Авиация Второй мировой

Home English

G.55 Centauro
Истребитель
Fiat

G.55 итальянский истребитель 2МВ

Фиат G.55 Centauro, «Кентавр» — одноместный итальянский истребитель Второй мировой, разработан в конструкторском бюро Fiat под руководством Джузеппе Габриелли.

Самолет принадлежит к пятому поколению итальянских истребителей. Подобно Re.2005 и MC.205 он оснащался мощным немецким мотором DB-605, но в отличие от двух последних G.55 не являлся модернизированным вариантом старой модели, а проектировался «с нуля», с использованием наиболее передовых технологий. В ходе сравнительных испытаний «Кентавр» не только превзошел обоих конкурентов, но и продемонстрировал определенные преимущества перед немецкими истребителями Bf 109G и FW 190A.

Крыло большого удлинения, достаточная прочность конструкции, великолепная маневренность и высокая скорость вкупе с мощным вооружением позволяли ему уверенно вести бой с любым противником от земли до практического потолка. Однако его боевая карьера не идет ни в какое сравнение с большинством оппонентов, каждому их которых он мог бросить вызов.

Обозначившийся летом 1943 г. политический и военный кризис в Италии привел в конце того же года к расколу страны. В то время как южная часть Аппенинского полуострова, находящаяся под контролем англо-американских войск, формально вышла из войны 8 сентября, на севере, где хозяйничали немцы, под протекторатом Германии возникло новое государство - Итальянская Социалистическая Республика (Repubblica Sociale Italiano) Для вновь созданной страны была разработана своя государственная символика. Не остались в стороне и ВВС в начале января 1944 г. для всех самолетов, входивших в состав ANR. были приняты новые опознавательные знаки.

Боевая карьера G.55 в итальянских ВВС оказалась достаточно короткой. Первые истребители поступили в эскадрильи ANR (Aeronautica Nazionale Repubblicano) во второй половине 1943 г., а уже к весне 1945 г. ни одного из них в строю не осталось. Несмотря на это G.55 стал одним из основных истребителей ВВС ANR и считался лучшим самолетом из всех принятых на вооружение в Италии за годы Второй мировой войны.

До капитуляции Италии «Кентаврами» удалось вооружить только два дивизиона.

После окончания войны «Кентавры» быстро перешли в разряд учебных машин и в очередной раз сменили окрас, став матово-серебристыми. На этом, собственно, и заканчивается история итальянского истребителя G.55, который, несмотря на свои великолепные характеристики, явно запоздал с появлением в составе итальянских ВВС. Годом ранее он мог бы доставить англичанам и американцам гораздо больше неприятностей...

Всего было построено 105 самолетов.

Характеристики G.55 Centauro
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 11,85
Площадь крыла, м² 21,11
Длина самолета, м 9,37
Высота самолета, м 3,13
Силовая установка
1 × ПД Fiat (Daimler-Benz) RA 1050 RC 58 Tifone (DB.605A) мощностью, л.с. 1 × 1475
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2630
Нормальная взлетная 3718
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 630
Максимальная скороподъемность м/мин 835
Практический потолок, м 12700
Вооружение
одна 20-мм пушка Mauser MG 151/20 на двигателе, 2 х 20-мм пушки в крыле, и 2 х 12,7-мм пулемета Бреда-SAFAT в фюзеляже, бомб, кг 2х160

