Боевой вылет на Псков
18 февраля 1944 г.
<< | >> События, факты.
18-е февраля 1944 года
1. Обстановка в районе действия Дивизии
Наши войска, успешно наступающие на юг от ГДОВ и юго-запад от ЛУГА, вышли на рубеж 46-40 км севернее и северо-восточнее ПСКОВ. Южнее озера Ильмень, прорвав оборону немцев, овладели ж.д. узлом и городом СТАРАЯ РУССА.
В районе цели ожидается противодействие 2-х дивизионов ЗА крупного и среднего калибров, 2-х батарей МЗА при работе 15-20 прожекторов, возможны атаки ночных истребителей противника.
2. Боевой состав Дивизии
25 К утру 18.2.44 года дивизия имела:
исправных и готовых к бою кораблей - 23
готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях экипажей - 16
Из них:
25 Гв. АП кораблей - 11
экипажей - 10
890 АП кораблей - 13
экипажей - 10
3. Задача дивизии - уничтожать скопление эшелонов, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле ПСКОВ.
КОМАНДИР АД РЕШИЛ:
Удар нанести 19 кораблями
890 АП - 9 кораблей
25 Гв. АП - 10 -"-
Бомбардировать скопление эшелонов на ж.д. узле ПСКОВ.
Точки прицеливания:
890 АП - ж.д. станция ПСКОВ - пассажирская
25 Гв. АП - ж.д. станция ПСКОВ - товарная
МАРШРУТ ПОЛЕТА: аэродром /Кратово/, Загорск, Клин, Цель, Клин, Загорск, аэродром /Кратово/
Заход на цель для обеих АП с юго-запада, уход с правым разворотом.
В тоже время, в зависимости от обстановки в районе цели экипажам от цели разрешалось уходить по прямой до выхода на свою территорию с последующим выходом на маршрут.
Высоты бомбардирования:
890 АП - 5000 метров
25 Гв. АП - 5050 м
и выше через 100 метров для каждого корабля в обеих АП.
Удар: 890 АП 20.20 - 20.30
25 Гв. АП 20.31 - 20.40
Взлет: 890 АП 17.30 - 17.48
25 Гв. АП 17.50 - 18.10
Бомбовая нагрузка - крупнокалиберные фугасные бомбы и для осветителей по 12 САБ-100, 12 ЗАБ-100цк на внутренней подвеске.
Запасные цели: Порохов, Остров, Дедовичи.
Взлет на задание по команде командира АП.
5. Общая характеристика боевых действий за ночь.
Дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 18 кораблей. 17 кораблей бомбардировали основную цель. 1 корабль бомбардировал запасную цель - ж.д. станцию ДЕДОВИЧИ. Все корабли возвратились на свой аэродром.
6. Ход выполнения боевой задачи
Подготовка к боевому вылету в частях началась с 10.00. К этому времени боевого распоряжения из Штаба АДД еще не было. По прогнозу погоды был сделан вывод, что на северо-западе ожидается рабочая погода.
В 15.30 поступило боевое распоряжение из Штаба АДД: "Действовать по ж.д. узлу ПСКОВ".
Команда о подготовке к боевому вылету была передана частям немедленно.
В 16.20 разослано письменное боевое распоряжение, в 17.00 командир АД отдал приказание; "вылетать на боевое задание в соответствии с боевым распоряжением".
Взлет начался в 17.11 и закончился в 18.15. Общее опоздание взлёта на 5 минут.
1 корабль 25 Гв.АП № 421010 (Угрюмов) из-за отказа в работе тормозных колодок на боевое задание не вылетел; опоздал с вылетом корабль 25 Гв. АП № 42076 (Адамов) по причине смены варианта бомбовой нагрузки.
18.28 из штаба АДД получены запасные цели, т.е. тогда, когда корабли уже были в воздухе.
После взлета все корабли установили связь, полет происходил при двухсторонней радиосвязи. Нормально связь держали 10 кораблей, которые передали все донесения по маршруту. С остальными кораблями связь проходила с перебоями.
В 18.19 после 13 минут полета из-за неисправности материальной части возвратился и произвел посадку на своем аэродроме корабль 25 Гв АП № 42059 (Шатров-Гладкий). В остальном полет кораблей по маршруту к цели проходил нормально.
В 20.20 первые корабли вышли в район цели на заданных высотах и с заданных направлений.
Удар нанесен в период 20.20 - 21.15 с высот 4500-5800 м. Запоздали с ударом 4 корабля.
Общее заданное и фактически выполненные кораблями: время удара, высота и направление заходов.
Ж.д. узел ПСКОВ в период 20.16 - 21.05 с высот 4500-6500 метров бомбардировали 16 кораблей.
На цель сброшено:
16 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000тга, 6 ФАБ-1000, 12 ФАБ-500тга, 36 ФАБ-500, 12 ФАБ-250тга, 8 ФАБ-250, 27 ЗАБ-100цк, 31 САБ-100, 3 ФОТАБ-100-60.
Всего 153 бомбы общим весом 73 тонны 585 кг.
По наблюдениям экипажей и контролирующих сброшенные бомбы разорвались на путях ж.д. узла ПСКОВ на станциях Пассажирская 1 и 2 товарная и частично прилегающих к путям жилых и служебных зданий.
В результате бомбометания возникло 15 очагов пожаров и 10 взрывов, из них: 7 очагов пожаров - на путях ст. ПСКОВ-Пассажирская и Товарная 1, сопровождающиеся взрывами красного пламени, черного дыма - горели эшелоны с бензоемкостями и боеприпасами, 3 очага пожара на путях ж.д. ст. ПСКОВ-Товарная II, 2 пожара на путях 500 м сев. восточнее ж.д. ст. ПСКОВ - Пассажирская и 3 пожара среди прилегающих к станции построек.
