Aviation of Word War II

Home Russian

Fokker D.XXI

Fighter

Fokker

Fokker D.XXI

The Fokker D.XXI is a single-engine, single-seat fighter, a cantilever low-wing aircraft of mixed design with a fixed landing gear and an enclosed cockpit. Developed under the direction of Jiri Szatzki at the Fokker plant, first flight on March 27, 1936. Operated in the Air Forces of the Netherlands, Finland and Denmark.

Construction . The basis of the fuselage was a truss welded from chrome-molybdenum steel pipes, closed in the front part with removable panels made of light alloy "Electon", and in the back - sheathed with canvas. In the front, the fuselage had a circular cross-section, in the rear - elliptical. The pilot's cockpit was located in the middle of the car, heated with hot air and completely covered with a transparent triplex and plexiglass lantern. To land the pilot, the middle section of the canopy was opened along the longitudinal axis. and the left part was hinged down. In an emergency, it could be dropped completely. Behind the pilot's seat, the supporting truss of the fuselage was developed upward, forming an anti-hood frame.

A trapezoidal wing with rounded tips had two box spars made of spruce (Oregon from a dream) and plywood ribs (some of them are of a caisson type). The lining of the sock was made of "Electone" and then - of plywood impregnated with bakelite resin. The wing carried landing flaps and ailerons (steel frame, covered with canvas), attached to the rear spar. Flettners were on the ailerons.

The plumage had a metal set and was completely covered with canvas. The stabilizer from below was supported by struts and from above it was connected to the keel with braces. On the elevators, trim tabs were installed, and on the rudder, there was a Flettner.

The chassis of the main ("colonial") variant D XXI, according to the terms of reference, was non-retractable. The wheels were covered with drop-shaped fairings with a small step for the mechanic. Cantilever struts, also hood-mounted, had oil-pneumatic shock absorbers. An option was also developed with a retractable landing gear (with a hydraulic drive) - the struts were folded to the axis of the aircraft with the wheels laying in the wing niches. The tail wheel was not retracted in all cases. It had a mechanical connection with the rudder and was damped by a package of rubber plates. A drop-shaped fairing was provided for the wheel, but it was mounted on only one of the prototypes.

Almost any engine with a capacity of 600 to 1100 hp could be installed on the D XXI. from. According to the assignment, the British air-cooled engine Bristol "Mercury" VI-S (645 hp) was supposed, but the designers worked on the installation of other modifications of the "Mercury", the star-shaped engines Bristol "Perseus" X, Wright R-1820 "Cyclone" , Pratt Whitney "Twin Wasp Junior", Hispano Suiza 14Ha, and in-line V-shaped Rolls-Royce "Kestrel" IV and Hispano Suiza 12 Ycrs. These motors had to rotate various two- and three-blade variable pitch propellers. The shift in the center of gravity with different engines was compensated for by changing the capacity of the front (in front of the cab) and rear (behind the cab) gas tanks. An additional tank could be placed in the left wing half. The project provided for the protection of all gas tanks.

We have prepared no less options for armament. "Colonial" D.XXI was supposed to carry one 7.92-mm FN-Browning machine gun in the fuselage (500 rounds of ammunition) and two of the same in the wing (300 rounds per barrel). In addition, there were at least six more schemes for placing two or four machine guns of 7.92 and 12.7 mm caliber on the fighter, or their combination with 20-mm Madsen cannons. "Oerlikon", "Hispano", including the assembly with the installation of a motor gun (on the Hispano Suiza 12Ycre motor). An even greater choice was provided for instruments, electrical and radio equipment.

A total of 139 aircraft were produced.



Fokker D.XXI-4 Specification
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 11.00
Wing area, m² 16.20
Length, m 8.20
Height, m 2.92
Powerplant
2×PE Pratt Whitney R-1535 Twin Wasp Junior, power, h.p. 1×1050
Weight, kg:
Empty weight 1,490
Loaded weight 2,050
Performance
Maximum speed, km/h 410
Cruising speed, km/h 334
Service range, km 880
Service ceiling, m 9,300

Weapons . Two 7.69-mm M.36 machine guns in the front of the fuselage with 500 rounds of ammunition per barrel and two M.36 machine guns with 300 rounds of ammunition per barrel.

Photo Description
Drawing Fokker D.XXI Danish Air Force

Drawing Fokker D.XXI Danish Air Force

Fokker D.XXI prototype 4

Fokker D.XXI prototype 4

Aircraft Modifications

  • D.XXI-1 . With 645 hp PD Bristol Mercury VI-S. Single-seat low-wing fighter, prototype; two were assembled for the Danish Air Force.
  • D.XXI-2 . 1937, with 760 hp PD Bristol Mercury VIII. Option for the Dutch and Finnish Air Forces.
  • D.XXI (1938) . With the Soviet M-25 engine. Spanish version.
  • D.XXI (1939-40) . With 760 hp PD Bristol Mercury VIII. Danish licensed model, 10 built. Carrying 20mm Madsen underwing cannons.
  • D.XXI-3 . With 760 hp PD Bristol Mercury VIII. Option with armament in drop-shaped fairings, 38 units were built in 1939. for Finland.
  • D.XXI-E1 . With 760 hp PD Bristol Mercury VIII. An experimental version with a pronounced narrowing of the wing towards the end.
  • D.XXI-4 . 1941 year. with 1050-hp PD Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior. Delivered 50 pieces, ammunition from the fuselage moved to the wing.
  • D.XXI-5 . 1944, with 920 hp Bristol Pegasus X. The last batch of five Finnish cars.

