Aviation of Word War II

Home Russian

Z.506 Airone

Multi-Purpose Seaplane

CANT

Z.506 Airone

The history of the Z.506 began when CANT ("Cantieri navali Trieste" - "Shipyards in Trieste"), the aviation department of CRdA (Cantieri Riuniti dell'Adriatico - "United Shipyards of the Adriatic") moved from building flying boats to float devices ... In 1935, the "postman" Z.505 appeared with three in-line engines "Isotta Fraschini" "Asso" XI RC.15. The letter Z in the designation of the aircraft indicates the authorship of Philippe Zappata, the chief engineer of CANT, who transferred from the French company Bleriot at the invitation of the fascist minister I. Bapbo.

"Five hundred and fifth" was overtaken in construction by the "twin brother", the prototype of the passenger CANT Z.506. At the "Shipyards in Trieste" several pre-production "five hundred and sixths" were laid down at once - an urgent order of the state airline "Ala Littoria" was fulfilled. A prototype with FIAT A.59RC air-cooled engines took to the skies in August 1935, piloted by the famous test pilot M. Stoppani.

Comparative tests of both prototypes with different types of power plants quickly showed that the "505th" develops 368 km / h at an altitude of 2900 m, against 356 km / h at an altitude of 3480 m, issued by the "506". Another advantage of the CANT Z.505A was its large payload, due, again, to a significant superiority in the power of its engines. Indeed, on tests, the "505" took off with a flight weight of up to 12.820 kg, while the "506" was able to lift off the water, having a mass of only 10.500 kg. But this was seen as a temporary advantage, since the power of its power plant exceeded that of a competitor by more than 25%. A much more significant role in choosing the type of power plant was played by "emergency" statistics. Six failures on serial liquid-cooled engines with one fire versus one emergency for air-cooled motors quickly persuaded the developers to install the latter on serial machines, showing that air-cooled "stars" are easier and cheaper to operate, and also noticeably lighter in weight. It should also be remembered that the aircraft was intended for operation over the sea, where the requirements for the reliability of the power plant were significantly higher, since even a successful forced landing did not guarantee a safe completion of the flight for passengers, crew and cargo. As a result, CANT Z.505A remained in the singular.

Although in Europe most of the multi-engine aircraft at this time were already built from duralumin, aircraft designers proposed to build the future aircraft from wood. There were two reasons: firstly, the Italian metallurgical industry could not provide aircraft factories with the required amount of duralumin rolled products, and secondly, the company's technologists had very extensive experience in developing protective compositions that significantly reduced the aggressive effect of salty sea water on wooden products. The company was also very successful in the production of special plywood, which was used for the manufacture of boats and small-tonnage vessels for the navy, and also enjoyed a steady demand in the foreign market.

Structurally, the machine was a two-float three-engine cantilever monoplane of an all-wood construction with a low wing. The exterior cladding, made of high quality tulip plywood, resulted in an excellent exterior finish.

The trapezoidal wing of a three-spar design with elliptical tips is also made entirely of wood with plywood sheathing, some of the ribs had solid walls and divided the wing into a number of watertight compartments. On the trailing edge of the wing there are controllable surfaces: two-section flaps and ailerons, also of an all-wood construction, covered with canvas. Inner flap sections are trimmed, statically and dynamically balanced. In the places where the wing is attached to the fuselage, there are fairly developed fairings.

The fuselage is an elliptical monocoque, it is based on one main spar, according to tradition (the aircraft was still built at the former shipyards) called the keel, and four auxiliary ones. The fuselage has three main bulkheads at the spar attachment points. In the front part of the fuselage, immediately behind the engine compartment, there is a pilot's cabin with dual control, behind it is the cabin of the radio operator and flight mechanic, then the cabin for passengers, premises for mail and luggage, and a toilet. The common floor of the cockpit and passengers is also traditionally called the deck. Under the floor of the cockpit there is mooring equipment, which includes a winch and an anchor. The crew and passengers board the aircraft through an oval door located on the left side behind the wing, from a float on a ladder. The sides of the fuselage have seven rectangular windows on each side.

The horizontal tail is attached to the keel and is equipped with struts and counter-braces and is similar in design to the wing. On the first prototype, the rudder had significant horn compensation, which was quickly abandoned after rebalancing. Vertical and horizontal rudders - wooden, covered with canvas and equipped with trimmers, statically and dynamically balanced.

