Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Италия Ba.65 Ba.88 B.R.20 Ca.135 Ca.311 Ca.314 Ca.316 F 4/5 P.108 Ro.57 RS.14 S.M.79 S.M.82 S.M.84 C.R.32 C.R.42 G.12 G.50 G.55 M.C.202 M.C.205 Re.2000 Z.501 Z.506 Z.1007 Z.1018 Фото и схемы Боевое применение Джулио Дуэ Reggiane

CR.32 "Chirri"

Истребитель

Fiat

Fiat CR-32, 410-я эскадрилья, Северо-восточная Африка, 1941 © Михаил Быков

Fiat CR-32, 410-я эскадрилья, Северо-восточная Африка, 1941 г.

Fiat CR.32 (Chirri) ("сверчок") - облетан в августе 1935 года. Главный инженер проекта - Челестино Розателли (Rosatelli). Аббревиатура CR означает Caccia Rosatelli - истребитель Розателли. CR.32 имел двигатель и общую схему как у прежнего CR.30 но был на 40 см короче своего предшественника и имел размах крыльев почти на 1 метр меньше. Благодаря этому удалось снизить массу самолета и повысить его скорость (на 25 км/ч) и маневренность. CR.32 экспортировался во многие страны мира: в Китай (отправлено 18, доставлено 9, участвовало в боевых действиях 6), в Венгрию (112), Аргентину, Парагвай (5) и Венесуэлу (9). Всего на экспорт отправлено 150 самолетов. 45 CR.32 находилось на вооружении австрийских ВВС (после аншлюса немцы продали их Венгрии). Fiat CR.32 был основным самолетом Итальянского Легиона и истребительных частей генерала Франко. В Испанию отправлено 377 CR.32, прозванных там за аббревиатуру "CR" Chirri -"сверчок".

На заводах Hispano Aviacion по лицензии изготовлено 100 CR.32 под испанским обозначением НА-132L Chirri.

Мотор: ФИАТ A.30RA V-образный, 12- цилиндровый жидкостного охлаждения, на номинальном режиме мощность 600 л.с., что в целом соответствовало сравнительно небольшой массе планера. Вращал он двухлопастный металлический винт ФИАТ, имевший два шага-большой и поменьше, но установить тот или иной режим можно было только на земле. Водяной и масляный радиаторы располагались за общим круглым воздухозаборником под носком картера.

Вооружение: Все первые CR.32 были вооружены парой 7.69-мм пулеметов, что оказалось явно недостаточным. На следующей модификации CR.32bis, сошедшей с конвейеров ФИАТа весной 1936-го, добавили еще два "Виккерса", установленных поверх нижнего крыла за пределами диска винта. Одновременно был установлен и усовершенствованный двигатель А.30RАbis. Он допускал трехминутный взлетный форсаж до 800 л.с. и отличался новым карбюратором и подшипниками. Меньший расход горючего позволил увеличить продолжительность полета на полчаса. В то же время увеличение веса на 120 кг и дополнительное сопротивление, создаваемое крыльевыми пулеметами, снизили максимальную скорость на 25 км/ч и ухудшили скороподъемность. Эта модификация продержалась в производстве до лета 1937-го, когда ее сменила новая - CR.32ter. В ходе серийного производства вооружение СR.32bis еще раз усилили, сменив фюзеляжные пулеметы на крупнокалиберные (12,7 мм) Бреда-SAFAT.

Боевое применение. 13 августа 1937 года в город Мелилья в Испанском Марокко прибыли 12 самолетов CR.32. В течение нескольких последующих дней первые семь истребителей, получивших испанские опознавательные знаки, под руководством капитана Винченцо Дегуаля (Degual) перебрались на аэродром Таблада в районе Севильи. Спустя три дня - 21 августа к передовому отряду присоединились остальные истребители, которые вместе с 9 бомбардировщиками SIAI Machetti S.81 составили авиаотряд Иностранного легиона (Aviacion del Tercio).

Испанцы называли итальянские машины "Chirri" ("сверчок"), обыгрывая аббревиатуру "CR." в названии истребителя. Впервые истребители приняли бой 20 августа. В тот день лейтенант Чеккерелли (Ceccherelli) сбил над Севильей "Испано-Ньюпорт 52", а сержант Маджистрини (Magistrini) - "Девуатен D 372" над Гуадисом.

