Aviation of Word War II

Home Russian

CR.42 "Falco"

Fighter

Fiat

CR.42 Falco

Fiat CR.42 "Falco" ("falcon or hawk") was the last Italian biplane fighter. The prototype was flown in January 1939, and the aircraft began to arrive in May 1939.

Although aerial combat in Spain showed the advantage of monoplane fighters, many in the Italian Air Force believed that biplanes with more powerful engines would continue to hold a firm footing in fighter aircraft due to their superior maneuverability and cheap design. Not the least role was played by the fear of combat pilots to retrain for high-speed vehicles with various technical innovations, including retractable landing gear and a closed cockpit canopy. Therefore, the engineers of Fiat, who were developing a new biplane fighter under the leadership of chief designer Celestine Rosatelli, had every chance of receiving a lucrative order from the government if they were successful.

After unsuccessful attempts to modernize the Fiat CR.32, the design bureau staff created an almost new aircraft, distinguished by its graceful forms and relatively low weight. The wings of a one-and-a-half-plane of a mixed design were interconnected by two pairs of struts on each side and consisted of metal spars, ribs and linen sheathing. The metal frame of the oval fuselage was sheathed with light duralumin sheets, with the exception of the section between the cockpit and the tail, covered with a canvas. The cantilever horizontal tail and the keel were all-metal - only the rudder frames carried linen skin. Fiat A.74 R.C. radial engine 38 with a capacity of 840 hp. located under a cylindrical streamlined hood. The strut main struts of the non-retractable landing gear were also covered with profiled, and the wheels - with drop-shaped fairings. Even the tailwheel had a fairing. The fighter's armament initially consisted of one 12.7 mm Breda-SAFAT machine gun and one 7.7 mm machine gun placed under the engine hood. However, later, two synchronized 12.7 mm machine guns were installed on all aircraft.

A prototype of the Fiat CR.42 Falco fighter first took to the air on May 23, 1938, and the following month the firm received an order for 200 production aircraft of this type. The significance of the figure is evidenced by the fact that the later signed contract for the production of MC.200 monoplane fighters included only 99 machines!


FIAT | CR.25 | CR.32 | CR.42 | G.50 | G.55 | G.56 | Br.20 | RS.14 | G.12 | G.18 |


CR.42 Specification
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 9.7
Wing area, m² 3.05
Length, m 8.25
Hight, m 3.35
Powerplant
Fiat A-74RC38 840 hp
Weight, kg:
Empty weight 1780
Gross weight 2295
Performance
Maximum speed at altitude 6000m, km/h 440
Time to altitude 6000m, min 9.0
Service ceiling, m 10100
Service range, km 780
Armament
2 х 12.7mm Breda SAFAT machine guns 2

By the beginning of World War II, Italian fighter aircraft had 292 CR.32, 143 CR.42, 29 MS.200, 19 G.50 and 31 Ro.44 aircraft in the first line. Thus, the state of Reggia Aeronautics left much to be desired, since the majority of fighters were already outdated, and the rest were on the verge of obsolescence.

The main disadvantages of all these aircraft were low-power radial motors and weak armament, since the Breda-SAFAT machine guns had a low rate of fire and a low muzzle velocity. Entering the war on June 10, 1940, the Italians strengthened their air force, but the fighter units were still based on the Fiat CR.32 and CR.42 biplanes. The latter were part of the 3rd, 53rd and 54th regiments in the metropolis, the 13th group in Libya, as well as two squadrons in East Africa. In total, the listed units had about 330 Falco fighters.

"Falco" were also used to attack ground targets. To increase the aircraft's firepower, the CR.42ter was fitted with two additional 12.7 mm machine guns in the root of the lower wing. The Fiat factories switched to the production of a special fighter-bomber CR.42AS, designed for operations in the desert and equipped with a sand filter and a reinforced lower wing with suspensions for two 100-kg bombs.

In Italy, CR.42CN with flame arresters on the exhaust pipes and floodlights on external suspension served in the units of night fighters. There was also an extended-range Falco variant, the CR.42geo, capable of escorting bombers over the Mediterranean.

