MC.202 "Folgore"
Истребитель
Macchi
© Михаил Быков
MC.202 из состава 151-й эскадрильи 20-й группы ВВС Италии, пилот - Э.Тарантола, сентябрь 1942 г.
Стремясь улучшить летные характеристики МС.200, Марио Кастольди уже в 1938 году начал проектирование истребителя МС.201 с более мощным звездообразным 1000-сильным опытным двигателем Фиат А.76 R.C.40.
Самолет практически не отличался от предшественника, за исключением меньшего миделя фюзеляжа, и это могло способствовать быстрому запуску машины в серию. Однако мотор так и не покинул стадии доводки, и очевидным выходом из положения стало оснащение истребителя рядным двигателем с меньшим лобовым сопротивлением. Поскольку такого мотора в Италии не имелось, пришлось приобрести в Германии лицензию на производство DB 601А мощностью 1175 л.с.
С целью сокращения сроков создания нового истребителя конструкторское бюро фирмы «Макки» использовало крыло, шасси и хвостовое оперение самолета МС.200. В узком изящном фюзеляже разместили рядный двигатель жидкостного охлаждения и кабину пилота с новым остеклением фонаря, средняя часть которого откидывалась вправо, как у немецкого Bf 109. Задняя часть фонаря вначале также была остекленной, но на серийных машинах вместо нее остался только обтекатель с характерными боковыми «карманами».
Четыре топливных бака располагались в фюзеляже и крыле, и все протектировались. Вооружение цельнометаллического истребителя включало в себя обычные для итальянцев два 12,7-мм синхронизированных пулемета Бреда-SAFAT с боезапасом по 360 патронов каждый. Оба пулемета размещались над мотором, что повышало точность стрельбы.
Опытный образец самолета, обозначенного МС.202 и позднее получившего название «Фольгоре» (буквально "Удар молнии" - итальянским военным самолетам были даны официальные прозвища, которые однако редко, если не сказать вообще, не использовались пилотами), впервые поднял в воздух 10 августа 1940 года летчик Гвидо Карестиато. По сравнению с МС.200 новый истребитель показал значительно лучшие летные данные.
Его максимальная скорость возросла до 599 км/ч, а высоту 6000 м самолет набирал менее чем за 6 минут. Таких характеристик в то время не имел ни один из итальянских истребителей, и машину вскоре запустили в серию. Одновременно с июня 1941 года началось изготовление немецких двигателей, которым было присвоено обозначение RA 1000 R.C.41. Фирма «Альфа Ромео», отвечавшая за поставку моторов, строила их в довольно ограниченном количестве, и поэтому производство МС.202 велось параллельно с выпуском последних модификаций МС.200 на тех же заводах.
Всего сборочные цеха предприятий покинули около 1150 истребителей МС.202 различных серий, отличавшихся незначительными изменениями в конструкции. Например, «Фольгоре» первых серий имели задний обтекатель неубирающегося хвостового колеса, впоследствии не устанавливавшийся. Начиная с VII серии самолеты оснащались двумя дополнительными крыльевыми 7,7-ми пулеметами и усиленным бронированием, включавшим бронезаголовник пилота и лобовое бронестекло фонаря кабины. Среди последних вариантов выпускался истребитель-бомбардировщик МС.202СВ, способный нести две бомбы по 50-160 кг.
Между тем в ходе войны конструкторское бюро фирмы «Макки» основательно модернизировало истребитель, установив на нем новый немецкий двигатель Даймлер-Бенц DB 605 мощностью 1475 л.с. Внешне новый самолет, обозначенный вначале MC.202bis, а затем MC.205V «Велтро» (Борзая), отличался от предшественника только измененным коком, убирающимся хвостовым колесом и устройством маслорадиатора. Первый полет он совершил 12 апреля 1942 года, а серийные истребители начали поступать в авиачасти в апреле 1943 года. Вооружение MC.205V вначале составляли два 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа и два 7,7-мм пулемета в крыле.
На самолетах III серии крыльевые пулеметы заменили 20-мм пушками MG 151. MC.205V «Велтро» являлись лучшими истребителями Италии, но до капитуляции страны заводы изготовили всего 66 таких машин. В последующем некоторое количество MC.205V было изготовлено под немецким контролем, и еще небольшое число самолетов выпустили уже в послевоенное время.
