Aviation of Word War II

Home Russian

C.200 Saetta
Fighter
Macchi

MC.200 Saetta

Fighter Macchi C.200 Saetta, "Lightning", maiden flight 24.12.1937. The aircraft was developed by the Aeronautica Macchi design bureau under the leadership of Mario Castoldi. It was in serial production from July 1939 to the end of 1942.

The best qualities of the MC.200, however, were not particularly high speed, but a good rate of climb, which is especially important for an air defense fighter. Exceptional maneuverability and structural strength were highly valued in maneuver battles for the following years with more modern and heavily armed aircraft. The maximum dive speed was also impressive. During official testing, a dive speed of 805 km / h was achieved without flutter or elastic deformation problems.

The MC.200 was powered by a two-in-line 14-cylinder Fiat A.74 RC 38 engine with a capacity of 870 hp. at 2520 rpm on takeoff and 740 hp above sea level.

Armament. Two 12.7 mm SAFAT machine guns for 310 or 370 rounds. Underwing holders capable of carrying 8 x 15 kg bombs or 2 x 50 kg, 100 kg or 150 kg bombs.

The cockpit canopy was particularly striking. The prototype and the first 240 aircraft assembled by "Macchi" (ie the first 5 batches) had a closed-type canopy with a full rear view and a good aerodynamic shape, similar to the streamlined drop-shaped canopy used by many fighters of the second half of the war. However, this lantern was not liked by fighter pilots of that time, who traditionally were supporters of open cockpits on fighters - biplane. After two experimental variations, tested on the same glider, two side panels were adopted, reclining on hinges. In the field, these panels were sometimes removed, and two small transparent shields were installed on the sides of the visor.

The aircraft entered service with the Italian Air Force in August 1939. By the beginning of World War II, most of the C.200 were concentrated in air defense units. The fighter's combat career began in September 1940 during the raids on Malta. From April 1941 to April 1943 they were used in North Africa. From August 1941 to January 1943 they were used on the Eastern Front.

As combat aircraft, they were used until the summer of 1944, then they were used as training aircraft.

The fighter was decommissioned in 1947. A total of 1,153 aircraft were produced.



MC.200 Saetta Specification
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 10.58
Wing area, m² 16.82
Длина самолета, м 8.25
Высота самолета, м 3.05
Powerplant
1 PE Fiat A.74 RC38, power, h.p. 870
Weight, kg:
Empty weight 19640
Loaded weight 2393
Performance
Maximum speed, km/h 504
Rate of climb, m/min 952
Service range, km 570
Service ceiling, m 8,900
Armament
two 12.7 mm SAFAT 310 machine guns, kg bombs, 150

"Makki" on the Eastern Front. On August 12, 1941, the 22nd group of 51 MC.200 fighters arrived at the Eastern Front in Tudoru, (Odessa region). They were accompanied by 2 transport SM.81 and 3 transport Ca.133, followed by several bomber and reconnaissance units. This was the first Regia Aeronautica landing party to take part in the hostilities of the Italian Expeditionary Force in Russia (CSIR). The MC.200 operated with some effect during the September offensive of the Italians on the Dnieper River, but with the onset of winter conditions became more and more difficult, both in terms of weather and due to the fact that the unit did not have suitable equipment for action during very low temperatures. During November and most of December, flights were impossible, but in the three-day "Christmas battle" MC.200, having lost one aircraft, announced that 12 Soviet fighters had been shot down in three battles. When large-scale hostilities resumed in February and March, the MC.200 were active in escort and assault missions and successfully fought Soviet fighters.

During the spring of 1942, the 21st group replaced the 22nd and was merged with 12 select MC.202s.

On July 26, 1942, the Italians suffered the heaviest losses during their entire stay on the Eastern Front. 9 MS.200, accompanying the "pieces", were attacked by 20 Soviet LaGG-3s. The Italians lost three vehicles, shooting down only one LaGG. The next day, the LaGGs again attacked the Italians accompanying the Ju 87. This time, the Soviet pilots failed to catch the Italians by surprise, so having lost three LaGGs, they shot down only two Italian fighters.

In November 1942, before the start of the Soviet offensive on the Don, the 21st division had 32 MS.200 and 11 MS.202, Italian pilots more than once noted that their fighters, armed only with 12.7-mm machine guns, could not do anything to do with IL-2 armored attack aircraft.

