Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Люди и самолеты Люди Летчики о самолетах Алексеев Голодников Ковачевич Летчики о Ла-7

Рафалович Александр Михайлович

Фоккер DVII, DXI, Ньюпор D XXIV, Разведчик Р-1

1 2 English Рафалович Александр Михайлович

Рафалович Александр Михайлович
(20.08 1898 - 1971)

Советский военачальник, генерал-лейтенант авиации. Летал на самолётах 20-х, 30-х годов, начиная от Фоккера DVII, DXI, Ньюпора D XXIV.

Александр Михайлович родился 20 августа 1898 года в семье коллежского регистратора,* со старшинством Волковыского Казначейства.

С апреля 1918 В РККА, участник Гражданской войны, на фронте был контужен.

После войны продолжил службу в РККА.

В 1921-м окончил теоретическую школу Воздушного флота, в 1923-м - Военно-теоретическую школу лётчиков, командир звена эскадрильи отряда. Член ВКП(б) с 1927 года.

Великую Отечественную войну встретил в звании полковника, в должности начальника штаба ВВС 6-й армии, с 1942-го - начальник ВВС 6-й армии. В марте 1942 года присвоено звание генерал-майора авиации.

В 1943 - 1945 годах служил в должности начальника Воздушно-стрелковой службы ВВС РККА.

В 1944 году окончил Военную Воздушную ордена Ленина Академию Красной Армии имени проф. Жуковского. 1 июля 1944 г. присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.

C 1946 по 1950 г.г. - начальник кафедры Военно-Воздушной Академии имени проф. Н.Е. Жуковского.

Имеет награды: орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 ст., орден Богдана Хмельницкого 2 ст., медали: "ХХ лет РККА" (именно эта медаль на представленной здесь фотографии), "За оборону Москвы", "За оборону Киева", "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "800 лет Москвы" и др.

Участник парада Победы на Красной площади 1945 года.

Вышел в отставку в 1950 году.

* - Коллежский регистратор или Станционный смотритель - гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII — XIX веков. Чин давал право на почётное гражданство. Формой титульного обращения к коллежскому регистратору было выражение «Ваше Благородие».

Биография, прямо скажем, необычная. Пресловутый "пятый пункт" анкеты не помешал Александру Михайловичу дослужиться до звания генерал-лейтенанта. Факт сам по себе уникальный. Вероятно тот самый редкий случай, когда умная голова досталась умному человеку.

Что можно сказать о человеке, глядя на фотографии, кроме того, что он имеет умный, внимательный, немного ироничный взгляд? Скупые строки биографии, многократно размноженные на различных "исторических сайтах", почти ничего о нём не говорят. Возможно кто-то отзовётся, и наша страница поможет их дополнить...

Фотографии конечно уникальные, очень высокого качества, "несут на себе печать времени" :-) и заслуживают внимательного просмотра...

Вячеслав Черкашин.

Фото Описание

Юношеская фотография Александра Рафаловича. Фуражка с высокой тульей и шпоры - обязательный атрибут мужской доблести.

Если мне не изменяет склероз, раньше они назывались "молодыми повесами". Рафаловмч узнаваемо слева.

"Молодые повесы" ещё раз.

Вероятно, теоретическая школа Воздушного флота, 1921-й год. Рафалович на фото слева.

Теоретическая школа Воздушного флота, декабрь 1921 г., VIII и IX выпуски. Рафалович во втором ряду сверху, шестой слева.

Групповая фотография на фоне учебного самолета У-1.

У-1 с двигателем М-2 в 120 л.с., самолет первоначального обучения, был построен у нас по образцу английского Авро-504К, применялся в 1921-32 г.г., после чего был полностью заменен на У-2, (знаменитый По-2). Отличался более строгим управлением.

Групповая фотография на фоне, вероятно, Ньюпор 27.

Рафалович на фото стоит справа.

Тот же самолет, вид спереди.

"Фоккер" D VII с двигателем BMV-IIIa в 180 л.с. Этот самолет выпуска 1918 г. был у нас в несколько десятков экземпляров.

Итальянская "Балилла" А-1. Одноместный истребитель с двигателем СПА в 220 л.с. Самолет отличался хорошей маневренностью, приобретен был в 30 экземплярах.

