Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

25 Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия

412/432/746/25/203

== Оригинал текста Налёт на Осиповичи в ночь с 26 на 27 июня 1944 года.

<< | >>

ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ И ФАКТОВ (Часть 8)
май-июнь 1944 г.

Дата Боевая задача
Описание событий и фактов
1.5.44

Задачи на боевую работу не получали.

Сегодня было построение, зачитывали Первомайский приказ тов. Сталина, затем праздновали, кто как сумел, потому что нам праздники назначили на 2 мая. В ночь на 1.5.44 выпал большой снег, который днем растаял.

2.5.44

Задачи на боевую работу не получали.

Погода стоит хорошая, наш полк готовится к празднику. Послали автобус за шефами. Вечер начался в 19.00, после торжественной части был концерт силами шефов и полка, а потом ужин. Праздник прошел хорошо.

3.5.44

Задачи на боевую работу не получали.

В нашем районе стоит хорошая, солнечная погода, но сильный ветер. Личный состав приводил себя в порядок после праздника, занятий и полетов не было.

4.5.44

Задачи на боевую работу не получали.

Погода стоит солнечная, но сильный ветер, ввиду чего невозможно производить тренировочные полеты. Сегодня в 16.30 будем подписываться на заем.

42076 перелетела на свой аэродром.

5.5.44

Задачи на боевую работу не получали.

Погода - безоблачно. Идёт подготовка трех кораблей к перелету на аэродром Белая церковь*. В ночь на 5.5.44 при испытании фотооборудования на самолете 890 АП в районе Раменское погиб техник-лейтенант Лысенков Владимир, которого нашли в обломках самолета с распущенным парашютом.

6.5.44

Боевой задачи не получали.

Метеоусловия хорошие. С 5.10 проводились тренировочные полеты по вводу в строй и переучиванию на самолете с М-82. В 9.00 корабли № 42088 - гв. м-р Сугак, 42911 - гв. майор Чурилин и 42611 - гв. майор Каминский, в полном боевом расчете улетели на аэродром Белая Церковь, имея на борту командира полка и несколько человек руководящего и обслуживающего состава, имея задачу произвести несколько боевых вылетов, для определения возможности боевой работы в составе всего полка с аэродрома Белая Церковь.

7.5.44

Задачи на боевую работу не получали.

Используя хорошую погоду, с утра, три машины производили аэродромные полеты на тренировку и переучивание лётчиков. В 16 часов состоялся траурный митинг и похороны гвардии техника-лейтенанта Лысенкова, который похоронен на кладбище в Новом Селе. Выступавшие на митинге выражали искреннее сожаление о потере безвременно погибшего замечательного человека, которым был т. Лысенков.

8.5.44

Боевой задачи не получали.

Всю ночь и весь день шел дождь, не позволивший производить тренировочные полеты. Лётчики занимались теорией авиации, штурманы НШС и астрономией. Тех. состав - работами на мат. части. Продолжали комплектование и подготовку экипажей для вновь получаемых самолетов.

9.5.44

Боевую задачу не получали.

Из-за плохих метеоусловий тренировочных полётов не производили. Лётчики занимались теорией авиации, штурманы и стрелки бомбардиры - изучением НШС АДД. Организованы группы и составлены расписания занятий со стрелками - радиостанции и воздушными стрелками, вводимыми в строй.

10.5.44

Боевую задачу не получали.

Улучшение погоды с утра позволило произвести аэродромные полеты - на тренировку вывозку лётчиков, штурманы, радисты и воздушные стрелки занимались по расписанию.

11.5.44

Боевую задачу не получали.

Погода стоит лётная, с утра производим тренировочные полёты. Остальному составу, не занятому на полётах - банный день и работа на мат. части. Корабль № 42028 с вынужденной посадки командир полка перегнал в Белую Церковь.

12.5.44

Боевую задачу не получали.

Пользуясь хорошей погодой с утра производили аэродромные полёты по вводу в строй и переучиванию лётчиков, штурманы и стрелки бомбардиры работали на материальной части. Радисты и воздушные стрелки занимались согласно расписания.