In late December 1942 - early January 1943, Italian aviation took part in supporting the 6th Army of Paulus, surrounded at Stalingrad. In January, the 8th Italian Army was also surrounded, losing 110,000 people in the cauldron killed and captured. On January 21, 1943, the 21st division made its last sortie on the Eastern Front, personnel and materiel were removed from the Eastern Front by the end of the month.

Photo Description
Drawing MC.200 'Saetta' with Fiat A.74 R.C.38 engine

Drawing MC.200 'Saetta' with Fiat A.74 R.C.38 engine

Macchi C.200 'Saetta'

Macchi C.200 'Saetta', (3 views, side front and back 3/4)

Macchi C.200, photo-recorder Macchi C.200, photo-recorder, above the fuselage a Venturi tube for powering gyroscopic instruments
Macchi C.200, cockpit, left panel

Macchi C.200, cockpit, left panel.

Macchi C.200, cockpit, right panel

Macchi C.200, cockpit, right panel.

Macchi C.200, cockpit visor

Macchi C.200, cockpit visor.

Macchi C.200, cockpit dashboard

Macchi C.200, cockpit dashboard.

Macchi C.200, A.R.C.1. radio

Macchi C.200, A.R.C.1. radio

Macchi C.200, weapons bay

Macchi C.200, weapons bay.

Macchi C.200, machine gun mounts

Macchi C.200, machine gun mounts.

Macchi C.200. Propeller group. N.A.C.A ring Macchi C.200. Propeller group. N.A.C.A ring, oil cooler, oil filter access door, three-blade variable pitch propeller - Piaggio.
Macchi C.200. Main landing gear

Macchi C.200. Main landing gear.

Macchi C.200. Lantern with open hinged side panel

Macchi C.200. Lantern with open hinged side panel.

Macchi C.200. Tail unit

Macchi C.200. Tail unit.

Bibliography

  • Encyclopedia of Military Equipment / Aerospace Publising /
  • Italian Reggiane fighters in World War II / S. Ivanov /
  • Italian fighter aircraft in World War II / Tornado 1997 /
  • Aeroplano C.200 (Motore Fiat A.74 R.C.38) /Ministero dell' Aeronautica, Milano/

December 23, 2017

It can be noted that Soviet fighters in WWII often preferred to fly with an open lantern, so that the opening side panel on hinges seems quite justified.
---

December 24, 2017

In all available sources, translated from foreign languages, the actions of the MC-200s are assessed as successful, with 88 downed Soviet aircraft indicated, with 15 lost in battles and only 19. Film Let me disagree with this assessment.

- Firstly, the Italian fighters could not be put on alert when the outside air temperature was -14 ° C and below, and even the Black Sea winter put the Italian fighters on hold (the Italians did not have engine heaters).

- Secondly, the Makki proved to be absolutely useless against the Soviet Il-2, the main aircraft of the Soviet Air Force, which supported the military ground operations and ensure their success.

- Thirdly, "88" is only the declared "shot down", what were the real shot down, we cannot say now, but we know that the numbers often differed significantly. The real figure for today is 19 Italian aircraft lost. Considering that only 30 aircraft out of 50 who actually arrived on flight days turned out to be combat-ready, it is now impossible to say how many aircraft were ready for departure at the time of evacuation. These data are not shown.
However, we know that the selected 202s, who were given for "reinforcement" for the fight against modern Soviet fighters, made only 17 combat missions, while not scoring a single victory. Of the 12 aircraft of 202 that arrived at the time of the evacuation, 5 aircraft turned out to be faulty and were abandoned. Hence, it can be assumed that the "Lightning" considered here not all returned home.
It is also obvious that the 8th Italian Army was thrown into the cauldron and lost 110 THOUSAND people captured and killed.
By the sum of all the above, such a result can hardly be considered "successful".
---

Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

C.200 Saetta
Истребитель
Macchi

MC.200 Saetta

Истребитель Macchi C.200 Saetta, «Молния», первый полет 24.12.1937 года. Самолёт разработан в конструкторском бюро компании «Aeronautica Macchi» под руководством Марио Кастольди (Mario Castoldi). В серийном производстве находился с июля 1939 по конец 1942 года.

