Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы штаба АДД 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

ОТЧЕТ О БОЕВОЙ РАБОТЕ 45 АД ДД ЗА ОКТЯБРЬ МЕСЯЦ 1942 года

1. В октябре дивизией выполнено 12 боевых заданий с налетом 463 часа 34 минуты, при 99 самолетовылетах.

Сброшено бомб - 333,80 тонны и 669 000 экземпляров листовок. Из общего числа боевых вылетов на бомбардирование ж.д. узлов (Смоленск, Витебск, Двоевка) произведено 9 самолетовылетов с налетом 78 часов 36 минут.

2. По причине сложности метеорологических условий, которые не были предусмотрены прогнозами ГАМС, из общего числа самолетовылетов, 22 самолета бомбардировали запасные цели (ж.д. узлы и аэродромы).

Имел место один случай невыполнения боевого задания экипажем 890 АП ДД из-за потери детальной ориентировки, бомбы сброшены на пассив на территории противника.

3. Бомбардирование цели производилось с высот от 900 до 6600 метров. Высоты бомбардирования определялись в зависимости от системы и силы ПВО бомбардируемого объекта и метеоусловиями.

4. При полете к цели и выход на нее осуществлялся использованием методов визуальной, инструментальной и радио ориентировке. Возвращение на аэродром производилось в основном с применением инструментальной ориентировки, радионавигационных средств и светомаячной системы.

5. Средняя длина маршрута при выполнении боевых заданий в октябре составляет 1250 км при средней продолжительности одного полета 4 часа 40 минут, средняя бомбовая нагрузка на самолетовылет - 3,36 тонны.

6. Среднемесячный процент исправной материальной части по дивизии равен 71,8%. Некоторое снижение процента исправной материальной части произошло за счет кораблей №№ 4214, 4221, которые будучи исправными, в течение длительного времени ожидали погоды для перегонки на завод на переоборудование, в тоже время числились в списочном составе частей, как непригодный к боевому применению.

Среднемесячный выход кораблей на боевое задание, по отношению к списочному составу составляет 60,3%.

И в числа исправных, боевые задания выполнило 87,5%, 12,5% использовались в полках для подготовки летного состава.

7. В октябре в дивизии подготовлено к самостоятельной работе в ночных условиях: штурманов -3, командиров кораблей - 1, вторых пилотов - 3, борттехников - 1,воздушных стрелков - 2.

Нелетная погода использовалась для учебной подготовки. С командирами штабов полков проведено 4 занятия по отработке оперативной документации, изучению средств наземной связи, со всеми категориями начсостава проводились стрельбы ив личного оружия и наземные стрельбы из ШВАК и УБТ.

В полках с летным составом проводились в занятия по теории полета, приняты зачеты по знанию материальной части Пе-8; с штурманами проводились занятия по астроориентировке, изучению автоштурмана (АШ-1), приняты зачеты по знанию бомбардировочного вооружения.

8. Боевых потерь в октябре нет.

9. Небоевые потери - 3 корабля:

а) 7,10.42 года у корабля № 42066, пилотируемого капитаном ЗЕЛЕНСКИМ, после взлета, при наборе высоты - отказал второй мотор и самолет стал терять высоту. Бомбы были сброшены на пассив в реку МОСКВА, часть бомб взорвалась, поразив осколками бензобаки левой плоскости, в результате чего на самолете в воздухе возник пожар. Горящий самолет бил посажен на луг, в 7 км северо-западнее аэродрома КРАТОВ0. Самолет сгорел. Из состава экипажа 5 человек получили ожоги лица и рук 1-й и 2-й степеней. Остальной состав невредим.

б)28.10.42 г. корабль № 42015, пилотируемый капитаном ПОНОМАРЕНКО, потерпел катастрофу на своем аэродроме. После выполнения боевого задания, при закрытии аэродрома туманом, произвел посадку, без разрешения со старта и по радио, на взлетную полосу под углом 45° к "Т", пробежав 100-120 м, врезался в самолет Пе-8 № 42097, стоявший на стационарной стоянке.

В результате оба корабля разбиты. Убито 5 человек, ранено 2 человека.

Из двух разбитых самолетов представляется возможность восстановить один.

