Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Первый налет на Берлин

432 АП ДД 10.8.1941 г.

| >>

КОМАНДИРУ 81 АД

Боевое донесение № 1

штаб 432 АП, Казань 19.08.41 20.00 Карта 2 500 000

10.08.41г. восемь кораблей ТБ-7 с аэродрома подскока Пушкин стартовали для выполнения бомбометания Берлина. Цель бомбили три корабля, сбросив на район Берлина двенадцать ФАБ-250, три ФАБ-500 и шесть РРАБ-3.

Сведений, подтверждающих бомбометание Берлина четвертым кораблем т. Панфилова, нет. Корабль майора Егорова потерпел катастрофу при взлете. Корабль майора Тягунина сбит огнем нашей зенитной артиллерии и истребителей. Корабль т. Перегудова вследствие отказа мотора сбросил бомбы в Балтийском море. Корабль т. Видного вследствие отказа левой группы моторов сбросил бомбы на ст. Лауенбург.

1. Корабль № 42046 майора Егорова взлетел в 21.58, при наборе высоты 30-40 метров резко развернулся вправо в землю с углом, в результате чего самолет полностью разрушен. Из состава экипажа убито 6 человек, тяжело ранено 6 человек. Из них умерло в госпитале 2 человека.

2. Корабль № 42025 Перегудова произвел взлет в 20.50. В районе озера Лубенское, был обстрелян нашим истребителем И-153. Несмотря на то, что корабль давал пароль «Я свой самолет», на пути до Таллина был обстрелян огнем зенитной артиллерии. В 21.30 отказал мотор № 1. Экипаж сбросил бомбы в море, получил по радио приказание вернуться, произвел посадку в Пушкине в 0.30, имея 11 пулевых и 2 пробоины от снарядов.

3. Корабль № 42035 т. Видного взлетел в 22.00, в 1.20 вследствие отказа левой группы моторов экипаж принял решение возвращаться. Бомбы были сброшены на ст. Лауенбург, что в 370 км северо-восточнее Берлина. Атакованный звеном истребителей и обстрелянный огнем зенитной артиллерии, корабль ушел в облака. В районе Ленинграда, на высоте 1000-1500 м, корабль был обстрелян огнем нашей зенитной артиллерии и посажен нашими истребителями в 7.45 на площадку Обухово.

4. Корабль № 42045 майора Тягунина взлетел в 20.40. У северной оконечности восточного мыса Лужская губа корабль был двукратно атакован истребителями и в 21.15 обстрелян огнем зенитной артиллерии с нашего побережья и кораблей ВМФ. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться, командир приказал бомбы сбросить в море, развернуться к берегу и приказал экипажу выброситься на парашютах. Спасавшийся на парашютах л/с обстреливался огнем истребителей и с земли. Погибли четыре человека, один пропал без вести.

5. Корабль № 42036 комбрига Водопьянова вылетел в 21.05, бомбы сбросил на Берлин: ФАБ-250 - 8 шт., РРАБ - 2 шт., при возвращении вследствие нехватки горючего произвел посадку на территории Эстонской ССР, экипаж невредим, корабль разбит.

6. Корабль № 42026 т. Панфилова произвел взлет в 22.00. Имел бомбовую зарядку ФАБ-250 - 8 шт., ЗАБ-50 - 16 шт. После взлета о корабле сведений не поступало.

7. Корабль № 42055 майора Угрюмова вылетел в 21.58, бомбы сбросил на Берлин по расчету времени, так как цель была закрыта облаками. В первый заход сброшено ФАБ-250 - 4 шт. и РРАБ-3 - 2 шт. На втором заходе зависшие бомбы сбросить не удалось. Над целью на высоте 7400 м кормовой стрелок обстрелял звено истребителей, корабль ушел от них в облака. Разрывы зенитной артиллерии ложились много ниже корабля, прожектора работе не мешали, т. к. не пробивали тонкую облачность. На обратном маршруте над территорией Германии были сброшены еще две бомбы. После 9.43 полета, опасаясь нехватки горючего и потеряв дальнейшую ориентировку, корабль произвел вынужденную посадку в районе Торжка. При сбрасывании листовок над территорией Германии погиб воентехник первого ранга Смирнов Н.П., оборвавший шланг кислородного прибора.

8. Корабль № 42016 подполковника Курбана взлетел в 20.50. До 21.45 шел в паре с кораблем Перегудова. После атаки истребителей и зенитной артиллерии корабль Перегудова отстал в районе острова Даго. Выход на цель был произведен по расчетному времени. В - 1.30 на Берлин были сброшены ФАБ-500 - 3 шт., РРАБ-3 - 2 шт. Одна ФАБ-500 зависла и не сброшена. В районе цели наблюдали работу прожекторов, а в момент бомбометания видели разрывы зенитной артиллерии. На обратном маршруте загорелся мотор № 4. После ликвидации пожара шли на трех моторах. В районе Лужская губа были обстреляны огнем береговой и корабельной зенитной артиллерии, у деревни Малое Заболотье (35 км восточнее Пушкина) отказал мотор № 3. При производстве вынужденной посадки в 5.10 самолет получил повреждение. Экипаж невредим.

9. Потери: не возвратилось на базу 5 кораблей, из них 4 разбито на своей территории, один пропал без вести, убито 2 человека, пропало без вести 12, умерло от ран 3 раненых, находятся на излечении в госпитале 6 человек.

Командир полка полковник Лебедев

Военком полка старший батальонный комиссар Брюзгин

Начальник штаба подполковник Яроцкий

Дата размещения на сайте 7.10.2016 г.

| >>

07 10 2016

Первый и успешный налет на Берлин был осуществлен ВВС Балтфлота на самолетах ДБ-3 8 августа 1941 года, однако И. Сталин потребовал нанести более мощной удар - тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7 и Ер-2. При этом на подготовку давал 1-2 дня...

07 10 2016

- На свой аэродром в Пушкин вернулись один ТБ-7 ст. лейтенанта Перегудова и Ер-2 лейтенанта Малинина...

Причины столь печального итога первого боевого вылета можно назвать следующие:

- малый срок, отпущенный Сталиным для подготовки вылета, при этом никто из командного состава не рискнул т. Сталину возразить. Для сравнения, балтийцам на подготовку давали две недели.
- излишняя секретность, не извещение о вылете своих истребительных полков и средств ПВО, при этом, в большинстве своем, ни летчики ни зенитчики не имели ни малейшего представления о новых советских самолетах.
- малая длина полосы в Пушкине для взлета перегруженных самолетов, неопытность экипажей
- низкая надежность дизельных двигателей М-40Ф (отказ двух дизелей на взлете на правом полукрыле с-та 42046).

07 10 2016

Судьба экипажа ТБ-7 № 42026 сложилась трагически. На пути к цели самолет был обстрелян зенитной артиллерией и получил повреждения. Командир принял решение сбросить бомбы и развернулся на обратный курс. Уже при возвращении один за другим остановились два двигателя, самолет, идя со снижением, сбился с курса. Аварийная посадка была произведена в 2 часа ночи на территории Финляндии, северо-восточнее Хельсинки у местечка Ланинярвелле. При посадке командир корабля Александр Панфилов и еще пять членов экипажа погибли, оставшиеся в живых пять человек в надежде перейти линию фронта двинулись на восток. Через два дня их захватили в плен финские полицейские.

Форум

©AirPages
2003-