Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Франция Вооружение Br.691-695 D.510 D.520 LeO.451 MB.152 MS.406 Фото и схемы

LeO 451

Средний бомбардировщик

Liore et Olivier

LeO 451

ЛеО-45 спроектировал Пьер-Эрнест Месьер. Самолет представлял собой цельнометаллический, свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Двигатели - «Испано-Сюиза»-14Аа (мощностью 1100 л.с. на высоте 2850 м). Экипаж: пилот, штурман-бомбардир и стрелок-радист. У летчика - неподвижный 7,5-мм пулемет MAC-1934 в носовой части фюзеляжа. Штурман мог использовать такой же в выдвижной башне в передней, нижней части фюзеляжа. Стрелок обслуживал 20-мм пушку «Испано»-404 со 120 снарядами для защиты верхней-задней полусферы. Пушка и фонарь кабины стрелка могли убираться в фюзеляж заподлицо. ЛеО имел весьма неплохую бомбовую нагрузку: в фюзеляжном и двух центропланных отсеках умещалось до двух тонн бомб-калибром до 500 кг.

Испытания ЛеО-45-01 начались 16 января 1937 г. Первый полет продолжался всего пять минут. Сразу же выявились проблемы с охлаждением двигателя и устойчивостью на малых скоростях. Опытную машину направили на доработку. Она определила характер всех дальнейших модернизаций - замену двигателей и постоянное увеличение площади концевых шайб разнесенного оперения. На последующих испытаниях самолет развил в пологом пикировании скорость 624 км/ч на высоте 1800 м. Горизонтальная - достигала 480 км/ч.

К этому времени концерн «Луар-ет-Оливер» (Liore et Olivier) был национализирован и стал Национальным авиапромышленным объединением «Сюд-Эст» (SNCASE). Новое объединение получило заказ на выпуск 40 машин, но производство задерживалось из-за проблем с двигателями. Пришлось устанавливать новый, спроектированный Месьером капот и двигатели «Гном-Рон» - 14Н. В результате скорость возросла до 502 км/ч на высоте 5100 м.

Официальные испытания были завершены в феврале 1939 г. Первый серийный ЛеО-451, демонстрировавшийся в ноябре 1938 г. на авиасалоне, полетел в марте 1939 г.

К началу второй мировой войны было заказано 640 ЛеО-451. Планировалась и поставка 12 несколько модернизированных машин по контракту с греческим правительством. С началом боевых действий последние были конфискованы.

Для реализации заказов привлекли большое количество субподрядчиков, запустили вторую сборочную линию, затем и третью.

С началом войны последовали заказы на 600 бомбардировщиков и 48 специальных «морских» ЛеО-451М, которые имели бы в консолях и за кабиной штурмана ячеистые воздушные мешки для обеспечения плавучести. На самолеты устанавливали новый 7,5-мм пулемет «Дан». Планировался выпуск модернизированных вариантов - ЛеО-454 с двигателями «Бристоль- Геркулсс»-II, ЛеО-455 с «Гном-Рон»- 14Рс и ЛеО-458 с «Райт» R-2600-A5B «Циклон». Но этим планам, включая и строительство подземного завода для сборки бомбардировщиков, не суждено было сбыться.

Боевое применение. Поступление ЛеО-451 на вооружение и его освоение личным составом шли трудно. Три машины приняли участие в воздушном параде над Брюсселем 9 июля 1939 года, но первый ЛеО официально был принят на баланс только 29 июля. Поставки задерживались из-за недостатка материалов и комплектующих. Кроме того, для принятия самолетов на вооружение требовалась их дополнительная модернизация. Чтобы не задерживать работу основной сборочной линии, не придумали ничего лучшего, как организовать еще одну по переделке только что выпущенных машин.

