Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Италия Ba.65 Ba.88 B.R.20 Ca.135 Ca.311 Ca.314 Ca.316 F 4/5 P.108 Ro.57 RS.14 S.M.79 S.M.82 S.M.84 C.R.32 C.R.42 G.12 G.50 G.55 M.C.202 M.C.205 Re.2000 Z.501 Z.506 Z.1007 Z.1018 Фото и схемы Боевое применение Джулио Дуэ Reggiane

MC.202 "Folgore"

Истребитель

Macchi

MC.202 из состава 151-й эскадрильи 20-й группы ВВС Италии, пилот -  Э.Тарантола, сентябрь 1942 © Михаил Быков

MC.202 из состава 151-й эскадрильи 20-й группы ВВС Италии, пилот - Э.Тарантола, сентябрь 1942 г.

Стремясь улучшить летные характеристики МС.200, Марио Кастольди уже в 1938 году начал проектирование истребителя МС.201 с более мощным звездообразным 1000-сильным опытным двигателем Фиат А.76 R.C.40. Самолет практически не отличался от предшественника, за исключением меньшего миделя фюзеляжа, и это могло способствовать быстрому запуску машины в серию. Однако мотор так и не покинул стадии доводки, и очевидным выходом из положения стало оснащение истребителя рядным двигателем с меньшим лобовым сопротивлением. Поскольку такого мотора в Италии не имелось, пришлось приобрести в Германии лицензию на производство DB 601А мощностью 1175 л.с.

С целью сокращения сроков создания нового истребителя конструкторское бюро фирмы «Макки» использовало крыло, шасси и хвостовое оперение самолета МС.200. В узком изящном фюзеляже разместили рядный двигатель жидкостного охлаждения и кабину пилота с новым остеклением фонаря, средняя часть которого откидывалась вправо, как у немецкого Bf 109. Задняя часть фонаря вначале также была остекленной, но на серийных машинах вместо нее остался только обтекатель с характерными боковыми «карманами». Четыре топливных бака располагались в фюзеляже и крыле, и все протектировались. Вооружение цельнометаллического истребителя включало в себя обычные для итальянцев два 12,7-мм синхронизированных пулемета Бреда-SAFAT с боезапасом по 360 патронов каждый. Оба пулемета размещались над мотором, что повышало точность стрельбы.

Опытный образец самолета, обозначенного МС.202 и позднее получившего название «Фольгоре» (буквально "Удар молнии" - итальянским военным самолетам были даны официальные прозвища, которые однако редко, если не сказать вообще, не использовались пилотами), впервые поднял в воздух 10 августа 1940 года летчик Гвидо Карестиато. По сравнению с МС.200 новый истребитель показал значительно лучшие летные данные. Его максимальная скорость возросла до 599 км/ч, а высоту 6000 м самолет набирал менее чем за 6 минут. Таких характеристик в то время не имел ни один из итальянских истребителей, и машину вскоре запустили в серию. Одновременно с июня 1941 года началось изготовление немецких двигателей, которым было присвоено обозначение RA 1000 R.C.41. Фирма «Альфа Ромео», отвечавшая за поставку моторов, строила их в довольно ограниченном количестве, и поэтому производство МС.202 велось параллельно с выпуском последних модификаций МС.200 на тех же заводах. Всего сборочные цеха предприятий покинули около 1150 истребителей МС.202 различных серий, отличавшихся незначительными изменениями в конструкции. Например, «Фольгоре» первых серий имели задний обтекатель неубирающегося хвостового колеса, впоследствии не устанавливавшийся. Начиная с VII серии самолеты оснащались двумя дополнительными крыльевыми 7,7-ми пулеметами и усиленным бронированием, включавшим бронезаголовник пилота и лобовое бронестекло фонаря кабины. Среди последних вариантов выпускался истребитель-бомбардировщик МС.202СВ, способный нести две бомбы по 50-160 кг.

Между тем в ходе войны конструкторское бюро фирмы «Макки» основательно модернизировало истребитель, установив на нем новый немецкий двигатель Даймлер-Бенц DB 605 мощностью 1475 л.с. Внешне новый самолет, обозначенный вначале MC.202bis, а затем MC.205V «Велтро» (Борзая), отличался от предшественника только измененным коком, убирающимся хвостовым колесом и устройством маслорадиатора. Первый полет он совершил 12 апреля 1942 года, а серийные истребители начали поступать в авиачасти в апреле 1943 года. Вооружение MC.205V вначале составляли два 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа и два 7,7-мм пулемета в крыле. На самолетах III серии крыльевые пулеметы заменили 20-мм пушками MG 151. MC.205V «Велтро» являлись лучшими истребителями Италии, но до капитуляции страны заводы изготовили всего 66 таких машин. В последующем некоторое количество MC.205V было изготовлено под немецким контролем, и еще небольшое число самолетов выпустили уже в послевоенное время.

