Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

746 Авиационный полк Дальнего Действия

412/432/746/25/203

== Оригинал текста

| >>    ЖБД

ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ И ФАКТОВ (Часть 1)
январь-февраль 1943 г.

Дата С-ты Боевая задача
Описание событий и фактов
1.1.43 107, 076, 028, 088, 057, 067, 077

Получена задача "быть в готовности" всеми исправными кораблями действовать в интересах Западного и Калининского фронта. В 20.00 дали отбой по метеоусловиям.

Погода стоит нелётная, низкая сплошная облачность, временами снегопад. Сегодня все делятся впечатлениями, кто как провел встречу Нового года. Экипажи были готовы выполнять боевую задачу, но погода мешает работать, а нужно помогать нашим наступающим частям.

2.1.43 -"-

Тоже что и 1-го и отбой.

3.1.43 -"-

Задача повторяется и обратно дали отбой из-за погоды.

Дни стоят хмурые, оттепель с сильным снегопадом. Сегодня организовали занятия по изучению астрономии, приехал профессор Куницкий* и будет читать лекции по астроориентировке со штурманами.

4.1.43 -"-

Задача повторяется, но видов на работу нет.

С утра проводил командир полка строевое собрание по вопросу подведения итогов за 1942 г. и ставил задачи на боевой 1943 год. На собрании выступал командир дивизии полковник Лебедев, который сказал, что если будете хорошо работать, то буду ходатайствовать, чтобы вас сделали "Гвардейцами". Собрание приняло единогласно письмо к-ру дивизии, где личный состав заверяет командование работать еще лучше, с полной отдачей. Ликвидировать, или свести к минимуму потери и поломки, а также улучшить дисциплину. Сегодня ночью ожидается понижение t° до -15°. Возможно улучшение погоды.

5.1.43 107, 076, 028, 088, 057, 067, 077

Получена задача всеми исправными кораблями с напряжением 2 вылета на самолет действовать в интересах Западного и Калининского фронта. Уточнение задачи в 14.00. В 20.00 дали отбой по метеоусловиям.

Погода несколько улучшилась, поднялась температура, поднялись выше облака и стали тоньше, в общем, ожидается боевая работа. С 9.30 сегодня проводился митинг по поводу награждения наших лучших людей. Всего награждено 74 чел. Судя по погоде в нашем районе должна быть работа, но вышло не так, как думали. Дали отбой, потому что наши цели закрыты.

6.1.43 Те-же с-ты

Получена боевая задача 1-м вылетом бомбардировать город Новосокольники. На задание ходили все 7 кораблей, намеченных на вылет.

2-м вылетом 3 кораблями бомбили ж.д. узел Вязьма и 2 корабля Сычевку. Все 12 самолетов задание выполнили успешно.

Сегодня стоит прекрасная, солнечная погода, температура воздуха -15°, по всем данным сегодня мы должны поработать. В 13.00 нач. штаба вызвали в штаб дивизии за получением задачи. Задача получена провести 2 вылета всеми исправными самолетами. На 1-й вылет ушли все 7 кораблей на Новосокольники, задачу выполнили. 2-й вылет тремя кораблями бомбили ж.д. узел Вязьма и 2 с-та бомбили с. Сычевка. Сегодня поработали отлично. Все удовлетворены работой.

В период с 6.1 по 16.1.43 боевая работа не производилась ввиду плохой погоды. Все время низкая сплошная облачность, временами снегопад, и только за последние дни начала падать температура. Но зато появились туманы.

С 6.1.43 по 16.1.43 -"-

Ввиду плохих метеоусловий боевой работы полк не производил. Хотя каждый день получали боевую задачу и потом получали отбой.

Лётные экипажи в эти дни занимались над повышением знаний по своей специальности. Провел 6 лекций Куницкий по астрономии со штурманами и стрелками бомбардирами и больше никаких событий в это время не произошло.

16.1.43 057, 067, 077, 076, 088, 028

Получена боевая задача бомбардировать войска и технику пр-ка в гор. Невель напряжением 2 вылета на самолет.