10. Из полков за октябрь месяц, в лучшую стороны выделяется по организации и отсутствию летных происшествий 890 АП, командир полка подполковник ПУСЭП.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. В день боевого вылета Дивизии необходимо давать радиоданные самолетов-разведчиков погоды, чтобы иметь возможность подслушивать их и своевременно получать метеориентировку командирам дивизии и доводить эти данные до экипажей.

2. Темные осенние ночи усложняют отыскание цели: учитывая это ПВО противника стало работать более организованно, обнаруживает себя только в том случае, когда бомбардировщик, находясь в зоне ПВО, точно идет на цель. Необходимо самолетами Бр-2 или Б-25 производить поджег цели в сумерках, планировать бомбардировочный налет нужно таким образом, чтобы пожары, созданные в сумерках, непрерывно поддерживались бомбардировщиками на протяжении всего времени бомбардировочного удара.

3. За последнее время значительно усилилась ПВО противника на таких объектах, как Смоленск, Витебск, Орша, Вязьма, причем самолеты поражаются огнем ЗА на высотах, превышающих 6000 метров, черная окраска самолетов стала неспособной его маскировать от лучей мощных прожекторов. Назрела необходимость выделять несколько самолетов (группа борьбы с ПВО) для борьбы с ЗА прожекторами. Над целью эти самолеты должны появляться одновременно или несколько раньше самолетов-бомбардировщиков. Пушечно-пулеметным огнем эти самолеты уничтожают или временно подавляют зенитные точки и прожекторы. При действии ЗА, совместно с прожекторами, в первую очередь подавлять прожекторы, как более уязвимую цель.

Особо нужно охотиться за мощными прожекторами-искателями, синхронно работающими звукоулавливателями. Вывод из строя прожекторов понижает эффективность стрельбы ЗА, а в некоторых случаях эта стрельба даже прекращается.

Наиболее подходящий самолет для этой цели может быть Ер-2, Б-25, как наиболее маневренные и имеющие крупнокалиберное оружие, способное стрелять под углами, близкими к вертикальным.

ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Итоговая таблица выполнения боевых задач за октябрь м-ц 1942 года.

2. Суммарные сведения по боевой работе 45 АД ДД за октябрь м-ц 1942 года.

3. Справка о боевых потерях 45 АД ДД за октябрь 1942 года

Причина катастрофы корабля № 42015 746 АП - 28.10.42 г.

После выполнения боевого задания при закрытии аэродрома туманом, корабль произвел посадку без разрешения старта и по радио, на взлетную полосу под углом 45° к "Т", пробежал 100-120 м, врезался в самолет Пе-8 № 42097 890 АП, стоявший на стационарной стоянке. В результате катастрофы были разбиты самолет № 42015 и 42097.

При катастрофе погибли:

с корабля № 42015 (746 АП) - штурман ст. лейтенант СМИРНОВ П.Т., стрелок - бомбардир мл лейтенант ЕВДОКИМОВ В.П., старший техник бортовой - инженер - капитан МАСЮК Ф.Д.

Получили не жизнеопасные ранения: воздушный стрелок - радист сержант ГЛУХОВ, остальной состав: командир корабля капитан ПОННОМАРЕНКО В.В., второй летчик батальонный комиссар НИКОЛАЕВ В.В., пом. борт. техника инж. капитан ГАЛАКТИОНОВ, воздушные стрелки старшие сержанты КОРОЛЕВ В.С,, БАБИЙ Г.Л., ЛЫСАКОВ Н.А., ДМИТРИЕВ Н.Е. - невредимы.

Убито с корабля № 42097 (890 АП), работавшие при подвеске бомб, сержант авиамеханик по вооружению - НИКИТИН И.П. и воздушный стрелок - ст. сержант КАНТОР И.Ю.

НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВНОГО ОТД. 45 АД ДД

***

КОМАНДИР 45 АД ДД ПОЛКОВНИК - ЛЕБЕДЕВ

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ШТАБА МАЙОР - БОНДАРЕНКО

Не сброс 3-х бомб из-за "преступной халатности", 24.10.1942 г.

***

Дата размещения на сайте 27.04.2015г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

©AirPages
2003-