Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба АДД СССР Пе-8

25 Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия

412/432/746/25/203

<< | >>

ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ И ФАКТОВ (Часть 7)
март-апрель 1944 г.

Дата Боевая задача
Описание событий и фактов
1.3.44

Получили боевое предварительное распоряжение действовать по приказу № 08 или по ж. д. узлу Псков. В 15.00 дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит нелётная. Личный состав работает на мат. части. Пока находимся в холодной готовности. Сегодня была проведена экскурсия с руководящим составом в ЦАГИ.

2.3.44

Боевой задачи не получали

Лётно-технический состав занимается по расписанию. Погода неблагоприятная для боевой работы и для тренировочных полетов в р-не аэродрома.

3.3.44

Из дивизии команды на б/работу не получали. Командир полка приказал лётному составу пообедать и с 15.00 находиться в общежитиях, тех. составу на аэродроме в готовности к подвеске бомб и подогреву моторов. Боевой вылет не состоялся.

Погода стоит нелётная. Личный состав полка занимается по расписанию. Согласно предварительного распоряжения находимся в холодной готовности. Около 17.00 из штаба дивизии передали, что боевой работы не будет.

4.3.44

Задачи на производство боевой работы не получали.

Погода в нашем районе несколько улучшилась, что дает возможность проводить тренировочные полёты. Личный состав занимается по расписанию.

5.3.44

Задачи на боевую работу от штаба дивизии не получали.

Погода ухудшилась, но тренировочные полеты производить можно, что и было выполнено. Все запланированные машины летали. Командир полка приказал лётному составу с 13.00 пообедать и находиться в общежитиях, тех. составу на аэродроме.

6.3.44

Задачи на боевую работу не получали. В 17.40 дали отбой.

Погода стоит плохая, сплошная низкая облачность, вот уже третий день занимаемся уборкой снега на аэродроме.

Вчера праздновали годовщину образования АДД. Проведено в 18.00 5.3.44 г. торжественное заседание частей 45 АДД, после чего был концерт.

7.3.44

Задачи на боевую работу не получали вследствие плохих метеоусловий.

Погода стоит плохая, низкая сплошная облачность. Усиленно тает снег. Лётный и тех. состав занимается по расписанию.

8.3.44

Получили боевую задачу бомбить заводы г. Таллин. В 17.30 после полной подготовки к вылету дали команду перейти на холодную готовность. В 18.00 дали отбой по метеоусловиям.

Стоит тёплая весенняя погода, тает снег. В середине дня, около 12.00 дали команду готовиться к б/вылету. К 14.30 уточнили цель. Стартовая готовность в 17.00.Проработка задания началась в 14.30. Все самолеты были готовы к вылету к 16.00. В 17.30 дали команду перейти на холодную готовность, а в 18.00 дали отбой по метеоусловиям.

9.3.44

В 10.35 Получили команду быть в готовности бомбардировать по цели № 6 (г Таллин). Уточнение дополнительным распоряжением. В 19.30 дали команду перейти на горячую готовность. Сегодня в 19.30 10 с-тов вылетели на б/задание.

Погода в нашем районе стоит не рабочая. Личный состав с 10.00 занимается по расписанию, ждем уточнения задачи. Дали задачу бомбардировать г. Таллин. Все 10 запланированных самолетов вышли на боевое задание, задание выполнили успешно. После выполнения боевого задания 9 с-тов возвратились на свой аэродром, посадку произвели благополучно. С-т 42311 Зеленского из-за отказа мотора и недостатка горючего сел вынужденно на запасной аэродром Калинин. В этот вылет сфотографировали результаты бомбометания. Это первый снимок за все время.

10.3.44

В 11.50 получено предварительное распоряжение действовать по цели № 6 и № 7. В 14.30 дали отбой по метеоусловиям.