Наконец дождались хорошей погоды. Сегодня погода хорошая, мороз доходит до 27°, а вчера утром был 32°. Получив задачу лётные экипажи после тщательной проработки задания ушли на корабли. Взлет начался с опозданием на 15 минут по распоряжению командира дивизии. Взлетели все 6 кораблей, н через 25 минут Сугак сел и с большим промазом. Хорошо, что все хорошо кончилось, а то мог угробить машину и людей. Все остальные самолеты задания выполнили. На 2-й вылет ходили только 3 корабля, 42057, 077 и 088, а два корабля 076 и 067 на задание не вышли по причине неисправности мат. части.

17.1.43 -"-

Выставлена та же задача, бомбардировать войска и технику противника в г. Невель напряжением 2 вылета.

Взлет начался по плану. В первый вылет вылетали 4 самолета и во второй тоже 4 самолета.

Стоит ясная морозная погода. Температура воздуха в 12.00 23°. В 10.45 командир корабля Ищенко улетел на высоту с задачей проверить работу моторов на высоте после смены. В 14.00 должен состояться разбор полета Сугака командиром дивизии.

Взлет начался нормально по плану. Все 4 экипажа задание выполнили успешно по основной цели г. Невель. Второй вылет начался в 24.00 на Невель, но потом в воздухе перенацелили на Смоленск. Три самолета бомбардировали основную цель ж.д. ст. Смоленск пассажирская и сортировочная, а один самолет 42067, ком-р Зеленский, из-за тряски двух моторов правой группы бомбардировал Вязьму, задание выполнил не успешно, бомбы разорвались 1,5 км сев. восточнее г. Вязьма.

С 18.1.43 по 24.1.43

Боевой работы полком не производилось из-за плохих метеоусловий, хотя каждый день ставилась задача "быть в готовности действовать в интересах Западного и Калининского фронта".

Итак, все эти шесть дней пришлось заниматься по расписанию и готовиться к боевому вылету. В большинстве объявлялась холодная готовность, а 2 или 3 раза объявлялась горячая. Погода стоит негодная для полетов, то снегопад и сплошная облачность, а то иногда бывает и наш аэродром тоже закрывается туманом. Три последних дня летный состав занимался по изучению объектов наших действий. Нач. штаба дивизии предъявлял следующие требования. Знать объект на память и уметь начертить его. Этим вопросом, главным образом, мы и занимались.

Сегодня, т.е. 23.1.43 г. у нас знаменательный день. Наши награжденные товарищи получили ордена.

24.1.43 42076, 088, 107, 028, 057

Получена боевая задача "Уничтожать ж.д. эшелоны и разрушать пути на ст. Брянск-2. Нужно произвести 2 вылета всеми исправными кораблями.

Наконец, сегодня установилась хорошая погода. С утра намеченные тренировочные и испытательные полеты состоялись. Летали, самолет 42038 на высоту и по кругу для пробы моторов 42028, а 42067 и 4225 не взлетели по неисправности мат. части.

Сегодня нормалльно ушли на боевое задание 5 кораблей, перед вылетом 2 раза меняли маршрут. Все экипажи задание выполнили, за исключением майора Додонова, штурман Владимиров, в котором бомбы разорвались с перелетом.

25.1.43

Получена задача бомбардировать первым жел. дор. узел Вязьма, вторым ст. Брянск-2. 42057** вернулся с маршрута из-за ухода антифриза с 3-го мотора.

Погода стоит хорошая, сегодня будем работать в двойном направлении. 1-й вылет произвели 5 самолетов, бомбард. ж.д. узел Вязьма, задание все выполнили. Вторым вылетом бомбили двумя самолетами Брянск-2. Додонов вернулся на свой аэродром с бомбами.

26.1.43

Получена задача двумя вылетами бомбардировать ст. Брянск-2

Погода пока удерживается, поэтому нужно использовать эту погоду для разгрома фашистов. Сегодня должны работать по двойным направлениям. Все намеченные самолеты на задание не вышли. Цель бомбили первый раз 3 с-та, а второй раз 2 с-та. Все задание выполнили.

