Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

746 Авиационный полк Дальнего Действия

412/432/746/25/203

ОРЛОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

В приказе Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза И. Сталина, от 24-го Июля 1943 г. говорится: "Как это теперь стало ясным, немецкое командование ввело в Орловско-Курском направлении: семь танковых, две моторизованные и одиннадцать пехотных дивизий и Белгородско-Курском направлении - десять танковых, одну моторизованную и семь пехотных дивизий.

Таким образом, всего со стороны противника в наступлении участвовало 17 танковых, 3 моторизованных и 18 пехотных дивизий". Сосредоточив эти силы на узких участках фронта, немецкое командование расчитывало концентрическими ударами с севера и юга в направлении на Курск, прорвать нашу оборону, окружить и уничтожить наши войска, расположенные по дуге Курского выступа. Это новое немецкое наступление не застало наши войска врасплох

Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов".

В проведении Орловской операции, на долю Авиации Дальнего Действияия выпала ответственная и почетная задача - всей бомбовой мощью обрушится на жел. дор. узлы и станции ОРЕЛ, БЕЛГОРОД, БРЯНСК, КАРАЧЕВ, через которые проходило снабжение и подтягивались резервы Орловской группировки противника, непрерывно нарушать работу его аэродромов, громить узлы сопротивления, выводить из строя технику и живую силу.

В Орловской операции соединения Авиации Дальнего Действия вступили в бой первыми, еще задолго до того, как разгорелась одна из величайших битв на земле.

В ночь с 3-го на 4-ое Июня наш полк начал бомбардировку жел. дор. узла ОРЕЛ. В эту ночь в воздух поднялись 6 самолетов: ИЩЕНКО, СУГАК, ПОНОМАРЕНКО, УГРЮМОВ, КАМИНСКИЙ и ЧУРИЛИН - вышли на задание. Каждый из самолетов поднял бомбовую загрузку 5 тонн. Бомбы огромной разрушительной силы были сброшены на узел буквально забитый эшелонами с войсками, техникой и боеприпасами. Семь очагов пожаров и 6 взрывов возникло в результате этой бомбардировки. Затем в период времени с 10-го по 20-ое Июня самолеты полка, вылетали семь раз, в основном, на бомбежку Орловского и Брянского аэрдромов, где концентрировались крупные силы немецкой авиации, Всего за эти дни полк совершил 46 самолетовылетов, сбросив более двухсот тонн бомб.

Несмотря на ожесточенное сопротивление зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, все самолеты, бомбардировавшие основную цель выполнили задание успешно.Так в ночь с 11-гo на 12 Июня, при бомбардировке аэродрома Орел, на земле в районе аэродома было зарегистрировано до 20 очагов пожаров и два сильных взрыва, с выбрасыванием огромных языков белого пламени. При бомбардировке аэродрома БРЯНСК в ночь на 20-oe Июня, было зарегистрировано более 30-ти очагов пожара, из них один больших размеров, сопровождавшийся взрывами.

Ведущими экипажами по боевой работе за Июнь месяц 1943 г. явились экипажи: майора Чурилина, штурман мл. л-т ВАНЧУРИН, борттехники НОВИКОВ и МОРОЗ и экипаж майора ОБУХОВА, штурман КОНОНЕНКО, борттехник ГРОМОВ.

Корабль майора ЧУРИЛИНА за 15 летных дней совершил 15 боевых вылетов, из них 14 выполнены успешно и 1 выполнен.

Корабль майора ОБУХОВА за 15 летных дней совершил 14 боевых вылетов, из них 13 выполнены успешно и 1 выполнен.

5-го Июля 1943 года Немецкая армия перешла в наступление. На штурм советских позиций на Орловско-Курском и Белгородском напрвлениях были двинуты колоссальные массы войск и техники.

Авиация Дальнего Действия, если так можно выразиться, стала ближней: она немедленно обрушила массированные удары многих сотен самолетов на опрные пункты, скопления войск и передний край обороны противника.

В ночь с 7-го на 8-ое Июля 1943 г. полк в составе 9-ти самолетов вылетел на бомбардировку скопления войск и техники в районе ТАМАРОВКА под Белгородом. 38 тонн бомб было обрушено на голову врага.

В ночь с 11-го на 12-го Июля полк в составе 9-ти самолетов, вылетел на бомбежку узлов сопротивления под ОРЛОМ. На этот раз корабли подняли в воздух и обрушили на укрепления врага 43 тонны бомб.