31 августа над Оропресой в районе Мадрида 3 CR.32 приняли бой с тремя республиканскими D 372 из эскадрильи "Espaca". Этот бой оказался роковым для итальянцев - два самолета, пилотированные лейтенантом Монико (Monico) и сержантом Кастелляни (Castellani), были сбиты, а третий самолет получил повреждения и разбился при посадке.

7 сентября 19 CR.32 из Aviation del Tercio были разделены между двумя эскадрильями: 1-й (командир - капитан Дегуаль) и 2-й (командир - капитан Данте Оливера (Olivera)).

Командир легиона - подполковник Бономи (Bonomi) - сначала приказывал своим подчиненным патрулировать воздушное пространство вдоль линии фронта малыми группами, но превосходство республиканцев в воздухе было столь велико, что вскоре от индивидуальных полетов отказались и в воздух одновременно поднималось не менее шести, а обычно восемь или двенадцать, истребителей.

Основной задачей итальянских истребителей было прикрывать бомбардировщики. Обычно три истребителя летели рядом, а остальные машины кружили на высоте 1000 метров над бомбардировщиками.

Для обороны Мадрида республиканцы привлекли около двадцати D-372 и пять "Луар 46". По своим характеристикам республиканские самолеты практически не уступали итальянцам ("Девуатен" развивал скорость до 405 км/ч, а "Луар" - до 410 км/ч), но по мощности вооружения и боекомплекту республиканские самолеты значительно уступали итальянским. Кроме того, республиканские летчики-добровольцы по уровню подготовки не могли равняться с итальянскими кадровыми пилотами.

Сражавшийся на стороне республиканцев американский ас Дерек Дикинсон (Dickinson) получил известность благодаря своим рассказам о том, что ему довелось сразиться в испанском небе с сыном Муссолини - Бруно. Однако Дикинсон не учел трех моментов: во-первых Бруно Муссолини летал на бомбардировщике, во-вторых, воевал в другое время, чем сам Дикинсон, и, в-третьих, самолет Fiat G-50 появился у франкистов лишь в январе 1939 года в количестве всего 12 штук.

Республиканцы также использовали 30 устаревших самолетов типа "Ньюпорт 52" выпуска фирмы "Испано". Поскольку республиканцы по-прежнему летали в одиночку или парами, новая тактика франкистов позволила последним нанести противнику потери и обрести превосходство во воздухе. В период между 18 августа и 4 ноября итальянские пилоты заявили о 75 воздушных победах. В середине сентября 1-я эскадрилья получила собственное название "La Cucaracha" ("таракан"), вероятно благодаря популярной эстрадной песенке с тем же названием. В составе пилотов легиона появилось четверо испанцев: капитан Гарсия Морато (Morato) - лучший испанский ас, на счету которого было 40 воздушных побед, погибший в авиакатастрофе при выполнении фигур высшего пилотажа, капитан Хулио Сальбатор (Salvator) - 24 победы, капитан Анхель Салас (Salas) и капитан Бермудес де Кастро (de Castro). Испанцы составили звено, называвшееся "La Patrulla Azul" ("голубой патруль"). Со временем, когда военная помощь со стороны Италии стала легальной, "голубой патруль" стал первым звеном ВВС Испании.

29 сентября Aviation del Tercio имел на вооружении 36 истребителей, но в результате напряженных боев численность 1 -и эскадрильи сократилась до 2 машин. Поэтому было принято решение объединить обе эскадрильи в одну, сохранив за новой эскадрильей название "La Cucaracha". В октябре на аэродроме Таблада в Севилье была сформирована 3-я эскадрилья. 28 октября 4 туполевских бомбардировщика СБ совершили налет на аэродром пока итальянские пилоты праздновали годовщину марша Муссолини на Рим. Один из бомбардировщиков был поврежден огнем зенитной артиллерии франкистов, а второй был обстрелян капитаном Саласом. Налеты республиканской авиации на аэродромы франкистов продолжались и в дальнейшем. Например, I ноября 10 бомбардировщиков СБ нанесли удар по аэродрому Гамонал в Талавере, повредив при этом 6 истребителей CR.32. Чтобы обезопасить себя, франкисты перебазировали свои самолеты на аэродром Торрихос. 2 ноября лейтенанты Мантелли (Mantelli) и Деликато (Delicate) сбили один бомбардировщик СБ. Спустя несколько дней произошел крупный воздушный бой между франкистами и республиканцами. 9 CR.32, сопровождавших 12 Ju 52/3m и 5 RO.37, были атакованы десятью И-15. Вскоре подоспели еще десять республиканских "ишачков", в результате два итальянских самолета получили повреждения и разбились при посадке.