42088 через 20 мин вернулся с маршрута из-за раскрутки винта, 42076 на задание не вышел, прогорел клапан 1-го мотора

27.1.43

Получили задание бомбардировать ж.д. узел Псков. На задание ходили 2 самолета.

Погода удерживается хорошая. Сегодня будем выполнять задачу 2-мя самолетами. На задание ушли нормально. Выполнили задание по основной цели, а Ищенко по запасной из-за плохого расчета штурмана Рогозина.

28.1.43

День материальной части

Сегодня предоставили день отдыха личному составу и просмотр материальной части с-тов.

С 29.1.43 по 31.1.43

Получили план боевой работы на 3 дня, но из-за плохой погоды полк боевой работы не производил.

Погода значительно ухудшилась и стала явно не рабочей. Ежедневно получали задачу на боевую работу, но также ежедневно получали отбой. Лётные экипажи занимались по расписанию.

С 1.2.43 по 3.2.43

Получили 2-й план боевой работы на 8 дней, хотя и 1-го плана не выполнили.

Перспектив на улучшение погоды не видно, погода и не думает улучшаться. За эти дни привели в более (или менее - зачеркнуто :-) нормальный вид материальную часть, так что при первой летной погоде мы должны пускать на боевое задание все наши боевые корабли, за исключением 42057, на которой производится замена моторов.

За эти дни идет подготовка по вывозке молодых лётчиков.

4.2.43 42028, 107, 077, 076, 067

Получена боевая задача "бомбардировать ж.д. узел Льгов-1"

Погода в нашем р-не стоит ясная и морозная. По нашему плану боевых полетов на цель № 1 и № 2 погоды нет, поэтому дали задачу бомбить ж.д. узел Льгов-1. При проработке получилась спешка, т.к. поздно дали задачу. Кроме того, увеличилось время проработки. Кроме изучения на память объекта бомбардирования нужно знать линию фронта на участке пролета. Из намеченных пяти самолетов на вылет вылетело только 4. Все четыре с-та бомбардировали ст. Льгов 1-я задание выполнили.

076*** на задание не вышла из-за плохой организации работ при подогреве моторов (грели 4 часа), при выруливании прогорел выхлопной патрубок на 4-м моторе.

5.2.43

Получена задача уничтожить ж.д. эшелоны и разрушать пути на жел. дор. узле Льгов с напряжением 2 вылета на самолет

Погода стоит хорошая. Идет интенсивная подготовка к вылету. Сегодня наш полк почти все 100% кораблей пускает на боевое задание. На 1-й вылет вышли все запланированные 6 кораблей. Один только корабль Ищенко запоздал, но он на 1-й вылет и не планировался, паяли водомасляный радиатор на 1-м моторе. На 2-й вылет летало только 6 кораблей, вышла 107, но зато не вышли 42067, оборвался трос аварийного выпуска шасси. Все 12 самолетов задание выполнили.

6.2.43

Получена задача обратно бомбардировать ж.д. узел Льгов-1, Из намеченных по плану 4 самолетов на задание ходили 2: 028 и 088.

В нашем районе погода хорошая, на нашу плановую цель Псков погоды нет. По прогнозу и по юго-западу тоже погода неважная. Но все же командование решило бомбить Льгов. На задание ходило от нас только 2 корабля и они выполнили задание по запасной цели ж.д. узлу и аэродрому Орел. Ищенко вернулся с маршрута от Сумцов, не подготовил 076 корабль.

42107 через 26 минут полета вернулась с маршрута из-за прогара выхлопного патрубка.

42076 - обрезало на свечах 2-х моторов и упало давление. К 20 ч была исправна, но ввиду плохой погоды над целью вылет не разрешен.