Экипажи с трудом привыкали к поведению бомбардировщика на взлете и малых скоростях. Самолет получил репутацию опасного, не прощающего ошибок. Но стоило ЛеО взлететь и набрать скорость, как управляемость туг же входила в норму, а без бомб 451-й выполнял весь комплекс высшего пилотажа. Недоверие экипажей лечилось классическим способом - испытатель «Сюд-Эста» Жан Лекорм выполнял изумительные показательные полеты в центрах переподготовки. Предубеждение сменялось энтузиазмом.

С началом мобилизации 3 сентября 1939 года во французских ВВС оказалось всего 15 ЛеО-451. Во время «странной войны» они вели разведку в глубине немецкой территории. 6 октября понесли первую потерю - ЛеО, уже поврежденный зенитным огнем, был сбит истребителем Bf109D.

10 мая 1940 г., когда началось немецкое вторжение во Францию, на вооружении состояло уже 222 ЛеО-451, но только 54 из них были боеспособными. Уже 11 мая их бросили в бой, но не в дальние рейды в тыл врага. Как оказалось, Франция подготовилась не к «той» войне. Что-либо противопоставить бронированным клиньям вермахта ее сухопутные войска не могли. Подвижных сил, способных оперативно заткнуть возникающие бреши, практически не было, за исключением отдельных частей, вроде дивизии Де Голля с ее мотопехотой на автобусах. Рецепт подсказывала еще Гвадалахара - массированные удары авиации. Но штурмовиков практически не было, и в самоубийственные атаки бросили все. ЛеО-451 бомбили с малых высот колонны немецких танков, неся тяжелые потери от истребителей и зенитного огня.

Одной из немногих действительно удачных операций такого рода был налет 16 мая 26 ЛеО-451 на заправлявшуюся на марше моторизованную дивизию. При этом французы потеряли четыре самолета, хотя бомбардировщики прикрывались истребителями. HS.404

Ко всем бедам и пушка «Испано-Сюиза» оказалась неэффективным оборонительным средством. Огонь из нее часто надолго прерывался для замены увесистого магазина на 60 снарядов. Хотя пушка и имела большую дальность стрельбы, пилоты люфтваффе быстро освоились - заходили в мертвую зону за шайбы оперения, уравнивали скорость и спокойно открывали огонь.

И все-таки ЛеО-451 порой демонстрировал возможность постоять за себя. Так, в бою 6 июня между 14 «451-ми» и 15-ю истребителями «Мессершмитг» Bf-109 и Bf-110 бомбардировщики сбили три истребителя противника, потеряв пять.

Тяжелые потери заставили перейти ЛеО к ночным действиям. Но попытка бомбить заводы БМВ под Мюнхеном была сорвана из-за плохой погоды. Положение на фронте вновь заставило бросить бомбардировщики в дневные атаки - с потерями уже не считались.

14 июня подразделения Лео-451 начали готовить к выводу в Северную Африку. С вступлением Италии в войну они бомбили Палермо. Последние боевые вылеты перед подписанием перемирия выполнили 24 июня на переправы немецких войск.

К 25 июня 1940 г. выпустили 452 ЛеО-451. 373 из них успели поступить на вооружение, а 130 было потеряно в боях. Половина из оставшихся оказалась в Северной Африке.

6 июня вишистскому правительству разрешили продолжить перевооружение ряда частей на ЛеО-451. При этом французы учли боевой опыт. На самолетах увеличили площадь концевых шайб. Пушечную установку дополнили двумя 7,5-мм пулеметами MAC-1934 с 750 патронами. Совершенствовалась и подготовка экипажей - их обучили бомбометанию с пикирования с углом до 45 гр.

30 апреля 1942 года с разрешения немцев возобновили выпуск бомбардировщиков. Всего, используя задел, успели изготовить 102 ЛеО-451. Продолжились работы и над Лео-455, которому постоянно не везло: оба опытных самолета затребовали немцы. Бомбардировщики планировали оснастить еще парой пулеметов в задней части зализов крыла.

