Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба АДД СССР Пе-8

25 Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия

412/432/746/25/203

<< | >>

ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ И ФАКТОВ (Часть 9)
июль-декабрь 1944 г.

Дата Боевая задача
Описание событий и фактов
1.7.44

Боевой задачи не получали.

Погода в эти дни стоит хорошая. С личным составом проводились занятия по изучению аварийных и информационных бюллетеней.

2.7.44

Боевой задачи не получали.

3.7.44

Получили боевое предварительное распоряжение действовать по жел. дор. узлу Брест. После проработки задания в 17.45 дали отбой.

В нашем районе погода стоит хорошая. Сегодня с 12.40 стали готовиться к боевому вылету. В 17.00 началась проработка боевого задания. Команды на подвеску бомб пока не давали. В 17.40 дали отбой.

4.7.44

Получили боевое предварительное распоряжение бомбардировать жел. дор. узел Лида. В 20.30 дали отбой.

Сегодня полки собирались работать, штурмана проработали маршрут. Экипажи приступили к подвеске бомб, но через некоторое время, примерно в 20.30 дали отбой.

5.7.44

Боевой задачи не получали.

Сегодня стоит день облачный, а во второй половине дня началась гроза, правда кратковременного характера. <...>

В 14.00 прилетел из Кратово Ищенко, перегнал самолет 42410.

6.7.44

Получено боевое распоряжение бомбардировать ж. д. узел Двинск*. На задание ходили 11 самолетов.

Погода стоит хорошая. С 9.00 проводились занятия по физ. подготовке. С 17.00 начали производить подготовку к боевому вылету. По плану взлёт должен был произойти в 21.30, но за 20 мин дали команду взлет и удар перенести на 1 час позже, дополнительно изменили заход на цель и запасную цель. Взлёт начался ровно в 22.30. Все корабли взлетели дружно, задание выполнили успешно и благополучно возвратились на аэродром.

42610 на задание не вышла, отказал Р-7 на 3 моторе.

7.7.44

Получили предварительное боевое распоряжение быть в готовности действовать по ж. д. узлам Лида, Вильно. В 19.40 дали отбой.

Сегодня погода стоит тоже хорошая. Личный состав готовится к вылету. В 15.30 был произведен полковой разбор полетов, а в 17.00 дивизионный. В 19.30 дали команду на подвеску бомб, а в 19.40 дали отбой.

8.7.44

Боевой задачи не получали.

В 20.15 получили команду готовить на задание самолеты 42076, 028 и 811. Три самолета вылетели на бомбардирование ж. д. ст. Ораны.

Проведены занятия по физподготовке. На 2 час по АЭ проработана директива военного совета с руководящим составом, полковник Лебедев провёл беседу с воздушными стрелками. Сегодня послали на боевое задание 30% самолетов. Все 3 самолета задание выполнили по основной цели и благополучно возвратились на свой аэродром.

9.7.44

Получена боевая задача - бомбардировать жел. дор. ст. Ораны. На задание вылетели 11 кораблей.

Погода стоит хорошая. Сегодня обратно готовимся к боевому вылету всеми самолетами. На задание вышли 11 кораблей. Запланированная 410-я на задание не вылетела по неисправности мат. части.

42610, гв. майор Сумцов из-за выработки горючего сел на границе аэродрома. Самолет получил поломку. Лётный состав невредим.

10.7.44

Получили боевую задачу бомбардировать ж. д. ст. Кошедары. В 21.20 дали отбой с-там Пе-8.

Готовились к заданию, но за 15 мин до взлета дали отбой.

11.7.44

Получено предварительное распоряжение действовать по жел. дор. ст. Ораны. В 21.00 дали отбой по метеоусловиям.

Стоит замечательная погода. Сегодня после построения поэскадрильно были проведены конференции с воздушными стрелками по обороне корабля с воздуха, согласно директиве военного совета АДД. После проработки боевого задания, когда лётный состав занял свои места по самолетам, дали отбой по метеоусловиям.

12.7.44

Получено устное предварительное распоряжение быть в готовности бомбардировать ж. д. узел Шауляй. На задание готовим 11 кораблей.

Погода стоит прекрасная. Сегодня после построения с сержантским и рядовым составом проведена беседа на тему: «3-и года Отечественной войны». С офицерским составом - с 10-11.00 – физподготовка. С 11-13 соревнования по плаванию и играм (футбол, волейбол).