13.5.44

Боевую задачу не получали.

Производили тренировочные полёты по вводу в строй и переучиванию лётчиков. Техсостав работал на матчасти. Остальные занимались согласно расписания.

14.5.44

Боевую задачу не получали.

В 8.00 самолетом Си-47 отправили экипаж м-ра Додонова для перегонки с-та 42067 с места вынужденной посадки на свой аэродром. Производили тренировочные полеты и занятия по расписанию. В 9.00 состоялось строевое собрание сержантского состава полка и 144 ОРС с докладом по приказу т. Сталина № 70.

15.5.44

Боевую задачу не получали.

Производили тренировочные полеты в район аэродрома и в зону. Опробовали пригнанный с завода с-м 42112, все исправно. В 9.00 с-том Си-47 отправили в Казань экипаж гв. капитана Зеленского для перегонки самолета. Штурманы и стрелки-бомбардиры занимались по расписанию.

16.5.44

Боевую задачу не получали.

Производили тренировочные полеты. Штурманы, стрелки-бомбардиры и воздушные стрелки занимались по расписанию. В 3.15 гв. майор Додонов посадил на свой аэродром с-т 42067, бывший на вынужденной посадке.

17.5.44

Боевой задачи не получали.

Производили тренировочные полеты, свободный от полетов личный состав занимался по расписанию.

18.5.44

Получали предварительное распоряжение, но боевой работы не вели.

Производили аэродромные полеты по вводу в строй и тренировке лётчиков. Свободный от полетов личный состав работал на материальной части.

19.5.44

Боевой задачи не получали.

Производили аэродромные тренировочные полеты. Корабли №№ 42088, 42028, 42611 и 42911 в 19.30 вернулись из Белой Церкви на свой аэродром.

20.5.44

Боевой задачи не получали.

Производили аэродромные тренировочные полёты. Свободный от полетов личный состав работал на м/ч. В 11.00 состоялось строевое офицерское собрание с докладом командира АП о перебазировании полка на другой аэродром.

21.5.44

Боевой задачи не получали.

Производили аэродромные полеты и воздушную стрельбу. Остальной личный состав работал на м/части.

22.5.44

Боевой задачи не получали.

Производили аэродромные полеты и подготовку к перебазированию. В 17. часов состоялось построение личного состава полка по поводу передачи колхозниками ТАССР кораблей № 42212 и 42312, построенных на их сбережения, внесенные в фонд обороны.

23.5.44

Боевой задачи не получали.

Производили аэродромные полеты и подготовку к перебазированию.

24.5.44 по 29.5.44

Боевой задачи не получали.

Производили аэродромные полеты и подготовку к перебазированию.

30.5.44

Боевой задачи не получали.

В 9.00 вылет на аэродром Олсуфьево**, все корабли произвели посадку нормально. Приступили к размещению м/ч и личного состава.

31.5.44 по 3.6.44

Боевой задачи не получали.

Производили осмотр мат. части и устройство личного состава.

4.6.44

Получили б/предварительное распоряжение бомбить Кишинев, но дали отбой по метеоусловиям.

После подвозки бомб, последние были сняты на землю, но к подвеске не приступали, а потом дали отбой.

5.6.44

Боевой задачи не получали.

После построения в 8.30 личный состав полка производит работы по оборудованию лагеря, устройству основных точек по плану обороны и отрытии щелей.

6.6.44

Боевой задачи не получали.

Личный состав продолжает производить работы на мат. части и по устройству лагеря и его оборонительных сооружений.

7.6.44

Боевой задачи не получали.

Личный состав производил работы по своему устройству.

8.6.44

Боевой задачи не получали.

Сегодня в 12.00 на аэродром Олсуфьево перелетел из Кратово*** на с-те 42412 гв. майор Каминский. Теперь в боевом составе на новом аэродроме мы имеем 10 самолетов.