Сегодня погода обратно ухудшилась. После отдыха лётного состава в 12.30 командир полка произвел разбор полёта, где были разобраны новые тактические методы удара и организации вылета. Порядок взлета был хорошим, два экипажа отбомбились раньше заданного времени, остальные бомбили цель в точно заданное время. Вылет прошел успешно. Сегодня дали отбой рано, это хорошо, можно готовить мат. часть и отдохнуть личному составу. Командир АП за отличную боевую работу объявил благодарность командирам кораблей и борттехникам.

11.3.44

В 10.35 получено боевое предварительное распоряжение быть в готовности и боевой работе. В 15.15 дали отбой по метеоусловиям.

Погода с утра в нашем районе стояла хорошая. С 12.00 начала ухудшаться, получили по этому поводу штормовое предупреждение. Сегодня было запланировано 4 с-та на тренировочные полеты. Летало только 3 самолета. 067 не вылетела, до 11.00 сливала горючее, после слива на старте лопнули башмаки. Для остального личного состава сегодня банный день.

12.3.44

Получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности и боевой работе". Дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит в нашем районе не рабочая, сплошная низкая облачность, временами снегопад. До 12.00 личный состав занимался по расписанию, а с 12.00 находился в общежитиях в готовности к боевому вылету.

13.3.44

В 10.20 получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности и боевой работе по цели № 6 и 7. В 14.30 дали отбой по метеоусловиям.

С 9.00 состоялся партийный актив полка. Погода стояла неважная, низкая сплошная облачность. Запланировали на тренировочные полёты 4 самолета, не летали. После получения команды на отбой самолеты готовятся к тренировочным полетам.

14.3.44

В 10.35 получено боевое предварительное распоряжение на боевую работу. В 15.30 дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит нелётная, с утра личный состав занимался по расписанию. Но в 11.00 дали команду собраться всем в ДКО на лекцию, посвященную присвоения звания "Героя Советского Союза": Шакурову, Обухову, Чурилину и Сугаку.

15.3.44

В 9.30 получено предварительное распоряжение. Дали отбой по метеоусловиям.

16.3.44

В 10.00 получили б/задачу "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7. В 15.00 дали отбой по метеоусловиям.

17.3.44

В 10.30 получено боевое предварительное распоряжение, что и 16.3. В 15.40 дали отбой.

Сегодня с 10.00 до 13.10 была проведена тактическая конференция по обмену боевым опытом и организации б/вылета. Эта первая конференция вызвала большой интерес среди лётного состава. Конференция продолжаться будет 19.3.44 года.

18.3.44

Получили предварительное боевое распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". Дали отбой по метеоусловиям.

Лётно-технический состав занимается по расписанию. Погода стоит нелётная, даже нельзя производить тренировочные полёты в р-не аэродрома.

19.3.44

Получено предварительное боевое распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". Дали отбой по метеоусловиям.

Погода не улучшается. Погода не улучшается. Лётно-технический состав с 10.00 продолжает тактическую конференцию и закончили в 15.30. После конференции командир АП приказал обобщить весь материал и издать бюллетень, посмотрим, что из этого выйдет.

20.3.44

Получили предварительное боевое распоряжение действовать по цели № 6 и № 7. Дали отбой по метеоусловиям.

Сегодня по нашему плану день работ на мат. части по планам командиров АЭ. Далее приказано отрыть канавки для спуска воды вокруг землянок на аэродроме.

21.3.44

В 8.47 получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7".

Сегодня погода обещает так же быть плохой. Личный состав полка проходит банную обработку. Вчера давали уколы против инфекционных заболеваний.

22.3.44

Получена боевая задача "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". Дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит нерабочая. Лётный состав занимается по расписанию. Находимся до отбоя в холодной готовности.

23.3.44

В 11.00 получено по телефону предварительное боевое распоряжение быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7. В 16.30 дали отбой по метеоусловиям.

Сегодня с 10.00 было проведено совещание с командирами АЭ и кораблей. парторгами АЭ, начальниками служб по вопросу подведения итогов.

24.3.44

Получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". Дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит плохая, сплошная низкая облачность, иногда идет мокрый снег. Лётно-технический состав занимается по расписанию. Тренировочных полетов из-за плохой погоды не было.