Fiat CR.42 fighters were also in service with the Belgian Air Force (34 [40] aircraft delivered), Hungary (68 [96]) and Sweden (72 [90]). The Belgian Falco was almost all lost in the early days of the German offensive in the West. Two Hungarian squadrons equipped with CR.42s took part in the battles on the Eastern Front. Squadron 2/3, which made its first combat sortie on June 27, 1941, departed home in mid-July, having chalked up five shot down Soviet aircraft at the cost of two of its own. She was replaced by squadron 1/3, the most effective battle of which took place on 12 August. Six Fiats together with five Re.2000s accompanied the Sa.135 bombers in the raid on Nikolaev, and after a fight with I-16 fighters, Hungarian pilots reported eight air victories. Although the Falco was somewhat inferior to the I-16 in speed, they were superior to the Soviet aircraft in maneuverability, especially in bend battles. Until mid-November 1941, the pilots of the Fiats of squadron 1/3 made 447 sorties and reported 17 downed aircraft.

In anticipation of winter, the Falco biplanes were deployed to Hungary, as their operation in rainy and cold conditions was very difficult due to the flaking of the linen sheathing from the frame, contamination of machine guns and poor engine performance.

In total, 1784 CR.42 of all modifications were built before the beginning of 1942. CR.42AS is a modification of a fighter-bomber adapted to deliver assault strikes. CR.42N is a night fighter. In 1940, the CR.42B modification appeared - with two floats and a DB601 engine. However, this seaplane did not go into production.

Armament: CR.42 one 7.7mm Breda SAFAT machine gun and one 12.7mm Breda SAFAT machine gun mounted above the engine, synchronized with the propeller.

CR.42ter N and AS two 12.7 mm machine guns (provided for the installation of two 7.7 mm or 12.7 mm machine guns in the root of the lower wing).

Photo Description
Drawing FIAT CR.42

Drawing FIAT CR.42

The Cr.42 'Falco' at 1943.

The Cr.42 "Falco" at 1943.

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "50 best fighters of World War II" /Gennadiy Kornukhin/
  • "Fighters Aviation of Italy " /Totnado, 1997/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Италия B.R.20 P.108 S.M.79 S.M.82 S.M.84 C.R.32 C.R.42 G.50 M.C.202 M.C.205 Re.2000 Z.506 Фото и схемы Боевое применение Джулио Дуэ Reggiane

CR.42 "Falco"

Истребитель

Fiat

Fiat CR-42 из состава 85 Sqdr 18 Gruppo Regia Aeronautica, Бельгия, осень 1940 © Михаил Быков

Fiat CR-42 из состава 85 Sqdr 18 Gruppo Regia Aeronautica, Бельгия, осень 1940 г.

Fiat CR.42 "Falco" ("сокол или ястреб") - был последним итальянским истребителем-бипланом. Прототип облетан в январе 1939 года, в части начал поступать в мае 1939 года.

Хотя воздушные бои в Испании показали преимущество истребителей-монопланов, многие специалисты итальянских ВВС считали, что бипланы с более мощными моторами и далее будут занимать прочное место в истребительной авиации благодаря своей превосходной маневренности и дешевизне конструкции. Не последнюю роль играло и опасение строевых пилотов переучиваться на скоростные машины с различными техническими новшествами, в том числе убирающимся шасси и закрытым фонарем кабины. Поэтому инженеры фирмы «Фиат», разрабатывавшие под руководством главного конструктора Целестине Розателли новый истребитель-биплан, имели все шансы на получение выгодного заказа от правительства в случае своего успеха.

После безуспешных попыток модернизации Фиата CR.32 сотрудники КБ создали практически новый самолет, отличающийся изяществом форм и сравнительно небольшим весом. Крылья полутораплана смешанной конструкции соединялись между собой двумя парами подкосов с каждой стороны и состояли из металлических лонжеронов, нервюр и полотняной обшивки. Металлический каркас фюзеляжа овального сечения обшивался легкими дюралевыми листами, за исключением секции между кабиной пилота и оперением, покрытой полотном. Свободнонесущее горизонтальное оперение и киль были цельнометаллическими -только каркасы рулей несли полотняную обшивку. Звездообразный двигатель Фиат А.74 R.C. 38 мощностью 840 л.с. располагался под цилиндрическим обтекаемым капотом. Подкосные главные стойки неубирающегося шасси также прикрывались профилированными, а колеса - каплевидными обтекателями. Даже хвостовое колесо имело обтекатель. Вооружение истребителя вначале составляли один 12,7-мм пулемет Бреда-SAFAT и один 7,7-мм, размещенные под капотом мотора. Однако позднее на всех самолетах установили два синхронизированных пулемета калибра 12,7 мм.

Опытный экземпляр истребителя Фиат CR.42 «Фалько» впервые поднялся в воздух 23 мая 1938 года, а уже в следующем месяце фирма получила заказ на изготовление 200 серийных самолетов этого типа. О значительности цифры говорит тот факт, что позднее подписанный контракт на выпуск истребителей-монопланов МС.200 включал только 99 машин!