С.202 в боевых действиях

Первые серийные C.202, серий II и III, были поставлены в июле 1941 года. К этому времени, Италия уже год была в состоянии войны и вступила в период чувствительных поражений. «Новые» истребители 1939 года устарели по сравнению с французскими D520 и также не могли на равных сражаться с Харрикейнами и Спитфайерами, с которыми они столкнулись в битве над Францией, Англией, Грецией и в Северной Африке. И только с приходом в Северную Африку самолетов Люфтваффе было сломлено общее превосходство истребителей RAF в воздухе. Деморализованные итальянские пилоты, с их устаревшими CR.42s, G.50s и C.200s получили дополнительные обязанности по сопровождению немецких Штук, защиты конвоев и пунктов обороны.

4-й штормо* нес эмблему скачущего коня, эмблему аса Первой мировой войны Франческо Баракка (Baracca), погибшего в Ливии в 1918 году во время наступления на Уэйвелл. Полк начал летать летать на C.200-х, затем некоторое время находился в Югославии, прежде чем вернулся на свой домашний аэродром Гориция. Там 9-я группа 4-го штормо начала переоснащение на C.202 Folgore. 9-я группа провела лето 1941 года в освоении нового истребителя и совершенствования техники пилотирования. В конце сентября полк приземлился в Comiso, Сицилия, где он и присоединился к 10-й группе, оснащенной старыми C.200, для предстоящего наступления на Мальту.

30 сентября C.202 вступил в свой первый бой, когда лейтенант Frigerio сбил Харрикейн в воздушном бою над Комизо. Позже в тот же день, 12 C.202-х сопровождали гидросамолет Cant Z.506, пытавшийся спасти сбитого британского пилота. Встретив семь Харрикейнов, итальянцы, как утверждается, сбили два. В октябре и ноябре, 9-я группа воевала на Мальте на самолете, который, наконец, превосходил Харрикейн во всех отношениях.

8 октября 1941 года 8-я группа из 2-го штормо, стоявшая с первых дней войны на защите Ливии, получила шесть C.202-х, но через неделю передала их в 1-й штормо. Незадачливая 8-я группа сражалась на C.200-х до самого конца войны. 17-я группа 1-го штормо получила новые Фолгоре на своем домашнем аэродроме в Кампоформидо, на северо-востоке Италии. По возвращении в Чампино, Рим, C.202-е были оснащены песчаными фильтрами для предстоящих операций в пустыне.

18 ноября 1941 года британцы начали операцию "Крусейдер", в ходе которой Фолгоре показали свою эффективность. Две эскадрильи 9-й группы сразу перелетели в Северную Африку без доработок в тропический вариант. 73-я эскадрилья, что осталась в Сицилии, продолжала вести фото-разведку над Мальтой. В декабре 1941 года обе группы из 1-го штормо, 6-я и 77-я, были переоснащены в тропический вариант. C.202-е из 9-й группы были, наконец, развернуты в Северной Африке. В конце 1941 года 10-я группа также перелетела в Горицию, чтобы пересесть с C.200-х на C.202-е. Таким образом, 7-й и 4-й штормо являлись элитными истребительными подразделениями Реджиа Аэронаутика, летающих на истребителях Макки.

"Итальянцы" в России. После нападения немцев на СССР по плану Барбаросса, Муссолини направил итальянские наземные и воздушные подразделения в Россию самостоятельно, потому что боялся, что Италия останется без своей части пирога при разделе России. Небольшая, по масштабам военных действий на Восточном фронте, итальянская 21-я группа воевала с весны 1942 года. Эта группа ранее входила в состав 57-го штормо, состояла из трех, и позднее четырех эскадрилий C.200-х. Когда 21-я группа встретилась с новыми советскими истребителями, такие как МиГи и ЛаГГи, итальянцы запросили новые самолеты для противодействия новым русским истребителям. Все, что оказалось доступно, это несколько С.202-х, 12 из которых прибыли в Ворошиловград, нынешний Луганск, в сентябре 1942 года. 12 Фолгоре, плюс два в варианте фото-разведчика, прибывших позже, были распределены среди четырех эскадрилий 21-й группы.

Когда русские предприняли наступление на Дону в конце осени 1942-го, 21-я группа была вынуждена вылетать (а чаще бездействовала), несмотря на ужасные погодные условия. К концу года итальянские армии на Дону были полностью разбиты и отступали. Последней боевой акцией группы стала штурмовка 17 января 1943-го наступающих советских войск в районе Миллерово, позднее группа была переброшена в Сталино (ныне Донецк), оттуда перелетела в Одессу и, наконец, в мае была отозвана в Италию. Подводя итоги, Фолгоре действовали "не особенно активно", только 17 самолето-вылетов без каких-либо заявленных побед и потерь. Девять Фолгоре вернулись в Италию, остальные пять были брошены, как непригодные к полетам.