Модификации

  • G.55 - основная модификация.
  • G.55S - в марте 1945 г. на аэродроме Венегоно, в районе Варезе, проходил испытания G.55S, приспособленный для нанесения торпедных ударов. Построили только один самолет.
  • G.55A - одноместный истребитель и учебно-тренировочный самолет повышения летной подготовки. Опытный экземпляр впервые поднялся в воздух 5 сентября 1946г. Он отличался от модели G.55 только приборами и вооружением. Вооружение могло состоять либо из двух установленных в крыле и двух фюзеляжных пулеметов калибра 12,7 мм, либо из двух установленных в крыле пушек Hispano-Suiza калибра 20 мм и двух фюзеляжных пулеметов калибра 12,7 мм. Итальянские ВВС получили 19 самолетов G.55A и 30 были поставлены в Аргентину, 17 из которых в 1948 г. были возвращены для перепродажи Египту. Эти самолеты были вооружены четырьмя пулеметами Breda-SAFAT калибра 12,7 мм.
  • G.55B - двухместный учебно-тренировочный самолет повышения летной подготовки. Опытный экземпляр поднялся в воздух 12 февраля 1946 г.; 10 самолетов использовались организацией Аэронавтика Милитэйр, и 15 машин были проданы Аргентине в 1948 г.
Фото Описание
Истребитель FIAT G.55 Centauro, «Кентавр» с мотором FIAT D.B. 605 1944 г., вид 3/4
Истребитель FIAT G.55 Centauro, вид 3/4 спереди и сзади.
Истребитель FIAT G.55 Centauro,кабина пилота.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, схема кабины пилота.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, левая панель кабины пилота.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, правая панель кабины пилота.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, компоновка самолета.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, управление самолетом.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, вооружение.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, уборка ООШ.
Истребитель FIAT G.55 Centauro, хвостовое колесо.

G.55S

Fiat G.55S silurante
  • Легкий торпедоносец
  • Первый полет: 1945
  • Fiat

G.55S (silurante - ит. торпеда) . В 1942 году Командование ВВС Италии заинтересовалось вопросом строительства легких торпедоносцев, которые возможно было бы использовать с авианосцев. Это требование было включено в программу "Organizzazione Roma" предусматривающую строительство авианосца. Проектирование полностью нового самолета требовало слишком много времени и поэтому решили переоборудовать в торпедоносцы истребитель. Для этих целей были выбраны наиболее совершенные на тот момент итальянские истребители - Fiat G.55 и Re.2005, при этом модернизация G.55 считалась приоритетной. На фирме Fiat проекту дали обозначение G.57 и начали его разработку в 1943 году. Однако капитуляция Италии в 1943 году помешала продолжению работ.

G.55S

В 1944 году работы были возобновлены по требованию ANR. Проект возглавил инженер Серджио Стефанутти. Для переоборудования был взят серийный G.55 (MM.91086). На самолете, получившем обозначение G.55S, был переделан радиатор двигателя, хвостовая часть и сняты с фюзеляжа два 12.7-мм пулемета. Работы были закончены в начале 1945 года и самолет был передан для испытаний пилоту Адриано Мантели. Для проведения испытаний был изготовлен макет торпеды, равный весу реальной торпеды. Первый полет самолета состоялся в марте 1945 года. Для взлета самолета потребовалась взлетная полоса длинной 750 метров. Полет был закончен успешной отцепкой макета торпеды над заливом Тиччино. Успешные испытания самолета побудили ANR заказать предсерийную партию из 10 машин. Однако сама фирма Fiat уже не горела желанием заниматься этим самолетом. К этому времени окончилась война и необходимость в торпедоносце отпала. До 1949 года самолет использовался в различных испытаниях, а затем был переделан в стандарт G.55-1A (получив новый номер MM.53037) и передан фирме.

Характеристики G.55S
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 11,85
Площадь крыла, м² 21,11
Длина самолета, м 9,37
Высота самолета, м 3,20
Силовая установка
1 × ПД Fiat (Daimler-Benz) RA 1050 RC 58 Tifone (DB.605A) мощностью, л.с. 1 × 1475
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2706
Нормальная взлетная 4410
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 570
Крейсерская скорость, км/ч 502
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м 10800
Вооружение
3 × 20-мм пушки Mauser MG 151/20, торпеда, кг 1 × 987
Фото Описание
G.55S silurante Подвеска торпеды под G.55S (MM.91086)

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Шкура «Кентавра»" /Михаил Ларинов, Сергей Самусенко/
  • Catalogo Nomenclatore "G.55-serie I" motore FIAT D.B. 605 /Ministero dell' Aeronautica/
  • Manuale. Aeroplane Fiat "G.55" motore FIAT D.B. 605 /Ministero dell' Aeronautica Roma 1943/