Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Z.501
Разведывательная летающая лодка
CANT

CANT Z.501

Одномоторный гидросамолет Z.501, построенный фирмой CANT совершил свой первый полет 4 февраля 1934 г.

Z-501 представлял собой высокоплан-парасоль цельнодеревянной конструкции. Обшивка крыла полотняная, при этом носок крыла изготовлен из фанеры. Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек: командира-наблюдателя, двух пилотов, радиста и механика. Все они, за исключением механика, размещались внутри довольно узкого, но в то же время тщательно вылизанного лодочного фюзеляжа. В носовой его части, а также за крылом, имелись открытые стрелковые точки с турелями "Vickers" или "Breda": соответственно пулеметы были системы Lewis или Breda-SAFAT. Боезапас каждого стрелка для "Vickers" составлял 10 дисков по 47 патронов.

Пятый член экипажа, механик, занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы - над крылом, сразу за двигателем. В полете, он имел доступ к двигателю, что позволяло устранять мелкие неполадки прямо в полете - качество, особенно ценное во время дальних перелетов. Пулемет бортмеханика-стрелка, с тем же боекомплектом, что и пулеметы фюзеляжных стрелковых точек. Между крылом и фюзеляжем, на подкосах крыла имелись бомбодержатели под две 250-кг или четыре 100-кг бомбы.

Опытный самолет летал с двигателем Isotta-Fraschini Asso XI 750R (750л.с.): это был рядный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, с лобовым радиатором. Винт - трехлопастной, тянущий.

Боевая эффективность "Кантов", оставляла желать лучшего, несмотря на исключительно широкое применение - сказывалось моральное старение, низкая живучесть и малая надежность двигателя. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 гидроплана - из них 30 от огня противника, 19 -по неизвестным причинам, 13 - из-за отказа двигателя. По этой же причине произошло 35 аварий. Несмотря на это, одномоторный "Кант" оставался в строю всю войну. После капитуляции, на стороне союзной авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 - остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии. Последние "Канты" были списаны только в 1950 году.

Всего было построено 455 самолетов Z-501, из них 249 - на заводах Монфальконе. Серийный выпуск завершился в марте 1943 года.


Характеристики CANT Z.501
Экипаж 4-5
Размеры
Размах крыла, м 22,50
Площадь крыла, м² 62,00
Длина самолета, м 14,95
Высота самолета, м 4,43
Двигатель.
1 ПД Isotta-Fraschini Asso XI (750R) мощностью, л.с. 750
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3850
Нормальная взлетная 5950
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 196
Перегоночная дальность, км 2600
Практический потолок, м 7000
Вооружение
три 7,7-мм подвижных пулемета, бомб, кг, 640


Фото Описание

Схема CANT Z.501, двигатель Isotta-Fraschini Asso XI

CANT Z.501 вид 3/4 спереди и сзади

CANT Z.501, кабина пилотов.

CANT Z.501, приборная панель.

CANT Z.501, кабина пилотов. Приборная доска только у командира корабля, 2-й пилот довольствуется только компасом и осуществляет навигацию.

CANT Z.501, рабочее место за переборкой кабины пилотов.

CANT Z.501, рабочее место стрелка радиста.

CANT Z.501, боковой люк.

CANT Z.501, передняя турель Breda AZ1.

CANT Z.501, средняя турель в мотогондоле двигателя Breda AZ1.

CANT Z.501, кабина стрелка-бортмеханика за мотогондолой.

CANT Z.501 с установленными площадками для ТО двигателя. Снизу мотогондолы открыт люк в кабину бортмеханика.

CANT Z.501, задняя турель Breda AZ3.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Idrovolante "CANT Z 501" /Ministero dell' Aeronautica 1935/