All-metal single-ribbed floats are made of duralumin and are attached with N-shaped struts to the wing, and a pair of parallel struts with braces - from the inside to the fuselage. Each float is divided into two isolated compartments, the aircraft retains the possibility of a normal landing if one compartment is flooded in each float.

Eight duralumin tanks with a total capacity of 5200 liters are placed in the center section in pairs between the side members and are closed from above with reinforced duralumin panels, on which you can walk without fear of damaging the casing or breaking the tightness of the tank. In the leading edge - tanks for oil, their front surfaces served as radiators.

At the design stage, three nine-cylinder radial air-cooled Piaggio Stella XIRC engines with a rated power of 610 hp were considered as a power plant. and Alfa Romeo variable pitch propellers. However, it soon became clear that their capabilities for such a large car were clearly not enough, and for the first prototype they chose nine-cylinder radial engines "Fiat A59RC" with a capacity of 700 hp, which were licensed "Hornets" of the American company "Pratt & Whitney". which rotated three-blade variable pitch propellers "Hamilton-Standard". Later, the Z.506A was equipped with the 126-series Alfa-Romeo engines. The engines were attached to a steel tube-welded engine mount, which in turn was attached to a wooden wing or fuselage structure at four points.

Z.506 Specification
Crew 4
Dimensions
Wingspan, m 26.50
Wing area, m² 87
Length, m 19.24
Height, m 7.40
Powerplant
3 × PE Alfa Romeo 126 RC 34 3 × 750 hp.
Weight, kg:
Empty weight 8,317
Loaded weight 12,120
Performance
Maximum speed, km/h 347
Cruising speed, km/h 325
Rate of climb, m/min 210
Service ceiling, m 8,000
Armament
One-two 7.7-vv machine-guns and one 12.7mm machine-gun, bombs 1200 kg


Photo Description
Drawing CANT Z 506B

Drawing CANT Z 506B

CANT Z 506B

CANT Z 506B

The tests were successfully completed in April 1936. On 7 July, the first prototype passenger Z.506, I CANT, set eight speed records for seaplanes at various distances. Then the "five hundred and sixth" was transferred to the 750-strong "Alfa-Romeo" 126 RC.34. On November 29 and December 1, CANT was able to improve its global reach by climbing to an altitude of 7800 m with a load of 2 tons and 6920 m with 5 tons on board.

The brilliant data of the Z.506A caught the attention of the Regia Aeronautica (Italian Air Force) command. The military saw the makings of a naval bomber and long-range reconnaissance. The Z.506B modification appeared, which differed from the civilian CANTa by the tandem arrangement of the pilots in a higher cockpit and a spacious compartment for bombs, 800-kg torpedoes or additional gas tanks.

The bomb load could consist of a land mine of 800 kg, in overload - from two ammunition of 500 kg and three of 50 kg. Instead of them, up to 16 small bombs of 1.5-2 kg could be suspended. In addition to the "hold", the elegant contours of the vehicle were spoiled by the upper turret of the "Breda" M1 type with a 12.7 mm machine gun, semi-recessed into the fuselage. In the lower aft "nest" was a SAFAT of 7.7 mm caliber.

Unexpectedly, the military version outperformed the civilian Z.506. Combat CANT was shown in Milan at the 2nd National Air Show in October 1937. In November, the prototype was followed by a series of 32 Z.506Bs. In October 39, a new order was received from the Italian Air Force for another 32 float bombers.

"Five hundred and sixths" were produced at the CANT facility in Monfalcone, introducing minor improvements to the Z.506B from series to series. The most advanced XII was distinguished by side mounts of 7.7-mm machine guns "Breda" -SAFAT, upper turret "Caproni-Lanchiani" "Delta" E with 12.7-mm "Scotti", bomb load of 1200 kg. The production of late series CANTs was loaded into an aircraft factory in Finale Ligure. A total of about 360 "five hundred sixths" were built, 38 of them were civilians. But these numbers are not indisputable.

A "polished" Z.506B with three 700-horsepower "Alphas" was intended for the assault on record "heights". With a load of a ton, he "climbed" 10 310 m. In November 37th this CANT exceeded the world record, having flown more than 7013 km from Cadiz to Caravellas in Brazil with an average speed of 265 km / h. The maximum speed is 390 km / h.