7.2.43

День материальной части

Сегодня дан день мат. части и правильно, потому что погоды и так нет, а мат. часть требует просмотра. Кроме того, сегодня день подготовки личного состава к переходу на новые знаки различия "погоны". Все готовятся к этому, получают и пришивают погоны. Завтра в 9.45 командир полка проводит смотр.

8.2.43

Задача пока не получена

И так с 00 час 00 мин приказом по гарнизону сегодня весь гарнизон перешел на новые знаки различия ПОГОНЫ. В 8.30 командир полка проводил смотр подразделений БАО, а в 9.45 управление полка и авиаэскадрильи.

Погода сегодня не летная, так что задача вряд ли будет.

9.2.43

Получена задача бомбардировать жел. дор. узел Дно. Задачу будут выполнять четыре самолета и один с-т 42028 выполняет задание по разбрасыванию листовок по территории Восточной Пруссии, центральной Германии и Белоруссии.

Погода сегодня стоит хорошая, по нашему маршруту метеорологи предсказывают хорошую погоду, на задание идут сегодня пять кораблей, из них один выполняет спец. задание. В 17.02 передали, что самолет 42107, командир корабля Ищенко сбит истребителем, самолет сгорел. Из состава экипажа погиб майор Бойченко. Самолет 42067 - зависла одна ФАБ-500, которая упала на аэродроме при посадке. Экипаж счастливо отделался. С-т 42076 не обнаружил цели, бомбы привез обратно. Самолет 42028 выполнял спец. задания, от Каунаса пришел на двух средних моторах, до конца задание не выполнил. И только два самолета, 42088 и 42067 (кроме зависшей бомбы) задание выполнили по основной цели.

Самолет 42107 сбит нашим истребителем 15 км севернее Дмитрова. Погиб майор Бойченко.

42076 вернулся с бомбами, цели не обнаружил.

42067 зависла 1 ФАБ 500

10.2.43

Получили задачу бомбардировать жел. дор. узел Псков, но ввиду плохой погоды дали отбой.

Погода в нашем районе стоит хорошая, но на нашу цель ни по маршруту, ни над целью погоды нет. Сегодня командир полка в 8.20 улетел на место гибели с-та 42107, а в 17.00 привезли экипаж, который спасся на парашютах с горящего самолета. Нет только одного Бойченко, и никаких признаков о нем нет, за исключением одного купола парашюта и оборванных строп.

11.2.43

День материальной части.

Сегодня погода в нашем районе хорошая. Боевой работы нет из-за плохой погоды над целью.

Производятся тренировочные полеты, летают 4225 и 42057. Ночью летают тоже 25, намечена была на полеты 42058, но из-за неисправности мат. части вылет не состоялся.

12.2.43

Сегодня действуем согласно плана - разрушать жел. дор. узел Псков. Отбой.

C 13.2 по 17.2.43

В ночь с 13 на 14 разрушать жел. дор. узел Дно. Боевой работы не было из-за плохих метеоусловий.

Наступили обратно нелетные дни. Это самый плохой период, когда чувствуешь, что надо летать, а погоды нет. В эти дни с летным составом проводятся занятия по расписанию.

17.2 по 20.2.43

Боевой работы не производили из-за плохих метеоусловий.

В эти нелетные дни занимались с летным и техническим составом по повышению квалификации.

21.2.43

Получили задачу бомбардировать жел. дор. ст. Брянск-2.

Вылетело 4 самолета.

Наконец после длительного перерыва полетов из-за плохих метеоусловий сегодня ушли на задание 4 самолета, а 5-й вернулся с маршрута. Все 4 самолета задание выполнили. Особенно хорошо работал самолет № 42038 - с моторами М-30Б, проходящими гос. испытания.

С-т 42077 вернулся с маршрута. Лопнул фланец водомагистрали водяного радиатора.

22.2.43

План работы.

Бомбардировать Псков в ночь на 23, Дно, в ночь на 24.

23.2.43

Получена задача бомбардировать жел. дор. узел Гомель. На задание ушли все 6 намеченных кораблей.

