Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Нидерланды Fokker D.XXI Fokker D.XXIII Fokker G.I Fokker T.V Боевое применение Fokker D.XXI Fokker G.I Fokker T.V

Fokker D.XXI

Истребитель

Fokker

Fokker D.XXI

Fokker D.XXI - одномоторный одноместный истребитель, свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной пилота. Разработан под руководством Иржи Шацки на заводе компании Fokker, первый полёт 27 марта 1936 года. Эксплуатировался в ВВС Нидерландов, Финляндии и Дании.

Конструкция. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава "электон", а в задней - обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней - эллиптическое. Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.

Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них - кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из "электона" а дальше - из фанеры, пропитанной бакелитовой смолой. Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону. На элеронах стояли флеттнеры.

Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном. Стабилизатор снизу поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота - флеттнер.

Шасси основного ("колониального") варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы. Разработали и вариант с убирающимся шасси (с гидроприводом) - стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин. Для колеса предусматривался каплевидный обтекатель, но смонтировали его лишь на одном из опытных образцов.

На D XXI мог устанавливаться практически любой двигатель мощностью от 600 до 1100 л. с. По заданию предполагался английский мотор воздушного охлаждения Bristol "Mercury" VI-S (645 л. с.), но конструкторы проработали установку на самолет и других модификаций "Mercury", звеэдообразных двигателей Bristol "Perseus" X, Wright R-1820 "Cyclone", Pratt Whitney "Twin Wasp Junior", Hispano Suiza 14На, а также рядных V образных Rolls-Royce "Kestrel" IV и Hispano Suiza 12 Ycrs. Эти моторы должны были вращать различные двух- и трехлопастные винты изменяемого шага. Смещение центра тяжести при разных двигателях компенсировалось изменением емкости переднего (перед кабиной) и заднего (за кабиной) бензобаков. Дополнительный бак можно было разместить в левом полукрыле. Проектом предусматривалось протектирование всех бензобаков.

Не меньше вариантов подготовили по вооружению. "Колониальный" D.XXI должен был нести один 7,92-мм пулемет FN-Browning в фюзеляже (боезапас 500 патронов) и два таких же в крыле (300 патронов на ствол). Помимо того, существовало еще по крайней мере шесть схем размещения на истребителе двух-четырех пулеметов калибра 7,92 и 12,7 мм или сочетания их с 20-мм пушками "Madsen". "Oerlikon", "Hispano", включая компоновку с установкой моторпушки (на моторе Hispano Suiza 12Ycre). Еще больший выбор обеспечивался по приборам, электро- и радиооборудованию.

Всего было произведено 139 самолетов.

Характеристики Fokker D.XXI-4
Экипаж 1 чел.
Размеры
Размах крыла, м 11,00
Площадь крыла, м² 16,20
Длина самолета, м 8,20
Высота самолета, м 2,92
Силовая установка
2×ПД Pratt Whitney R-1535 Twin Wasp Junior, мощностью, л.с. 1×1050
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1490
Нормальная взлетная 2050
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 410
Крейсерская скорость, км/ч 334
Практическая дальность, км 880
Практический потолок, м 9300

Вооружение. Два 7,69-мм пулемета М.36 в передней части фюзеляжа с боекомплектом по 500 патронов на ствол и два кpыльевых пулемета М.36 с боекомплектом по 300 патронов на ствол.

Фото Описание

Схема Fokker D.XXI ВВС Дании

Fokker D.XXI прототип 4

Модификации самолета

  • D.XXI-1. С 645-сильным ПД Bristol Mercury VI-S. Одноместный истребитель-низкоплан, прототип; два собраны для ВВС Дании.
  • D.XXI-2. 1937 года, с 760 л.с. ПД Bristol Mercury VIII. Вариант для ВВС Голландии и Финляндии.
  • D.XXI (1938 г.). С советским двигателем М-25. Испанский вариант.
  • D.XXI (1939-40 г.г.). С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Датская лицензиозная модель, построено 10 шт. Нёс 20-мм подкрыльевые пушки Madsen.
  • D.XXI-3. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Вариант с вооpужением в каплеобразных обтекателях, в 1939 построено 38 шт. для Финляндии.
  • D.XXI-E1. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Экспериментальный вариант с резко выраженным сужением крыла к концу.
  • D.XXI-4. 1941 год. с 1050-сильным ПД Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior. Поставлено 50 шт., вооpужение из фюзеляжа перенесено в кpыло.
  • D.XXI-5. 1944 год, с 920-сильным ПД Bristol Pegasus X. Последняя партия из пяти финских машин.

Подробно

Источники

  • Фоккер D.XXI /Мир Авиации. Владимир Котельников./
  • "Летучие голландцы" /Крылья Родины. Сергей Иванников./
Франция R C A F R A A F R N Z A F Нидерланды Италия Румыния Аргентина Фото и схемы

©AirPages
2003-