Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Z.501 Gabbiano
Разведывательная летающая лодка
CANT

CANT Z.501

Одномоторная летающая лодка Z.501, построенная фирмой CANT совершила свой первый полет 4 февраля 1934 г.

Конструктивно Z-501 представляла собой высокоплан-парасоль, выполненный из дерева, с полотняной обшивкой крыла. Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек, все они, за исключением механика, размещались внутри лодочного фюзеляжа. Стрелковые точки располагались вдоль фюзеляжа в носовой части, за крылом, а также в мотогондоле за двигателем, открытые стрелковые точки оборудовались турелями "Vickers" или "Breda": соответственно пулеметы были системы Lewis или Breda-SAFAT. Боезапас каждого стрелка для "Vickers" составлял 10 дисков по 47 патронов.

Пятый член экипажа, стрелок-механик, занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы - над крылом, сразу за двигателем. В полете, он имел доступ к двигателю, что позволяло устранять мелкие неполадки прямо в полете. Доступ в мотогондолу из фюзеляжа лодки через люк в нижней части мотогондолы. На подкосах крыла имелись бомбодержатели под две 250-кг или четыре 100-кг бомбы.

Силовая установка - один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI 750R (750л.с.) с трехлопастным, тянущим воздушным винтом.

Боевая эффективность "Кантов", несмотря на широкое применение, оставалась низкой, - сказывалось моральное старение, низкая живучесть и малая надежность двигателя. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 гидроплана - из них 30 от огня противника, 19 - по неизвестным причинам, 13 - из-за отказа двигателя. По этой же причине произошло 35 аварий. Несмотря на это, одномоторный "Кант" оставался в строю всю войну. После капитуляции, на стороне союзной авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 - остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии. Последние "Канты" были списаны только в 1950 году.

Всего было построено 455 самолетов Z-501, из них 249 - на заводах Монфальконе. Серийный выпуск завершился в марте 1943 года.


Характеристики CANT Z.501
Экипаж 4-5
Размеры
Размах крыла, м 22,50
Площадь крыла, м² 62,00
Длина самолета, м 14,95
Высота самолета, м 4,43
Двигатель.
1 ПД Isotta-Fraschini Asso XI (750R) мощностью, л.с. 750
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3850
Нормальная взлетная 5950
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 196
Перегоночная дальность, км 2600
Практический потолок, м 7000
Вооружение
три 7,7-мм подвижных пулемета, бомб, кг, 640
Фото Описание

Схема CANT Z.501, двигатель Isotta-Fraschini Asso XI

CANT Z.501 вид 3/4 спереди и сзади

CANT Z.501, кабина пилотов.

CANT Z.501, приборная панель.

CANT Z.501, кабина пилотов. Приборная доска только у командира корабля, 2-й пилот довольствуется только компасом и осуществляет навигацию.

CANT Z.501, рабочее место за переборкой кабины пилотов.

CANT Z.501, рабочее место стрелка радиста.

CANT Z.501, боковой люк.

CANT Z.501, передняя турель Breda AZ1.

CANT Z.501, средняя турель в мотогондоле двигателя Breda AZ1.

CANT Z.501, кабина стрелка-бортмеханика за мотогондолой.

CANT Z.501 с установленными площадками для ТО двигателя. Снизу мотогондолы открыт люк в кабину бортмеханика.

CANT Z.501, задняя турель Breda AZ3.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Idrovolante "CANT Z 501" /Ministero dell' Aeronautica 1935/