The return flight ended in disaster, with three crew members and a passenger killed in the waters of the Atlantic. Only the pilot Stoppani survived, he was picked up by the flying boat "Dornier" of the airline "Lufthansa".

In June 1938, Z.506B aircraft began arriving at the Italian naval bombers. The 35th regiment, based in Brindisi, was the first in "Regia Aeronautics" to re-equip with new CANTs, followed by the 31st in Elmas. Until June 1940, the "five hundred and sixth" were mastered in four of the 13 squadrons of the 85th reconnaissance group. Another 20 reconnaissance squadrons at numerous hydro bases scattered from Lero in the Aegean Sea to Menelao in Libya were preparing to replace flying boats CANT Z.501 with Z.506В.

Four Z.506Bs took part in the Spanish Civil War as part of the Italian Expeditionary Force and the Francoist Air Force. Ramon Franco, brother of the leader of the nationalists, fought in one of the CANTs. The pilot who conquered the Atlantic in 1926 on the Dornier Val under the name Plus Ultra did not return from a sortie.

Many countries are interested in the float CANT, but only Poland made a rather large order. The first and only Z.506B arrived in the Baltic on 28 August 1939. A few days later it was destroyed by German bombers. The Japanese firm "Aishi" bought a license for the float CANT, but it didn't go any further. "Five hundred and sixth" - scouts also acquired Romania. Together with Z.501 they operated in the Black Sea,

Italy, which entered the war, had 25 Stormos, in which by June 10, 1940 there were 664 bomb carriers, among them 48 CANT Z.506 seaplanes. Machines of this type, almost 40, consisted of naval reconnaissance squadrons and various support units.

In the Mediterranean, beginning on June 12, 1940, Italian float bombers launched several attacks on the French naval base in Bizerte. Z.506B went into battle, more often loaded with bombs than torpedoes. July 8-9 - massive raids on British ships off the coast of Malta and a large convoy heading from La Valletta to Alexandria. Eight CANT Z.506B were among the 125 Italian bomb carriers participating in the operation.

Already at the beginning of the war, it became clear that the former advanced in all respects, CANT was already outdated. The last time the "five hundred and sixth" was used in large numbers during the battles in Greece, during the occupation of the islands of Kefalonia and Zante in the spring of 1941. The Z.506B of the 35th regiment was also supported by the airborne assault that captured Corfu. During a short campaign against Yugoslavia, the CANTs bombed targets in Croatia several times.

Although the Z.506B literally lagged behind its modern bombers, it turned out to be slow-moving, its range and excellent seaworthiness were still in value. CANT, which received its own name "Airone" ("Heron"), became a good scout. The Z.506B aircraft almost completely replaced the CANT Z.501 flying boats in the naval auxiliary aviation, which were no longer in service.

In June 1940, reconnaissance squadrons acquired 21 ex-CANT bomber. Their number increased sharply after the disbandment of the 31st regiment and the transformation of the 35th into a land formation. In 41st, up to 60 Airones operated in the interests of the fleet, at the end of 42nd - 64 Z.506B and 43 CANTa of other modifications. Several Z.506Bs were heavily exploited at the Seaplane School at Paula Puntisella and at the Naval Intelligence School at Orbetello.

Even with the entry of Italy into the war, the mobilization of personnel and the fleet of commercial airlines began. Four Z.506As entered the NAL, a division of Ala Littoria, which was taken over by Air Force Command. In 1941, three more were "recruited", and 12 transport CANTs, ordered in January, were under construction. NAL crews cruised without interruption, primarily in the interests of field communications on the most important routes between the headquarters and headquarters: Rome - Benghazi through Syracuse and Tripoli and others. Eight five hundred sixths were shot down.

Of 11 CANTs, auxiliary units were formed on the basis of the 612th and 614th separate squadrons. They were replenished during 1941 with three new "boards". In 42, the "five hundred and sixth" arrived in the 613th squadron, which had previously flown on the S.66 Savoy. The main task of the aforementioned air units was the search and rescue of the crews of downed aircraft and sunken ships.