Самолеты майора ИЩЕНКО и майора КАМИНСКОГО взяли на борт бомбы весом 5 тонн. В "Красной Звезде" от _ _ был помещен снимок воронки, возникшей от поавдания такой бомбы в укркпленный узел. По данным разведки все немецкие солдаты, уцелевшие после разрыва - разбежались. Бомбардировка переднего края обороны была проведена с высоты 1800-3000м и благодаря хорошо налаженной связис наземными войсками и светонаведению с земли прошла успешно.

В статье "Мощные удары по немецкому краю обороны" газета АДД "Красный Сокол" писала:

"Безукоризненно организовано наземное светонаведение. Средства наведения на земле используются разумно с точки зрения тактики. Это между прочим, свидетел ьствут о том, что с каждым днем взаимодействие между нашими наземными войсками и ночной бомбардировочной авиацией все более совершенствуется.

О силе ударов с воздуха по переднему краю немецкой обороны, красноречиво говорят фотоснимки. Вот один из последних снимков

Экипажу удалось заснять сравнительно небольшую площадь 850х850 метров, где проходят немецкие окопы. На этот участок вражеской обороны сброшено столько бомб, что точно сосчитать все виднеющиеся на земле воронки не представляется возможным. Вся земля в этом районе буквально взрыхлена и перепахана авиабомбами.

Многие из них попали прямо в траншеи. В правой стороне фотоаппарат запечатлел сильный взрыв. Здесь взорвался склад с боеприпасами.

Ожесточенной бомбардировке подвергли летчики укрепленный пункт в пункте "Т". Здесь также не осталось ни одного клочка земли, куда бы не попала бомба. Как нам сообщили утром, после бомбардировки советские войска овладели этим пунктом. Успешный налет был также совершен на другой укрепленный пункт, где возникли пожары сопровождающиеся сильными взрывами".

12-го Июля 1943 г. наши войска, измотав и обескровив немецкие части перешли в решительное наступление. И с 13-го Июля полк перенес свои удары на железнодорожный узел и военный городок города ОРЕЛ.

С 13-го по 20-ое т.е. за 7 дней самолеты полка шесть раз вылетали на бомбардировку этих объектов. Всего за шесть летных дней, было совершено 45 самолетовылетов и сброшено около 210 тонн бомб.

По интенсивности боевой работы, ведущее положение в полку заняла 1 АЭ - командир АЭ майор ИЩЕНКО, а среди экипажей - экипажи майора СУГАК и майора СИМОНОВА. Так экипаж майора СУГАК, штурман ст. лейтенант Васильченко за 10 летных дней совершил 10 боевых вылетов, из них 8 заданий выполнено успешно и 2 выполнено.

Экипаж майора Симонова за 10 летных дней совершил 10 боевых вылетов, из них 7 заданий выполнено успешно и 7 выполнено.

Особенно удачный налет провел экипаж майора СУГАК в ночь на 10.7.43г. на военный городок гор. Орел. Несмотря на сильное противодействие ПВО противника, майор СУГАК не свернул с боевого курса, штурман Васильченко точно уложил бомбы в цель. В результате разрыва бомб возник громадный взрыв красного пламени, после чего образовался большой очаг пожара, сопровождавшийся периодическими взрывами красного пламени с клубами черного дыма.

За отличное выполнение боевого задания, командир полка подполковник АБРАМОВ объявил благодарность майору СУГАК и ст. лейтенанту ВАСИЛЬЧЕНКО.

Выдающийся по инициативности и дерзости налет на аэродром КАРАЧЕВ, провел в ночь на 15-ое Июля экипаж майора КАМИНСКОГО. Точно в расчетный срок вышел корабль на основную цель.

- Мы в районе ОРЛА - сказал штурман капитан ШАРАЕВ.

Город где-то внизу. Но между городом и самолетом и самолетом колыхалось, причудливо меняя очертание, мощное, многослойное нагромождение облаков. По облакам пробегали пятна прожекторов. Над верхней кромкой вспыхивали частые разрывы зенитных снарядов. Это била по невидимым с земли самолетам вражеская зенитная артиллерия. Корабль шел по кругу.

"Бросить бомбы по расчету - несерьезное дело, - подумал командир корабля майор КАМИНСКИЙ - значит нужно идти на запасную цель. А на какую?

Запасных целей было две, одна ближняя, почти на линии фронта, вторая далеко в тылу врага.

- Конечно на дальнюю, - решил командир, - ближнюю разбомбят и без нас...