С.202 в боевых действиях
Первые серийные C.202, серий II и III, были поставлены в июле 1941 года. К этому времени, Италия уже год была в состоянии войны и вступила в период чувствительных поражений. «Новые» истребители 1939 года устарели по сравнению с французскими D520 и также не могли на равных сражаться с Харрикейнами и Спитфайерами, с которыми они столкнулись в битве над Францией, Англией, Грецией и в Северной Африке. И только с приходом в Северную Африку самолетов Люфтваффе было сломлено общее превосходство истребителей RAF в воздухе. Деморализованные итальянские пилоты, с их устаревшими CR.42s, G.50s и C.200s получили дополнительные обязанности по сопровождению немецких Штук, защиты конвоев и пунктов обороны.
4-й штормо* нес эмблему скачущего коня, эмблему аса Первой мировой войны Франческо Баракка (Baracca), погибшего в Ливии в 1918 году во время наступления на Уэйвелл. Полк начал летать летать на C.200-х, затем некоторое время находился в Югославии, прежде чем вернулся на свой домашний аэродром Гориция. Там 9-я группа 4-го штормо начала переоснащение на C.202 Folgore. 9-я группа провела лето 1941 года в освоении нового истребителя и совершенствования техники пилотирования. В конце сентября полк приземлился в Comiso, Сицилия, где он и присоединился к 10-й группе, оснащенной старыми C.200, для предстоящего наступления на Мальту.
30 сентября C.202 вступил в свой первый бой, когда лейтенант Frigerio сбил Харрикейн в воздушном бою над Комизо. Позже в тот же день, 12 C.202-х сопровождали гидросамолет Cant Z.506, пытавшийся спасти сбитого британского пилота. Встретив семь Харрикейнов, итальянцы, как утверждается, сбили два. В октябре и ноябре, 9-я группа воевала на Мальте на самолете, который, наконец, превосходил Харрикейн во всех отношениях.
8 октября 1941 года 8-я группа из 2-го штормо, стоявшая с первых дней войны на защите Ливии, получила шесть C.202-х, но через неделю передала их в 1-й штормо. Незадачливая 8-я группа сражалась на C.200-х до самого конца войны. 17-я группа 1-го штормо получила новые Фолгоре на своем домашнем аэродроме в Кампоформидо, на северо-востоке Италии. По возвращении в Чампино, Рим, C.202-е были оснащены песчаными фильтрами для предстоящих операций в пустыне.
18 ноября 1941 года британцы начали операцию "Крусейдер", в ходе которой Фолгоре показали свою эффективность. Две эскадрильи 9-й группы сразу перелетели в Северную Африку без доработок в тропический вариант. 73-я эскадрилья, что осталась в Сицилии, продолжала вести фото-разведку над Мальтой. В декабре 1941 года обе группы из 1-го штормо, 6-я и 77-я, были переоснащены в тропический вариант. C.202-е из 9-й группы были, наконец, развернуты в Северной Африке. В конце 1941 года 10-я группа также перелетела в Горицию, чтобы пересесть с C.200-х на C.202-е. Таким образом, 7-й и 4-й штормо являлись элитными истребительными подразделениями Реджиа Аэронаутика, летающих на истребителях Макки.
"Итальянцы" в России. После нападения немцев на СССР по плану Барбаросса, Муссолини направил итальянские наземные и воздушные подразделения в Россию самостоятельно, потому что боялся, что Италия останется без своей части пирога при разделе России. Небольшая, по масштабам военных действий на Восточном фронте, итальянская 21-я группа воевала с весны 1942 года. Эта группа ранее входила в состав 57-го штормо, состояла из трех, и позднее четырех эскадрилий C.200-х. Когда 21-я группа встретилась с новыми советскими истребителями, такие как МиГи и ЛаГГи, итальянцы запросили новые самолеты для противодействия новым русским истребителям. Все, что оказалось доступно, это несколько С.202-х, 12 из которых прибыли в Ворошиловград, нынешний Луганск, в сентябре 1942 года. 12 Фолгоре, плюс два в варианте фото-разведчика, прибывших позже, были распределены среди четырех эскадрилий 21-й группы.
Когда русские предприняли наступление на Дону в конце осени 1942-го, 21-я группа была вынуждена вылетать (а чаще бездействовала), несмотря на ужасные погодные условия. К концу года итальянские армии на Дону были полностью разбиты и отступали. Последней боевой акцией группы стала штурмовка 17 января 1943-го наступающих советских войск в районе Миллерово, позднее группа была переброшена в Сталино (ныне Донецк), оттуда перелетела в Одессу и, наконец, в мае была отозвана в Италию. Подводя итоги, Фолгоре действовали "не особенно активно", только 17 самолето-вылетов без каких-либо заявленных побед и потерь. Девять Фолгоре вернулись в Италию, остальные пять были брошены, как непригодные к полетам.