From June 41 to December 42, CANTs, based in Lido and Brindisi, flew 418 flights and picked up 231 people: 167 Italians, 16 Germans, 37 British and 11 French.

Western historians call the fighting in the Mediterranean a "war without hatred", allegedly here civilized opponents were "mutually polite", respected international norms and the "red cross". But in the Mediterranean, as in other theaters of the most brutal of wars, ambulance and rescue aircraft were destroyed.

In 1942, Z.506S from the Piaggio factory, unarmed, originally intended for search and rescue, were added to the CANTs (former civilians). Their service was reorganized in 1943. 11 squadrons, subordinate to the "Regia Marina" (Italian Navy), were given the link "five hundred and sixth".

Z-506 operated in all sectors of the Mediterranean. In addition to reconnaissance, search and rescue, they were involved in anti-submarine operations, patrolling the coast and escorting convoys. "Five hundred and sixth" suffered significant losses. On the Aegean Sea, the British managed to capture the CANT intact, returning from a mission. The aircraft was subsequently used in Malta.

On the eve of the surrender, the Italian Air Force numbered about 60 Z.506s. After the conclusion of an armistice between the Allies and the Italian command, 28 CANTs remained at the disposal of the government of Marshal Badoglio, 35 were captured by the Germans. In the "Luftwaffe" Z.506 solved secondary tasks. Several Airones were also in the Air Force of the Italian Socialist Republic, organized by Mussolini in the north of the country.

Thanks to the restoration at the SACA plant in Brindisi, the number of CANTs in the Italian forces on the side of the Allies increased to 36. By the end of World War II, about 30 "five hundred sixths" survived, 12 - in flight condition. 20 Z.506Bs, which were overhauled and converted into rescue ones by SIAI - "Marchetti", and five Z.506S served 15 more post-war years.

Bibliography

  • "CANT Z-506 Airone" /Aerei Italiani - Scheda Tecnica./

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Италия B.R.20 P.108 S.M.79 S.M.82 S.M.84 C.R.32 C.R.42 G.50 M.C.202 M.C.205 Re.2000 Z.506 Фото и схемы Боевое применение Джулио Дуэ Reggiane

Z.506 Airone

Многоцелевой гидросамолет

CANT

Z.506 Airone

История Z.506 началась, когда CANT ("Кантьери навали Триестино" - "Верфи в Триесте"), авиационное отделение фирмы C.R.d.A (Cantieri Riuniti dell'Adriatico - "Обьединенные верфи Адриатики") перешло от постройки летающих лодок к поплавковым аппаратам. В 1935-м появился "почтовик" Z.505 с тремя рядными моторами "Изотта Фраскини" "Ассо" XI RC.15. Буква Z в обозначении самолета указывает на авторство Филиппе Дзаппаты, главного инженера CANT, перешедшего из французской фирмы "Блерио" по приглашению фашистского министра И. Бапьбо.

"Пятьсот пятого" обогнал в постройке "брат-близнец", прототип пассажирского CANT Z.506. На "Верфях в Триесте" заложили сразу несколько предсерийных "пятьсот шестых" - выполнялся срочный заказ государственной авиакомпании "Ала Литториа". Опытный экземпляр с двигателями воздушного охлаждения FIAT A.59RC поднялся в небо в августе 1935 г., управляемый знаменитым летчиком-испытателем М. Стоппани.

Сравнительные испытания обоих опытных образцов с разными типами силовых установок довольно быстро показали, что «505-й» развивает 368 км/ч на высоте 2900 м, против 356 км/ч на высоте 3480 м, выданных «506-м». Другим достоинством CANT Z.505A была большая грузоподъёмность, обусловленная опять же существенным превосходством в мощности его двигателей. Действительно, на испытаниях «505-й» взлетал с полётным весом, доходившим до 12.820 кг, в то время как «506-й» смог оторваться от воды, имея массу лишь 10.500 кг. Но это было расценено как временное преимущество, поскольку мощность его силовой установки превосходила аналогичный показатель конкурента более чем на 25%. Гораздо более весомую роль в выборе типа силовой установки сыграла «аварийная» статистика. Шесть отказов на серийных двигателях жидкостного охлаждения с одним пожаром против одного ЧП у моторов воздушного охлаждения довольно быстро склонили разработчиков к установке на серийные машины именно последних, показав, что «звёзды» воздушного охлаждения проще и дешевле в эксплуатации, а также заметно легче по массе. Нельзя также забывать, что самолёт предназначался к эксплуатации над морскими просторами, где требования к надёжности силовой установки были существенно более высокими, поскольку даже успешная вынужденная посадка ещё не гарантировали благополучного завершения рейса для пассажиров, экипажа и груза. В результате CANT Z.505A так и остался в единственном числе.

