Aviation of Word War II

Home Russian

D.510 "Dewoitine"I

Fighter

Fabrica Militar de Aviacion

D.510 Dewoitine

Dewoitine D.500 / D.510 is a family of single-seat French WW2 fighters with an open cockpit and fixed landing gear. The aircraft was developed at the Dewoitine design bureau under the leadership of Emile Dewoitine.

The first of the two prototypes took off on August 14, 1934. The aircraft had a more powerful Hispano-Suiza 12crs engine with a three-bladed propeller, on the previous modifications a two-bladed propeller was used, the letter "c" in the engine designation indicated that the engine was cannon, i.e. adapted to mount a cannon firing through the propeller hub. A larger radiator was used, and the fuel supply was increased.

D.510 was the first in France to cross the 400 km / h. Insufficient directional stability forced to increase the area of ​​the keel, which became larger in area than that of the D.500.

The first batch of 25 aircraft was ordered in May 1936, the entire French Air Force from 1936 to September 1937 received 88 aircraft, taking into account prototypes and export vehicles, 120 aircraft were built.

D.520 C1 Specification
Crew 1
Dimensions.
Wing span 12.09 m (39 ft 8 in)
Wing area 16.50 m² (177.61 ft²)
Length 7.94 m (26 ft 1 in)
Height 2.42 m (7 ft 11 in)
Powerplant
1 x Hispano-Suiza 12Ycrs V12 engine 640 kW (860 hp)
Weight, kg:
Empty weight 1,496 kg (3,298 lb)
Loaded weight 1,929 kg (4,253 lb)
Performance.
Maximum speed at altitude, at 5,000 m (16,405 ft), km/h 402 km/h (217 kn, 250 mph)
Rate of climb 14.85 m/s (9,600 ft/min)
Time to altitude 1.32 min to 1000 m (3,280 ft)
Service ceiling 11,000 m (36,090 ft)
Service range 700 km (380 nmi, 435 mi)
Wing loading 117 kg/m² (23.9 lb/ft²)
Power/mass 330 W/kg (0.20 hp/lb)
Armament.
20 mm Hispano-Suiza HS.9 cannon, 60 rounds
7.5 mm (.295 in) MAC 1934 machine guns, 300 rpg
1
2

For the first time in combat, a fighter was used in December 1936 during the Spanish Civil War. The aircraft has also been in service with China since July 1938. From January 1939 he took part in the Sino-Japanese War. French fighters were limitedly used in the Strange War; during the Battle of France they were in service with individual air defense units.

One D.510R (the letter R meant that the aircraft was made for Russia) in September 1936, was received at the French airfield of Villacoublay by Soviet representatives. This aircraft was further tested at the Air Force Research Institute, see below its photo at the Chkalovskaya airfield. We were mainly interested in the French motor-gun, which had no analogues then. The HS 12 Ybrs, acquired in 1935 under license, did not have such a gun. This engine was produced in our country under the name M-100, its further development VK-103, VK-105PF and VK-107A were installed on all Yakovlev fighters and on the Petlyakov Pe-2 bomber.

Photo Description
Drawing D 510

Drawing D 510

The D-510R at 'Chkalovskaya' airfield in the USSR

The D-510R at 'Chkalovskaya' airfield in the USSR

In the photo, to the left of the cockpit, you can see the Venturi tube, which is the source of pressure drop for powering the gyroscope in the direction indicator.

Variants

  • D.500 First production version with a Hispano-Suiza 12Xbrs engine with 515 kW (690 hp), it was armed with 2 x 7.7 mm (.303 in) Vickers machine guns or 2 x 7.5 mm (.295 in) Darne machine guns in the nose, provision for 2 x additional Darnes in the wings. 101 built.
  • D.501 Re-engined with a Hispano-Suiza 12Xcrs engine, it was armed with a 20 mm Hispano-Suiza S7 cannon between the engine cylinder banks firing through the propeller hub and 2 x wing-mounted machine guns. 157 built.
  • D.503 The sole D.511 prototype fitted with a 12Xcrs engine with a circular radiator in the nose, it had the same armament as the D.501. Its first flight was in 15 April 1935, it was found to perform worse than the D.500. The aircraft was briefly the personal mount of Rene Fonck.
  • D.510 Re-engined with Hispano-Suiza 12Ycrs producing 640 kW (860 hp), armed with a 20 mm Hispano cannon and 2 x 7.5 mm (.295 in) MAC 1934 machine guns in the wings. Its first flight was on 14 August 1934, 120 built.
  • D.511 Prototype with D.500 fuselage and tail, it had smaller wings, a cantilever undercarriage and a 12Ycrs engine. One prototype was built in 1934 but never flown; it was converted to the D.503.

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Франция Вооружение Br.691-695 D.510 D.520 LeO.451 MB.152 MS.406 Фото и схемы

D.510 "Dewoitine"

Истребитель

Dewoitine

Девуатин D.500/D.510 (французское написание Dewoitine D.500/D.510) — семейство одноместных французских истребителей Второй мировой войны с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Девуатин» под руководством Эмиля Девуатина (Emile Dewoitine).

