RS.14
Разведывательный и патрульный гидросамолет
FIAT
Поплавковый гидросамолёт RS.14 создавался под руководством инженера фирмы FIAT Манлио Стиавелли при сотрудничестве инженеров Челестино Розателли и Лацаррино. Первый прототип был облетан в мае 1939 года. Соответствующее постановление вышло в 1940 году, определив сферу использования RS.14 в качестве разведывательного и патрульного гидросамолёта.
По схеме гидросамолет представлял собой свободонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, обшитой полотном. Фюзеляж имел очень чистые аэродинамические формы. В его носовой части разместили хорошо остекленную кабину бомбардира-наблюдателя, за ней располагались кабины пилотов и бортрадиста. В верхней части фюзеляжа установили турель Lanciani "Delta" E с 12,7-мм пулеметом. По бокам в бортах фюзеляжа располагались два пулемета.
Силовая установка была стандартной для итальянских многомоторных машин того времени - два двигателя FIAT A-74 RC.38 с трехлопастными винтами.
Первые 12 серийных машин поставили авиации флота в мае-ноябре 1941 года. Самолёты RS.14 I serie (RS.14A, номера ММ.35386 - ММ.35397) были направлены в 148 Esq.RM (148-я эскадрилья морской разведки) и предназначались, по больше части, для ознакомления пилотов с новой техникой. На некоторых самолётах дополнительно устанавливали 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT в кабине наблюдателя.
Вторая партия из 22 самолётов модификации RS.14 II serie (неофициальное обозначение RS.14B, номера ММ.35401 - ММ.35422) была выпущена в апреле-июле 1942 г. От первого варианта они отличались усиленным вооружением - по обоим бортам установили по одному 7,7-мм пулемету, вместо носовой стрелковой установки, а также под фюзеляжем самолёт нес специальный контейнер для бомб или глубинных мин. Несмотря на свою немногочисленность RS.14B вели разведку и патрулирование на Средиземным, Ионическим и Адриатическим морями. Часть самолётов получила фотоустановку AGR-90, которая размещалась в передней части фюзеляжа и обслуживалась наблюдателем.
Наиболее многочисленной стала третья серийная модификация RS.14 III serie (RS.14C, номера ММ.35639 - ММ.35788), выпущенная в количестве 150 экземпляров. От самолётов второй серии они отличались небольшими изменениями в конструкции фюзеляжа, а некоторые самолёты снабдили спасательным оборудованием без возможности несения бомбовой нагрузки.
Неплохие характеристики морского RS.14 позволили конструкторам создать на его основе бомбардировщик берегового базирования. Самолёт получил обозначение AS.14 и был допущен к испытаниям в 1942 году. В целом, конструкция машины почти не изменилась. С самолёта сняли поплавки, установив вместо них убираемое колесное шасси. Вооружение заметно усилили путем монтажа под фюзеляжем 37-мм (по другим данным 45-мм) орудия и заменой 7,7-мм на 12,7-мм пулеметы, общее число которых в отдельных зарубежных изданиях оценивается в семь штук. Прототип AS.14 испытывался с 23 августа до середины сентября 1943 года, пока не был разрушен в результате катастрофы. Данные, полученные при испытаниях самолёта, обнадеживали. По максимальной скорости и потолку он превзошел поплавковый вариант, однако после разделения Италии и фактического прихода к власти немцев работы по AS.14 не возобновлялись.
На 3 сентября 1943 года, когда итальянское правительство подписало акт о капитуляции, в составе Regia Aeronautica числилось 39 гидросамолётов RS.14 различных модификаций.
С разделом некогда общих итальянских ВВС RS.14 были поделены между немцами и союзниками примерно поровну. Гидросамолёты союзников действовали с базы Маринарка, в основном, в разведывательных целях. Последние RS.14 списали только в 1948 году.
|