Хотя в Европе большая часть многомоторных самолётов в это время уже строилась из дюраля, авиаконструкторы предложили будущую машину строить из дерева. Причин было две: во-первых, металлургическая промышленность Италии не могла обеспечить авиазаводы необходимым количеством дюралевого проката, а во-вторых, технологи фирмы имели очень большой опыт в разработке защитных составов, заметно снижавших агрессивное воздействие солёной морской воды на деревянные изделия. Весьма преуспела компания и в производстве специальной фанеры, которая шла на изготовление шлюпок и малотоннажных судов для военно-морского флота, а также пользовалась устойчивым спросом на внешнем рынке.

Конструктивно машина представляла собой двухпоплавковый трёхмоторный свободнонесущий моноплан цельнодеревянной конструкции с низкорасположенным крылом. Наружная обшивка, выполненная из высококачественной фанеры тюльпанового дерева, позволяла добиться прекрасного качества внешней отделки.

Трапециевидное в плане крыло трехлонжеронной конструкции с эллиптическими законцовками также выполнено полностью из дерева с фанерной обшивкой, часть нервюр имели сплошные стенки и делили крыло на ряд водонепроницаемых отсеков. По задней кромке крыла расположены управляемые поверхности: двухсекционные закрылки и элероны, также цельнодеревянной конструкции, обтянутые полотном. Внутренние секции закрылков снабжены триммерами, закрылки статически и динамически уравновешены. В местах крепления крыла к фюзеляжу имеются довольно развитые зализы.

Фюзеляж — монокок эллиптического сечения, в его основе лежит один главный лонжерон, по традиции (самолёт всё-таки строился на бывших судостроительных верфях) именуемый килем, и четыре вспомогательных. В местах крепления лонжеронов фюзеляж имеет три главные переборки. В передней части фюзеляжа сразу за двигательным отсеком находится пилотская кабина с двойным управлением, за ней располагается кабина радиста и бортмеханика, далее — салон для пассажиров, помещения для почты и багажа, туалет. Общий пол кабины экипажа и пассажиров также по традиции именуется палубой. Под полом пилотской кабины находится причальное оборудование, включающее в себя лебёдку и якорь. Посадка в самолёт экипажа и пассажиров осуществляется через овальную дверь, расположенную по левому борту за крылом, с поплавка по приставной лестнице. В бортах фюзеляжа прорезано по семь прямоугольных окон с каждой стороны.

Горизонтальное оперение крепится к килю и снабжено подкосами и контрподкосами и по конструкции аналогично крылу. На первом прототипе руль направления имел значительную роговую компенсацией, от которой быстро отказались после изменения балансировки. Вертикальные и горизонтальный рули — деревянные, обтянуты полотном и снабжены триммерами, статически и динамически сбалансированы.

Цельнометаллические однореданные поплавки выполнены из дюралюминия и крепятся N-образными стойками к крылу, а ещё парой параллельных стоек с расчалками — с внутренней стороны к фюзеляжу. Каждый поплавок разделён на два изолированных отсека, самолёт сохраняет возможность нормальной посадки, если в каждом поплавке затоплено по одному отсеку.

Восемь дюралевых баков суммарной ёмкостью 5200 литров размещены в центроплане попарно между лонжеронами и закрыты сверху усиленными дюралевыми панелями, по которым можно ходить без опасения повредить обшивку или нарушить герметичность бака. В передней кромке - емкости для масла, их лобовые поверхности служили радиаторами.