В 20.00 начали подготовку к боевому вылету. Взлёт начался по плану. Один самолёт, 42112 прекратил взлет, обрезали 1 и 4 мотор. Вернулся с маршрута с-т 42410 из-за неисправности мат. части. При возвращении с боевого задания сел вынужденно на аэродроме Орёл с-т 42512. Неизвестно где сел с-т 42028, командир корабля Б. Соколов. На втором сиденье гв. подполковник Дмитриев, штурман к-н Поплавский. Боевой полёт экипажи производили в сложных метеоусловиях грозовой деятельности.

42410 вернулся с маршрута - вывернулась свеча 9 цилиндра 2 мотора. 42112 прекратил взлёт - обрезали 1, 4 моторы. 42512 - сел вынужденно в Орле, в 12.45 перелетел на свой аэродром. 42028 на аэродром не возвратился.

13.7.44

Получено предварительное боевое распоряжение «быть в готовности бомбардировать жел. дор. узел Шауляй». На задание готовим 9 самолетов. Дали отбой.

Сегодня погода испортилась еще с ночи, временами идут дожди с грозовыми разрядами. К 17.00 грозовая деятельность ("усилилась" - зачёркнуто) с ливневыми осадками.

С лётно-техническим составом с 17.00 производят совещание командиры АП. В 18.00 будет производить разбор полета генерал. Самолеты готовятся к боевому вылету.

14.7.44

В 12.45 получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности, всеми исправными кораблями к боевой работе". На задание планируем 9 самолетов, дали отбой по метеоусловиям.

Погода в нашем районе стоит переменная, частые грозы с ливневыми дождями. Сегодня после построения проводили полковую конференцию с командирами кораблей, штурманами кораблей и воздушными стрелками по вопросу "Оборона корабля в воздухе". С 12.00 командир полка собирал комиссию по вопросу оборудования <...> аэродрома.

С 15.7.44 до 20.7.44

Боевой работы не производили.

За этот период проведены конференции воздушных стрелков по директиве военного совета АДД по вопросу обороны корабля в воздухе.

21.7.44

В 10.45 получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности к боевой работе". Стартовая готовность 21.00.

Установилась хорошая, ясная погода. Сегодня для всего личного состава полка банный день.

22.7.44

Получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности к боевой работе". Дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит хорошая. С утра личный состав занимался по планам командиров АЭ, а потом готовились к боевому вылету. После проработки задания и полной готовности к боевому вылету дали отбой по метеоусловиям.

23.7.44

Получено предварительное боевое распоряжение бомбардировать ж. д. узел Тильзит. Дали отбой по метеоусловиям.

После полной готовности к боевому вылету дали отбой по метеоусловиям.

24.7.44

Получили боевую задачу бомбардировать ж. д. узел Тильзит. Дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит плохая, низкая облачность 8-10 баллов. Намеченный к полету на высоту с-т 42410 не вылетал из-за плохой погоды и по неисправности мат. части, потёк радиатор 3-го мотора. Проработки боевого задания не было.

Чурилин перегнал с Кратово с-т 42210

25.7.44

Получили предварительное распоряжение выполнить боевую работу по приказу № 48. Дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит пасмурная, весь день шёл моросящий дождь. С утра личный состав занимался: лётчики стреляли из пистолетов, штурманы и бомбардиры - астрономией, радисты по маякам, в/стрелки - стрельба из пушки ШВАК и изучение пулемёта УБТ. Проработки задание сегодня не было.

26.7.44

Получили предварительное боевое распоряжение действовать согласно б/распоряжения № 48 и 49 штаба 45 АГД. На задание запланировано 9 самолетов. Вылетали 10 самолетов.

Сегодня погода улучшилась, но очень холодно, по-видимому прошел холодный фронт. Сегодня с офицерским составом проведена беседа на тему: "Партия Ленина-Сталина", 2 часа. С сержантским и рядовым составом по УВС** - лагерная служба.

Проработка боевой задачи со штурманами, стр. бомбардирами и радистами проведена с 18.00 - 19.00. Общая проработка назначена на 20.30. Цель бомбардировало 7 кораблей, задание выполнили успешно. Не вернулся на свой аэродром с-т 42028, к-р гв. к-н Б-Соколов.

42059, к-р Шатров - через 20 мин вернулся на свой аэродром с бомбами из-за отказа мат. части. Вырвало трубу МШ-1 мотора № 3. 42028, к-р Б-Соколов с боевого задания не вернулся. 42212, к-р Обухов сбросил бомбы в оз. Нарочь - заклинило 3-й мотор.