1 ноября имел место один из самых жарких воздушных боев. Тридцати CR.32 и Не 51 противостояло более 20 республиканских И-15. Обе стороны заявили многочисленные воздушные победы, но в действительности потери с обеих сторон были минимальны - по одному CR.32 и И-15.

Действительно, "Фиату" тяжело было тягаться с И-15 и И-16. Хотя CR.32 немного превосходил биплан Поликарпова по скорости на малых высотах, он существенно уступал своему более верткому противнику в горизонтальной маневренности. И-15 был почти в полтора раза легче и имел мотор большей мощности. Да и несущая площадь у него была побольше. Такое сочетание обеспечивало поликарповской машине значительное преимущество в виде меньшего радиуса виража, да и выполнялся он существенно быстрее. Учитывая господствовавшую тогда тактику ближнего маневренного боя на горизонталях, можно говорить о превосходстве И-15 над итальянским истребителем. Мощный мотор плюс малая масса дали советскому самолету выигрыш и в скороподъемности. Единственным маневром, которым итальянец мог оторваться от противника, являлось пикирование - здесь более тяжелый CR.32 разгонялся куда быстрее, чем И-15.

И-16 тип 5, впервые примененный в небе Испании, наоборот, немного уступал истребителю Розателли по маневренности на горизонталях, но значительно выигрывал в скорости на всех высотах, а заодно и в вертикальном маневре. От него СR.32 на пикировании уйти уже не мог. Грамотно используя преимущества своей машины, пилот И-16 мог навязать противнику выгодный для него стиль боя.

Важным моментом являлась большая огневая мощь итальянского истребителя. Наличие крупнокалиберных пулеметов позволяло открывать огонь первым, тяжелые пули наносили существенные повреждения. Кроме того, в боекомплект "Бреды" входили и разрывные боеприпасы. Однако начальная скорость пули у итальянских пулеметов невысока и за счет скорострельности секундный залп четырех ПВ-1 на И-15 примерно равнялся тому, который имел CR.32bis и превосходил другие модификации этой машины. И-16 тип 5 нес только два пулемета, но это были новые пулеметы системы ШКАС, отличавшиеся еще большим темпом стрельбы.

Существенным было и то, что И-15 явно не хватало устойчивости, самолет "рыскал", а это мешало вести прицельный огонь и заставляло подходить к противнику вплотную. То же самое можно было сказать и об И-16. CR.32, наоборот, почти не раскачивался при стрельбе, что обеспечивало хорошую концентрацию пуль на мишени.

Кроме этого, "Фиат" имел еще два существенных плюса - значительную дальность полета (примерно в полтора раза больше, чему И-15 и И-16 тип 5) и хорошую боевую живучесть, обеспеченную цельнометаллической конструкцией. Правда, "Фиат" не имел бронезащиты. На И-15 кустарно изготовленные бронеспинки начали монтировать уже в Испании, а на И-16 они стояли с самого начала.

В ноябре Германия направила в Испанию Легион "Кондор", имевший в своем составе мощную авиагруппу. В это же время Муссолини решил официально объявить о своей поддержке мятежников и 31 декабря исполнил свое намерение. С этого момента итальянский авиаотряд в Испании стал называться Aviazione Legionaria (Легионерская авиация). Во главе Иностранного легиона встал бригадный генерал Веларди (Velardi). XVI дивизион "La Cucaracha" возглавил майор Тарсиско Фаньяни (Fagnani). В состав дивизиона входили три эскадрильи - 24-я, 25-я и 26-я. В мае Муссолини направил в Испанию два только что сформированных дивизиона: VI дивизион "Gamba di Ferro" ("железная нога"), названный так в честь капитана Эрнесто Ботто (Botto), потерявшего ногу в бою осенью 1936 года, в составе 31-й, 32-й и 33-й эскадрилий, и XXIII дивизион "Asso di Bastoni" ("товарищество асов") в составе 18-й, 19-й и 20-й эскадрилий.

В январе 1938 года на Балеарские острова был переброшен X отдельный истребительный дивизион (X Gruppo Autonomo di Caccia Terrestre), состоявший из 101-й и 102-й эскадрилий.