В качестве силовой установки на этапе проектирования рассматривались три девятицилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения «Пьяджо Стелла XIRC» с номинальной мощностью по 610 л.с. и винтами изменяемого шага «Альфа-Ромео». Однако вскоре стало ясно, что их возможностей для столь крупной машины явно маловато, и для первого прототипа выбрали девятицилиндровые звездообразные двигатели «Фиат A59RC» мощностью по 700 л.с, представлявшие собой лицензионные «Хорнеты» американской фирмы «Пратт-энд-Уитни», которые вращали трёхлопастные винты изменяемого шага «Гамильтон-Стандарт». В дальнейшем на Z.506A ставили двигатели «Альфа-Ромео» 126-й серии. Двигатели крепились к сваренной из стальных труб мотораме, которая в свою очередь крепилась к деревянной конструкции крыла или фюзеляжа в четырёх точках.

Испытания успешно завершились в апреле 1936-го. 7 июля первый прототип пассажирского Z.506, борт "I CANT", установил восемь рекордов скорости для гидросамолетов на различных дистанциях. Затем "пятьсот шестой" перевели на 750-сильные "Альфа-Ромео"126 RC.34. 29 ноября и 1 декабря CANT смог улучшить мировые достижения, поднявшись на высоту 7800 м. с нагрузкой в 2 т и на 6920 м с 5 т на борту.

Блестящие данные Z.506A привлекли внимание командования "Региа Аэронаутика" (итальянских ВВС). Военные увидели задатки морского бомбардировщика и дальнего разведчика. Появилась модификация Z.506B, отличавшаяся от гражданского CANTa тандемным расположением пилотов в более высокой кабине и вместительным отсеком для бомб, 800-кг торпеды или дополнительных бензобаков.

Бомбовая нагрузка могла состоять из фугаса в 800 кг, в перегрузку - из двух боеприпасов по 500 кг и трех по 50 кг. Вместо них могли подвешиваться до 16 мелких бомб по 1,5-2 кг. Кроме "трюма", элегантные обводы машины испортила полуутапливаемая в фюзеляж верхняя турель типа "Бреда"М1 с 12,7-мм пулеметом. В нижнем кормовом "гнезде" стоял SAFAT калибра 7,7 мм.

Неожиданно военная версия превзошла по характеристикам гражданский Z.506. Боевой CANT показали в Милане на 2-м Национальном авиасалоне в октябре 1937-го . В ноябре за прототипом последовала серия из 32 Z.506B. В октябре 39-го поступил новый заказ ВВС Италии еще на 32 поплавковых бомбардировщика.

"Пятьсот шестые" выпускали на предприятии CANT в Монфальконе, вводя в Z.506B мелкие усовершенствования от серии к серии. Наиболее продвинутая XII-я отличалась боковыми установками 7,7-мм пулеметов "Бреда"-SAFAT, верхней турелью "Капрони-Лянчиани" "Дельта"Е с 12,7-мм "Скотти", бомбовой нагрузкой в 1200 кг. Производством CANToв поздних серий загрузили авиазавод в Финале-Лигуре. Всего построили около 360 "пятьсот шестых", 38 из них - гражданские. Но эти цифры не бесспорны.

"Отшлифованный" Z.506B с тремя 700-сильными "Альфами" предназначался для штурма рекордных "высот". С грузом в тонну он "вскарабкался" на 10 310 м. В ноябре 37-го этот CANT превысил мировое достижение, пролетев более 7013 км от Кадиса до Каравелласа в Бразилии со средней скоростью 265 км/ч. Максимальная скорость - 390 км/ч.

Обратный рейс закончился катастрофой, в водах Атлантики погибли три члена экипажа и пассажир. Выжил лишь летчик Стоппани, его подобрала летающая лодка "Дорнье" авиакомпании "Люфтганза".

В июне 1938 г. самолеты Z.506B начали поступать в итальянские подразделения морских бомбардировщиков. Первым в "Региа Аэронаутика" на новые CANTы перевооружился 35-й полк, базировавшийся в Бриндизи, за ним последовал 31-й в Элмасе. До июня 1940-го "пятьсот шестые" освоили и в четырех из 13 эскадрилий 85-й разведывательной группы. К замене летающих лодок CANT Z.501 на Z.506В готовились еще в 20 разведэскадрильях на многочисленных гидробазах, разбросанных от Леро на Эгейском море до Менелао в Ливии.

Четыре Z.506B приняли участие в гражданской войне в Испании в составе итальянских экспедиционных сил и франкистских ВВС. На одном из CANTов воевал Рамон Франко, брат лидера националистов. Летчик, покорявший в 1926-м Атлантику на "Дорнье" "Валь" под названием "Плюс Ультра", не вернулся из боевого вылета.

