Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

SM.81 Pipistrello
Средний бомбардировщик и транспортник
Savoia-Marchetti

SM 81

Savoia-Marchetti SM.81 Pipistrello (Летучая мышь) — итальянский средний бомбардировщик и транспортный самолёт смешанной конструкции. Разработан конструкторами фирмы Savoia-Marchetti под руководством Алессандро Маркетти.

Самолет имел смешанную конструкцию. Свободнонесущее крыло деревянной конструкции имело три лонжерона со сдвоенным Т-образным сечением и состояло из трех секций. Hа случай аварийной посадки на воду в набор были вмонтированы 36 водонепроницаемых отсеков. Элероны из стальных труб, обтянутых полотняной обшивкой и пропитанной аэролаком, закрылки (с максимальным углом отклонения 38 градусов) имели современную конструкцию и обеспечивали полет на малой скорости. Фюзеляж имел набор из сварных хромо-молибденовых стальных труб, обтянутых полотном. Конструктивно он был выполнен из двух отсеков - основного (от корня крыла до хвоста) и второго, включавшего кабину и мотораму центрального двигателя. Экипаж состоял из двух сидящих рядом пилотов, бомбаpдира, бортинженера и радиста. Hепосредственно за центральной моторамой под фюзеляжем располагалась остекленная гондола бомбардира.

Вооружение. Две полуубирающиеся, с гидроприводом, турели сверху и снизу фюзеляжа, имевших по паре 7,7-мм пулеметов Breda-SAFAT. Один управляемый вручную, пулемет мог стрелять с одного из двух бортовых люков. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 1200 кг (максимально 2000) кг бомб, установленных вертикально по бортам фюзеляжа.

К началу Второй мировой войны на службе еще оставалось 397 SM.81, но ко времени вступления Италии в войну, июль 1940, в Regia Aeronautica осталось только 304 боеспособных самолета этого типа. Из них 147 были на вооружении частей в Италии, на Эгейских островах и в Северной Африке, 59 в частях Восточной Африки (42 боеспособных), а остальные служили в транспортных частях. Первыми из SM.81 побывали в бою те, что базировались в Восточной Африке, приняв участие в бомбаpдиpовке Адена (4-я гpуппо из Сценеле и 29-я гpуппо из Ассеаба). Они также нарушали вражеские морские перевозки и принимали участие в таких сухопутных операциях, как завоевание Сомали. В сентябре 1940 года Pipistrelli были весьма активны, атакуя конвои и бомбя британские базы Хартум и Порт Судан. В ходе выполнения этих заданий потери были тяжелыми и поскольку пополнения не поступали, эффективность эскадpилий стало очень низкой. К 10.1.41 из общего числа в Восточной Африке остались боеготовыми только 26 SM.81, а к 1-му февраля боеспособными из них остались только 6 самолетов. В Западной Сахаре находились 14-й штоpмо в Эль Адеме (южнее Тобрука) с 21 SM.81 и 15-й штоpмо со столькими же SM.81, занятых исключительно транспортными задачами. В конце войны немногие оставшиеся в Италии SM.81 находились в эскадpильях связи.

Серийное производство самолёта продолжалось с 1934 до марта 1938 года. Всего выпущено 534 самолёта.


SM 79 SM 81
Экипаж 4-5 6
Геометрия
Длина самолета, м 15,60 18,36
Высота самолета, м 4,10 4,37
Размах крыла, м 21,18 24,00
Площадь крыла, м2 61,00 93,60
Массы, кг
Пустого 6800 6800
Нормальная взлетная 10500 10504
Силовая установка
Мотор 3 ПД Alfa Romeo 126 RC.34
Мощность взлетная, л.с. 3 х 750
Лётные данные
Максимальная скорость на 5000м, км/ч 430 336
Крейсерская скорость, км/ч 360 287
Практическая дальность, км 2000 2000
Практический потолок, м 7000 7000

Фото Описание

Схема Savoia-Marchetti SM.81

Savoia-Marchetti SM.81, турели в убранном положении.

Savoia-Marchetti SM.81

Savoia-Marchetti SM.81, компоновка самолета.

Savoia-Marchetti SM.81, силовая установка.

Savoia-Marchetti SM.81, гондола бомбардира.

Savoia-Marchetti SM.81, основная опора шасси.

Savoia-Marchetti SM.81, закрылки.

Savoia-Marchetti SM.81, размещение на фюзеляже ветряка-генератора и трубки Венури.

Savoia-Marchetti SM.81, фотоаппарат.

Savoia-Marchetti SM.81, рабочее место радиста.

Savoia-Marchetti SM.81, верхняя турель выдвинута.

Savoia-Marchetti SM.81, верхняя турель убрана.

Savoia-Marchetti SM.81, нижняя турель выдвинута.

Savoia-Marchetti SM.81, нижняя турель убрана.

Savoia-Marchetti SM.81, кабина экипажа.

Savoia-Marchetti SM.81, рабочее место командира.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Aeroplano "SAVOIA-MARCHETTI" Tipo SM. 81 /Ministero dell' Aeronautica, Roma/