К началу Второй мировой войны истребительная авиация Италии имела в первой линии 292 самолета CR.32, 143 CR.42, 29 МС.200, 19 G.50 и 31 Ro.44. Таким образом, состояние Реджиа Аэронаутика оставляло желать лучшего, так как преобладающее количество истребителей уже устарело, а остальные находились на грани устаревания.

Основными недостатками всех этих самолетов были маломощные звездообразные моторы и слабое вооружение, поскольку пулеметы Бреда-SAFAT обладали низкой скорострельностью и малой начальной скоростью пули. Вступая в войну 10 июня 1940 года, итальянцы усилили свои ВВС, однако в истребительных подразделениях по-прежнему основу составляли бипланы Фиат CR.32 и CR.42. Последние входили в состав 3, 53 и 54-го полков в метрополии, 13-й группы в Ливии, а также двух эскадрилий в Восточной Африке. Всего в перечисленных подразделениях имелось около 330 истребителей «Фалько».

«Фалько» применялись и для штурмовки наземных целей. Для увеличения огневой мощи самолета на CR.42ter установили в корневой части нижнего крыла два дополнительных 12,7-мм пулемета. Заводы фирмы «Фиат» перешли на выпуск специального истребителя-бомбардировщика CR.42AS, предназначенного для действий в пустыне и оборудованного противопесочным фильтром и усиленным нижним крылом с подвесками для двух 100-кг бомб.

В Италии CR.42CN с пламегасителями на выхлопных патрубках и прожекторами на внешних подвесках служили в подразделениях ночных истребителей. Существовал и вариант «Фалько» с увеличенной дальностью полета, CR.42geo, способный сопровождать бомбардировщики над Средиземным морем.

Истребители Фиат CR.42 состояли также на вооружении ВВС Бельгии (поставлено 34[40] самолета), Венгрии (68[96]) и Швеции (72[90]). Бельгийские «Фалько» практически все были потеряны в первые дни немецкого наступления на Западе. Две венгерские эскадрильи, оснащенные CR.42, приняли участие в боях на Восточном фронте. Эскадрилья 2/3, совершившая первый боевой вылет 27 июня 1941 года, убыла на родину в середине июля, записав на свой счет пять сбитых советских самолетов ценой двух своих. Ее сменила эскадрилья 1/3, наиболее результативный бой которой состоялся 12 августа. Шесть «Фиатов» совместно с пятью Re.2000 сопровождали бомбардировщики Са.135 в налете на Николаев, и после схватки с истребителями И-16 венгерские летчики доложили о восьми воздушных победах. Хотя «Фалько» несколько уступали И-16 в скорости, зато они превосходили советские самолеты в маневренности, особенно в боях на виражах. До середины ноября 1941 года пилоты «Фиатов» эскадрильи 1/3 совершили 447 боевых вылетов и заявили о 17 сбитых самолетах. В преддверии зимы бипланы «Фалько» были переброшены в Венгрию, так как их эксплуатация в условиях дождей и холодов весьма затруднялась вследствие отслаивания полотняной обшивки от каркаса, загрязнения пулеметов и плохой работы двигателей.

Всего до начала 1942 года было построено 1784 CR.42 всех модификаций. CR.42AS - модификация истребителя-бомбардировщика приспособленная для нанесения штурмовых ударов. CR.42N - ночной истребитель. В 1940 году появилась модификация CR.42B - с двумя поплавками и двигателем DB601. Однако этот гидросамолет в серию не пошел.

Вооружение: CR.42 один 7.7-мм пулемет Breda SAFAT и один 12.7-мм пулемет Breda SAFAT, установленные над двигателем, синхронизированные с винтом.

CR.42ter N и AS два 12.7-мм пулемета (предусматривалась установка двух 7.7-мм или 12.7-мм пулеметов в корневой части нижнего крыла).

Характеристики CR.42
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 9.7
Площадь крыла, м² 3.05
Длина самолета, м 8.25
Высота самолета, м 3.35
Двигатель.
Fiat A-74RC38 - 14-цилиндровый, двойная звезда 840 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1780
Максимальная взлетная 2295
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч 440
Время набора высоты 6000м, мин 9.0
Практический потолок, м 10100
Дальность полета, км 780
Вооружение
2х12.7-мм пулемет Breda SAFAT  

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Г.В. Корнюхин/
  • "Истребительная авиация Италии во Второй мировой войне " /Tornado 1997/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-