Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на Псков

18 февраля 1944 г.

<< | >> События, факты.

18-е февраля 1944 года

1. Обстановка в районе действия Дивизии

Наши войска, успешно наступающие на юг от ГДОВ и юго-запад от ЛУГА, вышли на рубеж 46-40 км севернее и северо-восточнее ПСКОВ. Южнее озера Ильмень, прорвав оборону немцев, овладели ж.д. узлом и городом СТАРАЯ РУССА.

В районе цели ожидается противодействие 2-х дивизионов ЗА крупного и среднего калибров, 2-х батарей МЗА при работе 15-20 прожекторов, возможны атаки ночных истребителей противника.

2. Боевой состав Дивизии

25 К утру 18.2.44 года дивизия имела:

исправных и готовых к бою кораблей - 23

готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях экипажей - 16

Из них:

25 Гв. АП кораблей - 11

экипажей - 10

890 АП кораблей - 13

экипажей - 10

3. Задача дивизии - уничтожать скопление эшелонов, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. узле ПСКОВ.

КОМАНДИР АД РЕШИЛ:

Удар нанести 19 кораблями

890 АП - 9 кораблей

25 Гв. АП - 10 -"-

Бомбардировать скопление эшелонов на ж.д. узле ПСКОВ.

Точки прицеливания:

890 АП - ж.д. станция ПСКОВ - пассажирская

25 Гв. АП - ж.д. станция ПСКОВ - товарная

МАРШРУТ ПОЛЕТА: аэродром /Кратово/, Загорск, Клин, Цель, Клин, Загорск, аэродром /Кратово/

Заход на цель для обеих АП с юго-запада, уход с правым разворотом.

В тоже время, в зависимости от обстановки в районе цели экипажам от цели разрешалось уходить по прямой до выхода на свою территорию с последующим выходом на маршрут.

Высоты бомбардирования:

890 АП - 5000 метров

25 Гв. АП - 5050 м

и выше через 100 метров для каждого корабля в обеих АП.

Удар: 890 АП 20.20 - 20.30

25 Гв. АП 20.31 - 20.40

Взлет: 890 АП 17.30 - 17.48

25 Гв. АП 17.50 - 18.10

Бомбовая нагрузка - крупнокалиберные фугасные бомбы и для осветителей по 12 САБ-100, 12 ЗАБ-100цк на внутренней подвеске.

Запасные цели: Порохов, Остров, Дедовичи.

Взлет на задание по команде командира АП.

5. Общая характеристика боевых действий за ночь.

Дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 18 кораблей. 17 кораблей бомбардировали основную цель. 1 корабль бомбардировал запасную цель - ж.д. станцию ДЕДОВИЧИ. Все корабли возвратились на свой аэродром.

6. Ход выполнения боевой задачи

Подготовка к боевому вылету в частях началась с 10.00. К этому времени боевого распоряжения из Штаба АДД еще не было. По прогнозу погоды был сделан вывод, что на северо-западе ожидается рабочая погода.

В 15.30 поступило боевое распоряжение из Штаба АДД: "Действовать по ж.д. узлу ПСКОВ".

Команда о подготовке к боевому вылету была передана частям немедленно.

В 16.20 разослано письменное боевое распоряжение, в 17.00 командир АД отдал приказание; "вылетать на боевое задание в соответствии с боевым распоряжением".

Взлет начался в 17.11 и закончился в 18.15. Общее опоздание взлёта на 5 минут.

1 корабль 25 Гв.АП № 421010 (Угрюмов) из-за отказа в работе тормозных колодок на боевое задание не вылетел; опоздал с вылетом корабль 25 Гв. АП № 42076 (Адамов) по причине смены варианта бомбовой нагрузки.

18.28 из штаба АДД получены запасные цели, т.е. тогда, когда корабли уже были в воздухе.

После взлета все корабли установили связь, полет происходил при двухсторонней радиосвязи. Нормально связь держали 10 кораблей, которые передали все донесения по маршруту. С остальными кораблями связь проходила с перебоями.

В 18.19 после 13 минут полета из-за неисправности материальной части возвратился и произвел посадку на своем аэродроме корабль 25 Гв АП № 42059 (Шатров-Гладкий). В остальном полет кораблей по маршруту к цели проходил нормально.

В 20.20 первые корабли вышли в район цели на заданных высотах и с заданных направлений.

Удар нанесен в период 20.20 - 21.15 с высот 4500-5800 м. Запоздали с ударом 4 корабля.

Общее заданное и фактически выполненные кораблями: время удара, высота и направление заходов.

Ж.д. узел ПСКОВ в период 20.16 - 21.05 с высот 4500-6500 метров бомбардировали 16 кораблей.

На цель сброшено:

16 ФАБ-2000, 2 ФАБ-1000тга, 6 ФАБ-1000, 12 ФАБ-500тга, 36 ФАБ-500, 12 ФАБ-250тга, 8 ФАБ-250, 27 ЗАБ-100цк, 31 САБ-100, 3 ФОТАБ-100-60.

Всего 153 бомбы общим весом 73 тонны 585 кг.

По наблюдениям экипажей и контролирующих сброшенные бомбы разорвались на путях ж.д. узла ПСКОВ на станциях Пассажирская 1 и 2 товарная и частично прилегающих к путям жилых и служебных зданий.

В результате бомбометания возникло 15 очагов пожаров и 10 взрывов, из них: 7 очагов пожаров - на путях ст. ПСКОВ-Пассажирская и Товарная 1, сопровождающиеся взрывами красного пламени, черного дыма - горели эшелоны с бензоемкостями и боеприпасами, 3 очага пожара на путях ж.д. ст. ПСКОВ-Товарная II, 2 пожара на путях 500 м сев. восточнее ж.д. ст. ПСКОВ - Пассажирская и 3 пожара среди прилегающих к станции построек.