* - истpебительный штормо (Stormo) - по отношению к структуре советских ВВС был примерно равен полку, так как состоял из двух групп (Gruppo), примерно равных дивизиону каждая, которые включали 2-4 эскадpильи (Squadriglia) по три звена (Sezione) каждая. Обычно три "штормо" обьединялись в дивизию (Divisione).

Характеристики
MC.202 MC.205V
Экипаж, чел 1 1
Размеры.
Размах крыла, м 10.58 10.58
Длина самолета, м 8.85 8.8
Площадь крыла, м2 16.8 16.8
Двигатель.
Даймлер-Бенц DB 601A DB 605
Мощность, л.с. 1175 1475
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2350 2581
Максимальная взлетная 3005 3408
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 599 642
На высоте, м 6000 7200
Время набора высоты, 5мин 55с 7 мин 6с
На высоту, м 6000 7200
Дальность полета, км 765 1040
Потолок, м 11500 11000
Фото Описание

Схема C 202.

C 202, вид 3/4.

C 202, вид спереди.

C 202, двигатель R.A. 1000 R.C. 41.

C 202, расположение масляного радиатора. Хорошо видна дюралюминиевая моторная рама.

C 202, отсек вооружения, два 12,7-мм синхронизированных пулемета в фюзеляже.

C 202, откидывающийся вбок фонарь, как на немецких мессерах, не подвержен заклиниванию, в отличие от советской схемы сдвижных фонарей.

C 202, Коллиматорный прицел.

C 202, кабина пилота.

МС.202. Приборная панель

C.202 приборная панель с рефлектором прицела. На фото поздний вариант, так как мы видим ручку подзарядки крыльевых пушек.

Левая сторона кабины пилота. На фото виден кислородный баллон за креслом пилота (само кресло демонтировано), колесо триммера руля высоты. Ручка открытия пылевого фильтра, рычаг газа (РУД) (на самолете в положение максимум), ручки управления выпуском-уборкой шасси и закрылков. На фото ранняя модель без бронирования.

MC 202, триммер РВ и рычаги управления двигателем. На триммере по стрелке надпись "CABRARE" - на кабрирование.

Правая сторона кабины пилота, на фото видна коробка предохранителей. Кабина поздней модели, так как мы видим бронезашиту.

Линейка истребителей 9-й группы 4-го 'штормо'

Линейка истребителей 9-й группы 4-го "штормо". Самолеты полка, переоснащенного новыми истребителями, готовы к смотру перед приездом Муссолини, Чампино, Рим, 25 сентября 1941 года. Пять дней спустя этот полк на новых C.202 принял участие в боевых действиях на Comiso, Сицилия. Ранняя дата фотографии подтверждается желтым носом самолетов, трехцветным камуфляжем и отсуствием фильтра на воздухозаборнике нагнетателя.

C.202 96-6, с белой полосой на фюзеляже и белым носом

C.202 96-6, с белой полосой на фюзеляже и белым носом, на снимке виден блеск серой краски после ремонта в корне крыла, следствие повреждения, приобретенного в воздухе над Мальтой. Обратите внимание на заглушки антенны радиостанции, характерных для ранних Фолгоре.

C.202 на аэродроме Ворошиловграда, нынешний Луганск

Эмблема 21-й группы на киле C.202 на аэродроме Ворошиловграда, нынешний Луганск.
Пилот и наземная команда этого Фолгоре из 382-й эскадрильи, 21-й группы в России, нос самолета и полоса на фюзеляже окрашены в желтый цвет, именно такое обозначение имели самолеты Люфтваффе, воюющие на Восточном фронте. На заднем плане два транспортника SM.81.

Два C.200-х и C.202 в снегах России во время итальянского отступления

Два C.200-х и C.202 в снегах России во время итальянского отступления. Белый треугольник на передней кромке крыла - еще один знак отличия.

Выглядящий довольно замерзшим пилот стоит рядом со своим Фолгоре, 356-1. Несмотря на снег, самолет сохранил свой песочно-зеленый камуфляж пустыни. Обратите внимание на номер на моторном чехле, накинутом на двигатель, возможно, для предотвращения несанкционированного 'заимствования'.

C.202 из 74-й эскадрильи, 3-го штормо в Кастельветрано

C.202 из 74-й эскадрильи, 3-го штормо в Кастельветрано применялись для сопровождения итальянских транспортников в Тунис. Этот самолет необычен тем, что он сохраняет "подпись" 4-го штормо на носу, указывая, что он является одним из самолетов, которые переведены из этого объединения.

Источники

  • "Macchi C.202 in action" /Roberto Gentili & Luigi Gorena/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Aeroplano "MACCHI" C.202 con motore R.A. 1000 R.C. 41 I /Ministero dell' Aeronautica, Roma 1942/

©AirPages
2003-