Bibliography

  • Fokker D.XXI / World of Aviation. Vladimir Kotelnikov. /
  • "Flying Dutchmen" / Wings of the Motherland. Sergey Ivannikov. /

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Нидерланды Fokker D.XXI Fokker D.XXIII Fokker G.I Fokker T.V Боевое применение Fokker D.XXI Fokker G.I Fokker T.V

Fokker D.XXI

Истребитель

Fokker

Fokker D.XXI

Fokker D.XXI - одномоторный одноместный истребитель, свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной пилота. Разработан под руководством Иржи Шацки на заводе компании Fokker, первый полёт 27 марта 1936 года. Эксплуатировался в ВВС Нидерландов, Финляндии и Дании.

Конструкция. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава "электон", а в задней - обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней - эллиптическое. Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.

Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них - кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из "электона" а дальше - из фанеры, пропитанной бакелитовой смолой. Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону. На элеронах стояли флеттнеры.

Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном. Стабилизатор снизу поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота - флеттнер.

Шасси основного ("колониального") варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы. Разработали и вариант с убирающимся шасси (с гидроприводом) - стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин. Для колеса предусматривался каплевидный обтекатель, но смонтировали его лишь на одном из опытных образцов.

На D XXI мог устанавливаться практически любой двигатель мощностью от 600 до 1100 л. с. По заданию предполагался английский мотор воздушного охлаждения Bristol "Mercury" VI-S (645 л. с.), но конструкторы проработали установку на самолет и других модификаций "Mercury", звеэдообразных двигателей Bristol "Perseus" X, Wright R-1820 "Cyclone", Pratt Whitney "Twin Wasp Junior", Hispano Suiza 14На, а также рядных V образных Rolls-Royce "Kestrel" IV и Hispano Suiza 12 Ycrs. Эти моторы должны были вращать различные двух- и трехлопастные винты изменяемого шага. Смещение центра тяжести при разных двигателях компенсировалось изменением емкости переднего (перед кабиной) и заднего (за кабиной) бензобаков. Дополнительный бак можно было разместить в левом полукрыле. Проектом предусматривалось протектирование всех бензобаков.

Не меньше вариантов подготовили по вооружению. "Колониальный" D.XXI должен был нести один 7,92-мм пулемет FN-Browning в фюзеляже (боезапас 500 патронов) и два таких же в крыле (300 патронов на ствол). Помимо того, существовало еще по крайней мере шесть схем размещения на истребителе двух-четырех пулеметов калибра 7,92 и 12,7 мм или сочетания их с 20-мм пушками "Madsen". "Oerlikon", "Hispano", включая компоновку с установкой моторпушки (на моторе Hispano Suiza 12Ycre). Еще больший выбор обеспечивался по приборам, электро- и радиооборудованию.

Всего было произведено 139 самолетов.

Характеристики Fokker D.XXI-4
Экипаж 1 чел.
Размеры
Размах крыла, м 11,00
Площадь крыла, м² 16,20
Длина самолета, м 8,20
Высота самолета, м 2,92
Силовая установка
2×ПД Pratt Whitney R-1535 Twin Wasp Junior, мощностью, л.с. 1×1050
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1490
Нормальная взлетная 2050
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 410
Крейсерская скорость, км/ч 334
Практическая дальность, км 880
Практический потолок, м 9300

Вооружение. Два 7,69-мм пулемета М.36 в передней части фюзеляжа с боекомплектом по 500 патронов на ствол и два кpыльевых пулемета М.36 с боекомплектом по 300 патронов на ствол.

Фото Описание

Схема Fokker D.XXI ВВС Дании

Fokker D.XXI прототип 4

Модификации самолета

  • D.XXI-1. С 645-сильным ПД Bristol Mercury VI-S. Одноместный истребитель-низкоплан, прототип; два собраны для ВВС Дании.
  • D.XXI-2. 1937 года, с 760 л.с. ПД Bristol Mercury VIII. Вариант для ВВС Голландии и Финляндии.
  • D.XXI (1938 г.). С советским двигателем М-25. Испанский вариант.
  • D.XXI (1939-40 г.г.). С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Датская лицензиозная модель, построено 10 шт. Нёс 20-мм подкрыльевые пушки Madsen.
  • D.XXI-3. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Вариант с вооpужением в каплеобразных обтекателях, в 1939 построено 38 шт. для Финляндии.
  • D.XXI-E1. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Экспериментальный вариант с резко выраженным сужением крыла к концу.
  • D.XXI-4. 1941 год. с 1050-сильным ПД Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior. Поставлено 50 шт., вооpужение из фюзеляжа перенесено в кpыло.
  • D.XXI-5. 1944 год, с 920-сильным ПД Bristol Pegasus X. Последняя партия из пяти финских машин.

Подробно

Источники

  • Фоккер D.XXI /Мир Авиации. Владимир Котельников./
  • "Летучие голландцы" /Крылья Родины. Сергей Иванников./
Франция R C A F R A A F R N Z A F Нидерланды Италия Румыния Аргентина Фото и схемы

©AirPages
2003-