Aviation of Word War II

Home Russian

MS.406

Fighter

Morane-Saulnier

The MS 406 from structure LeLv 28, air force of Finland, pilot U.Lehtovara, winter 1940.

The MS 406 from structure LeLv 28, air force of Finland, pilot U.Lehtovara, winter 1940.

The first pre-production aircraft took off for the first time on February 3, 1938, and the fourth MS.405, equipped with a Hispano-Suiza HS 12Y31 860 hp liquid-cooled engine, was flown on May 20. It was the fourth copy of the machine that served as a model for the MS.406C1 large-scale fighter (the last letter and number in the name literally meant "single-seat fighter").

For the first time in France, this fighter was equipped with retractable landing gear and an enclosed cockpit.

Between the rows of the engine block, one 20-mm Hispano-Suiza HS.9 or HS.404 cannon with a stock of 60 rounds (sometimes replaced by a 7.5-mm MAC1934 machine gun with an ammunition of 300 rounds due to a lack of guns) and two 7.5 -mm machine gun MAC 1934 in the wing planes with a stock of 300 rounds per barrel in drum magazines.

In general, the aircraft was distinguished by a rather conservative, outdated design.

By order of the Ministry of Aviation, the production of MS.406 aircraft was established at the nationalized SNCAO plant in Buzhena, but by the end of 1938 the enterprise had built only 27 fighters of this type. After the construction of the pre-production machines was completed in December 1938, the Moran-Saulnier plant in Puteaux also joined the production of MS.406. In total, both enterprises produced 1,037 MS.406 aircraft for the French Air Force. The last Moran left the assembly shop of the Puteaux plant in June 1940.

MS.406C1 Specification
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 10.62
Wing area, m² 16
Length, m 8.17
Powerplant
PE HS 12Y31, hp 860
Weight, kg:
Empty plane 1895
Maximum takeoff weight 2540
Performance
Maximum speed at altitude 4500m, km/h 490
Time to altitude 6000m, min 9
Service ceiling, m 10,000
Service range, km 11,000
Armament
20-mm cannon in the nose, 2 × 7.5-mm machine gun in the wing 1 + 2

The Morans played a rather significant role in the Finnish Air Force. When Finland entered the "winter war" with the USSR in December 1939, the governments of England and France immediately provided her with military assistance. From the hands of the French, the Finns received 30 brand new MS.406 fighters, of which they formed the Hlelv 28 group under the command of Major Yusu. The group began hostilities on February 4, 1940, and before the signing of the armistice had recorded 16 aerial victories. At the same time, one Finnish plane was destroyed, and 10 turned out to be completely incapacitated due to damage received in battles. After the fall of France, 27 more "Morans" (including several MS.410) were delivered to Finland by the Germans, and on the eve of a new war with the USSR, the Finns repaired and thoroughly modernized all French cars, eliminating many of their shortcomings. Improvements included the installation of a German collimator sight and radio equipment, partial replacement of hydraulic and pneumatic systems, as well as the installation of an armored pilot's seat. As a result, the Finnish MS.406 successfully opposed in the air the outdated Soviet I-16 and I-153 fighters, which were used on the Karelian front until 1943. Thanks to the cannon armament, the Morans were also used for attacking ground targets, and also hunted for steam locomotives that supplied the Soviet troops along the Kirov railway. In the winter of 1943, the last batch of MS.406 (30 pieces) from the Germans arrived in Finland, but by that time the new Soviet fighters already completely dominated the skies over Karelia.

In a vain attempt to change the current situation, Finnish specialists radically modernized the Moran, equipping it with a captured Soviet M-105 1100 hp engine. A more powerful engine required a significant increase in the surface of the radiators, so the front of the aircraft fuselage acquired a completely different look. The first advanced fighter, called the "Merko-Moran" ("Moran the Werewolf"), was ready for testing in August 1943 and compared to its predecessor, demonstrated a much better rate of climb and increased ceiling. The aircraft's maximum speed was increased to 525 km / h. As a weapon, a 12.7-mm BS machine gun was mounted in the collapse of the engine block and a 7.5-mm French machine gun in the wing. Serial production of "Merko-Morans" was developed very slowly, since the Finns did not have a developed aircraft industry, and before the surrender of Finland in September 1944, only about a dozen of these machines left the factory floor. After the signing of the armistice, they, along with other "Morans", took part in the battles against the German troops. By the time the war ended in Europe, the Finnish Air Force had 40 Moranes of different variants, and the last of them were used for training purposes until 1952.

Photo Description
Drawing MS.406 C1

Drawing MS.406 C1

MS.406C1

MS.406C1

Bibliography

  • Fighter Morane-Saulnier MS.410 / Andrey Krumkach /
  • Encyclopedia of Military Equipment / Aerospace Publising /

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Франция Вооружение Br.691-695 D.510 D.520 LeO.451 MB.152 MS.406 Фото и схемы

MS.406

Истребитель

Morane-Saulnier

 Ms.406 из состава LeLv 28, ВВС Финляндии, пилот У.Лехтовара, зима 1940 © Михаил Быков

Ms.406 из состава LeLv 28, ВВС Финляндии, пилот У.Лехтовара, зима 1940 г.