25.3.44

Получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". В 13.00 дали команду перейти на горячую готовность. В 16.00 дали отбой.

Погода в нашем р-не стоит нерабочая, кругом все тает. Лётно-технический состав занимается по расписанию. Находимся пока в состоянии холодной готовности. Неожиданно дали команду подвески бомб и подогрева моторов. В 14.30 началась проработка задания. После проработки дали отбой. После состоялся полковой вечер художественной самодеятельности.

26.3.44

Получили предварительное боевое распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". В 15.05 дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит плохая, ночью шел снег и довольно сильный. Лётно-технический состав занимается по расписанию. Находимся в состоянии холодной готовности.

27.3.44

В 9.30 получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". В 17.00 дали отбой по метеоусловиям.

Установилась морозная погода, обратно пришла. Лётно-технический состав занимается по расписанию. В 13.00 дали команду подвески бомб, но моторы пока не греть. Подвесили только внутренний вариант, а наружный пока не уточнен, будет зависеть от условий взлёта*. В 17.00 дали отбой, пришлось снимать бомбы.

28.3.44

В 9.50 получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности действовать по цели № 6 и № 7". В 16.00 дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит нелётная, зима продолжает удерживать свои права. Лётный состав занимается по расписанию. Пока находимся в холодной готовности, а позднее дали отбой.

29.3.44

В 10.00 получено боевое предварительное распоряжение действовать по целям № 6 и 7.

Установилась хорошая солнечная погода с сильным морозом, температура ночью достигала 23°, выходит что зима не хочет уступать своих позиций. С утра личный состав приступил к занятиям по расписанию, кроме того 3 самолета готовятся к тренировочным полетам.

30.3.44

В 9.30 получено предварительное боевое распоряжение действовать по целям № 6 и 7. В 14.15 дали команду перейти на горячую готовность. Наконец состоялся боевой вылет. 2-й раз на задание вылетели 10 кораблей.

Погода в нашем р-не улучшилась, с утра личный состав занимался по расписанию, а потом с 14.00 началась подготовка к боевому вылету. После тщательной подготовки на боевое задание вылетели дружно все запланированные 10 кораблей. Все корабли достигли цели № 7 (ж.д. узел Тапа), но бомбили по основной только 7 и то из-за облаков, по расчету времени, и 3 корабля вышли в район основной цели, но из-за метеоусловий бомбили запасную цель. Вылет прошел благополучно.

31.3.44

День подготовки мат. части для боевого вылета на дальнюю цель.

Погода стоит неважная. Усиленно идет снег, и столько навалило снега, что забило все дороги. Зима не уступает своих прав весне. Приходится много работать по очистке стоянок самолётов от снега и на взлётной полосе. Проведен проигрыш полета на дальние цели со всем личным составом боевых кораблей.

1.4.44

Идет подготовка к дальней цели.

2.4.44

В 10.00 получили боевой приказ действовать по столице (Румынии - зачеркнуто) Венгрии Будапешту. Дали отбой по метеоусловиям после полной готовности.

3.4.44

В 11.00 получено боевое предварительное распоряжение действовать по цели № 9. Дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит нерабочая. Лётный состав занимается по расписанию. Мат. часть самолетов находится в холодной готовности.

4.4.44

В 10.30 получено предварительное боевое распоряжение быть в готовности действовать по цели № 9. Дали отбой по метеоусловиям.

Погода в нашем районе стоит нелётная. Лётный состав занимается по расписанию. Самолёты находится в холодной готовности.

5.4.44

Получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать в интересах - . В 16.50 дали отбой по метеоусловиям.

С утра погода стояла плохая, шел сильный снег, но к вечеру улучшилась, временами до полного прояснения. Ждем команду на подготовку к вылету.

6.4.44

В 13.53 получено боевое распоряжение действовать всеми исправными кораблями по ж. д. узлу Резекне. На задание ушли 8 кораблей.