Английский "Мартинсайд" F-4. Одноместный истребитель с двигателем "Испано-Сюиза" в 300 л.с., выпуска 1918 г. На фронт не попал, в 1922-23 г.г. Советский Союз приобрел около 100 этих самолетов. С 1927 г. стал заменяться отечественным истрибителем И-2 бис.

На обороте фото надпись: "На Смоленском аэродроме 1922 г. машина Германский «Фоккер»"

Fokker F III авиакомпании «Дерулюфт», на борту самолёта герб Российской Федерации.

Группа лётчиков с часами и картами. (Рафалович справа). Часы носились на поясе и служили основным прибором для определения пройденного пути. На обороте надпись: "1927 Д. лагерь 5 а.э. 1 п.о.".

Перед полетом работа с картой. На заднем плане Фоккер D VII.

Групповая фотография у самолета Фоккер D VII.

Групповая фотография у самолета Фоккер D VII. Рафалович стоит, пятый слева.

Группа лётчиков. В верхнем ряду вымаран, вероятно, "затесавшийся враг народа", та самая "печать времени" на старых фотографиях. Облики бывших товарищей удалялись видимо не из ненивисти к ним, а из соображений безопасности, безопасности от комитета безопасности :-)

Группа лётчиков. Та же фотография, без купюр.

На обороте надпись "1930 год Смоленск 4 а.э. летный состав"

Дата публикации на сайте: 19.03 2015

| >> English

12 03 2015

Как и обещал, отправляю фотографии довоенного фотоальбома генерал-лейтенанта Рафаловича А.М.
Подписей в фотографиях практически нет, так что разобраться мне в довоенных самолетах сложно.
... а так как фотографии уникальны, не публиковались еще нигде, поэтому если можно, чтобы фотографии были помечены водной меткой сайта.

Лисачев Олег

19 03 2015

Подписи к фотографиям составил, в основном, на изучении известной классики В.Б. Шаврова. Водными метками старался минимально "испортить" фотографии. Наверняка внимательный читатель найдет неточности. С благодарностью приму Ваши замечания.

Вячеслав Черкашин

22 03 2015

Спасибо за ссылки - очень интересно. И кстати, поздравляю, похоже тебе досталась очередная конфета. Если я ничего не напутал, то вот тут:
http://www.airpages.ru/people/lewis_263.jpg лежит зело редкая фотография ТБ-4

Пётр

22 03 2015

Спасибо большое! А я всё думал, что это за штука такая... Дополняю описание на следующей странице...

Вячеслав

24 03 2015

Чего-это у тебя Дерулюфтовские F.II и F.III стали неизвестными? По ним дофига чего написано, включая "поимённый" список. Например в Масловских Крыльях №1(4)/2010 Стр.11-15. Ну и Гугль навскидку дофига чего выдаёт...

Пётр

24 03 2015

Спасибо! Посмотрев подробнее нашел, что изображённый на фото Фоккер F.III, нёсший на борту герб Российской Федерации, имел бортовой номер "PR-3". Эксплуатировался в "Дерулюфт" в 1922-1928 годах, затем был передан в ВВС.

Вячеслав

05 04 2015

Отличный альбом!
Небольшая поправка: "Нюпор" с "15" на киле - это N.27 (определяется по оперению и металлическому костылю), у нас они, емнип, не производились, получены из Франции.
--
Owl-99

04 03 2016

У меня есть фотографии Александра Михайловича, не очень много, но есть. Не поняла информацию про 5 графу так как папа и мама его из  Беларуси: Михаил Иванович Рафалович и Шукайло Елена Ксаверьевна.
Не поняла про информацию о коллежском регистраторе. Можно с кем то об этом пообщаться?
--
Ольга

05 03 2016

Должность коллежского регистратора, именно так в инете пишется об отце Александра Михайловича, я далее просто нашел эту запись в табеле о рангах в России и сделал пояснение. Напишите, пожалуйста, что следует написать и как будет правильно.
Было бы хорошо, чтобы Вы написали об Александре Михайловиче, что то дополнили по этапам его жизни.  
--
С уважением, Вячеслав Черкашин

11 03 2016

... Все - таки прадед ее на фото коллежский регистратор - спорить я конечно не буду, но по форме - однозначно.

Лисачев Олег


©AirPages
2003-