Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ И-16 с М-63 Техническое описание

И-16 с мотором М-63

Техническое описание. 1941 г.

ГЛАВА IV

ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ

Хвостовое оперение (фиг. 25) - монопланное, свободнонесущее, металлическое, с полотняной обшивкой.

1. КИЛЬ

Киль укреплен неподвижно на фюзеляже и его передняя кромка снесена на 2° влево по полету, для погашения силы сопротивления, вызванной реактивным моментом винта на крыле. Это достигнуто сносом переднего узла крепления киля на 30 мм влево от оси самолета. Киль состоит из двух лонжеронов, шести нервюр, раскоса, носового обтекателя, переднего и заднего узлов крепления (фиг. 26). Нервюра № 1, передний и задний лонжероны образуют жесткий треугольник, основанием которого служит нервюра, а вершиной—стык лонжеронов. Носки нервюр передней частью закреплены пистонами в дуралюминовом обтекателе из материала толщиной 1 мм; задней частью носки нервюр приклепаны к переднему лонжерону. В виде дополнительного силового элемента киля поставлен раскос из листового дуралюмина толщиной 0,5 мм.

Раскос одним кондом укреплен на заднем узле киля, а другим — на переднем лонжероне, у нервюры № 4. К нервюрам раскос приклепан при помощи косынок. Задний лонжерон киля сделан из двух, входящих один в другой, дуралюмииовых профилей корытообразного сечения, изготовленных из материала толщиной 1 мм. Полки профилей приклепаны дуралюминовыми заклепками диаметром 2,6 мм. Вдоль внутреннего профиля сделаны зиговки и поставлены в них пистоны для крепления полотняной обшивки.

Передний лонжерон конструктивно аналогичен заднему, только внутренний профиль его не имеет зиговок и сделан из материала толщиной 0,8 мм. Для жесткости переднего и заднего лонжеронов к их полкам приклепывают дуралюминовые пластины толщиной 2 мм у переднего и 2,5 мм у заднего, которые внизу захватываются узлами на лонжеронах, а сверху доходят до нервюры № 4. Верхние концы лластин сведены на-ус. Нервюры киля - балочного типа, изготовлены из листового дуралюмина толщиной 0,5 мм и укркплены к лонжеронам дуралюминовыми заклепками диаметром 2,6 мм посредством отбортовок на них и дуралюминовых книц.

Киль крепят к фюзеляжу на рамах № 9 и 11.

Узлы крепления на переднем и заднем лонжеронах представляют собой две щеки с перемычкой между ними. Щеки образуют вилку, которую надевают на узел фюзеляжа и закрепляют двумя болтами диаметром 8 мм на переднем и 10 мм на заднем лонжеронах киля.

На заднем лонжероне установлены два кронштейна для руля поворота.

2. РУЛЬ ПОВОРОТА

Руль поворота подвешен на заднем лонжероне киля. Каркас руля поворота (фиг.28) состоит из лонжерона, обтекателя, набора нервюр, нижнего обода, хвостового профиля и узлов крепления. Лонжерон в конце сплющен.

Нервюры сделаны из листового дуралюмина толщиной 0,8 мм. Носки нервюр закреплены пистонами в дуралюминовом обтекателе, изготовленном из дуралюмина толщиной 0,8 мм, переходящим в нижний дуралюминовый обод, изогнутый по контуру кока фюзеляжа.

В пролете между лонжероном и хвостовым профилем нервюры расчаливаются для устойчивости двумя дуралюминовыми лентами толщиной 0,5 мм. Для этого предназначен раскос, идущий от нижнего обода к первой нервюре. Руль поворота укреплен в трех точках; из низ две находятся на киле и одна на раме № 11 фюзеляжа.

Кроме этих узлов, на нижнем конце лонжерона установлена качалка управления рулем поворота. Качалка состоит из патрубка с приваренными к нему рычагами. Рычаг сделан из двух выпуклых стальных пластин, сваренных между собой. На концах рычагов имеются вилки для крепления тросов управления и отверстия для крепления пружин от костыля. Качалку надевают на лонжерон и приклепывают двенадцатью стальными заклепками диаметром 4 мм.

3. СТАБИЛИЗАТОР

Стабилизатор - разъемный, состоит из двух симметричных половин, стыкуемых на переднем и заднем лонжеронах (фиг. 31).

Каркас каждой половины стабилизатора включает в себя передний и задний лонжероны, соединенные нервюрами. Концы лонжеронов связаны дуралюминовым стрингером толщиной 0,8 мм, корытообразного сечения.

На стрингере и переднем лонжероне устанавливают носки из дуралюмииа толщиной 0,5 мм, заключенные в обтекатель из дуралюмина толщиной 0,8 мм, образующий переднюю кромку стабилизатора.

Нервюры и носки — балочного типа, изготовлены из листового дуралюмина толщиной 0,5 мм, кроме нервюры № 3 и добавочной, которые изготовлены из дуралюмина толщиной 0,8 мм. Они крепятся через отбортовки и кницы к лонжеронам дуралюминовыми заклепками диаметром 2,6 мм.

Передний лонжерон составляется: 1) из двух дуралюминовых профилей толщиной 1 мм, вставленных один в другой, 2) из верхней и нижней дуралюминовых полок переменного сечения толщиной у корня 2,5 и у конца 1 мм, проклепанных дуралюминовыми заклепками диаметром 3 мм.

Задний лонжерон стабилизатора имеет два дуралюминовых профиля толщиной 1 мм, поставленных стенками друг к другу с зазором между стенками 20 мм и соединенных полками. Полки состоят из двух дуралюминовых пластин, сведенных по толщине от 3 до 0,5 мм в конце; стык пластик у нервюры № 3. Оба профиля склепаны вместе с полками дуралюминовыми заклепками диаметром 3 мм. Для уменьшения щели между рулем высоты и стабилизатором кромка внешнего профиля лонжерона изготовлена по кривой. Между стенками лонжерона, в местах крепления узлов, поставлены распорки из дуралюминовых профилей. На заднем лонжероне стабилизатора установлено пять кронштейнов для крепления руля высоты. Средний кронштейн поставлен на левой части стабилизатора на расстоянии 100 мм от его оси. Остальные кронштейны поставлены против нервюр № 3 и 6.

Стабилизатор, кроме перечисленных элементов каркаса, имеет еще кресты из проволочных растяжек диаметром 1,2 мм с тендерами (по одному кресту с каждой половины стабилизатора). Растяжки крепятся к ушкам, поставленным у нервюры № 3 и у распорки.

4. РУЛЬ ВЫСОТЫ

Руль высоты подвешен на заднем лонжероне стабилизатора. Он состоит (фиг. 37) из двух половин. Каркас каждой половины руля состоит из лонжерона и семи нервюр, соединенных по носкам обтекателем из дуралюмина толщиной 0,5 мм, а по хвостикам - профилем из дуралюмина толщиной 0,5 мм. Профиль соединен с ободом из дурилюмина толщиной 1 мм, поставленным на внутренней стороне руля и приклепанным к лонжерону.

Руль крепится в пяти точках к кронштейнам стабилизатора. Точки крепления находятся против нервюр № 3 и 6 и на узле разъема. Все узлы, за исключением среднего, совершенно аналогичны узлам руля поворота. Они скрепляются болтами диаметром 6 мм с кронштейнами стабилизатора.


©AirPages
2003-