Первый предсерийный самолет впервые поднялся в воздух 3 февраля 1938 года, а четвертый MS.405, оборудованный двигателем жидкостного охлаждения Испано-Сюиза HS 12Y31 мощностью 860 л.с., был облетан 20 мая. Именно четвертый экземпляр машины послужил образцом для крупносерийного истребителя MS.406C1 (последние буква и цифра в наименовании буквально означали «одноместный истребитель»).

Этот истребитель впервые во Франции был оборудован убирающимся шасси и закрытой кабиной пилота.

В развале блока цилиндров мотора монтировалсь одна 20-мм пушка Испано-Сюиза HS.9 или HS.404 с запасом 60 снарядов (иногда замененная 7,5-мм пулеметом МАС1934 с боезапасом 300 патронов из-за нехватки пушек) и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в плоскостях крыла с запасом по 300 патронов на ствол в барабанных магазинах.

В целом самолет отличался довольно консервативной, устаревшей конструкцией.

По распоряжению министерства авиации выпуск самолетов MS.406 наладили на национализированном заводе SNCAO в Бужена, однако до конца 1938 года предприятие построило всего 27 истребителей этого типа. После завершения строительства предсерийных машин в декабре 1938 года к производству MS.406 подключился также завод фирмы «Моран-Солнье» в Пюто. Всего оба предприятия изготовили для ВВС Франции 1037 самолетов MS.406. Последний «Моран» покинул сборочный цех завода в Пюто в июне 1940 года.

Довольно существенную роль сыграли «Мораны» в финских ВВС. Когда Финляндия в декабре 1939 года вступила в «зимнюю войну» с СССР, правительства Англии и Франции тут же оказали ей военную помощь. Из рук французов финны получили 30 новеньких истребителей MS.406, из которых сформировали группу Hlelv 28 под командованием майора Юсу. Боевые действия группа начала 4 февраля 1940 года и до подписания перемирия занесла на свой счет 16 воздушных побед. При этом один финский самолет был уничтожен, а 10 оказались совершенно небоеспособными из-за полученных в боях повреждений. После падения Франции еще 27 «Моранов» (в том числе несколько MS.410) поставили Финляндии немцы, и в преддверии новой войны с СССР финны отремонтировали и основательно модернизировали все французские машины, устранив многие их недостатки. Доработки включали установку немецкого коллиматорного прицела и радиооборудования, частичную замену гидравлических и пневматических систем, а также монтаж бронеспинки кресла пилота. В итоге финские MS.406 с успехом противостояли в воздухе устаревшим советским истребителям И-16 и И-153, использовавшимся на Карельском фронте до 1943 года. Благодаря пушечному вооружению «Мораны» применялись и для штурмовки наземных целей, а также охотились за паровозами, осуществлявшими снабжение советских войск по Кировской железной дороге. Зимой 1943 года в Финляндию поступила последняя партия MS.406 (30 штук) от немцев, но к тому времени новые советские истребители уже полностью господствовали в небе над Карелией.

В тщетной попытке изменить сложившуюся ситуацию финские специалисты коренным образом модернизировали «Моран», оснастив его трофейным советским двигателем М-105 мощностью 1100 л.с. Более мощный мотор потребовал существенного увеличения поверхности радиаторов, поэтому передняя часть фюзеляжа самолета приобрела совершенно иной вид. Первый усовершенствованный истребитель, названный «Мёрко-Моран» («Моран-оборотень»), был готов к испытаниям в августе 1943 года и по сравнению со своим предшественником продемонстрировал гораздо лучшую скороподъемность и возросший потолок. Максимальная скорость самолета увеличилась до 525 км/ч. В качестве вооружения монтировались 12,7-мм пулемет БС в развале блока цилиндров двигателя и 7,5-мм французские пулеметы в крыле. Серийный выпуск «Мёрко-Моранов» разворачивался очень медленно, так как финны не имели развитой авиапромышленности, и до капитуляции Финляндии в сентябре 1944 года заводской цех покинуло только около десятка таких машин. После подписания перемирия они, наряду с другими «Моранами», участвовали в боях уже против немецких войск. К моменту окончания войны в Европе финские ВВС располагали 40 «Моранами» разных вариантов, и последние из них использовались в учебных целях до 1952 года.

Характеристики MS.406C1
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 10,62
Полощадь крыла, м2 16
Длина самолета, м 8,17
Двигатель.
12-цилиндровый V-образный двигатель HS 12Y31, л.с. 860 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1895
Максимальная взлетная 2540
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 4500м, км/ч 490
время набора высоты 6000м, мин 9
Практический потолок, м 10000
Дальность полета, км 11000
Вооружение
20-мм пушка в носу, 2х7,5-мм пулемета в крыле  

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "50 лучших истребителей Второй мировой войныи" /Геннадий Корнюхин/

©AirPages
2003-