Погода стоит хорошая, по всем признакам сегодня должен состояться боевой вылет. В 10.00 состоялся суд военного трибунала АДД. Судили за хулиганство гв. капитана Викентьева и присудили его к 7 годам лишения свободы.

С 13.00 начали подготовку к б/вылету. В 15.30 были вызваны на проработку задания штурмана, а в 16.00 лётчики. В 17.45 все корабли были готовы к вылету. Взлёт начался в 18.36 и прошёл хорошо, правда порядок взлёта выдержан не был. Все 8 кораблей задание выполнили по основной цели и благополучно возвратились на свой аэродром.

7.4.44

Получено боевое распоряжение в 13.50 действовать по жел. дор. узлу Резекне. В 20.40 дали отбой по метеоусловиям.

Весь день шел мокрый снег. По прогнозу метеорологов такая погода должна быть только Калинина, а там должно быть ясно. Командование приняло решение произвести боевой вылет. После полной готовности самолетов и проработки задания в 18.40 начали выруливать на старт, но взлёт был запрещен, вследствие того, что самолеты обледенели на старте.

8.4.44

В 12.30 получено предварительное боевое распоряжение быть в готовности к боевой работе всеми исправными самолетами по жел. дор. узлу Гулбенэ.

Всю ночь и до 12 часов дня шёл сильный снег, которым забило все дороги. Сегодня состоялся суд чести офицерского состава, судили за пьянку гв. майора Макаренко.

В отношении боевой работы отдано предварительное распоряжение пока находиться в холодной готовности.

9.4.44

Получено боевое распоряжение бомбардировать жел. дор. узел Львов. На задание ушло 8 самолетов.

Погода в нашем районе стоит хорошая, иногда появляется проходящая облачность, но и она кратковременная. Сегодня состоялся боевой вылет, подготовка к нему началась прямо с утра. После тщательной подготовки к боевому вылету на задание взлетели дружно 7 кораблей, задержался и взлетел с опозданием почти на 1 час гв. к-н Шатров из-за отказа генератора на 3-м моторе, но после замены в 18.40 он поднялся в воздух. В 18.47 дал, что прошел <...> и пропал. Выходит, что из-за отказа 4-х моторов сел вынужденно в 30 км западнее Лопасня. Экипаж жив, состояние самолета выясняется.

10.4.44

Получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать в том же р-не, что и в ночь на 10.4.44 г. В 15.00 дали отбой по метеоусловиям.

С утра погода стоит плохая, низкая облачность, временами снегопад. Личный состав отдыхает после вылета, тех состав готовит машины к б/вылету. Когда вылет был подготовлен и задача проработана, дали отбой.

11.4.44

Получено боевое распоряжение бомбардировать порт Румынии Констанцу. Вылет состоялся, на задание ходили 8 самолетов.

Погода в нашем районе стоит хорошая. Сегодня проработка боевого задания началась рано с 11.20, ввиду того, чтобы стартовую готовность дали в 15.00. После подготовки к боевому вылету взлёт начался в 18.40 с запозданием. На задание ушли все 8 запланированных кораблей. Всего бомбили цель 7 кораблей и один по запасной, цель была закрыта облачностью, бомбили из-за облаков по расчету времени. После выполнения б/задания 4 самолета с М-82 вернулись на свой аэродром, 4 с-та с М-35А сели вынужденно кто где, так как запасные аэродромы были закрыты туманом.

Сели вынужденно 42076, 42067 и 42028, Гв. майор Сугак сел на аэродроме Ротмистровка**.

12.4.44

Получили задачу действовать по той же цели. Дали отбой.

Лётный состав отдыхает, тех. состав работает на мат. части. В район вынужденных посадок вылетел Дуглас с подполковником Дмитриевым. Сугак перелетел на свой аэродром в 17.05.

13.4.44

Получено боевое предварительное распоряжение действовать по дальней цели. Дали отбой.

Погода стоит хорошая, готовимся к боевому вылету. На задание подготовили 4 самолета, проработали задачу, после этого дали отбой.

Самолет 42088 в 17.10 перелетел на свой аэродром.

