Авиация Второй мировой

Home English

C.200 Saetta
Истребитель
Macchi

MC.200 Saetta

Истребитель Macchi C.200 Saetta, «Молния», первый полет 24.12.1937 года. Самолёт разработан в конструкторском бюро компании «Aeronautica Macchi» под руководством Марио Кастольди (Mario Castoldi). В серийном производстве находился с июля 1939 по конец 1942 года.

Лучшие качества MC.200 однако не заключались в особенно высокой скорости, а в хорошей скороподъёмности, что особенно важно для истребителя ПВО. Исключительная маневренность и прочность конструкции весьма высоко ценились в маневренных боях для последующих лет с более современными и более тяжело вооруженными самолетами. Максимальная скорость пикирования также была впечатляющей. Во время официальных испытаний была достигнута скорость в пикировании 805 км/ч без появления флаттера или проблем деформации упругой конструкции.

На MC.200 устанавливался двухрядный 14-цилиндровый двигатель Fiat A.74 RC 38 мощностью 870 л.с. при 2520 об/мин на взлете и 740 л.с. над уровнем моря.

Вооружение. Два 12,7-мм пулемета SAFAT на 310 или 370 патронов. Подкрыльевые держатели, способные нести 8 х 15-кг бомб или 2 х 50-кг, 100-кг или 150-кг бомбы.

Фонарь кабины был особенно примечательным. Пpототип и пеpвые 240 самолетов, собранных "Macchi" (т.е. первые 5 партий), имели фонарь закрытого типа с полным задним обзором и хорошей аэродинамической формой, подобной обтекаемым каплеобразным фонарям, используемых многими истребителями второй половины войны. Однако этот фонарь не полюбился летчикам-истребителям того времени, которые традиционно были сторонниками открытых кабин на истребителях - бипланах. После двух экспериментальных вариаций, испытанных на одном и том же планере, были приняты две боковые панели, откидывающиеся на шарнирах. В полевых условиях эти панели иногда снимались, а по бокам козырька устанавливались два небольших прозрачных щитка.

На вооружение ВВС Италии самолёт поступил в августе 1939 года. К началу Второй мировой войны большинство C.200 были сосредоточены в частях ПВО. Боевая карьера истребителей началась в сентябре 1940 года во время налётов на Мальту. С апреля 1941 по апрель 1943 года применялись в Северной Африке. С августа 1941 по январь 1943 года использовались на Восточном фронте.

Как боевые, самолёты применялись до лета 1944, далее использовались как учебные.

Истребитель был снят с эксплуатации в 1947 году. Всего было произведено 1153 самолета.

Характеристики MC.200 Saetta
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 10,58
Площадь крыла, м² 16,82
Длина самолета, м 8,25
Высота самолета, м 3,05
Силовая установка
1 × ПД Fiat A.74 RC38 мощностью, л.с. 1 × 870
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1964
Нормальная взлетная 2393
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 504
Максимальная скороподъемность, м/мин 952
Практическая дальность, км 570
Практический потолок, м 8900
Вооружение
2 × 12,7-мм пулемета SAFAT 310, бомб кг, 150

"Макки" на Восточном фронте. Двенадцатого августа 1941 года 22-я группо в составе 51 истребителя MC.200 прибыли на Восточный фронт в Тудору, (район Одессы). Их сопровождали 2 транспортных SM.81 и 3 транспортных Ca.133, за которыми последовали несколько бомбардировочных и корректировочных подразделений. Это был первый десант Regia Aeronautica, принявший участие в боевых действиях Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR). С некоторым эффектом MC.200 действовали в ходе сентябрьского наступления итальянцев на реке Днепр, но с наступление зимы условия становились все более и более тяжелыми, как с точки зрения погоды, так и из-за того, что часть не имела подходящего оборудования для действий при очень низких температурах. В течении ноября и большей части декабря полеты были невозможны, но в трехдневном "Рождественском сражении" MC.200, потеряв одну машину, заявили о сбитых в трех боях 12 советских истребителей. Когда в феврале и марте широкомасштабные боевые действия возобновились, MC.200 были активны в эскортных и штурмовых вылетах и с успехом сражались с советскими истребителями.

