Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Ca.311
Легкий бомбардировщик-разведчик
Caproni

Caproni 311

Caproni Ca.310 повторял конструкцию и размеры своего предшественника, только фюзеляж стал короче на 0,8 м. Модернизированный "Капрони" отличался от Са.309 бортовым оборудованием, типом шасси и двигателями. С убирающимися стойками и силовой установкой из двух звездообразных семицилиндровых "Пьяджо" P.VII С.16 по 430 л.с. (или моторов С.35 с нагнетателями) максимальная скорость выросла, по сравнению с "Джибли", почти на 100 км/ч.

Военный вариант "триста десятого" имел три 7,7-мм пулемета "Бреда-SAFAT": два - в корнях крыла третий - на верхней турели с блистером. Как легкий бомбардировщик, Са.310 мог нести 400 кг бомб небольшого калибра. Экипаж состоял из 3-4 человек.

Опытный экземпляр Са.310 совершил первый полет 9 апреля 1937 г. Самолет, нареченный "Либеччио" (юго-западный ветер, дующий со стороны Ливии), строился значительной серией. Пассажирских и грузовых Са.310, выделявшихся отсутствием нижнего остекления в носу, насчитывалось немного. Основу "вала", шедшего с завода "Капрони Аэронаутика Бергамаска" и головного предприятия фирмы в Талиедо под Миланом, составляли военные самолеты.

Боевое крещение "триста десятого" произошло на гражданской войне в Испании. "Авиационе легионариа" (итальянский авиакорпус у франкистов) располагал 12 разведчиками "Либеччио". Следом началась служба Са.310 в Ливии. И в феврале 38-го пять машин, значительно полегчавших без вооружения, участвовали в III-х Сахарских авиагонках. Летчики И. де Виттембески, У. Маддалена и Дж. Пароди заняли три первых места. Триумф подстегнул зарубежных заказчиков "Капрони". Но надежность самолета оставляла желать лучшего.

Почти все Са.310 выпустили на экспорт. Их продавали в Чехословакию и в Перу. 12 самолетов купила Югославия. Скорее всего, именно эти машины после немецкого нападения и раскола страны вошли в состав ВВС Хорватии, союзницы Германии. 36 машин приобрели венгры, но в 1938-м 33 Са.310 с различными дефектами вернули фирме. "Либеччио", от которых отказалась Венгрия, остались в Италии.

Норвегия намеревалась купить 24 Са.310. Опробовав первые четыре машины, норвежцы воздержались от дальнейших закупок, так как характеристики итальянского самолета заметно отставали от обещанных фирмой, а качество сборки оказалось неудовлетворительным. Завод улучшил модель Са.310, снабдив звездообразными двигателями "Пьяджо" Р.XVI R.C.35 мощностью по 650 л.с, трехлопастными винтами с коками, и дополнительными щитками на стойках шасси. Самолет получил обозначение Са.312.

В 39-м Норвегия вновь заказала легкие бомбардировщики "Капрони", на этот раз - 12 "триста двенадцатых". Но поставкам помешала война и немецкая оккупация. Малую серию отдали итальянским ВВС. Один экземпляр пригодился для испытаний воздушных тормозов системы "Балерио".

Вариант Ca.312 IS, торпедоносец на двух поплавках, с носом, как у "триста одиннадцатого", остался на бумаге.

Даже Великобритания, располагавшая бомбардировщиком "Авро" "Энсон" и другими машинами того же класса, сделала в январе 1939 г. крупный заказ на Са.310. Его не отменяли и после начала войны с Германией. О мотивах британцев - ниже.

Помимо основных модификаций "Либеччио" существовал еще поплавковый Са.310 "Идро", морской разведчик, с уменьшенным остеклением носовой части и без вооружения. В августе 40-го, когда итальянскому флоту понадобилась замена катапультному биплану "Ромео" Ro 43, разработчики фирмы "Капрони" еще раз вернулись к гидроавиации. Появился разведчик-торпедоносец Са.316 со "звездами" "Пьяджо" P.VII С.16 (по 450 л.с), двухлопастными винтами и вооружением, состоящим из 12,7-мм пулемета в корне левого крыла и 7,7-мм - на верхней турели, 400 кг бомб или торпеды. Са.316 существовал в нескольких прототипах, но в серию не пошел. Помешала внутренняя конкуренция с Са.313 и Са.314.