14.4.44

В 9.15 получено боевое распоряжение - стартовая готовность в 15.50. Дали отбой.

Усиленно тает снег, стоит пасмурная погода.

15.4.44

В 10.45 получено предварительное распоряжение действовать по порту Констанца, или по речному порту Галац***. После полной готовности в 20.40 дали отбой.

Установилась весенняя погода, усиленно тает снег, с утра штурмана занимались по расписанию

16.4.44

В 10.13 получили предварительное распоряжение действовать по г. Галац. В 19.00 дали отбой - невозможно производить взлет с нашего аэродрома.

Стоит ясная солнечная погода, ночью и утром был мороз, а днем, как только припекло солнце, начал таять снег, готовились на боевое задание. После полной подготовки лётного состава и мат. части дали отбой. Прилетел из р-нов вынужденных посадок подполковник Дмитриев, привез Додонова, Иконникова и Гончарова.

17.4.44

В 10.20 получено предварительное распоряжение действовать по Констанца. Боевой вылет состоялся, вылетело 3 самолета.

Погода стоит хорошая, личный состав, не входящий в боевой расчет, работает на аэродроме, остальные на мат.части. На боевое задание вылетело только 3 самолета из 5 запланированных. Задание выполнили успешно. Все самолёты благополучно возвратились на свой аэродром.

42811 - не взлетел, обрезал 3-й мотор. 42911 отказал тормоз - взлёт не произвёл из-за воды на полосе.

18.4.44

В 9.40 получено предварительное боевое распоряжение быть в готовности действовать по жел. дор. узлам Брест и Льгов. В 17.25 дали отбой по метеоусловиям.

Стоит хмурая, сырая погода. Личный состав после выполнения боевого задания отдыхает. Наземный тех. состав просматривает мат. часть. Проработка б/задания началась в 15.20, бомбы не подвешивали. После проработки задания - дали отбой.

19.4.44

Получено предварительно е распоряжение быть в готовности действовать по жел. дор. узлу Брест. Дали отбой по метеоусловиям.

С утра стояла пасмурная, тёплая погода, с 13.00 прояснилась. Лётный состав с утра занимается по расписанию, а с 12.00 ушел на лекцию по международному положению. Пока находимся в холодной готовности, а потом дали отбой.

20.4.44

В 10.00 получено предварительное боевое распоряжение быть в готовности действовать по жел. дор. узлу Брест. Дали отбой по метеоусловиям.

В нашем р-не стоит замечательная погода, настоящая весна, усиленно тает снег, а ночью бывают заморозки. Сегодня для личного состава полка - банный день. Боевая задача повторяется, пока находимся в холодной готовности.

21.4.44

Получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по жел. дор. узлу Брест.

С утра стояла хорошая, солнечная погода, а к 12.00 небо начало затягиваться тучами и во второй половине дня пошел дождь. Вчера непроизвольно прострелил себе ногу гв. к-н Пономаренко, отправлен в госпиталь 2849. По этому вопросу сегодня командир строил весь личный состав и предупредил личный состав о недопущении подобных случаев. После чего был принят зачет по знанию личного оружия.

22.4.44

Получено боевое предварительное распоряжение "быть в готовности действовать по жел. дор. узлу Брест или по аэродрому Балбасово". Дали отбой по метеоусловиям.

Стоит пасмурная погода. Лётный состав занимается по расписанию. Вчера при облёте мат. части самолета 42039 на высоте из-за отказа 2-х моторов сел вынужденно гв. майор Сумцов в р-не Воскресенска, личный состав экипажа невредим, состояние самолета выясняется.

Сумцов сел вынужденно в р-не Воскресенска из-за отказа 2-х моторов одной группы при возвращении с облета на свой аэродром.

23.4.44

В 9.30 получено боевое предварительное распоряжение быть в готовности действовать по аэродрому Балбасово.

Сегодня отправили команду в р-н вынужденной посадки.

24.4.44

В 10.00 получено боевое предварительное распоряжение быть в готовности действовать по аэродрому Балбасово. В 16.00 дали отбой.

