Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на Хельсинки

26 февраля 1944 г.

<< | >> События, факты.

26-е февраля 1944 года

1. Обстановка в районе действия Дивизии

После ряда налётов нашей авиации на объекты г. Хельсинки и других городов ожидается усиление и повышение активности всех средств ПВО над целью.

2. Боевой состав Дивизии

25 К утру 26.2.44 года дивизия имела:

исправных и готовых к бою кораблей - 24

готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях экипажей - 18

Из них:

25 Гв. АП кораблей - 11

экипажей - 10

890 АП кораблей - 13

экипажей - 8

3. Боевые задачи частям были поставлены в предыдущие дни и проработаны с экипажами.

В данный день конкретно указанного Штабом АДД объекта бомбардирования не было. В 12.00, учитывая складывающуюся обстановку, начальник штаба АД предупредил части о возможности вылета.

В 14.00 после анализа метеообстановки частям была дана команда : "привести корабли в состояние горячей готовности".

Поскольку конкретно не была указана цель, частям было приказано вести подготовку на дальний вариант для действий по порту Турку /АБО/.

Для налета на порт Турку готовилось 18 кораблей (по 9 от 25 Гв. и 890 АП).

В 15.50 по телефону начальником Штаба АД было принято распоряжение штаба АДД действовать по г. Хельсинки в соответствии с приказом Командующего.

В 16.05 последовало письменное распоряжение из Штаба АДД для действий по Хельсинки.

Устное распоряжение частям было отдано на вылет немедленно. Письменное боевое распоряжение частям вручено в 16.15 - 16.20.

КОМАНДИР АД решил:

нанести удар по военно -промышленным объектам г. Хельсинки 18-ю кораблями, из-за отсутствия времени бомбовой вариант и заправку не менять, взлет начать в 16.50 и закончить в 17.30.

Удар нанести в период 20.50 - 21.10 с высот 5000-7000 м

890 АП высота 5000-5700м

25 Гв. АП -"- 6350-7050 м

МАРШРУТ: ИПМ, Загорск, Клин, Едрово, Кургалово, цель, цель, Нарва-Иыэсу, Едрово, Клин, Загорск, аэродром (Кратово).

Заходы на цель: 890 АП с юго-востока, уход с левым разворотом. 25 Гв. АП с востока, уход с левым разворотом.

5. Общая характеристика боевых действий.

Дивизия произвела один боевой вылет 18-ю кораблями. 17 кораблей бомбардировали основную цель. 1 корабль из-за отказа материальной части - задание не выполнил. После выполнения задания 17 кораблей произвели посадку на своем аэродроме.

1 корабль не возвратился с боевого задания.

6. Ход выполнения боевой задачи

В 16.00 экипажам в полках была поставлена задача бомбардировать военно-промышленные объекты г. Хельсинки. Взлёт начался в 17.02 и закончился в 18.06. На задание вылетело 18 кораблей.

После взлёта все корабли установили связь и полёт до цели продолжался в условиях дисциплины радиомолчания, за исключением впереди идущего корабля, который давал погоду по рубежам. Наземная рация информировала корабли в воздухе о погоде, принятые от своего корабля, а также по информации штаба АДД.

Полет происходил по точно заданному маршруту. Подход к цели частью кораблей осуществлялся на больших высотах с последующим планированием до заданной высоты бомбометания, остальные корабли подходили к цели на заданных высотах.

Первые корабли вышли в район цели в 21.02.

Общее заданное и фактически выполненные кораблями: время удара, высота и направление заходов.

Основную цель в период с 21.02-22.01 с высот: 5000-7000 метров бомбардировали 17 кораблей.

На цель сброшено:

2 ФАБ-2000тга, 18 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000 тга, 8 ФАБ-500 тга, 10 ФАБ-500, 4 ФАБ-250тга, 8 ФАБ-250, 23 ЗАБ-100 цк, 34 САБ-100, 4 ФОТАБ-100-60.

Всего 113 бомб, общим весом 58 т 410 кг.

По наблюдениям экипажей и контролирующих сброшенные бомбы разорвались среди объектов: 10, 12, 14, 17, 49, 51, 53, 36, 15,66. План цели 1:10.000

В результате бомбометания возникло до 20 очагов пожаров, из них: 8 пожаров большого размера и до 12 взрывов.

Большие очаги пожаров возникли на площади, ограниченной объектами: 51, 66, 49, 17, 75. Отдельные очаги пожаров сливались в площадные пожары, охватывающие целые кварталы. Часть взрывов были большой силы красного и белого пламени.