В 1937 году Aviazione Legionaria насчитывала 170 самолетов, а к 1939 году число самолетов увеличилось до 200. Самолеты входили в состав 3 полков, одного истребительного дивизиона, 1 смешанной эскадрильи и 1 экспериментальной эскадрильи. Личный состав авиаотряда насчитывал до 6000 пилотов и техников. Основным самолетом Aviazione Legionaria был биплан Fiat CR.32. Выпуск этого самолета начался в 1935 году вместо прежней модели Fiat CR.30. Fiat CR.32 обладал отличными скоростью и маневренностью и нес мощное вооружение. Кроме XVI дивизиона, этот самолет состоял на вооружении XXIII дивизиона, X отдельного дивизиона и отдельной штурмовой эскадрильи. За годы войны в Испанию было отправлено 378 самолетов этого типа, разных модификаций, отличавшихся между собой оснащением и вооружением.

Всего на заводах Fiat до октября 1939 года изготовлено 1212 CR.32 всех модификаций.

Характеристики
CR.32 CR.32bis(1) CR.32bis(2) CR.32 ter CR.32quater
Год выпуска 1935 1936 1937 1937 1937
Геометрия
Размах крыла, м 9.50 99.50 9.50 9.50 9.50
Длина самолета, м 7.45 7.45 7.45 7.45 7.45
Массы, кг
Вес пустой 1325 1500 - 1455 1326
Взлетный вес 1865 1970 1984 1915 1903
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 375 360 341 354 356
Набор высоты мин сек 14м25с 11м43с 11м24с 14м25с 10м
на высоту м 6000 5000 5000 6100 5000
Практический потолок, м 8250 8000 7800 7695 7550
Дальность полета, км 780 780 - 780 796
Вооружение
Число пулеметов 2х7.69 4х7.69 2х7.69+2х12.6 2х12.6 2х12.6

Модификации самолета CR.32

  • CR.32 - первый серийный вариант. В 1933-1935 годах изготовлено около 350 самолётов.
  • CR.32bis - модернизированный. Отличался двигателем A.30RAbis, 2 дополнительными 7,69-мм пулемётами в нижнем крыле и возможностью нести 100 кг бомб. Выпускался в 1936-1937 годах. Изготовлено более 300 самолётов.
  • CR.32ter - облегчённый. Крыльевые пулемёты отсутствовали. Выпускался в 1937 году. Изготовлено около 100 самолётов.
  • CR.32quater - облегчённый доработанный. Отличался усовершенствованным прицелом и оборудованием. Выпускался в 1937-1939 годах. Изготовлено около 450 самолётов.
  • CR.33 - самолёт с двигателем A.33. Разработан в 1937 году.
  • CR.40 - самолёт с двигателем Бристоль "Меркюри IV". Отличался верхним крылом типа "чайка". Разработан в 1934 году.
  • CR.40bis - модернизированный. Отличался двигателем A.59R. Разработан в 1934 году.
  • CR.41 - истребитель с пушечным вооружением.
  • HA-132L - испанский вариант CR.32. Выпускался на заводе Испано-Сюиза в Севилье в 1940-1943 годах.
Fiat CR.32
Фото Описание

Aeroplano C.R.32 (Motore Fiat A.30 R.A. bis)

Fiat C.R.32 "Chirri", капотирование мотора

Fiat C.R.32, вид спереди

Fiat C.R.32, расчалки коробки крыльев

Fiat C.R.32, управление и регулировка элеронов.

Fiat C.R.32, регулируемые тяги.

Fiat C.R.32, хвостовое колесо

Fiat C.R.32, приборная доска кабины пилота.

Fiat C.R.32, левая панель кабины пилота, управление двигателем Fiat A.30 R.A. bis.

Fiat C.R.32, правая панель кабины пилота.

Fiat C.R.32, кабина пилота, вид сверху.

Fiat C.R.32, монтаж пулемета калибра 12,7 мм. Сверху на затворе установлен синхронизатор.

Fiat C.R.32, установка коллиматорного прицела.

Источники
  • "Истребительная авиация Италии во Второй мировой войне " /Tornado 1997/
  • "Перинейский "сверчок" /Владимир Котельников/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Aeroplano C.R.32 (Motore Fiat A.30 R.A. bis) /Ministero dell' Aeronautica, Roma 1935/

©AirPages
2003-