27.7.44

В 8.00 получено предварительное боевое распоряжение. В 15.00 получено боевое распоряжение бомбардировать жел. дор. узел Истенбург. В 19.30 дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит холодная. Во второй половине дня начала ухудшаться, появилась сплошная облачность. Проработка боевого задания назначена на 18.00 для штурманов и в 20.30 для всего лётного состава. Проработка боевого задания проводилась только со штурманами, стр. бомбардирами и радистами. После отбоя к-р полка приказал провести разбор полета, но не собрали вовремя наряд, поэтому разбор перенесли на 28.7. с/г. Не явилось 15 человек, главным образом борт. техники.

28.7.44

В 11.00 получено предварительное боевое распоряжение. В 16.00 получено боевое распоряжение бомбардировать ж. д. узел Рига - готовим на задание 8 самолетов. В 19.20 дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит пасмурная и холодная. Сегодня после построения с 9.00 до 14.30 проведен разбор полка. На разборе присутствовали к-ры кораблей, штурмана, борт. техники, инженеры АЭ и руководящий состав АП и АЭ, всего 45 человек.

Проработано задание на боевой вылет - назначен на 20.00. Но не состоялся вследствие отбоя.

29.7.44

В 11.00 получено предварительное боевое распоряжение бомбардировать ж. д. узел Рига. Боевой работы не было по метеоусловиям.

Погода стоит пасмурная. После построения с лётным составом проработаны приказы и бюллетени с 9.00 до 11.00. Проработка задания назначена на 20.00 для штурманов и на 20.30 для лётчиков.

Прибыл из Кратово с-т № 42029 Лисачева в 24.35.

30.7.44

Получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности к боевой работе". Дали отбой по метеоусловиям.

(Весь личный состав полка занимался по изучению новой материальной части с-та Б-25. Запись зачёркнута.)

31.7.44

Получили предварительное боевое распоряжение, но боевой работу не вели по метеоусловиям.

1.8.44

Получили боевое распоряжение действовать по (жел. дор. узлу) порту Рига.

Сегодня состоялся боевой вылет. На задание ходили 8 самолетов, все бомбардировали заданную цель. Не вернулся с боевого задания с-т 42512, командир корабля гв. капитан Грязнов, штурман, мл. л-т Эирамджан. Управление боевым вылетом производили с КП 890 АП через их радиооператора, т.к. наша рота связи уехала на новую точку базирования - Сещу.

42512 не вернулся с боевого задания. 42410 на задание не вылетел - спустила стойка хвостового колеса.

2.8.44 по 6.8.44

Боевой работы не производили. 4.8.44 было спущено распоряжение, что в ближайшие 4 дня боевой работы не производить, а готовить мат. часть.

Была дана команда начать подготовку к перебазированию. В первую очередь туда направились тылы, а на 3 был ориентировочно намечен перелет АЭ, по неизвестным для нас причинам был задержан.

7.8.44

Боевой работы не производили по распоряжению штаба АД.

Стоит холодная погода с сильными северными ветрами, временами идет дождь. Воздушные стрелки ушли стрелять в тир из пушки ШВАК, отрабатывать упражнение 4. Офицерский и остальной рядовой и сержантский состав занимается по планам к-ров АЭ.

9.8.44

Задание на боевую работу не получали.

Сегодня специальная группа лётного состава изучала мат. часть с-та Б-25 по особой программе. Командиры, штурманы кораблей, борт. радисты и борт. техники, каждая группа по специальности - руководство из 362 АП.

10.8.44

Задание на боевую работу не получали.

Перегнали на аэродром Сеща не боевые самолеты 42311, 42210, 42911 и 42099. Сегодня командиры кораблей и вторые лётчики с 18.00 занимаются по ознакомлению с самолетом Б-24Д.

с 11.8 по 27.8.44

Боевой работы полк не производил. С 11 августа с/г личный состав полка приступил к изучению с-та Б-25 и Б-24Д. Занятия проводились по специальным группам, согласно планов.

22.8.44

Полк в составе 6 кораблей перелетел на аэродром Балбасово. С 22 по 27 .8.44 г. личный состав устраивался, приводились в порядок общежития и стоянки самолетов. С лётным составом производились ознакомительные полеты с аэродромом, днем один раз и ночью 2 раза.

26.8 с/г при тренировочных ночных полётах командир корабля гв. майор Сугак сел с большим промазом, в результате самолет пробежал за границу лётного поля, поломалась ферма хвостового колеса, с-т 42112 восстанавливается своими силами.

27.8.44

Получено боевое распоряжение быть в готовности к боевой работе. На 27.8 с/г на аэродроме Балбасово находятся следующие самолеты: №№ 42112, 42076, 42212, 42312, 42412, 42811 и тренировочный 42611. В 18.00 дали отбой.