Многие страны заинтересовались поплавковым CANTом, но достаточно крупный заказ сделала только Польша. Первый и единственный Z.506B прибыл на Балтику 28 августа 1939-го. Через несколько дней его уничтожили немецкие бомбардировщики. Японская фирма "Аиши" купила лицензию на поплавковый CANT, но дальше дело не пошло. "Пятьсот шестыми" - разведчиками обзавелась и Румыния. Вместе с Z.501 они действовали на Черном море,

Италия, вступавшая в войну, располагала 25 "стормо", в которых к 10 июня 1940 г. насчитывалось 664 бомбовоза и среди них - 48 гидросамолетов CANT Z.506. Машины этого типа, почти 40, состояли в эскадрильях морской разведки и различных по назначению подразделениях поддержки.

На Средиземном море, начиная с 12 июня 40-го, итальянские поплавковые бомбардировщики совершили несколько нападений на французскую военно-морскую базу в Бизерте. Z.506B уходили в бой, чаще груженые бомбами, чем торпедами. 8-9 июля - массированные налеты на британские корабли у берегов Мальты и крупный конвой, направлявшийся из Ла-Валетты в Александрию. Среди 125 итальянских бомбовозов, участвовавших в операции, - восемь CANT Z.506B.

Уже в начале войны стало ясно, что бывший передовым во всех отношениях CANT уже устарел. Последний раз "пятьсот шестые" в большом количестве применялись во время боев в Греции, при оккупации островов Кефалония и Занте весной 1941 г. Z.506B 35-го полка поддерживали и воздушный десант, захвативший Корфу. В ходе короткой кампании против Югославии CANTы несколько раз бомбили объекты на территории Хорватии.

Хотя Z.506B в прямом смысле отставал от современных ему бомбардировщиков, оказался тихоходным, его дальность и отличная мореходность еще были в цене. CANT, получивший собственное имя "Аироне" ("Цапля"), стал хорошим разведчиком. Самолеты Z.506B почти полностью заменили в морской вспомогательной авиации летающие лодки CANT Z.501, уже "не тянувшие" службу.

В июне 1940-го разведывательные эскадрильи обзавелись 21 экс-бомбардировщиком CANT. Их количество резко возросло после расформирования 31-го полка и преобразования 35-го в сухопутное соединение. В 41-м в интересах флота работало до 60 "Аироне", в конце 42-го - 64 Z.506B и 43 CANTa других модификаций. Несколько Z.506B интенсивно эксплуатировались в школе гидроавиации в Пола-Пунтиселла и в школе морской разведки в Орбетелло.

Еще при вступлении Италии в войну началась мобилизация персонала и самолетного парка коммерческих авиалиний. Четыре Z.506A поступили в NAL, отдел компании "Ала Литториа", перешедший в распоряжение командования ВВС. В 1941-м "рекрутировали" еще три, а в постройке находились 12 транспортных CANToв, заказанных в январе. Экипажи NAL бесперебойно курсировали, в первую очередь, в интересах фельдсвязи на важнейших маршрутах между ставкой и штабами: Рим - Бенгази через Сиракузы и Триполи и других. Восемь "пятьсот шестых" были сбиты.

Из 11 CANToв сформировали вспомогательные подразделения на базе 612-й и 614-й отдельных эскадрилий. Их пополнили в течение 1941 года тремя новыми "бортами". В 42-м "пятьсот шестые" прибыли в 613-ю эскадрилью, летавшую до этого на "Савойях" S.66. Главной задачей упомянутых авиачастей стали поиск и спасение экипажей сбитых самолетов и потопленных кораблей.

С июня 41-го по декабрь 42-го CANTы, базировавшиеся в Лидо и Бриндизи, совершили 418 вылетов и подобрали 231 человека: 167 итальянцев, 16 немцев, 37 британцев и 11 французов.

Западные историки называют "войной без ненависти" боевые действия в Средиземноморье, якобы здесь цивилизованные противники были "взаимно вежливы", уважали международные нормы и "красный крест". Но на Средиземном море, как и на других театрах жесточайшей из войн, уничтожались санитарные и спасательные самолеты.