ПРИМЕЧАНИЕ: по сообщению Информбюро за 20.2.44 года указывалось: "что в результате бомбардировки возникло 80 пожаров, сопровождающиеся сильными взрывами - горело 15 эшелонов противника.К концу бомбардирования вся территория ж.д. узла была охвачена сплошным огнем".
В налете на ж.д. узел ПСКОВ участвовали другие соединения АДД.
ПВО
Ж.д. узел ПСКОВ прикрывался интенсивным огнем 16-20 орудиями ЗА крупного и среднего калибров, 15 орудий МЗА, при работе 15 прожекторов. Два экипажа отмечали патрулирование одномоторных истребителей. По сигналу истребителей красной фарой и красной ракетой, ЗА прекращала огонь, в тех секторах, откуда подавался сигнал истребителями, а прожектора интенсивно работали.
Прожектора и ЗА расположены вокруг города и, в основном, сконцентрированы на северной окраине города, юго-западной и в районе аэродрома.
Отмечен интенсивный огонь МЗА.
7. Запасную цель ж.д. станцию ДЕДОВИЧИ в 20.27 с высоты 3500 м бомбардировал 1 корабль.
На цель сброшено:
2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-500, 1 ЗАБ-100цк, всего 5 бомб общим весом 5 т 100 кг.
Бомбы разорвались среди зданий посёлка юго-западнее ж.д. станции, где возник 1 небольшой пожар. Противодействия ПВО не было.
Воздушных боев в боевом вылете корабли дивизии не вели. На обратном маршруте после выполнгения задания корабль № 42076 25 Гв. АП (Адамов-Легкоступ) нарушил режим зоны ПВО Москвы.
После выполнения задания корабли произвели посадку в период 22.56-00.08
8. Потерь нет.
9. Летных происшествий и нарушений техники пилотирования нет.
10. После проведенных профилактических мероприятий - связь работала более нормально. Отказов гиро приборов на самолете Пе-8 с АМ-82 - не отмечено.
11. МЕТЕОУСЛОВИЯ: до Клина небольшая облачность, 3-6 баллов грядами, Н=400-600 м. Видимость 10 км. От Клина до цели - преимущественно безоблачно, местами гряды облачности на высоте 400-800 м, однослойная. Видимость 6-10 км. Над целью с 20.00 до 21.00 безоблачно: от Клина до пункта посадки облачность 10 баллов высотой 400-200 м и временами в районе аэродрома снижение до 1500 м. Под облаками слабый снег У-4-8 км.
12. ВЫВОД.
В дивизии на боевое задание вылетало 18 кораблей, из них 16 кораблей задание выполнили успешно. 1 корабль по запасной цели задание выполнил. 1 корабль из-за отказа материальной части задание не выполнил.
Легенда
результатов бомбардирования г. ПСКОВ в ночь с 18 на 19.2.44 г.
/по данным ночного фотографирования частей АДД, дешифровано с помощью фотопланшета дневной съемки и АГ данным/.
1). Прилегающие к станции пакгаузы и склады частично разрушены.
2). Разбита электростанция, обслуживающая водопровод города.
3). Повреждены два закрытых склада.
4). Разрушено общежитие солдат на 300 человек (бывшая школа № 11).
5). Разбито общежитие на 100 человек (бывшее здание НКВД)
6). Повреждены склады понтонных мостов и разрушены общежития немцев и эстонцев.
7). Разрушены бывшие Омские казармы с немцами, эстонцами.
8). Прямое попадание бомбы в крупный немецкий госпиталь на 150 мест.
9). Частично поврежден ж.д. мост через реку Великая.
10). Поврежден штаб госпиталей.
11). Разбит автогараж на 90 машин
12). Разбито и горит веерное депо.
13). Повреждены и горят разные склады
14). Разбиты склады "продовольствия, боепитания, артсклады, склады запчастей".
15). Попадания авиабомб в места расположения крупного бензосклада юго-западнее станции Березка.
16). Разбиты общежития немцев разных чинов и родов войск.
17). Пожар в районе склада.
18). Пожар на мосту.
Данные партизан от 25.2.1944 года
В результате налёта нашей авиации на ж.д. узел и город ПСКОВ в ночь на 19.2.1944 года.
1. Разрушены товарные и пассажирские вокзалы, а также сильно разрушена сама ж.д. станция, в результате чего весь день 19.2.1944 года движение поездов не было, кроме того, уничтожено несколько эшелонов с войсками и беженцами.
2. На станции Березка уничтожен склад горючего и боеприпасов. Нанесены большие потери войскам по шоссе на Псков.
3. Поврежден Ольгинский мост.
4. Разрушены гостиница, школа № 11, госбанк и два госпиталя немцев.
5. Прямым попаданием разрушены: Омские казармы, электростанция города, у завода "Металлист" бараки с боеприпасами, по улице Октябрьской - штаб немецкой инспекции Севера, по улице Свердлова - ресторан. Омские казармы продолжали гореть и 20.2.44 г.
п/п: НАЧАЛЬНИК РО ШТАБА АДД ПОЛКОВНИК - ЧЕТВЕРИКОВ
Приложение: 1. Схема построения планируемого и фактически выполненного боевого порядка в 1-м экземпляре.
Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 19.2.44 г.
|
Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 19.2.44 г.
|
Дата размещения на сайте 23.03.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >> События, факты.
|