Caproni Ca.311. Экспериментальный Са.310 bis с полностью застекленной кабиной без уступа стал прототипом следующего "Капрони". Легкий бомбардировщик и разведчик Са.311, "родившийся" в апреле 1939 г, унаследовал форму носа "триста десятого - бис". Округлая кабина уменьшила длину фюзеляжа почти на полметра. Более совершенная аэродинамика сказалась на характеристиках и управляемости самолета. Ступенчатая передняя часть корпуса вновь появилась на варианте Са.311М (модифицированный).

На Са.311 стояли те же "звезды" "Пьяджо" P.VII C.35 мощностью по 470 л.с. (на взлете - 500 л.с). Изменилось расположение вооружения. Из трех пулеметов калибра 7,7 мм один находился на верхней турели типа "Капрони-Лянчиани", другой - в корне левого крыла, третий - в нижнем люке. Бомбы общей массой до 400 кг крепились на внутренней подвеске.

Потребителем этих "Капрони" стали итальянские ВВС. Эксплуатация Са.311 показала, что его силовая установка слишком слаба для настоящего боевого самопета. Предлагалась замена на мощнейшие "Пьяджо", опробованные на Са.312, но их лобовое сопротивление уже не устраивало конструкторов.


Ca.311
Экипаж 3-4
Геометрия
Размах крыла, м 16,20
Площадь крыла, м² 38,40
Длина самолета, м 11,80
Высота самолета, м 3,69
Массы, кг
Пустого 3460
Нормальная взлетная 4822
Силовая установка
Мотор 2 х ПД Piaggio P.VII мощностью, л.с.
Мощность взлетная, л.с. 2 х 470
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 365
Крейсерская скорость, км/ч 307
Практическая дальность, км 1600
Практический потолок, м 7400
Вооружение
пулеметы 3х7,7мм
бомб, кг 400


Фото Описание

Схема Caproni Ca.310 bis, 2 радиальных двигателя "Пьяджо" P VII C.35.

Caproni Ca.310, общий вид 3/4 спереди и сзади.

Caproni Ca.311, общий вид 3/4 спереди и сзади.

Caproni Ca.311, силовая установка - 2 радиальных двигателя "Пьяджо" P VII C.35.

Caproni Ca.311, силовая установка (вид сзади) - 2 радиальных двигателя "Пьяджо" P VII C.35.

Caproni Ca.311, компоновка самолета.

Caproni Ca.311, подвеска бомб в бомбоотсеке.

Caproni Ca.311, открытие замков на бомбометание.

Caproni Ca.311, подвеска кассет в бомбоотсеке.

Caproni Ca.311, кассеты для разрывных 2-кг бомб.

Caproni Ca.311, турельная установка "Caproni-Lanciani" тип "Delta".

Caproni Ca.311, нижняя огневая точка.

Caproni Ca.311, размещение радиооборудования.

Caproni Ca.311, радиоприемник стрелка-радиста (marconista - mitragliera). На переднем плане переговорное устройство "маркониста". На приемнике висят наушники, здесь-же свисает вниз трубка с рупором - микрофоном.

Caproni Ca.311, рабочее место стрелка-радиста.

Caproni Ca.311, шлейфовая антенна и рамка радиополукомпаса.

Caproni Ca.311, ветряк-генератор.

Caproni Ca.311, пулемет в корне крыла (схема).

Caproni Ca.311, пулемет в корне крыла. Внизу под кабиной - ППД (трубка Пито).

Caproni Ca.311, устройство внутренней связи командира.

Caproni Ca.311, переговорное устройство самолета.

Caproni Ca.311, приборная панель моториста.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "От "Ветра" до "Шквала"" /Сергей Иванников/
  • Aeroplano CAPRONI 311 2 motori P VII.C.35. /Ministero dell' Aeronautica Milano 1941/