Погода стоит хорошая, с прибытием на аэродром Балбасово личный состав устраивал общежития, работал на стоянках самолетов. Сегодня из Олсуфьево прибыл седьмой корабль 42611. Перелетел Дмитриев со своей тренировочной группой, Родионов и Сердюков. Вывозка будет производиться теперь на аэродроме Балбасово.

С 1-го дня перебазирования с-та Б-25 890 и 362 полков по 27.8 сего года произвели по два боевых вылета. Нам же в эти дни боевой задачи не ставили.

28.8.44

В 14.25 получена команда со штаба АД по телефону: "быть в готовности к боевой работе". Дали отбой.

Погода стоит хорошая. Сегодня летало 2 самолета Пе-8, №№ 42611 и 42112 - аэродромные полеты. С-2 и У-2 улетели по заданию, С-2 в Москву по заданию штаба и У-2*** в Сещу за гв. майором Ляшенко.

С 29.8 по 31.8.44

Задания на боевую работу не получали

Личный состав полка производит работы по устройству общежитий и стоянок самолетов.

* - прим. админ. Двинск - имел названия Динабург (бывшая русская крепость), основанная в 1810 году, и достроенная уже после Отечественной войны 1812 года, в том числе и пленными французами. Сейчас это латвийский г. Даугавпилс, что в переводе с латышского - город на Даугаве, так сейчас называется Зап. Двина.

** - прим. админ. УВС - Устав Вооруженных сил.

*** - прим. админ. У-2 - заметьте, конец 1944 года, никому в голову не приходит называть У-2 - По-2.

Дата Боевая задача
Описание событий и фактов
C 1.9 по 9.9.44

Боевой задачи полк не получал.

В период с 1 по 9.9. полку боевой задачи не ставилось. Личный состав занимался, главным образом, изучением мат. части самолетов Б-24Д и Б-25. Молодые лётчики занимались изучением м/ч с-та Пе-8. Остальной состав, в основном, работал по устройству общежитий и землянок.

9.9.44

Боевой задачи не получали.

Сегодня штурманы изучают м/ч с-та Б-25. К-ры кораблей изучают м/ч с-та Б-25. Остальной состав работает на стоянках.

С 10.9 по 30.9.44

Боевой работы не производили.

Личный состав в сентябре м-це занимался окончанием строительства землянок, утеплением общежитий, изучением мат. части с-та Б-25 и лётный состав тренировочными полётами на Б-25.

В октябре м-це 1944 г. полк боевой работы не производил.

Личный состав полка занимался по учебному плану.

C 1.11 по 17.11.44

Полк боевой работы не производил.

Личный состав полка в период с 1 по 17 ноября занимался по учебному плану - в основном, изучению самолета Б-25.

Группа руководящего состава выехала в Москву для изучения нового типа самолета.

20.11.44

Боевой работы не производили.

Приступили к изучению мат. части самолета Б-24Д с руководителями занятий.

21.11.44

Боевой работы не производили.

Начали строительство полевой портняжной и сапожной мастерских а так же парикмахерской.

22.11.44

Боевой работы не производили.

На тренировочные полёты летали самолеты Б-25 и облет м/ч с-т Пе-8 42811.

Сегодня с утра прояснилась погода, лётный состав производил полёты по программе переучивания на с-т Б-25. Руководители занятий занимались по изучению м/ч с-та Б-24Д.

С лётным составом, остальным, проводили проработку материала по авариям и потерям ориентировки.

Сегодня объявили, что вышел Указ Президиума Верховного совета о награждении за выслугу лет.

На 23.11 с/г запланированы занятия с личным составом по изучению м/части с-та Б-24Д.

С 23 по 25.11.44

Боевой работы не производили.

26.11.44

Боевой работы не производили.

Сегодня весь личный состав полка производил авральные работы на бомбоскладе дивизии.

26.11.44

Боевой работы не производили.

Продолжали работы на бомбоскладе по перекладке штабелей бомб.

27.11.44

Боевой работы не производили.

Продолжали третий день работы на бомбоскладе по перекладке штабелей бомб. Продолжали и занятия по расписанию со всеми группами.

28.11.44

Боевой работы не производили.

Продолжали и занятия по расписанию со всеми группами.

29.11.44

Боевой работы не производили.

Вынужденно сел самолет 328077 1АЭ у дер. Лисуны. Инструктор Шатров, лётчик Шин<...>.

Сегодня погода прояснилась, поэтому начали тренировочные полеты по плану переучивания. В 12.40 передали из штаба АД, что наш самолет 077/Б-25 сел вынужденно западнее аэродрома, причина выясняется.

30.11.44

Боевой работы не производили.

Сегодня 50 человек работали на бомбоскладе, 20 человек на строительстве мастерских. Занятия с л/с не производились.