* - истpебительный штормо (Stormo) - по отношению к структуре советских ВВС был примерно равен полку, так как состоял из двух групп (Gruppo), примерно равных дивизиону каждая, которые включали 2-4 эскадpильи (Squadriglia) по три звена (Sezione) каждая. Обычно три "штормо" обьединялись в дивизию (Divisione).
|
MC.202 |
MC.205V |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Размеры. |
Размах крыла, м |
10.58 |
10.58 |
Длина самолета, м |
8.85 |
8.8 |
Площадь крыла, м2 |
16.8 |
16.8 |
Двигатель. |
Даймлер-Бенц |
DB 601A |
DB 605 |
Мощность, л.с. |
1175 |
1475 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
2350 |
2581 |
Максимальная взлетная |
3005 |
3408 |
Летные данные. |
Максимальная скорость, км/ч |
599 |
642 |
На высоте, м |
6000 |
7200 |
Время набора высоты, |
5мин 55с |
7 мин 6с |
На высоту, м |
6000 |
7200 |
Дальность полета, км |
765 |
1040 |
Потолок, м |
11500 |
11000 |
 |
Схема C 202.
|
 |
C 202, вид 3/4.
|
 |
C 202, вид спереди.
|
 |
C 202, двигатель R.A. 1000 R.C. 41.
|
 |
C 202, расположение масляного радиатора. Хорошо видна дюралюминиевая моторная рама.
|
 |
C 202, отсек вооружения, два 12,7-мм синхронизированных пулемета в фюзеляже.
|
 |
C 202, откидывающийся вбок фонарь, как на немецких мессерах, не подвержен заклиниванию, в отличие от советской схемы сдвижных фонарей.
|
 |
C 202, Коллиматорный прицел.
|
 |
C 202, кабина пилота.
|
 |
C.202 приборная панель с рефлектором прицела. На фото поздний вариант, так как мы видим ручку подзарядки крыльевых пушек.
|
 |
Левая сторона кабины пилота. На фото виден кислородный баллон за креслом пилота (само кресло демонтировано), колесо триммера руля высоты. Ручка открытия пылевого фильтра, рычаг газа (РУД) (на самолете в положение максимум), ручки управления выпуском-уборкой шасси и закрылков. На фото ранняя модель без бронирования.
|
 |
MC 202, триммер РВ и рычаги управления двигателем. На триммере по стрелке надпись "CABRARE" - на кабрирование.
|
 |
Правая сторона кабины пилота, на фото видна коробка предохранителей. Кабина поздней модели, так как мы видим бронезашиту.
|
 |
Линейка истребителей 9-й группы 4-го "штормо". Самолеты полка, переоснащенного новыми истребителями, готовы к смотру перед приездом Муссолини, Чампино, Рим, 25 сентября 1941 года. Пять дней спустя этот полк на новых C.202 принял участие в боевых действиях на Comiso, Сицилия. Ранняя дата фотографии подтверждается желтым носом самолетов, трехцветным камуфляжем и отсуствием фильтра на воздухозаборнике нагнетателя.
|
 |
C.202 96-6, с белой полосой на фюзеляже и белым носом, на снимке виден блеск серой краски после ремонта в корне крыла, следствие повреждения, приобретенного в воздухе над Мальтой. Обратите внимание на заглушки антенны радиостанции, характерных для ранних Фолгоре.
|
 |
Эмблема 21-й группы на киле C.202 на аэродроме Ворошиловграда, нынешний Луганск.
Пилот и наземная команда этого Фолгоре из 382-й эскадрильи, 21-й группы в России, нос самолета и полоса на фюзеляже окрашены в желтый цвет, именно такое обозначение имели самолеты Люфтваффе, воюющие на Восточном фронте. На заднем плане два транспортника SM.81.
|
 |
Два C.200-х и C.202 в снегах России во время итальянского отступления. Белый треугольник на передней кромке крыла - еще один знак отличия.
|
 |
Выглядящий довольно замерзшим пилот стоит рядом со своим Фолгоре, 356-1. Несмотря на снег, самолет сохранил свой песочно-зеленый камуфляж пустыни. Обратите внимание на номер на моторном чехле, накинутом на двигатель, возможно, для предотвращения несанкционированного 'заимствования'.
|
 |
C.202 из 74-й эскадрильи, 3-го штормо в Кастельветрано применялись для сопровождения итальянских транспортников в Тунис. Этот самолет необычен тем, что он сохраняет "подпись" 4-го штормо на носу, указывая, что он является одним из самолетов, которые переведены из этого объединения.
|
Источники
- "Macchi C.202 in action" /Roberto Gentili & Luigi Gorena/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- Aeroplano "MACCHI" C.202 con motore R.A. 1000 R.C. 41 I /Ministero dell' Aeronautica, Roma 1942/
|