Первый из двух прототипов взлетел 14 августа 1934 года. Самолет имел более мощный двигатель Hispano-Suiza 12crs («Испано Сюиза» HS 12crs выдавал 860 л.с. на высоте 4000 м, см. график по ссылке) с трехлопастным винтом, на прежних модификациях применялся двухлопастной, буква "с" в обозначении двигателя указывала, что что мотор пушечный, т.е. приспособленный для установки пушки, стреляющей через втулку воздушного винта. Применен радиатор большего размера, увеличен запас топлива.

D.510 первым во Франции преодолел рубеж 400 км/ч. Недостаточная путевая устойчивость вынудила увеличить площадь киля, который по площади стал больше, чем у D.500.

Первая партия из 25 самолетов заказана в мае 1936 года, всего ВВС Франции с ииля 1936 года по сентябрь 1937-го получили 88 самолетов, с учетом прототипов и экспортных машин было построено 120 самолетов.

Впервые в боевых действиях истребитель использовался в декабре 1936 года во время Гражданской войны в Испании. Самолет также состоял на вооружении в Китае с июля 1938 года. С января 1939 года участвовал в Японо-китайской войне. Французские истребители ограниченно использовались в Странной войне, во время Битвы за Францию находились на вооружении отдельных подразделений ПВО.

Один D.510R (Буква R означала, что самолет изготовлен для России) в сентябре 1936 года приняли на франзузском аэродроме Виллакублэ советские представители. Этот самолет в дальнейшем испытывался в НИИ ВВС, смотри ниже его фото на аэродроме "Чкаловская". Нас в основном интересовала французская мотор-пушка, аналогов у которой тогда не было. Приобретенный в 1935 году по лицензии HS 12 Ybrs такой пушки не имел. Это двигатель выпускался у нас под наименованием М-100, в дальнейшем его его развитие ВК-103, ВК-105ПФ и ВК-107А устанавливались на всех истребителях Яковлева и на бомбардировщике Петлякова Пе-2.

На фото, слева от кабины можно видеть трубку Вентури, являющуюся источником перепада давлений для питания гироскопа в указателе поворота.

Характеристики D.520 C1
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12,09
Полощадь крыла, м² 16,5
Длина самолета, м 7,7
Высота самолета, м 2,42
Двигатель.
12-цилиндровый V-образный двигатель Hispano-Suiza 12crs, л.с. 860 л.с. (640 кВт)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1422
Нормальная взлётная 1929
Нагрузка на крыло 117 кг/м²
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000 м 402
Крейсерская скорость, км/ч 332
Скороподъемность, м/с 14,85
Время подъема на высоту 1000 м 1,32 мин
Практический потолок, м 11000
Дальность полета, км 860
Вооружение
1х20-мм пушка Hispano-Suiza HS.9
2х7,5-мм пулемета МАС 1934 в крыле
 
Девуатин D-510R на аэродроме 'Чкаловская'

Основные модификации

  • D.500C1 - двигатель HS 12Xbrs (690 л.с). Вооружение - 4 пулемета (2 синхронных «Виккерс» и 2 крыльевых «Дарн»; боекомплект - 300 патронов на ствол). Фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-й машины вместо «дарнов» устанавливались новые 7,5-мм пулеметы MAC 1934. Выпуск начался в ноябре 1934 г. Построена 101 машина (включая экспортные).
  • D.500V - экспортная модификация для Венесуэлы. В июле 1935 г. заказано 3 машины.
  • D.501C1 - первый серийный истребитель с пушечным вооружением. Двигатель HS 12Xcrs (690 л.с). Вооружение - 1 20-мм мотор-пушка HS S7 или HS S9 (боекомплект 60 снарядов), 2 7,5-мм крыльевых пулемета «Дарн». Выпущено 157 самолетов (включая экспортные).
  • D.501L - вариант для Литвы. Поставлено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
  • D.510C1 - двигатель HS 12Ycrs (860 л.с.) с трехлопастным винтом. Применен радиатор большего размера, увеличен запас топлива. Вооружение аналогично D.501C1, пулеметы - «Дарн» или MAC 1934.
  • D.510C - вариант для ВВС Китая. Поставлено 24 самолета.

На основе D.500 построили несколько опытных истребителей, серийно не строившихся:

  • D.511 - вариант, унаследовавший от D.500 фюзеляж и хвостовое оперение, но с крылом уменьшенного размаха и двигателем HS 12Ycrs. Прототип был построен, но в полете не испытывался и впоследствии переделан в D.503.
  • D.503 - двигатель HS 12Xcrs, вооружение аналогично D.501. Испытывался с 15 апреля 1935 г.
  • D.513 - глубокая модернизация D.510 с закрытой кабиной, бесподкосным шасси, двигателем и вооружением, аналогичным исходному образцу. Прототип был облетан 6 января 1935 г., но проиграл конкурс самолету MS.406.

Не были воплощены в металл многочисленные варианты D.500: поплавковый гидроистребитель HD.502, D.504, предназначавшийся для испытаний парашютов (со специальным отсеком, из которого сбрасывался манекен с парашютом), D.505 с мотором «Лоррэн» LD 12Н «Петрел» (720 л.с), D.506 с «Фарманом» 12Wi (650 л.с), а также пять проектов с моторами воздушного охлаждения - D.507 с HS 14На (1000 л.с), D.508 с GR 14Kes (880 л.с), D.508bis с американским «Райтом» SR1820-F3 (710 л.с.) и D.509 с HS 14Hb (670 л.с).

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Французские истребители Второй мировой" /Андрей Харук/

©AirPages
2003-