Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

RS.14

Разведывательный и патрульный гидросамолет

FIAT

RS.14 итальянский гидросамолет

Поплавковый гидросамолёт RS.14 создавался под руководством инженера фирмы FIAT Манлио Стиавелли при сотрудничестве инженеров Челестино Розателли и Лацаррино. Первый прототип был облетан в мае 1939 года. Соответствующее постановление вышло в 1940 году, определив сферу использования RS.14 в качестве разведывательного и патрульного гидросамолёта.

По схеме гидросамолет представлял собой свободонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, обшитой полотном. Фюзеляж имел очень чистые аэродинамические формы. В его носовой части разместили хорошо остекленную кабину бомбардира-наблюдателя, за ней располагались кабины пилотов и бортрадиста. В верхней части фюзеляжа установили турель Lanciani "Delta" E с 12,7-мм пулеметом. По бокам в бортах фюзеляжа располагались два пулемета.

Силовая установка была стандартной для итальянских многомоторных машин того времени - два двигателя FIAT A-74 RC.38 с трехлопастными винтами.

Первые 12 серийных машин поставили авиации флота в мае-ноябре 1941 года. Самолёты RS.14 I serie (RS.14A, номера ММ.35386 - ММ.35397) были направлены в 148 Esq.RM (148-я эскадрилья морской разведки) и предназначались, по больше части, для ознакомления пилотов с новой техникой. На некоторых самолётах дополнительно устанавливали 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT в кабине наблюдателя.

Вторая партия из 22 самолётов модификации RS.14 II serie (неофициальное обозначение RS.14B, номера ММ.35401 - ММ.35422) была выпущена в апреле-июле 1942 г. От первого варианта они отличались усиленным вооружением - по обоим бортам установили по одному 7,7-мм пулемету, вместо носовой стрелковой установки, а также под фюзеляжем самолёт нес специальный контейнер для бомб или глубинных мин. Несмотря на свою немногочисленность RS.14B вели разведку и патрулирование на Средиземным, Ионическим и Адриатическим морями. Часть самолётов получила фотоустановку AGR-90, которая размещалась в передней части фюзеляжа и обслуживалась наблюдателем.

Наиболее многочисленной стала третья серийная модификация RS.14 III serie (RS.14C, номера ММ.35639 - ММ.35788), выпущенная в количестве 150 экземпляров. От самолётов второй серии они отличались небольшими изменениями в конструкции фюзеляжа, а некоторые самолёты снабдили спасательным оборудованием без возможности несения бомбовой нагрузки.

Неплохие характеристики морского RS.14 позволили конструкторам создать на его основе бомбардировщик берегового базирования. Самолёт получил обозначение AS.14 и был допущен к испытаниям в 1942 году. В целом, конструкция машины почти не изменилась. С самолёта сняли поплавки, установив вместо них убираемое колесное шасси. Вооружение заметно усилили путем монтажа под фюзеляжем 37-мм (по другим данным 45-мм) орудия и заменой 7,7-мм на 12,7-мм пулеметы, общее число которых в отдельных зарубежных изданиях оценивается в семь штук. Прототип AS.14 испытывался с 23 августа до середины сентября 1943 года, пока не был разрушен в результате катастрофы. Данные, полученные при испытаниях самолёта, обнадеживали. По максимальной скорости и потолку он превзошел поплавковый вариант, однако после разделения Италии и фактического прихода к власти немцев работы по AS.14 не возобновлялись.

На 3 сентября 1943 года, когда итальянское правительство подписало акт о капитуляции, в составе Regia Aeronautica числилось 39 гидросамолётов RS.14 различных модификаций.

С разделом некогда общих итальянских ВВС RS.14 были поделены между немцами и союзниками примерно поровну. Гидросамолёты союзников действовали с базы Маринарка, в основном, в разведывательных целях. Последние RS.14 списали только в 1948 году.


Характеристики RS.14
Экипаж 4-5
Размеры
Размах крыла, м 19,54
Площадь крыла, м² 40,00
Длина самолета, м 14,10
Двигатель.
2 х ПД Fiat A.74 RC 38 мощностью, л.с. 2 х 840
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2340
Нормальная взлетная 7590
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 390
Крейсерская скорость, км/ч 345
Практическая дальность, км 2500
Практический потолок, м 5000
Вооружение
один 12.7-мм пулемет и два 7.62-мм пулемета, бомб (для RS.14B), кг 400

Модификации

  • RS.14 - первоначальная серийная модификация.
  • RS.14B - со съемным подфюзеляжным контейнером, вмещал бомбовую нагрузку до 400 кг в съемном подфюзеляжном контейнере - бомбоотсеке.
  • RS.14С - разведчик и спасательный самолет без подвесного контейнера.

Фото Описание

Схема FIAT RS.14 серия III

Гидросамолет RS.14 серия III (с подвесным контейнером-бомбоолюком) с моторами FIAT A.74 R.C.38

Гидросамолет RS.14 серия III, остекление кабины бомбардира-наблюдателя

Гидросамолет RS.14 серия III, верхняя турельная установка

Гидросамолет RS.14 серия III, пулемет в борту фюзеляжа

Гидросамолет RS.14 серия III, бортовые пулеметы

Гидросамолет RS.14 серия III, навесной бомбоотсек

Гидросамолет RS.14 серия III, поплавок

Гидросамолет RS.14 серия III, двигатель FIAT A.74 R.C.38

Гидросамолет RS.14 серия III, стремянка для ТО двигателя

Гидросамолет RS.14 серия III, рабочее место командира

Гидросамолет RS.14 серия III, рабочее место второго пилота

Гидросамолет RS.14 серия III, фонарь кабины

Гидросамолет RS.14 серия III, рабочее место бомбардира наблюдателя

Гидросамолет RS.14 серия III, управление бомболюком

Гидросамолет RS.14 серия III, рабочее место бортрадиста

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Idrovolante F.I.A.T. R.S.14-serie III motori F.I.A.T. A.74 R.C.38 /Ministero dell' Aeronautica/