Дальнейшая боевая карьера ЛеО была более чем удивительной. Самолет воевал в составе ВВС чуть ли не всех противоборствующих сторон. Уже 24 сентября 1940 г. ЛеО-451 бомбили Гибралтар в ответ на атаку голлийцев, при поддержке англичан на Даккар. При этом один ЛеО был сбит зенитным огнем.

В июне 1941 г. ЛеО перебросили на Ближний Восток. Там они приняли участие в сирийской камлании. В этих боях «451-е» совершили 855 боевых вылетов и потеряли 18 машин из состава двух эскадрилий.

Во время высадки союзников в Северной Африке, в начале 1943 г., ЛеО успели повоевать пару дней, пока не было подписано перемирие. Последовавшее вторжение немцев в «свободную» зону Франции привело к разделу флота ЛеО-451. «Африканские» «451-е» со знаками ВВС США перевозили грузы из портов Марокко на передовые аэродромы в Тунисе и Алжире.

С 24 февраля 1943 г. ЛеО-451 совершали ночные рейды против немецких войск в Тунисе. В составе учебных частей союзники использовали их до 1945 года.

Немцы захватили у вишистов около 100 ЛеО-451, из которых боеспособными оказались только девять. Часть на короткое время отдали ВВС Италии, но там их быстро заменили на Ju88A. «Сюд-Эст» по заказу люфтваффе приступила к переоборудованию ЛеО-451 в транспортный самолет: ЛеО-45 IT. Он был способен перевозить 17-23 пассажира или до семи бочек бензина. С него снималось вооружение, но в частях все равно устанавливали пару 7,9-мм пулеметов MG-81.

После войны уцелело 67 Лео-451. Их судьба оказалась весьма интересной. Из самолетов, оставшихся во Франции, 14 машин было восстановлено и использовано в качестве летающих лабораторий - ЛеО-45 IE. Они испытывали в различных французских фирмах парашюты, ракеты, управляемые бомбы, на них проводили исследования пограничного слоя. В октябре 1954 г. еще летали 5 ЛеО-451Е.

Окончание войны, наконец, позволило закончить работы над ЛеО-455 с двигателями «Гном-Рон» - 14Р. Они переделывались из ЛеО-451. На их базе Национальный географический институт заказал пять картографических ЛеО-455Ф, законченных к июню 1950 г.

Самолеты, оставшиеся в Северной Африке, переоборудовали в транспортные ЛеО-453 с двигателями Прагт Уитни R-1830-67. С ними можно было перевозить 6 пассажиров со скоростью 400 км/ч на дальность до 3500 км. Переоборудовали 39 машин. Они летали до 1957 года.

Характеристики LeO 451
Экипаж 4 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 22,53
Полощадь крыла, м2 68
Длина самолета, м 17,17
Высота самолета, м 5,25
Двигатель.
2 x «Гном-Рон»-14Н 48/49 14-цилиндровый, радиальный, при 2400 об. на взлете, л.с. 1140
на высоте 4800 м 1035
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 781
Нормальный взлетный 11400
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 4800м, км/ч 495
Крейсерская скорость на высоте 4800м, км/ч 420
Экономичная скорость на высоте 2500м, км/ч 365
время набора высоты 5000м, мин 14
Практический потолок, м 9000
Дальность полета при 500 кг бомб, км 2300
Вооружение
Пулемет MAC 1934 М39 в носовой части с боекомплектом патронов 300
7,5-мм пулемет MAC 1934 на выдвижной нижней башне с боекомплектом патронов 500
20-мм пушка «Испано»-404 на убираемой, верхней установке АБ-26 с боекомплектом патронов 120
2 х 500-кг или 5 х 200-кг при 1000 л топлива  
2 х 500-кг или 2 х 200-кг бомбы при 1800 л топлива  
500-кг или 2 х 200-кг бомбы при 3235 л топлива, плюс дополнительно по 2 х 200-кг бомбы в бомбоотсеках центроплана.  

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Этюд элегантности" /Крылья Родины №12 1993, Андрей Фирсов/

©AirPages
2003-