Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

P.108
Тяжелый бомбардировщик
Piaggio

P.108

Piaggio P.108

Piaggio P.108, тяжелый бомбардировщик - "летающая крепость" в итальянском исполнении. Первый полет 24 ноября 1939 года.

Во многом похожая на В-17, итальянская "летающая крепость" оказалась тяжелей в управлении и с немного худшими летными характеристиками. А в общем, это был достаточно современный самолет, выполненный по передовой технологии, включая электросварку. Конструкция бомбардировщика была цельнометаллической с дюралевой обшивкой.

Силовая установка включала в себя четыре двигателя Пьяджио Р.XI, общей взлетной мощностью 5920 л.с., с трехлопастными винтами изменяемого шага. Основные стойки шасси убирались вперед по полету во внутренние мотогондолы.

Вооружение - восемь 12,7-мм пулеметов SAFAT. Один находился в носу в специальном застекленном выступе у бомбардира, из другого можно было вести огонь под фюзеляж из специально выдвигаемой гидравликой стрелковой башни. Сзади находились еще два пулемета, каждый в своей бойнице по бортам фюзеляжа. Наблюдая за воздушной обстановкой сверху из двух специальных блистеров за крылом, стрелки могли дистанционно управлять двумя турелями со сдвоенными пулеметами, размещенными на крайних мотогондолах.

Бомбовая нагрузка до 3500 кг. Бомбоотсек вмещал тридцать четыре бомбы по 100 кг или двадцать по 160 кг, либо семь бомб по 500 кг. Экипаж - восемь человек: два летчика, штурман, бомбардир, радист и три стрелка.

Несмотря на доктрину Дуэ, постройка массовой стратегической авиации была не по карману такой небольшой и довольно бедной стране, как Италия. И руководство итальянских ВВС сделало основную ставку на средние бомбардировщики, а тяжелыми машинами предполагалось оснастить всего одну авиационную группу. Строившиеся бомбардировщики предназначались для специально созданной авиагруппы дальнего действия, в состав которой должны были входить две эскадрильи: 274-я и 275-я. Командиром группы назначили подполковника Гари Кастельяни, известного летчика, принимавшего участие в авиагонке Марсель - Дамаск - Париж и перелете Рим - Рио-де-Жанейро. А командиром 274-й эскадрильи, официально сформированной 1 июня 1941-го, стал Бруно Муссолини, сын самого дуче. Эскадрилья базировалась в Пизе, и первый Р.108В прилетел туда 19 июля.

На своих "летающих крепостях" итальянцы собирались подвешивать по три торпеды: одну в бомболюке, и две на наружных узлах. Однако в будущем бомбардировщики "Пьяджио" никогда не летали с такой боевой нагрузкой. Бруно Муссолини с восторгом писал своему отцу, что скоро он станет командиром действующей эскадрильи, получившей название "Рыцари океана", и просил ускорить поставку самолетов в его воинскую часть.

Получив в июле первый самолет, экипажи приступили к летным тренировкам. Больше всех летал, конечно, командир. В очередной полет Бруно Муссолини вместе со своим вторым пилотом Де Дженаро отправился 7 августа. Оторвав свой "Пьяджио" с выпущенными закрылками от взлетной полосы в Пизе, экипаж начал убирать шасси. Совершенно неожиданно упало давление в гидросистеме, и закрылки вернулись в убранное положение. Летчики, решив развернуться и сесть, попытались поставить шасси обратно на выпуск. Оперируя рукояткой уборки и наблюдая за манометром гидросистемы, пилоты отвлеклись от управления и потеряли скорость. Пытаясь выправить положение, командир слишком резко добавил обороты двигателям, они захлебнулись, и самолет рухнул на землю. Из восьми членов экипажа погибли трое, и среди них Бруно Муссолини.


B-17G P.108
Экипаж 9 8
Геометрия
Длина самолета, м 22,78 22,92
Высота самолета, м 5,82 5,20
Размах крыла, м 31,63 32,00
Площадь крыла, м2 131,92 135,34
Массы, кг
Пустого 16400 17320
Максимальная взлетная 32659 29500
Силовая установка
Мотор 4 ПД R-1920-97 4 ПД Piaggio P.XXII RC.35
Мощность взлетная, л.с. 4 х 1200 4 х 1480
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 462 430
Крейсерская скорость, км/ч 257 376
Практическая дальность, км 2720 2500
Практический потолок, м 10800 8000
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 6,8 5,0

03 05 2017

Описание инцидента, приведенное Сергеем Коловым в статье «"Летающая крепость" - итальянский вариант», невозможно понять. Во-первых, на взлете, с выпущенной механизацией, перед уборкой шасси режим работы двигателей должен быть и так максимальный, или близкий к максимальному.
Судя по описанию, возможная причина - негерметичность в схеме уборки шасси и уход гидрожидкости, привела к падению давление в гидросистеме, однако непонятно, как в этом случае рулевой привод отработал на уборку закрылков (отсуствие, неисправность гидрозамка?)...
Очевидно, что на малой скорости, при убранной механизации резко упала подъемная сила крыла, что, вероятно, и явилось причиной катастрофы. Попытка выпуска шасси еще больше снизила давление в гидросистеме и не способствовала выпуску закрылков в случае установки переключателя на выпуск. Вопросов больше, чем ответов...
Невольно на память приходит современный случай с "полтинником", где современные "эксперты" называют одну из возможных причин - перепутывание вторым пилотом рукоятки уборки шасси и закрылков.
--

05 05 2017

И в Советской стране в 30-х годах летчики, что небожители. Сын Сталина, Василий, два сына Микояна, сын Хрущева...
Онако все изменилось с выходом приказа Народного комиссара С. К. Тимошенко от 22 декабря 1940 года под названием «О внесении изменений в порядок продвижения в воинской службе младшего и среднего Командного состава ВВС Красной Армии».
--

Фото Описание

Схема Piaggio P.108B

Первый серийный Piaggio P.108B

Дистанционно управляемая турельная установка в мотогондоле Piaggio P.108B.

P.108B, 3 вида Piaggio P.108B

Aeroplano da Bombardamento P.108

P.108B, рабочее место командира

P.108B, рабочее место второго пилота

P.108B, мотопульт

P.108B, раскапоченный правый двигатель

P.108B, приборная панель

P.108B, рабочее место бортрадиста

P.108B, огневые точки самолета

P.108B, правая консоль с выпущенным предкрылком

P.108B, кабина пилотов с открытым фонарем

P.108B, открытый бомбоотсек и входной люк

P.108B, левая входная дверь