Авиация Второй мировой

Home English

Z.1018 Leone
Средний бомбардировщик
CANT

CANT Z.1018

Деревянный прототип будущего бомбардировщика совершил свой первый полет 9 октября 1939 года. С тех пор самолет многократно модифицировался, задержавшись в своем развитии. В окончательном варианте бомбардировщик представлял собой металлический среднеплан с двумя радиальными двигателями воздушного охлаждения и однокилевым оперением. Командир и второй пилот, как и в предыдущих моделях располагались тандемно, один за другим, при этом командиру "достался" штурвал а второму пилоту ручка управления.

Выданный ещё 29 декабря 1940 года первый заказ на 10 предсерийных Z.1018A (номера ММ.24290 - ММ.24299) был выполнен лишь в 1942 году, но и здесь комиссия не нашла полного удовлетворения. Из этих самолётов 9 были построены из древесины и один в опытном порядке изготовили из алюминия. Иногда к этим бомбардировщикам применялось обозначение Z.1018L (буква L означала "legno" - древесина). Самолёт с номером ММ.24299 закончили в модификации торпедоносца. Переход к металлической конструкции также не был случайным, больше того, 8 мая 1942 года комиссия внесла новое требование оснащать все далее выпущенные цельнометаллические бомбардировщики только одним килем. Опытный образец доработанного самолёта (ММ.507) 18-го июня 1942 года поднял в воздух Стоппани. Фирма, тщательно взвесив результаты тестов, пришла к выводу, что наладить выпуск металлических Z.1018 будет несложно и это не внесет задержки в ход серийной постройки бомбардировщиков. Второй заказ составил 100 экземпляров, к которым 31 октября 1942 года присоединились ещё два Z.1018M (MM.24824 - MM.24925, MM.25162 - MM.25163). В дальнейшем планировалось увеличение производства и подключение таких фирм как Piaggio, Breda , IMAM и Fiat. Воплотить в жизнь эти мечты не удалось.

Тем временем построенные серийные образцы простаивали без дела. В некомплектном виде они находились на хранении и их ввод в строй намечался на апрель 1943 года. 11 декабря 1942 года вышел приказ, предписывающие отправить самолёт с номером ММ.24191 в распоряжение истребительной группы размещавшейся в Тревизо для оценки его использования как ночного истребителя. Незадолго до этого на бомбардировщик была предпринята попытка установить автоматические закрылки и приспособить Z.1018 к бомбометанию с пикирования. Столь резкие изменения специфики деятельности отрицательно сказались на дальнейшей судьбе бомбардировщика.

Так получилось, что войсковые испытания Z.1018A проходили в 97-й истребительной группе имевшей в совеем составе 15 двухмоторных истребителей IMAM Ro.57 и два одномоторных биплана Fiat CR.42. В августе-сентябре 1943 года там находилось три Z.1018A, но все они были в резерве и боевых вылетов не совершали. Один бомбардировщик также получила бомбардировочная эскадрилья, базировавшаяся в Perugia-San Egidio, но в одном из полетов самолёт был разбит и его экипаж погиб. Последние два Z.1018A (один деревянный и один металлический) поступили в учебную торпедоносную эскадрилью.

9 сентября 1943 года, во избежание захвата бомбардировщиков немецкими войсками командующий 2-й воздушной армией генерал Порро приказал отправить два Z.1018 на юг. Пилоты прибыли на аэродром Фано и, не имея дальнейших распоряжений, передали бомбардировщики местным властям. Самолёты оставшиеся на севере (ММ. 24824, 24827, 24828, 24831, 24833 и 24835) перешли в руки немцев. Об их использовании никакой конкретной информации нет, но в силу того, что заказ на 200 бомбардировщиков автоматически аннулировался, можно предположить, что трофейные Z.1018 летали в качестве транспортных самолётов. По крайней мере один Z.1018A проходил испытания в исследовательском центре в Рехлине. Последние экземпляры, дожившие до весны 1945 года, были уничтожены партизанами прямо на собственном аэродроме.

Несмотря на небольшое количество построеных экземпляров, самолет тем не менее остался в истории итальянского самолетостроения как высшее достижения в области бомбардировщиков.

                                                                                                                                                                                                              
Характеристики CANT Z.1018 Leone
Экипаж 5
Размеры
Размах крыла, м 22,50
Площадь крыла, м² 63,10
Длина самолета, м 17,60
Высота самолета, м 6,08
Двигатель.
2 х ПД Piaggio P. XII R.C.35 мощностью, л.с. 2 х 1350
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7360
Нормальная взлетная 12000
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 497
Крейсерская скорость, км/ч 368
Практическая дальность, км 1335
Практический потолок, м 7400
Вооружение
три 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT, два 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT, бомб, кг 1000
CANT Z.1018 A
Фото Описание
Схема CANT Z.1018, 2 двигателя Piaggio P. XII R.C.35
CANT Z.1018 вид 3/4 спереди и сбоку
CANT Z.1018, двигатель, шасси
CANT Z.1018, приборная доска
CANT Z.1018, верхняя стрелковая точка
CANT Z.1018, бортовая стрелковая точка
CANT Z.1018, нижняя стрелковая точка
CANT Z.1018, бронирование самолета
CANT Z.1018, штурвал командира и ручка управления 2-го пилота
CANT Z.1018, хвостовое колесо в убранном положении

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Aeroplano "CANT Z 1018 A" bemotore Piaggio P. XII bis R.C.35 /Ministero dell' Aeronautica, 1943/