ПРИМЕЧАНИЕ: по сообщению Информбюро за 20.2.44 года указывалось: "что в результате бомбардировки возникло 80 пожаров, сопровождающиеся сильными взрывами - горело 15 эшелонов противника.К концу бомбардирования вся территория ж.д. узла была охвачена сплошным огнем".

В налете на ж.д. узел ПСКОВ участвовали другие соединения АДД.

ПВО

Ж.д. узел ПСКОВ прикрывался интенсивным огнем 16-20 орудиями ЗА крупного и среднего калибров, 15 орудий МЗА, при работе 15 прожекторов. Два экипажа отмечали патрулирование одномоторных истребителей. По сигналу истребителей красной фарой и красной ракетой, ЗА прекращала огонь, в тех секторах, откуда подавался сигнал истребителями, а прожектора интенсивно работали.

Прожектора и ЗА расположены вокруг города и, в основном, сконцентрированы на северной окраине города, юго-западной и в районе аэродрома.

Отмечен интенсивный огонь МЗА.

7. Запасную цель ж.д. станцию ДЕДОВИЧИ в 20.27 с высоты 3500 м бомбардировал 1 корабль.

На цель сброшено:

2 ФАБ-2000, 2 ФАБ-500, 1 ЗАБ-100цк, всего 5 бомб общим весом 5 т 100 кг.

Бомбы разорвались среди зданий посёлка юго-западнее ж.д. станции, где возник 1 небольшой пожар. Противодействия ПВО не было.

Воздушных боев в боевом вылете корабли дивизии не вели. На обратном маршруте после выполнгения задания корабль № 42076 25 Гв. АП (Адамов-Легкоступ) нарушил режим зоны ПВО Москвы.

После выполнения задания корабли произвели посадку в период 22.56-00.08

8. Потерь нет.

9. Летных происшествий и нарушений техники пилотирования нет.

10. После проведенных профилактических мероприятий - связь работала более нормально. Отказов гиро приборов на самолете Пе-8 с АМ-82 - не отмечено.

11. МЕТЕОУСЛОВИЯ: до Клина небольшая облачность, 3-6 баллов грядами, Н=400-600 м. Видимость 10 км. От Клина до цели - преимущественно безоблачно, местами гряды облачности на высоте 400-800 м, однослойная. Видимость 6-10 км. Над целью с 20.00 до 21.00 безоблачно: от Клина до пункта посадки облачность 10 баллов высотой 400-200 м и временами в районе аэродрома снижение до 1500 м. Под облаками слабый снег У-4-8 км.

12. ВЫВОД.

В дивизии на боевое задание вылетало 18 кораблей, из них 16 кораблей задание выполнили успешно. 1 корабль по запасной цели задание выполнил. 1 корабль из-за отказа материальной части задание не выполнил.

Легенда

результатов бомбардирования г. ПСКОВ в ночь с 18 на 19.2.44 г.

/по данным ночного фотографирования частей АДД, дешифровано с помощью фотопланшета дневной съемки и АГ данным/.

1). Прилегающие к станции пакгаузы и склады частично разрушены.

2). Разбита электростанция, обслуживающая водопровод города.

3). Повреждены два закрытых склада.

4). Разрушено общежитие солдат на 300 человек (бывшая школа № 11).

5). Разбито общежитие на 100 человек (бывшее здание НКВД)

6). Повреждены склады понтонных мостов и разрушены общежития немцев и эстонцев.

7). Разрушены бывшие Омские казармы с немцами, эстонцами.

8). Прямое попадание бомбы в крупный немецкий госпиталь на 150 мест.

9). Частично поврежден ж.д. мост через реку Великая.

10). Поврежден штаб госпиталей.

11). Разбит автогараж на 90 машин

12). Разбито и горит веерное депо.

13). Повреждены и горят разные склады

14). Разбиты склады "продовольствия, боепитания, артсклады, склады запчастей".

15). Попадания авиабомб в места расположения крупного бензосклада юго-западнее станции Березка.

16). Разбиты общежития немцев разных чинов и родов войск.

17). Пожар в районе склада.

18). Пожар на мосту.

Данные партизан от 25.2.1944 года

В результате налёта нашей авиации на ж.д. узел и город ПСКОВ в ночь на 19.2.1944 года.

1. Разрушены товарные и пассажирские вокзалы, а также сильно разрушена сама ж.д. станция, в результате чего весь день 19.2.1944 года движение поездов не было, кроме того, уничтожено несколько эшелонов с войсками и беженцами.

2. На станции Березка уничтожен склад горючего и боеприпасов. Нанесены большие потери войскам по шоссе на Псков.

3. Поврежден Ольгинский мост.

4. Разрушены гостиница, школа № 11, госбанк и два госпиталя немцев.

5. Прямым попаданием разрушены: Омские казармы, электростанция города, у завода "Металлист" бараки с боеприпасами, по улице Октябрьской - штаб немецкой инспекции Севера, по улице Свердлова - ресторан. Омские казармы продолжали гореть и 20.2.44 г.

п/п: НАЧАЛЬНИК РО ШТАБА АДД ПОЛКОВНИК - ЧЕТВЕРИКОВ

Приложение: 1. Схема построения планируемого и фактически выполненного боевого порядка в 1-м экземпляре.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 19.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г. 7.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 19.2.44 г.

Дата размещения на сайте 23.03.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.


©AirPages
2003-