- Штурман, курс на КАРАЧЕВ.

- Есть курс на КАРАЧЕВ! Правильно, - отозвался Шараев.

Уже по пути к Карачеву была поручена радиограмма с командного пункта, подтверждающая правильность решения.

Облачность продолжалась и не было никаких намеков на то, что она кончится. Командир принял решение пробиваться вниз. Потекли томительные минуты слепого полета. Даже у опытных, попадавших во всякие атмосферные пердряги членов экипажа длительное отсуствие видимости вызывает чувство какого-то неясного беспокойства. Некоторым начинает казаться, что корабль кренится в ту или другую сторону, некоторых просто раздражает мутная пелена, окутывающая корабль. А тут, как назло, началась сильная болтанка и обледенение. От инея побелели на корабле все приборы и механизмы. На стеклах начала наслаиваться корка льда.

- Поневоле вспомнишь Арктику, - пошутил командир.

Для того, чтобы предупредить тряску моторов, майор Каминский сбросил обороты и перевел корабль на планирование. Быстро начала падать высота. Облачность. И лишь на высоте двух тысяч метров раздался обрадованный голос одного из стрелков.

- Вижу в просвете землю!

Весь экипаж вздохнул с облегчением. Просветы стали чаще, увеличивалисьи, наконец, на высоте 1700 метров корабль вышел из облаков.

- Огни! Слева по курсу огни! Аэродром... раздался в шлемофонах голос штурмана.

- В воздухе самолеты с бортовыми огнями, дополнил штурмана стрелок Скоробогатов.

Весь экипаж напряг внимание. Внизу, четко очерченный огнями, с высвеченной взлетной полосой, обозначился действующий немецкий аэродром. По полосе, в сете прожекторов бежал только что опустившийся двухмоторный самолет. Еще несколько самолетов ходило над аэродромом, красными и зелеными ракетами подавая сигнал "я свой".

Это была достойная цель и очень удачный момент для атаки. Командир корабля и штурман, не сговариваясь, приняли решение и корабль, по прежнему планируя с приглушенными моторами, лег на боевой курс.

- Левее... Еще, еще... Так держать! - слышится возбужденный голос штурмана.

С шумом открылись бомболюки. Немцы все еще не подозревали о присутствии советского бомбардировщика.

Справа самолет! Еще самолет на пересекающем!- услышал командир голос стрелков.

- Огонь!

И стрелки открыли огонь по немецким самолетам со всех огневых точек корабля. Только тогда вспыхнули внизу лучи прожекторов и беспорядочно стала бить зенитная артиллерия.

Несколько секунд наивысшего напряжения. За эти секунды Объятый пламенем врезался в землю немецкий самолет. Второй, пытаясь уйти из под огня советского бомбардировщика, шарахнулся в сторону и сразу же попал под ожесточченный огонь собственных зениток.

За эти секунды от корабля оторвались и пошли вниз серия бомб страшной разрушительной силы. Несколько мощнейших взрывов метнулось вниз прямо на очерченный огнями территории аэродрома и вдоль взлетной полосы. Отблеск разрывов ярко осветил землю и воздух.

Пользуясь этим, вражеские прожекторы поймали корабль в свои лучи. Режущий свет осветил экипаж. Зенитный огонь сразу усилилился., стал прицельным. Огненные трассы снарядов и пуль разноцветными нитями прошили все пространство вокруг корабля.

- Погасить прожекторы! - отдал команду стрелкам майор Каминский, круто развернув корабль влево.

- Есть погасить прожекторы! - стрелок Скоробогатов несколькими удачными выстрелами вывел из строя два прожектора и сразу же открыл огонь по рулящим самолетам. Как бы отдохнув от длительного планирования, дружно ревут моторы. В шлемофоне слышится голос штурмана, исправляющего курс.

Опасность миновала...

Майор Каминский оглянулся. Сзади яростно била немецкая зенитная артиллерия. Метались лучи прожекторов, то и дело схватывая ге успевшие уйти от аэродрома собственные корабли. А на аэродроме все ярче разгорались багровые костры пожаров. Это горели вражеские самолеты.

За период участия в орловской операций, полк понес боевые потери.