В 1 АЭ 42112, 42088, 42076, 42028 - всего 4 самолета

В 2 АЭ 42212, 42312, 42911 - всего 3 самолета

В 3 АЭ 42610, 42811 и 42412 - всего 3 самолета. Итого 10 самолетов

Все самолеты находятся в исправном состоянии, готовы на боевое задание.

9.6.44

Боевой задачи не получали.

С 8.30 личный состав производит работы по своему устройству. На аэродроме Кратово остались самолеты: 42210, 42311, 42410,

42059, 42038, 42029 и 42039 - на вынужденной посадке

42099, 42310, 4221 Итого 10 с-тов и одна 42067 сдана в ремонт в ПАМ-5

10.6.44

Боевой задачи не получали.

Личный состав работал по устройству.

11.6.44

Боевой задачи не получали.

Личный состав работал по устройству.

12.6.44

10.40. Получено устное боевое распоряжение действовать по аэродрому Бобруйск. В 17.50 после проработки задания дали отбой по метеоусловиям.

Личный состав с 9.00 работал по устройству, сбор на проработку в 16.00. На проработку боевого задания затрачено 2 часа, проложен маршрут, изучены средства ЗОС, объект бомбардирования, даны указания командирам кораблей на боевой взлет, зачитали боевое распоряжение, проработана инструкция по эксплуатации Олсуфьевского аэродрома, ознакомились с метеообстановкой, после чего был дан отбой.

13.6.44

Боевой задачи не получали.

Сегодня погода стоит хорошая. Личный состав полка должен 2 часа изучать сигналы боевой тревоги.

В полку с сего дня введены сигналы на трубе, теперь распорядок дня будет объявляться сигналами на трубе.

14.6.44

Боевой задачи не получали.

Личный состав с 10.00 приступил к занятиям по расписанию. Лётчики, штурманы и бомбардиры изучали район аэродрома, сержантский состав - полит. занятия. Сегодня стоит хорошая солнечная погода, но б/задание почему-то не дают. Сегодня в 6.00 гв. подполковник Николаев улетел на С-2 в Кратово.

15.6.44

Боевой задачи не получали.

Погода стоит прекрасная. Личный состав производил работы по оборудованию землянок и лагеря.

16.6.44

Боевой задачи не получали.

Погода стоит хорошая. Личный состав производил работы по оборудованию землянок и лагеря.

17.6.44

Боевой задачи не получали.

Сегодня погода испортилась, с утра появились облака и в 10.30 пошел дождь. Сегодня провели учебную боевую проверку с личным составом полка с целью поверки усвоения боевого расписания.

18.6.44

Боевой задачи не получали.

Стоит пасмурная, дождливая погода, вот уж второй день идет дождь. Личный состав работает по своему благоустройству.

19.6.44 по 25.6.44

Боевой работы не производили.

26.6.44

В 21.30 получен боевой приказ бомбардировать жел. дор. узел Борисов. На задание вылетели 11 кораблей.

Сегодня произведен первый боевой приказ после длительного перерыва в боевой работе. На задание вылетело 11 кораблей. Через 40 мин после взлета, корабли циркулярно по радио были перенацелены на жел. дор. узел Осиповичи. Все корабли бомбили жел. дор. узел Осиповичи, задание выполнили успешно и благополучно возвратились на свой аэродром.

Боевой вылет в ночь с 26 на 27 июня 1944 года.