ПРИМЕЧАНИЕ: Совинформбюро за 27.2.44 г. сообщает:

" в течение 10 часов наши самолеты бомбардировали ж.д. узел, военные склады, военные казармы и заводы г. Хельсинки. В результате бомбардировки возникли десятки пожаров, которые распространяясь, охватили весь город. Особенно крупные пожары отмечены на территории ж.д. узла, портовых складах, судостроительной верфи и бензохранилища. Весь город был окутан дымом, поднимающимся на высоту до 3000 метров. Пожары сопровождались взрывами огромной силы. Наши лётчики при уходе от цели наблюдали пламя пожаров в расстоянии 350-400 км."

ПВО

Цель прикрывалась интенсивным и прицельным огнем до 30 орудий ЗА крупного и среднего калибров, до 20 орудий МЗА при работе 27-30 прожекторов. Все экипажи отмечают, что огонь ЗА был более организованным и сосредоточенным, чем в предыдущем налете.

4 корабля были взяты в лучи прожекторов и по ним велся огонь ЗА, в результате обстрела 2 самолета получили пробоины от осколков снарядов ЗА.

Огневые позиции ЗА и прожекторов, в основном, располагаются с востока, юга и юго-запада. Корабли выходили на цель с юга и юго-востока и северо-востока.

3 экипажа наблюдали в период 22.00-22.10 на высоте 7000 м загоревшийся в воздухе самолет, который упал на землю в 10-15 км северо-западнее города.

Ночных истребителей противника в районе цели экипажи не наблюдали.

Воздушных боев не вели.

Последний корабль из выполнивших задание по Хельсинки произвел посадку в 01 ч 12 минут 27.2.44 года.

7. С боевого задание не возвратился корабль № 421010 25 Гв. АП.

8. Лётные происшествия:

27.2.44 г. при возвращении с боевого задания после бомбардирования военно промышленных объектов г. Хельсинки на корабле 890АП № 42089 (Архаров-Корогородов) заклинило мотор и образовалась течь масла из маслобаков 1 и 4 мотора. Корабль произвел вынужденную посадку на аэродроме Выползово, где и находится в настоящее время в ремонте - заменяется мотор и маслобаки.

Нарушений в технике пилотирования нет.

Последний корабль из выполнивших задание по Хельсинки произвел посадку в 01 ч 12 минут 27.2.44 года.

МЕТЕОУСЛОВИЯ: по маршруту Бологое облачность 10-7 баллов, однослойная, высота нижней кромки 500-800 м, верхняя граница 1000-1500 м. В облаках слабое обледенение.

Бологое - цель, преимущественно безоблачно. В районе Нарва-Кургалово полоса тонкой однослойной облачности до 5-8 баллов.

Над целью с 21.00 до 22.00 безоблачно, временами проходящие полосы тонкой, просвечивающей облачности. На обратном пути по всему маршруту безоблачно. Видимость 10-15 км. Ветер на высоте 3-6 км северо-западный до 70 км/час.

Вывод:

Дивизия 17 кораблями задание выполнила - успешно.

1 корабль из-за неисправности матчасти задание не выполнил.

В период 22.00-22.10 3 экипажа наблюдали над целью загоревшийся на Н=7000 м самолет, который упал в 10-15 км северо западнее Хельсинки. Предположительно это был не вернувшийся корабль № 421010 25 Гв. АП (Угрюмов-Легкоступ), сбитый огнем ЗА над целью.

Приложение: 1. Схема построения планируемого и фактически выполненного боевого порядка в 1-м экземпляре.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г. 7.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г.

2. Схема заданных и фактически выполненных заходов на цель в 1-м экземпляре.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г.

Схема заданных заходов на цель в ночь на 27.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г. 7.2.44 г.

Схема фактических заходов на цель в ночь на 27.2.44 г.

КРАТКИЕ ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ

45 АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ ЗА ФЕВРАЛЬ МЕСЯЦ 1944 Г.

В феврале месяце:

1. Произведено самолето-вылетов - 52

2. Сброшено бомб - 352 - общим весом 196 т 050 кг

3. Общий боевой налет ночью 339 часов 56 минут

4. Напряжение на 1 исправный самолет:

а). в вылетах 2,3

б). по налету в часах 15 ч. 00 минут.

5. Боевых потерь на 52 самолето-вылета - 1

6. Сбитых самолетов противника на 52 самолето-вылета - нет

Нач. операт. отдела 45 АД ДД подполковник Овчинников

Дата размещения на сайте 24.03.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.

25 03 2016.

421010 по плану на фото для квс Угрюмова и должен был заходить на высоте 7000 м, где его и достали зенитки. На остальных 3-х фото корабль Угрюмова не упоминается.
Несмотря на потерю, "задание дивизия выполнила успешно"...
--
Вячеслав


©AirPages
2003-