1.12.44

Боевой работы не производили.

Сегодня обратно л.с. работал на складе ГСМ по отрывки котлованов.

2.12.44

Боевой работы не производили.

Сегодня л/с в количестве 50 человек заканчивает работы на складе ГСМ и работал по оборудованию мастерских. Учебные занятия не производили.

3.12.44

Боевой работы не производили.

Сегодня обратно выделили на работы 30 человек на бомбы, 20 человек на мастерские и 15 человек на заготовку дров. Остальной состав занимается. Лётчики 17 человек, штурмана не занимаются ввиду работ, пом. борт. техников занимаются по расписанию. Борт. радисты и возд. стрелки 3 АЭ занимаются.

С 4 до 23.12.44

Боевой работы не производили.

В этот период личный состав полка занимался по планам изучением мат. части с-та Б-24Д и производились тренировочные и вывозные полёты на самолетах Б-25, по программе переучивания и на самолеты Пе-8.

23.12.44

Боевой работы не производили.

Сегодня хорошая лётная погода. Намеченный на полет с-т Б-25 № 077 не летал из-за неисправности переднего колеса. Лётчики занимались переучиванием на с-ты Б-24Д по изучению конструкции и оборудования, штурманы изучением прицела с-та Б-24Д. 22.12.44 в полку работала комиссия ВВС по приему нашей части в связи с переходом АДД в ВВС. Ночью производились тренировочные полеты на с-те Пе-8 № 42076.

24.12.44

Боевой работы полк не производил.

Личный состав занимался по расписанию. Тренировочные полёты не производились вследствии неблагоприятных метеоусловий.

25.12.44

Боевой работы полк не производил.

Личный состав занимался по расписанию. Тренировочные полёты не производились по метеоусловиям.

С 26 12 по 31.12.44

Полк боевой работы не производил.

Личный состав занимался изучением матчасти с-та Б-24Д.

Дата размещения на сайте 11.03.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

11 03 2016

Мы продолжаем размещать ЖБД. Некоторая остановка была вызвана работой по размещению материала по "Колибри". Я думаю благодарные почитатели нашей работы простят и поймут.
Также просим простить, что материал еще недостаточно проработан. Нет зачастую ссылок на уже размещенные на сайте материалы.
Сайт с Вашей помощью развивается, некоторые ошибки при печати и считывании текста багодаря Вам распознаются, за что нашим читателям и корреспондентам большая благодарность.
Особая благодарность Олегу Лисачеву, внуку своего прославленного деда, приславшему нам свои материалы!

Вячеслав

12 03 2016

Потеря экипажа и боевого корабля - большая тяжелая утрата для полка. Опять же у командного состава "наверху" в этом случае возникают вопросы.
Вероятно этим можно объяснить, что командир полка уже после отбоя (27.7.44) решает провести разбор полёта. Однако служба, несмотря на потери, идет своим чередом. Из наряда не собираются на разбор борт. техники, им к полету готовиться особенно нечего, поэтому им и место в наряде.

Вячеслав

13 03 2016

За 27 августа в перечне самолетов полка, оставшихся в Балбасово, номер Пе-8 42811 записан, как 4284, однако такого номера не может быть.
Смотри здесь: Производство самолетов Пе-8
Смотри здесь: Скан оригинала страницы

Вероятно речь идет о самолете 42811, и при быстром написании текста две цифры 1 были записаны, как 4.

Вячеслав

13 03 2016

Прослушали 2 часа вместо молитвы беседу на тему: "Партия Ленина-Сталина", и отправились в свой последний полёт. Вечная слава героям!

Вячеслав

13 03 2016


Простите, хочу поинтересоваться, значит описи по дням, как раньше "событий и фактов" больше не будет? Мне несколько лет назад попадался скан ЖБД полка с примерной такой записью
"24 апреля 1945г. Боевой задачи не получали... Группа летчиков во главе с командиром полка, перегнала три самолета Б-24 с аэродрома Сомбор / Югославия /. Один Б-24 / Хорошилов/ сел вынужденно близ Киева из-за нехватки горючего..."

Скажите, таких записей опубликовано не будет?

Павел Черевин

13 03 2016

Павел, cпасибо за письмо, что Вы написали мне по штрафникам и их судьбе.
В ближайшее время приступаю к размещению материала.

Есть там и про описываемый Вами факт.

Вячеслав

14 03 2016

Запись за 22.11.44 г. подтверждает, что на аэродром Балбасово (запись за 27.8.44 г) должен быть занесен именно самолет 42811, а не 4284.

Вячеслав


©AirPages
2003-