В 21.45 получили боевой приказ 45 АД всеми исправными кораблями Пе-8, базирующимися на аэродроме Олсуфьево, уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. станции Борисов. Размер цели 300х1800 метров. Заход с юга, уход с правым разворотом.
Маршрут ИПМ /Клетня/ - Довск - цель - Довск -КПМ /Клетня/. Взлет 22.50, удар 01.00, высота от 4500 через 100 метров. Бомбовая нагрузка - ФАБ-2000, 1000, 500, 250.
Маршрут полета и все необходимые данные были проработаны на предыдущей предварительной подготовке к заданию. Контроль результатов бомбардирования командир полка взял на себя. Экипажу корабля № 42088 была поставлена задача сфотографировать цель. Из 12 запланированных кораблей вылетели на боевое задание 11 кораблей. Корабль 42059, задержавшийся из-за незапускавшегося мотора, был отставлен от боевого задания.
Несмотря на то, что лётчики впервые влетали с этого аэродрома, взлёт прошел хорошо. Через 1 час 27 минут после начала взлёта, когда корабли находились на маршруте, в 00.17 с КП АД было получено приказание перенацелить корабли и бомбардировать ж. д. узел Осиповичи. Циркулярно переданное по радио приказание было принято, и все корабли бомбардировали ж.д. узел Осиповичи, в период 00.39 - 01.45 с Н=3600-5500 метров сбросив на него 6 ФАБ-2000, 10 ФАБ-100, 42 ФАБ-500, 32 ФАБ-250, 9 САБ-100/55 и 2 ФОТАБ-35. Всего 101 бомба, общим весом 51 тонна 565 килограмм.
Всего в результате бомбардирования экипажами полка возникло 10 пожаров и 4 больших взрыва. По характеру пламени горело горючее на ж. д. узле и строения населенного пункта.
Цель прикрывалась прицельным, малоинтенсивным огнем ЗА крупного и среднего калибра до 10-15 орудий без прожекторов.
Боевой вылет прошел без потерь и лётных происшествий.
Погода по маршруту облачность 2-4 балла, тонкая, Н=2000-2500м. Над целью безоблачно, дымка, видимость 10-12 км.
Вывод: все 11 кораблей задание выполнили успешно.

27.6.44

Получено боевое распоряжение бомбардировать жел. дор. узел Борисов.

Сегодня произведен повторный вылет. На задание вылетело 12 кораблей. 11 - бомбардировали основную цель ж. д. узел Борисов и один с-т, 42512, командир гв. к-н Грязнов, шт. гв. ст. л-т Докунихин, контролёр гв майор Иконников, не опознав основной цели, бомбардировали ж. д. ст. Смолевичи. Самолет 42088, к-р майор Сугак, с б/задания не вернулся.

С-т 42088, к-р гв. майор Сугак, штурман гв. к-н Васильченко не вернулись с боевого задания.

28.6.44

Боевой задачи не получали.

Погода стоит прекрасная, сегодня личный состав отдыхает, а после обеда произведен разбор боевого полета. Тех. состав производил работы на мат. части.

29.6.44

Боевой задачи не получали.

Сегодня с 12.00 до 15.00 командир АД производил разбор полета. На разборе присутствовали к-р АЭ, к-ры и штурмана кораблей и руководящий состав штаба АП.

30.6.44

Боевой задачи не получали.

Погода все эти дни стояла хорошая. С личным составом проводились занятия по изучению аварийных информационных бюллетеней.

* прим. админ. - аэродром «Белая Церковь», ближайшие города: Белая Церковь, Киев, Винница, коорд. 49°47'45"N 30°1'53"E

** прим. админ. - аэродром «Олсуфьево», в Жуковском районе Брянской области, на левом берегу Десны, коорд. 53°36'10"N 33°40'30"E.

*** прим. админ. - аэродром «Кратово» - так в годы войны согласно документам именовался аэродром «Раменское».

Дата размещения на сайте 2.03.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

3 03 2016

Советская Армия продвигалась с боями на запад, вместе с тем объекты бомбометания отодвигались все дальше от подмосковного Раменское (ныне Жуковский). Можно примерно прикинуть, насколько аэродром Белая Церковь западнее Раменское (напрямую по локсодромии :-)

55° 34’N 38° 08’E - Раменское, 49°48'N 30°2'E - Белая Церковь (38-30)*110 cos 53° = 500 км

Для Олсуфьево 55° 34’N 38° 08’E - Раменское, 53°36'10"N 33°40'30"E - Олсуфьево (38-33,5)*110 cos 54° = 300 км

Вячеслав


©AirPages
2003-