С утра стоит пасмурная погода, временами идет дождь. С 9.00 до 12.30 проведено общее партийное собрание полка. С 13.00 начали сливать горючее, потом дали команду прекратить слив. В 16.00 дали отбой.

С 25.4 по 30.4.44

Боевой работы не производили из-за плохой погоды.

Все эти дни полку ставилась задача действовать по жел. дор. узлу Льгов, затем по аэродрому Балбасово. Несколько дней находились в горячей готовности, но каждый раз получали отбой.

* прим. админ - "условия взлёта" - в данном случае выбранная цель. Расстояние до цели определит необходимый запас топлива, а отсюда уже рассчитывается максимально возможная бомбовая нагрузка. Опять же выбранная цель и определит тип бомб, условия бомбометания - необходимое количество осветительных и т.д.

** прим. админ. аэродром Ротмистровка, Украина, Черкасская область, N 49°08'268’’ E 31°41’194’’.

** прим. админ. г. Галац - портовый город в Румынии, в устье Дуная.

Схема захода-ухода от цели при бомбардировании гор. Таллина, 10.3.44 г.

Схема объектов г. Будапешт

Карта объектов г. Будапешт

Дополнение к перечню приказа ВВС КА № 0263.

Дата размещения на сайте 28.02.2016 г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

2 03 2016

С высоты сегодняшнего времени такие долгие "прогулы" боевой работы из-за непогоды кажутся неоправданными.
Однако 14 апреля всё стало понятно. Из 8 самолетов половина на сели на свой аэродром, из оставшихся четырех только один нашел запасной, остальные сели "кто-где".
Боязнь потерять боевые очень дорогостоящие корабли для будущей боевой работы диктовала такие долгие вынужденные простои, тем более, что и бомбить "по расчету" цели, закрытые облаками, дело еще более "неблагодарное".
Лишенные в облаках возможности ориентирования по звездам, имея для навигации из радиотехнических средств только один радиокомпас, нельзя было рассчитывать на точную навигацию, тем более, что устанавливать привода, (да еще "ближний" и "дальний") на военном аэродроме в условиях войны было невозможно.

3 03 2016

Хотелось бы уточнить, что навигация по АРК имеет смысл при полете на приводную радиостанцию, (КУР на 0). В противном случае, неточности в определении курсового угла радиостанции, вызванные инструментальными погрешностями радиокомпаса, большие погрешности от радиодевиации, не позволят с достаточной точностью определить КУР радиостанций и местоположение самолета.

Для определения пеленга самолета с борта самолета передавался сигнал, позывной и код, нажимался ключ, и этот сигнал пеленговался наземными радиотехническими средствами, пеленг самолета передавался на борт с помощью закодированного сообщения.

Дополнение к перечню приказа ВВС КА № 0263. При запросах самолетами пеленга с 19.5.43 г. вводится буквенный пароль. Пароль передается 3 раза после подачи своего позывного. Пароль собщается только на один день. Пароль меняется ежедневно в 5.00.

Вячеслав

3 03 2016

сомнения личного состава полка за 14 июня 1944 года:
"... Сегодня стоит хорошая солнечная погода, но б/задание почему-то не дают..."

4 03 2016

... И еще один момент по "описанию событий и фактов" не очень ясно за некоторых лиц, попавших под суд военного трибунала: у Вас с ошибкой написана фамилия <...>. Викентьев П. Г. (он погиб в штрафбате в июне 44-го), запись эта от 6 апреля 1944г..
Да, работу Вы делаете кропотливую и нужную. Многое я узнал, взять тех же штрафников Викентьева и Столярчука ( Столярчук погиб 19.03.44г.). Читая ЖБД, сверял полеты с летной книжкой деда, для меня это очень было радостно и интересно.
Узнал на каких кораблях летал - зав. номера, и в чьих экипажах на ту или иную цель, Спасибо Вам и Лисачеву за это ! ...

Павел Черевин


©AirPages
2003-