В течении весны 1942 г. 21-я группо сменила 22-ю и была объединена с 12 отборными MC.202.

26 июля 1942 года итальянцы понесли самые тяжелые потери за все время пребывания на Восточном фронте. 9 МС.200, сопровождавших "штуки", были атакованы 20 советскими ЛаГГ-3. Итальянцы потеряли три машины, сбив только один ЛаГГ. На следующий день ЛаГГи снова атаковали итальянцев, сопровождавших Ju 87. На этот раз советским летчикам не удалось застать итальянцев врасплох, поэтому потеряв три ЛаГГа, они сбили только два итальянских истребителя.

В ноябре 1942 года, перед началом советского наступления на Дону, 21-й дивизион располагал 32 МС.200 и 11 МС.202, итальянские пилоты не раз отмечали, что их истребители, вооруженные только 12.7-мм пулеметами, ничего не могут сделать с бронированными штурмовиками Ил-2.

В конце декабря 1942 - начале января 1943 года итальянская авиация участвовала в поддержке 6-й армии Паулюса, окруженной под Сталинградом. В январе в окружение угодила и 8-я итальянская армия, потерявшая в котле 110000 человек убитыми и пленными. 21 января 1943 года 21-й дивизион совершил свой последний вылет на Восточном фронте, личный состав и матчасть до конца месяца были сняты с Восточного фронта.

Фото Описание
Схема MC.200 'Saetta' с двигателем Fiat A.74 R.C.38
MC.200 Macchi C.200 'Saetta' (3 вида, сбоку спереди и сзади 3/4)
MC.200 Macchi C.200, фоторегистратор, выше на фюзеляже трубка Вентури для питания гироскопических приборов
MC.200 Macchi C.200, кабина пилота, левая панель.
MC.200 Macchi C.200, кабина пилота, правая панель.
MC.200 Macchi C.200, козырек кабины пилота.
MC.200 Macchi C.200, приборная доска кабины пилота.
MC.200 Macchi C.200, радиоприемник A.R.C.1.
MC.200 Macchi C.200, отсек вооружения.
MC.200 Macchi C.200, пулеметные опоры.
MC.200 Macchi C.200. Винтомоторная группа. Кольцо N.A.C.A, масляный радиатор, лючок доступа к масляному фильтру, трехлопастной винт изменяемого шага - Piaggio.
MC.200 Macchi C.200. Основные опоры шасси.
MC.200 Macchi C.200. Фонарь с открытой боковой панелью на шарнирах.
MC.200 Macchi C.200. Хвостовое оперение.

MC.201

Macchi MC.201
  • Истребитель
  • Первый полет: 1941
  • Macchi

Основой новой машины, получившей обозначение M.C. 201, должен был стать новый радиальный двухрядный четырнадцатицилиндровый двигатель FIAT A.76 R C.40. Данный двигатель должен был развивать 1000 л.с. и в тот момент находился в стадии доводки. На модифицированном планере он должен был заменить двигатель FIAT A.74 R.C.38, устанавливавшийся на M.C. 200 и развивавший 870 л.с.. От "двухсотки" Кастольди полностью заимствовал крыло с шасси (была сохранена система нейтрализации реактивного крутящего момента винта в виде консолей крыла неравной длины), заднюю часть фюзеляжа, оборудование, фонарь кабины и вооружение в виде двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT.

Новыми в самолете были более обтекаемая средняя часть фюзеляжа и как следствие более низкое размещение кабины пилота. Характерный горб полностью не исчезал, однако становился заметно меньше, и сам фюзеляж плавно переходил в капот двигателя. Результирующий эффект уменьшения поперечного сечения (и лобового сопротивления), улучшение аэродинамики машины в сочетании с более мощным двигателем должны были обеспечить новому истребителю более высокие значения горизонтальной скорости, скороподъемности, ускорения при начале пикирования и другие преимущества.

