Авиация Второй мировой

Home English

D.510

Истребитель

Dewoitine

D.510 Dewoitine

Девуатин D.500/D.510 (французское написание Dewoitine D.500/D.510) — семейство одноместных французских истребителей Второй мировой войны с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Девуатин» под руководством Эмиля Девуатина (Emile Dewoitine).

Первый из двух прототипов взлетел 14 августа 1934 года. Самолет имел более мощный двигатель Hispano-Suiza 12crs («Испано Сюиза» HS 12crs выдавал 860 л.с. на высоте 4000 м, см. график по ссылке) с трехлопастным винтом, на прежних модификациях применялся двухлопастной, буква "с" в обозначении двигателя указывала, что что мотор пушечный, т.е. приспособленный для установки пушки, стреляющей через втулку воздушного винта. Применен радиатор большего размера, увеличен запас топлива.

D.510 первым во Франции преодолел рубеж 400 км/ч. Недостаточная путевая устойчивость вынудила увеличить площадь киля, который по площади стал больше, чем у D.500.

Первая партия из 25 самолетов заказана в мае 1936 года, всего ВВС Франции с ииля 1936 года по сентябрь 1937-го получили 88 самолетов, с учетом прототипов и экспортных машин было построено 120 самолетов.

Впервые в боевых действиях истребитель использовался в декабре 1936 года во время Гражданской войны в Испании. Самолет также состоял на вооружении в Китае с июля 1938 года. С января 1939 года участвовал в Японо-китайской войне. Французские истребители ограниченно использовались в Странной войне, во время Битвы за Францию находились на вооружении отдельных подразделений ПВО.

Один D.510R (Буква R означала, что самолет изготовлен для России) в сентябре 1936 года приняли на франзузском аэродроме Виллакублэ советские представители. Этот самолет в дальнейшем испытывался в НИИ ВВС, смотри ниже его фото на аэродроме "Чкаловская". Нас в основном интересовала французская мотор-пушка, аналогов у которой тогда не было. Приобретенный в 1935 году по лицензии HS 12 Ybrs такой пушки не имел. Это двигатель выпускался у нас под наименованием М-100, в дальнейшем его его развитие ВК-103, ВК-105ПФ и ВК-107А устанавливались на всех истребителях Яковлева и на бомбардировщике Петлякова Пе-2.

На фото, слева от кабины можно видеть трубку Вентури, являющуюся источником перепада давлений для питания гироскопа в указателе поворота.


Характеристики D.520 C1
Экипаж 1 чел.
Размеры
Размах крыла, м 12,09
Полощадь крыла, м² 16,5
Длина самолета, м 7,7
Высота самолета, м 2,42
Силовая установка
12-цилиндровый V-образный двигатель Hispano-Suiza 12crs, л.с. 860 л.с. (640 кВт)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1422
Нормальная взлётная 1929
Нагрузка на крыло 117 кг/м²
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000 м 402
Крейсерская скорость, км/ч 332
Скороподъемность, м/с 14,85
Время подъема на высоту 1000 м 1,32 мин
Практический потолок, м 11000
Дальность полета, км 860
Вооружение
1х20-мм пушка Hispano-Suiza HS.9
2х7,5-мм пулемета МАС 1934 в крыле
 
Девуатин D-510R на аэродроме 'Чкаловская'

Основные модификации

  • D.500C1 - двигатель HS 12Xbrs (690 л.с). Вооружение - 4 пулемета (2 синхронных «Виккерс» и 2 крыльевых «Дарн»; боекомплект - 300 патронов на ствол). Фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-й машины вместо «дарнов» устанавливались новые 7,5-мм пулеметы MAC 1934. Выпуск начался в ноябре 1934 г. Построена 101 машина (включая экспортные).
  • D.500V - экспортная модификация для Венесуэлы. В июле 1935 г. заказано 3 машины.
  • D.501C1 - первый серийный истребитель с пушечным вооружением. Двигатель HS 12Xcrs (690 л.с). Вооружение - 1 20-мм мотор-пушка HS S7 или HS S9 (боекомплект 60 снарядов), 2 7,5-мм крыльевых пулемета «Дарн». Выпущено 157 самолетов (включая экспортные).
  • D.501L - вариант для Литвы. Поставлено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
  • D.510C1 - двигатель HS 12Ycrs (860 л.с.) с трехлопастным винтом. Применен радиатор большего размера, увеличен запас топлива. Вооружение аналогично D.501C1, пулеметы - «Дарн» или MAC 1934.
  • D.510C - вариант для ВВС Китая. Поставлено 24 самолета.

На основе D.500 построили несколько опытных истребителей, серийно не строившихся:

  • D.511 - вариант, унаследовавший от D.500 фюзеляж и хвостовое оперение, но с крылом уменьшенного размаха и двигателем HS 12Ycrs. Прототип был построен, но в полете не испытывался и впоследствии переделан в D.503.
  • D.503 - двигатель HS 12Xcrs, вооружение аналогично D.501. Испытывался с 15 апреля 1935 г.
  • D.513 - глубокая модернизация D.510 с закрытой кабиной, бесподкосным шасси, двигателем и вооружением, аналогичным исходному образцу. Прототип был облетан 6 января 1935 г., но проиграл конкурс самолету MS.406.

Не были воплощены в металл многочисленные варианты D.500: поплавковый гидроистребитель HD.502, D.504, предназначавшийся для испытаний парашютов (со специальным отсеком, из которого сбрасывался манекен с парашютом), D.505 с мотором «Лоррэн» LD 12Н «Петрел» (720 л.с), D.506 с «Фарманом» 12Wi (650 л.с), а также пять проектов с моторами воздушного охлаждения - D.507 с HS 14На (1000 л.с), D.508 с GR 14Kes (880 л.с), D.508bis с американским «Райтом» SR1820-F3 (710 л.с.) и D.509 с HS 14Hb (670 л.с).

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Французские истребители Второй мировой" /Андрей Харук/