Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

Пе-8 № 42511

Авария

***

КОМАНДИР КОРАБЛЯ

ГВАРДИИ МАЙОР

МАКАРЕНКО С.М.

1 АЭ 25 ГВ.

8.1.44 Г.

Кратово

КОМАНДИРУ 25 ГВ. АП ДД ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИКУ

АБРАМОВУ

8.1.44 г. получив самолет № 42511 на заводе № 22 для перегонки в часть вылетел с заводского аэродрома. В 12.29 сделал два груга над аэродромом для просмотра правильной работы матчасти, после чего убедился, что матчасть работает исправно, лег на курс 260° и пошел по маршруту Казань-Раменское, по маршруту погода была Н=300-400мт., видимость 5-10 км., по маршруту моторы работали нормально, дойдя в р-он Арзамас с 1-го мотора с дренажа начало сильно бить масло, я убрав наддув до 600 мм, масло перестало бить. После осмотра б/тех. 1-го мотора он доложил, что с мотором все в порядке, можно давать нормальный наддув, я дал нормальный наддув Рk 800, масло перестало бить и после масло не стало бить. Подойдя к р. Ока я отдал приказание радисту запросить погоду аэродрома Раменское. Радист передал, что погода Раменское - Н=600 м., видимость 4-6 км. Подойдя к Раменскому за 25 км, я снова отдал приказание радисту вторично запросить погоду на аэродроме Раменское, радист передал - Н=150 м., видимость 1-2 км. Выйдя на Раменский аэродром я увидел свободный аэродром от препятствий, прошел через аэродром, сделал левый разворот под 90°, отдал приказание б.технику выпустить шасси, проверил воздух в тормозах, начал делать второй разворот. На 3-ем развороте начали останавливаться все 4 мотора, после того, как посмотрел на приборы б/тех. и увидел, что упал наддув и обороты на всех моторах Рk до 550, обороты до 1600-1700, после того, как я спросил у б/техника что с мотором, б/тех. доложил, что все нормально, но наддув и обороты падают, машина начала резко терять высоту, т.к. вышел в направлении Раменское и посадка неизбежна на город, я принял решение отвернуться вправо до 25-30°, Н=150 мт., после чего забрали с одной стороны моторы правые, машина на двух моторах с одной стороны горизонтально не пошла и начала терять резко высоту со сваливанием влево. Впереди нас шла линия высокого напряжения тока и завод. Стараясь перетянуть препятствие правыми моторами после пролета препятствий вследствие сильной тяги правых моторов, создался сильный левый снос и машину начало валить в левый штопор, видя, что машина на двух моторах правой группы не идет, а все время продолжает валиться на нос и на левое крыло, я убрал газ правой группе моторов, машину вывел перед самой землей с левого крена, машина ударилась правым колесом, затем левым колесом и после вторичного прикосновениялевым колесом, подломилось левое шасси, машина пробежала на правом колесе 200 м, подломилось правое шасси, машину развернуло вправо на 25° и остановилась. Левая группа моторов с момента отказов не работала до приземления, в результате машина поломана. Экипаж невредим.

ГВ. МАЙОР_____/МАКАРЕНКО/

***

АКТ

Комиссия, назначенная приказанием командира 45 АД ДД

Генерал-майора авиации тов. ЛЕБЕДЕВА в составе председателя:

Старшего инженера 45 АД ДД инженера-подполковника АНУРОВА и членов: командира 25 Гв. АП ДД гвардии - подполковника АБРАМОВА, инспектора по технике пилотирования 45 АД ДД подполковника КОНДРАТЬЕВА, зам. старшего инженера 45 АД ДД по эксплоатации инженер-майора ЗОЛОТАРЕВА и старшего инженера 25 Гв. АП ДД гвардии инженер-майора СТОЛЯРОВА, произвела расследование причин аварии самолета Пе-8 4М-82 № 42511.

Самолет Пе-8 № 42511 перегонялся с аэродрома завода № 22 НКАП г. Казань - на аэродром Кратово 8.1.1944 года, экипажем в составе:

1. Командир корабля - гв. майор МАКАРЕНКО

2. 2-й летчик - гв. лейтенант ГРИГОРЬЕВ

3. Ст. техник бортовой - гв. ст. т/л-нт НОВИКОВ

4. Пом. борттехника - гв. ст. т/л-нт АНИКЕЕНКО

5. Штурман - гв. ст. л-нт ДОКУНИХИН

6. Радист - гв. ст. сержант АБДУЛА

7. Техник авиационный - гв. мл. т/л-нт КИРИЛЮК

8. Воздушный стрелок - гв. старшина ВЕТРЕНКО

9. Воздушный стрелок - гв.ст. сержант СТОЛЯРУК

Самолет взлетел с аэродрома завода № 22 в 12 ч. 29 м. и сделав два круга над аэродромом, для проверки работы моторов, в 12 ч. 40 м. лег на курс.