Лучшие качества MC.200 однако не заключались в особенно высокой скорости, а в хорошей скороподъёмности, что особенно важно для истребителя ПВО. Исключительная маневренность и прочность конструкции весьма высоко ценились в маневренных боях для последующих лет с более современными и более тяжело вооруженными самолетами. Максимальная скорость пикирования также была впечатляющей. Во время официальных испытаний была достигнута скорость в пикировании 805 км/ч без появления флаттера или проблем деформации упругой конструкции.

На MC.200 устанавливался двухрядный 14-цилиндровый двигатель Fiat A.74 RC 38 мощностью 870 л.с. при 2520 об/мин на взлете и 740 л.с. над уровнем моря.

Вооружение. Два 12,7-мм пулемета SAFAT на 310 или 370 патронов. Подкрыльевые держатели, способные нести 8 х 15-кг бомб или 2 х 50-кг, 100-кг или 150-кг бомбы.

Фонарь кабины был особенно примечательным. Пpототип и пеpвые 240 самолетов, собранных "Macchi" (т.е. первые 5 партий), имели фонарь закрытого типа с полным задним обзором и хорошей аэродинамической формой, подобной обтекаемым каплеобразным фонарям, используемых многими истребителями второй половины войны. Однако этот фонарь не полюбился летчикам-истребителям того времени, которые традиционно были сторонниками открытых кабин на истребителях - бипланах. После двух экспериментальных вариаций, испытанных на одном и том же планере, были приняты две боковые панели, откидывающиеся на шарнирах. В полевых условиях эти панели иногда снимались, а по бокам козырька устанавливались два небольших прозрачных щитка.

На вооружение ВВС Италии самолёт поступил в августе 1939 года. К началу Второй мировой войны большинство C.200 были сосредоточены в частях ПВО. Боевая карьера истребителей началась в сентябре 1940 года во время налётов на Мальту. С апреля 1941 по апрель 1943 года применялись в Северной Африке. С августа 1941 по январь 1943 года использовались на Восточном фронте.

Как боевые, самолёты применялись до лета 1944, далее использовались как учебные.

Истребитель был снят с эксплуатации в 1947 году. Всего было произведено 1153 самолета.


Характеристики MC.200 Saetta
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 10,58
Площадь крыла, м² 16,82
Длина самолета, м 8,25
Высота самолета, м 3,05
Двигатель.
1 ПД ПД Fiat A.74 RC38 мощностью, л.с. 870
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 19640
Нормальная взлетная 2393
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 504
Максимальная скороподъемность, м/мин 952
Практическая дальность, км 570
Практический потолок, м 8900
Вооружение
два 12,7-мм пулемета SAFAT 310, бомб кг, 150

"Макки" на Восточном фронте. Двенадцатого августа 1941 года 22-я группо в составе 51 истребителя MC.200 прибыли на Восточный фронт в Тудору, (район Одессы). Их сопровождали 2 транспортных SM.81 и 3 транспортных Ca.133, за которыми последовали несколько бомбардировочных и корректировочных подразделений. Это был первый десант Regia Aeronautica, принявший участие в боевых действиях Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR). С некоторым эффектом MC.200 действовали в ходе сентябрьского наступления итальянцев на реке Днепр, но с наступление зимы условия становились все более и более тяжелыми, как с точки зрения погоды, так и из-за того, что часть не имела подходящего оборудования для действий при очень низких температурах. В течении ноября и большей части декабря полеты были невозможны, но в трехдневном "Рождественском сражении" MC.200, потеряв одну машину, заявили о сбитых в трех боях 12 советских истребителей. Когда в феврале и марте широкомасштабные боевые действия возобновились, MC.200 были активны в эскортных и штурмовых вылетах и с успехом сражались с советскими истребителями.

В течении весны 1942 г. 21-я группо сменила 22-ю и была объединена с 12 отборными MC.202.

26 июля 1942 года итальянцы понесли самые тяжелые потери за все время пребывания на Восточном фронте. 9 МС.200, сопровождавших "штуки", были атакованы 20 советскими ЛаГГ-3. Итальянцы потеряли три машины, сбив только один ЛаГГ. На следующий день ЛаГГи снова атаковали итальянцев, сопровождавших Ju 87. На этот раз советским летчикам не удалось застать итальянцев врасплох, поэтому потеряв три ЛаГГа, они сбили только два итальянских истребителя.