В ночь на 21-ое Июля 1943 г., при бомбардировке жел.дор. узла от прямого попадания снаряда ЗА загорелся самолет № 42058, командир корабля капитан ПОНОМАРЕНКО. В воздухе отвалился 3-й мотор и правая плоскость. Самолет упал на территорию расположения своих воиск. Из состава экипажа 7 чел.спаслись на парашютах, из них 6 чел. приземлились на своей территории, а 7-й штурман корабля - майор ЛЕГКОСТУП опустился на территории отступающих войск противника. В тот же день в 22 ч. майор ЛЕГКОСТУП вышел в расположение своих воиск.

Погибли при выполнении боевого задания:

Борттехник - МАШТАКОВ Игорь Михайлович,

Борттехник - ПРИВАЛОВ Василий Васильевич,

Помборттехника ИСАЕВ Александр Федорович,

Воздушный стрелок ПАНЧЕНКО Иван

Воздушный стрелок СЕКУНОВ Василий Иванович

В ту же ночь корабль № 42049 капитана УГРЮМОВА над целью был атакован истребителями противника и подожжен, командир корабля капитан УГРЮМОВ и 2-й летчик ст. лейтенант УЛАТНИКОВ опустились на парашютах на территорию отступающего противника и в ту же ночь вышли в расположение своих частей. Судьба остальных членов экипажа не известна.

В состав экипажа капитана УГРЮМОВА входил один из старейших штурманов соединения подполковник ЛЕБЕДЕВ Александр Макарович. Он находился в полку с начала его формирования. Имел на своем счету около восьмидесяти боевых вылетов, из них два вылета на Берлин и несколько на другие города фашистской Германии.

За время своего пребывания в полку ЛЕБЕДЕВ подготовил несколько штурманов и вел большую организаторскую работу. С мая месяца 1942 г. полковник ЛЕБЕДЕВ был штурманом полка.

* * *

24 Июля 1943 г. в приказе верховного Главнокомандующего И. СТАЛИНА была объявлена благодарность летчикам авиационных соединений генерал-полковника авиации ГОЛОВАНОВА.

25-го Июля летчики, штурманы, воздушные стрелки, инженеры -офицерский, рядовой и сержантский состав 746 АП ДД построились на митинг.

Еще вчера многие из них вылетали на своих могучих кораблях в район ОРЛА - туда, где, не затихая ни на минуту, гремят орудия, где пядь за пядью очищают русскую землю от гитлеровской погани наземные части Красной Армии. За дни боев они сбросили на укрепления и коммуникации врага сотни тонн бомб громадной разрушительной силы.

В абсолютной тишине далеко разносится голос командира соединения полковника ЛЕБЕДЕВА, зачитывают его приказ товарища СТАЛИНА:

"Поздравляю Вас и руководимые Вами войска с успешным завершением ликвидации летнего немецкого наступления. Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам руководимых Вами войск за отличные боевые действия".

Радостью и гордостью наполняется сердце каждого, кто активно участвовал в июльских боях. Эти чувства ярко выразились в коротких словах выступлений.

На Орловско-Курском участке фронта, мы поработали хорошо, - говорит летчик трижды орденоносец майор СУГАК. Нo завтра этого будет недостаточно. Завтра нужно работать еще лучше, чтобы оправдать высокую оценку, данную нам товарищем СТАЛИНЫМ в его приказе.

Выступает дважды орденоносец борттехник корабля ДОГОВ.

- Товарищи! - заявляет он. Личный состав нашего соединения должен готовить корабли к боевым вылетам с еще большей энергией и уменьем. В любую минуту мы должны обрушить бомбовый удар туда, куда прикажет наше командование.

На митинге была принята следующая резолюция:

"Приказ, в котором наш Верховный Главнокомандующий маршал Советского союза товарищ СТАЛИН объявил благодарность войскам, принимавшим участие в ликвидации летнего немецкого наступления, воодушеляет нас - летчиков, штурманов, воздушных стрелков, инженеров, бойцов и командиров 45 АД на новые подвиги и самоотверженный труд.

Мы приносим клятву товариду СТАЛИНУ и нашей Родине в том, что еще сильнее будем громить врага с воздуха. Ещe больше будем крепить организованность, дисциплину и боевую выучку.

С именем СТАЛИНА на устах боевые экипажи и весь личный состав соединения пойдут в новые бои и вместе со всей Красной Армией водрузят великое знамя победы над Родной землей."

* * *

Приказом НКО СССР № 137 от 27.5.1944 г. 25 Гвардейскому Авиационному полку Дальнего Действия, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками, за освобождение города ОРЕЛ - ПРИСВОЕНО НАИМЕНОВАНИЕ ОРЛОВСКИЙ.


©AirPages
2003-