По донесению экипажа, погода по маршруту была хорошей, - до района АРЗАМАС-ГОРЬКИЙ Н-300-400 м. при видимости 5-6 клм.. В районе АРЗАМАС высота облачности снизилась до 200 мт. при наличии слабых осадков.

В 14.57 самолет вышел на аэродром Кратово. За 10 минут до выхода на аэродром самолет попал в полосу снегопада. Вследствие плохой видимости аэродрома, летчик не зашел на посадку с первого круга и стал заходить вторично. На третьем развороте, в условиях сильного снегопада, начали сдавать все четыре мотора, наддув снизился до 600 мм. рт. столба, а обороты до 1600-1700 об/мин., все моторы сильно дымили. Вторй мотор давал хлопки, начавшиеся еще со сдачи всех моторов и машина пошла со снижением. Летчик на высоте Н=150 м. отвернул машину вправо на 25-30°, чтобы избежать посадки в населенном пункте РАМЕНСКОЕ, при этом моторы правой группы вновь заработали и машина начала сваливаться влево, резко теряя высоту. Чтобы перетянуть линию высокого напряжения и не врезаться в лес, правым моторам был дан форсаж, но увидев, что машина пошла с большим креном, опуская нос, летчик убрал газ всем моторам и вывел машину из крена у самой земли.

Самолет со сносом ударился о землю, снес левое колесо, через 150 метров сломалась правая нога и лег на фюзеляж.

Экипаж повреждений не получил. На самолете повреждены следующие основные детали:

1. снесены шасси о подшассийные гондолы,

2. Смята нижняя часть Ф-1,

3. Погнуты лопасти воздушных винтов,

4. Лопнул нижний пояс переднего лонжерона левой плоскости у 13-й нервюры и 3 раскоса "змейки".

5. Повреждена "змейка" заднего лонжерона,

6. Смяты бомболюки.

При детальном осмотре самолета и моторов дефектов, могущих вызвать одновременный отказ всех 4-х моторов не обнаружено.

В высотных корректорах карбюраторов АК-82 БП обнаружено:

1). В карбюраторе 2-го мотора корпус высотного корректора заполнен льдом на 2/3 (см. фото). Воздушное отверстие к игле корректора заморожено. Воздушные отверстия верхней пустотелой крышки карбюратора также были заполнены льдом.

2). В карбюраторе 1-го мотора корпус автокорректора засорен порошкообразным веществом, по видимому образовавшемся вследствие коррозии деталей.

3). В корпусе высотного корректора 4-го мотора имелся лед, но отверстие к игле корректора не перекрыто.

Свечи 1-го мотора имели следы работы на переобогащенной смеси, свечи 2-го мотора работали на обедненной смеси. На мотор № 1 был установлен винт (с 4-го мотора) мотор подогрет и опробован. Мотор работал при пробе на всех режимах хорошо, показания приборов были нормальные. Бензин и масло в самолете находились в достаточном количестве для продолжения полета (на аэродроме завода в самолет было залито для перелета 6500 стр. бензина Б-100) 1000 литров бензина было слито из самолета после поломки, и часть бензина вытекла через поврежденную бензопроводку.

По объему полученных повреждений самолет подлежит восстановительному ремонту в мастерских с заменой шасси и шассийных гондол.

ВЫВОДЫ.

1. Причиной аварии самолета явился отказ моторов при заходе на посадку, вследствие забивания снегом карбюраторов в полете при сильном снегопаде.

2. Командир самолета в создавшихся трудных условиях действовал правильно.

3. Для пердупреждения случаев отказа моторов из-за обледенения карбюраторов, необходимо во всасывающем патрубке мотора ставить подогреватели воздуха и устанавливать карбюраторы АК-82ПБ последних серий, имеющие устройства, предохраняющие от попадания влаги в автоматический высотный корректор.

Как временное мероприятие для обеспечения боевой работы рекомендуется:

1. Снять сетки с всасывающего патрубка.

2. Запретить на самолетах Пе-8 4М-82 входить в снегопад ливневого характера.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ:

ИНЖЕНЕР_ПОЛКОВНИК -______/АНУРОВ/

ЧЛЕНЫ: ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИК ________ /АБРАМОВ/

ПОДПОЛКОВНИК ___________/КОНДРАТЬЕВ/

ИНЖЕНЕР-МАЙОР___________/ЗОЛЛОТАРЕВ/

ГВАРДИИ ИНЖЕНЕР-МАЙОР _____/СТОЛЯРОВ/

***

Источники

  • Документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-