В ноябре 1942 года, перед началом советского наступления на Дону, 21-й дивизион располагал 32 МС.200 и 11 МС.202, итальянские пилоты не раз отмечали, что их истребители, вооруженные только 12.7-мм пулеметами, ничего не могут сделать с бронированными штурмовиками Ил-2.

В конце декабря 1942 - начале января 1943 года итальянская авиация участвовала в поддержке 6-й армии Паулюса, окруженной под Сталинградом. В январе в окружение угодила и 8-я итальянская армия, потерявшая в котле 110000 человек убитыми и пленными. 21 января 1943 года 21-й дивизион совершил свой последний вылет на Восточном фронте, личный состав и матчасть до конца месяца были сняты с Восточного фронта.

Фото Описание

Схема MC.200 'Saetta' с двигателем Fiat A.74 R.C.38

MC.200

Macchi C.200 'Saetta' (3 вида, сбоку спереди и сзади 3/4)

MC.200

Macchi C.200, фоторегистратор, выше на фюзеляже трубка Вентури для питания гироскопических приборов

MC.200

Macchi C.200, кабина пилота, левая панель.

MC.200

Macchi C.200, кабина пилота, правая панель.

MC.200

Macchi C.200, козырек кабины пилота.

MC.200

Macchi C.200, приборная доска кабины пилота.

MC.200

Macchi C.200, радиоприемник A.R.C.1.

MC.200

Macchi C.200, отсек вооружения.

MC.200

Macchi C.200, пулеметные опоры.

MC.200

Macchi C.200. Винтомоторная группа. Кольцо N.A.C.A, масляный радиатор, лючок доступа к масляному фильтру, трехлопастной винт изменяемого шага - Piaggio.

MC.200

Macchi C.200. Основные опоры шасси.

MC.200

Macchi C.200. Фонарь с открытой боковой панелью на шарнирах.

MC.200

Macchi C.200. Хвостовое оперение.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Итальянские истребители Reggiane во Второй мировой войне" /С. Иванов/
  • "Истребительная авиация Италии во Второй мировой войне" / Торнадо 1997/
  • Aeroplano C.200 (Motore Fiat A.74 R.C.38) /Ministero dell' Aeronautica, Milano/

2017 12 23

Можно отметить что и советские истребители в ВОВ зачастую предпочитали летать с открытым фонарем, так что открывающаяся боковая панель на шарнирах кажется вполне оправданной.
---

2017 12 24

Во всех доступных источниках, переведенных c иностранных языков, действия MC-200-х оцениваются как успешные, при этом указывается на 88 сбитых советских самолетов, при потерянных своих 15 в боях и всего 19.
Позволю себе не согласиться с такой оценкой.

- Во-первых, итальянские истребители не могли быть приведены в состояние боевой готовности при температурах наружного воздуха -14°С и ниже, и даже черноморская зима ставила итальянские истребители на прикол (моторных подогревателей у итальянцев не оказалось).

- Во-вторых "Макки" оказались абсолютно бесполезными против советских Ил-2-х, основного самолета советских ВВС, подерживающих войсковые наземные операции и обеспечивающие их успех.

- В третьих "88" - это только заявленные "сбитые", каковы сбитые были реальными, мы сейчас сказать не можем, однако знаем, что цифры отличались зачастую в разы. Реальная цифра на сегодня, это 19 потерянных итальянских самолетов. Учитывая, что из 50-ти прибывших реально в летные дни оказывались боеготовыми только 30 самолетов, сказать сколько самолетов было готово к вылету на момент эвакуации сейчас нельзя. Эти данные не приводятся.
Однако мы знаем, что приданные на "усиление" для борьбы с современными советскими истребителями "отборные" 202-е совершили всего 17 боевых вылетов, при этом не одержали ни одной победы. Из прибывших 12 самолетов 202-х на момент эвакуации 5 самолетов оказались неисправными и были брошены. Отсюда можно предположить, что и рассматриваемые здесь "Молнии" не все вернулись домой.
Очевидно также и то, что 8-я итальянская армия была брошена в котле и потеряла плененными и погибшими 110 ТЫСЯЧ человек.
По сумме всего вышесказанноного, вряд ли такой результат можно признать "успешным".
---