромансилевой стали, механически обработан и имеет форму вилки с трубчатым хвостовиком.

В щеках вилки расточены отверстия, куда впрессованы два шарикоподшипника 1201 ОСТ/ВКС 6266.

Носок изготовлен из листовой хромансилевой стали толщиной 2,5 мм Он состоит из двух щек, соединенных между собой ребром. Щеки и ребро свариваются, образуя двутавровое сечение. Ребро короче щек на 43 мм, ввиду чего в нижней части носка образуется вилка. Носок термически обрабатывают до kz=115-135 кг/мм², кадмируют и приклепывают к стакану двенадцатыо хромомолибденовыми заклепками диаметром 5 мм.

г. Рычаг ручки

Рычаг ручки состоит из двух телескопически соединяемых труб: верхней дуралюминовой сечением 40X35 и нижней хромансилевой сечением 35 X 32. Дуралюминовую и стальную трубы соединяют дуралюминовыми 4-мм заклепками.

Изготовление рычага ручки из двух различных по материалу труб объясняется соображениями уменьшения веса ручного управления, так как в верхней части ручки действующий изгибающий момент от силы, приложенной летчиком, невелик. Рычаг нижней частью стальной трубы входит в цилиндрический хвостовик стакана и крепится к нему тремя кадмированными конусными болтами Н-64-6-5-44 (заводская нормаль).

д. Баранка с гашетками

Баранка изготовлена литой из алюминиевого сплава С1 и термически обработана до kz20 кг/мм²; имеет форму овального кольца, переходящего в нижней части в хвостовик. Хвоcтовик внутри расточен под дуралюминовую трубу рычага ручки. В расточенную часть хвостовика входит дуралюминовая труба и крепится к хвостовику стяжным конусным болтом из стали С40, болт — хромированный.

В середине баранки, за одно целое с хвостовиком, имеется прилив, в котором делают прорези для установки гашеток. В приливе с прорезями, сверлят отверстие перпендикулярно к оси хвостовика через которое проходит болт, крепящий гашетки к баранке.

В задней части хвостовика имеются два выступа с отверстиями, через которые проходят тросы от гашеток. Эту часть закрывают предохранительной коробкой. Коробка изготовлена из алюминиевого сплава Б-95 толщиной 1 мм и крепится к выступам на хвостовике четырьмя шурупами диаметром 4 мм

Ручка управления самолетом шарнирно крепится на продольной трубе пустотелым болтом из стали С40, имеющим наружный диаметр 12 мм.

При соединении продольной трубы с ручкой с наружных и внутренних сторон щек стакана прокладывают четыре шайбы из стали С40, предохраняющие щеки от чрезмерной затяжки болта и создающие ручке свободное вращение на шарикоподшипниках.

К носку нижнего узла ручки 9-мм болтом крепится первая тяга управления рулем высоты.

Расстояние от центра вращения ручки до центра отверстия в носке 162 мм, а от центра вращения до верхней части баранки 730,5 мм. Ручка управления имеет отклонение от нейтрального положения от себя 15°, на себя 15°, в стороны по 19°.

3. ТЯГИ К РУЛЮ ВЫСОТЫ И КАЧАЛКИ

Передача движений от ручки управления самолетом к рулю высоты осуществляется посредством трех тяг, соединенных последовательно одна с другой через две качалки (фиг. 70).

В передний конец первой тяги входит фрезерованное ушко из стали С40, имеющее на конце обойму с шарикоподшипником 1009 ОСТ/ВКС 6266.

Ушко крепится к трубе двумя конусными болтами 18-с6-5-38. В задний конец вставлен стакан из стали С40, укрепленный такими же двумя болтами. Стакан имеет нарезку для ушкового болта с шарниром Гука. Длина тяги регулируется в пределах 15 мм. Труба тяги — дуралюминовая, сечением 35X33 мм. К переднему концу этой тяги прикреплена клемма металлизации самолета.

Вторая тяга имеет на концах два одинаковых ушковых стакана из дуралюмина с запрессованными в них шариколодшипниками 1009 ОСТ/ВКС 6266; стаканы закреплены дуралюминовыми заклепками.

К концам тяги приклепаны ушки металлизации самолета. Труба тяги — дуралюминовая, сечением 45X42 мм.

Третья тяга изготовлена из стальной трубы сечением 22X20 мм. В передний конец ее вставлен ушковый стакан из стали С40 с запрессованным в него шарикоподшипником 1009ОСТ/ВКС 6266; стакан крепится к трубе двумя конусными болтами Н-64-6-5-26

4. ДЕТАЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕРОНАМИ

Управление элеронами осуществляется посредством двух тяг в центроплане, двух крыльевых тяг, четьтерех качалок и четырех малых тяг к элеронам от качалок.

Каждая тяга в центроплане и в крыле имеет на одном конце правую резьбу в стаканчике, на другом — левую, вследствие, чего при вращении тяги ушковые болты будут одновременно вывертываться или ввертываться.

6. УПРАВЛЕНИЕ РУЛЕМ ПОВОРОТА

Управление рулем поворота (фиг. 80) — гибкое; осуществляется педалями и тросовой проводкой. Педали ножного управления (фиг.81) построены по принципу цараллелограма и имеют пять основных частей: средний кронштейн, два крайних кронштейна, трубу педалей, тягу и тормозные педали со стременем и штоком.


©AirPages
2003-