В 1942-м к CANTaм модификации "С" (бывшим гражданским) прибавились Z.506S с завода "Пьяджо", невооруженные, изначально предназначенные для поиска и спасения. Их службу в 1943-м реорганизовали. 11 эскадрильям, подчинявшимся "Региа Марина" (итальянским ВМС), придали по звену "пятьсот шестых".

Z-506 действовали во всех секторах Средиземноморья. Помимо разведки, поиска и спасения, их привлекали для противолодочных операций, патрулирования побережья и сопровождения конвоев. "Пятьсот шестые" несли значительные потери. На Эгейском море англичанам удалось захватить неповрежденным CANT, возвращавшийся с задания. Впоследствии самолет использовали на Мальте.

Накануне капитуляции в итальянских ВВС числилось около 60 Z.506. После заключения перемирия между союзниками и итальянским командованием 28 CANToв остались в распоряжении правительства маршала Бадольо, 35 - захватили немцы. В "Люфтваффе" Z.506 решали второстепенные задачи. Несколько "Аироне" состояло и в ВВС Итальянской социалистической республики, организованной Муссолини на севере страны.

Благодаря восстановлению на заводе SACA в Бриндизи, количество CANToв в итальянских силах на стороне союзников выросло до 36. К концу Второй мировой сохранилось около 30 "пятьсот шестых", 12 - в летном состоянии. 20 Z.506B, прошедших капремонт и переделку в спасательные на фирме SIAI-''Маркетти", и пять Z.506S прослужили еще 15 послевоенных лет.

Характеристики Z.506
Экипаж 4
Размеры.
Размах крыла, м 26,50
Полощадь крыла, м2 87
Длина самолета, м 19,24
Высота самолета, м 7,40
Двигатель.
3 ПД Alfa Romeo 126 RC 34 3 х 750 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 8317
Максимальная взлетная 12120
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 347
Крейсерская скорость, км/ч 325
Скороподъемность м/мин 210
Практический потолок, м 8000
Вооружение
Один-два 7,7-мм пулемета и один 12,7-мм пулемет, до бомб или торпеда до 1200 кг

Модификации

  • Z.506 - первоначальная серийная модификация.
  • Z.506В - военный вариант с двухместной кабиной, с креслами пилотов, расположенными друг за другом, с увеличенной площадью остекленения фонаря; подфюзеляжной гондолой, в которой размещался оператор бомбометания и бомбовый отсек, непосредственно за которым было место для пулеметчика с пулеметом Breda-SAFAT калибра 7,7 мм ; в верхней турели применялся пулемет Бреда М.1 калибра 12,7 мм ; бомбовый отсек мог вместить 800-килограммовую торпеду или груз мелких бомб. Более поздняя версия была способна нести бомбовый груз в 1200 кг и была оснащена двумя пулеметами Бреда-SAFAT, калибра 7,7 мм и турель Caproni Lanciani Delta E заменила турель Бреда.
  • Z.506S - морская спасательная версия. Z.506 сухопутный самолет: был специально подготовлен для попытки установить рекорд продолжительности полета.
  • Z.508 - опытный образец тяжелого бомбардировщика - вариант Z.501 увеличенного размера; силовая установка - три поршневых двигателя Isotta Fraschini Asso XI RC 40 мощностью 840 л. с., максимальная скорость 315 км/час , размах крыла 30 м , длина самолета 21,45 м. Этот самолет, построенный в одном экземпляре, установил несколько рекордов: подъем груза в 10000 кг на высоту 2000 м и скорость 248,25 км/час при полете на расстояние свыше 2000 км с грузом в 5000 кг.
  • Z.509 - три экземпляра этого увеличенного варианта Z.506А были построены в 1937г. для трансатлантической почтовой службы Ала Литория. Они были оснащены тремя звездообразными двигателями Фиат А.80 RC 41; площадь крыла была увеличена до 100 кв. м, а размах до 28,32 м, пустого самолета и максимальный взлетный 9980 кг и 15965 кг соответственно.

Источники

  • " Крупный "бриллиант" средиземноморья" /Сергей Иванников./
  • " Итальяноское деревянное чудо" /История авиации № 29; Алексей Андреев./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "CANT Z-506 Airone" /Aerei Italiani - Scheda Tecnica./

©AirPages
2003-