Сегодня обратно состоялся боевой вылет. Приходится подкарауливать дни, когда можно слетать на боевое задание. Из вылетевших а боевое задание пять самолетов бомбардировали основную цель, и один самолет запасную цель.

24.2.43 5 с-тов

Получена боевая задача бомбардировать жел. дор. узел Гомель. На задание ушли только 4 самолета.

Погода восстановилась хорошая, следовательно наша задача ее использовать для боевой работы, так мы и делаем. Сегодня мы произвели 2-й налет на ж.д. узел Гомель, этот узел нужно разрушить, т.к. через него противник маневрирует своими резервами и использует его, как базу эвакуации в связи с наступлением наших войск. Все 4 самолета задание выполнили.

42028 вернулся с маршрута из-за разрыва дюритового шланга на 1-м моторе. При посадке подломились шасси.

25 и 26.2.43

Боевой работы не было из-за плохих метеоусловий.

В дни, когда нет боевой работы начинает работать академия. Занимаются летчики, штурманы и бомбардиры, остальной состав работает на материальной части.

27.2.43 4 с-та

Получили задачу бомбардировать ст. Смоленск пассажирская. Все (4) самолета выполнили задание.

Днём стояла пасмурная погода, к вечеру пошло дело на улучшение. Пришлось форсировать подготовку к вылету, дабы не упустить хорошую погоду. Вылет состоялся и все запланированные самолеты задание выполнили.

28.2.43

Дали задачу бомбардировать ж. дор. узел Псков, но из-за метеоусловий дали отбой.

Погода испортилась, но несмотря на это дали горячую готовность. Прождали в полной боевой готовности до 17 часов, потом дали отбой.

* прим. админ. Р.В. Куницкий – известный ученый, доктор физико-математических наук, инженер-полковник. Усовершенствовал методы работы авиационных штурманов, создал ряд учебников и пособий по штурманскому делу, явился основоположником авиационной астрономии. Р.В. Куницкий участвовал в расчетах трассы воздушной экспедиции на Северный полюс, высадившей группу И.Д. Папанина, а также двух дальних беспосадочных перелетов Москва–США через Северный полюс В.П. Чкалова и М.М. Громова.

** прим. админ. - фактически этот второй вылет выполнялся 26-го и таким числом он обозначен в ЖБД

*** прим. админ. - о 42076 здесь и часто по тексту пишется в женском роде, имеется ввиду, что это "машина", именно так и в войну и сейчас авиаторы часто называют самолет

Дата размещения на сайте 01.02.2016 г.

| >>    ЖБД

© Любое использование материалов сайта только с разрешения администрации сайта и при наличии активной ссылки на источник.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

01 02 2016

Просто и буднично боевые вылеты называются работой, за которую платят деньги, невыполнение задания, нарушение в работе грозит домашним арестом с удержанием части денежного довольствия...

13 02 2016

Каждый маршрут подлежал тщательной проработке. Объект бомбометания должны были знать на память и уметь начертить его.
Основная забота личного состава - погода, которая держит на приколе самолеты и не дает возможности помочь нашим наступающим войскам.

15 02 2016

Данный вариант ЖБД исключительно интересен, написан живым языком и является хорошим дополнением к уже размещенному варианту с сухими таблицами о количестве сброшенных бомб и нанесенного ущерба врагу.
Особый интерес представляет то, что это фактический дневник очевидца событий без «литературной обработки» новоявленных «интернетных» историков, о которых я уже писал.
Опять же вместо подсчета времени налета самолета можно с удовольствием окунуться в то время, почувствовать заботу и переживания очевидцев событий от невозможности помочь нашим войскам в ожидании лётной погоды...

Вячеслав

18 02 2016

"Сегодня мы произвели 2-й налет на ж.д. узел Гомель, этот узел нужно разрушить, т.к. через него противник маневрирует своими резервами и использует его, как базу эвакуации в связи с наступлением наших войск." - интенсивная многодневная работа по железнодорожному узлу Гомель объясняется именно этими причинами.

Вячеслав


©AirPages
2003-