Однако все это осталось в теории. Когда был завершен планер прототипа M.C.201 (номер военного регистра M.M.436) не хватало самого главного - двигателя A.76 R.C.40, разработка которого замедлилась, а затем совсем прекратилась. На собранный планер на заводе были установлены стандартный двигатель и капот от M.C.200.

С данной силовой установкой в августе 1940 года состоялся первый полет M.C.201. Хотя испытания показали небольшое увеличение скорости (512 км/ч по сравнению с 502 км/ч у M.C.200), другие характеристики изменились незначительно. Улучшение летных характеристик не оправдывало изменения конструкции и потому надежд на запуск в серийное производство M.C.201 не было.

Кроме того, примерно в это же время (10 августа 1940 года) в воздух поднялся прототип истребителя M.C.202, в носовой части которого был установлен приобретенный в Германии двенадцатицилиндровый инвертированный рядный V-образный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601A, развивавший 1175 л.с.. Хотя в основе планера M.C.202 лежал все тот же M.C.200, фактически это был самолет следующего поколения истребителей-монопланов.

Прототип M.C.201 некоторое время использовался в расположенном в Гуидонии испытательном центре, после чего был списан. По иронии судьбы M.C.200, на замену которым он предназначался, до самого конца войны использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков.

Характеристики MC.201
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 10,58
Площадь крыла, м² 16,80
Длина самолета, м 8,19
Высота самолета, м 3,51
Силовая установка
1 × ПД Fiat A.74 RC38 (Fiat A-76 RC.40), мощностью, л.с. 1 × 870 (1000)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1949
Нормальная взлетная 2385
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 535 (550)
Крейсерская скорость, км/ч 460
Практическая дальность, км 570
Практический потолок, м 8740
Вооружение
2 × 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT, патр. на ствол 370
Фото Описание
Схема MC.201 Схема MC.201

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Итальянские истребители Reggiane во Второй мировой войне" /С. Иванов/
  • "Истребительная авиация Италии во Второй мировой войне" / Торнадо 1997/
  • Aeroplano C.200 (Motore Fiat A.74 R.C.38) /Ministero dell' Aeronautica, Milano/

2017 12 23

Можно отметить что и советские истребители в ВОВ зачастую предпочитали летать с открытым фонарем, так что открывающаяся боковая панель на шарнирах кажется вполне оправданной.
---

2017 12 24

Во всех доступных источниках, переведенных c иностранных языков, действия MC-200-х оцениваются как успешные, при этом указывается на 88 сбитых советских самолетов, при потерянных своих 15 в боях и всего 19.
Позволю себе не согласиться с такой оценкой.

- Во-первых, итальянские истребители не могли быть приведены в состояние боевой готовности при температурах наружного воздуха -14°С и ниже, и даже черноморская зима ставила итальянские истребители на прикол (моторных подогревателей у итальянцев не оказалось).

- Во-вторых "Макки" оказались абсолютно бесполезными против советских Ил-2-х, основного самолета советских ВВС, подерживающих войсковые наземные операции и обеспечивающие их успех.

- В третьих "88" - это только заявленные "сбитые", каковы сбитые были реальными, мы сейчас сказать не можем, однако знаем, что цифры отличались зачастую в разы. Реальная цифра на сегодня, это 19 потерянных итальянских самолетов. Учитывая, что из 50-ти прибывших реально в летные дни оказывались боеготовыми только 30 самолетов, сказать сколько самолетов было готово к вылету на момент эвакуации сейчас нельзя. Эти данные не приводятся.
Однако мы знаем, что приданные на "усиление" для борьбы с современными советскими истребителями "отборные" 202-е совершили всего 17 боевых вылетов, при этом не одержали ни одной победы. Из прибывших 12 самолетов 202-х на момент эвакуации 5 самолетов оказались неисправными и были брошены. Отсюда можно предположить, что и рассматриваемые здесь "Молнии" не все вернулись домой.
Очевидно также и то, что 8-я итальянская армия была брошена в котле и потеряла плененными и погибшими 110 ТЫСЯЧ человек.
По сумме всего вышесказанноного, вряд ли такой результат можно признать "успешным".
---