Авиация Второй мировой

Home English

Ca.311
Легкий бомбардировщик-разведчик
Caproni

Caproni 311

Caproni Ca.310 повторял конструкцию и размеры своего предшественника, только фюзеляж стал короче на 0,8 м. Модернизированный "Капрони" отличался от Са.309 бортовым оборудованием, типом шасси и двигателями. С убирающимися стойками и силовой установкой из двух звездообразных семицилиндровых "Пьяджо" P.VII С.16 по 430 л.с. (или моторов С.35 с нагнетателями) максимальная скорость выросла, по сравнению с "Джибли", почти на 100 км/ч.

Военный вариант "триста десятого" имел три 7,7-мм пулемета "Бреда-SAFAT": два - в корнях крыла третий - на верхней турели с блистером. Как легкий бомбардировщик, Са.310 мог нести 400 кг бомб небольшого калибра. Экипаж состоял из 3-4 человек.

Опытный экземпляр Са.310 совершил первый полет 9 апреля 1937 г. Самолет, нареченный "Либеччио" (юго-западный ветер, дующий со стороны Ливии), строился значительной серией. Пассажирских и грузовых Са.310, выделявшихся отсутствием нижнего остекления в носу, насчитывалось немного. Основу "вала", шедшего с завода "Капрони Аэронаутика Бергамаска" и головного предприятия фирмы в Талиедо под Миланом, составляли военные самолеты.

Боевое крещение "триста десятого" произошло на гражданской войне в Испании. "Авиационе легионариа" (итальянский авиакорпус у франкистов) располагал 12 разведчиками "Либеччио". Следом началась служба Са.310 в Ливии. И в феврале 38-го пять машин, значительно полегчавших без вооружения, участвовали в III-х Сахарских авиагонках. Летчики И. де Виттембески, У. Маддалена и Дж. Пароди заняли три первых места. Триумф подстегнул зарубежных заказчиков "Капрони". Но надежность самолета оставляла желать лучшего.

Почти все Са.310 выпустили на экспорт. Их продавали в Чехословакию и в Перу. 12 самолетов купила Югославия. Скорее всего, именно эти машины после немецкого нападения и раскола страны вошли в состав ВВС Хорватии, союзницы Германии. 36 машин приобрели венгры, но в 1938-м 33 Са.310 с различными дефектами вернули фирме. "Либеччио", от которых отказалась Венгрия, остались в Италии.

Норвегия намеревалась купить 24 Са.310. Опробовав первые четыре машины, норвежцы воздержались от дальнейших закупок, так как характеристики итальянского самолета заметно отставали от обещанных фирмой, а качество сборки оказалось неудовлетворительным. Завод улучшил модель Са.310, снабдив звездообразными двигателями "Пьяджо" Р.XVI R.C.35 мощностью по 650 л.с, трехлопастными винтами с коками, и дополнительными щитками на стойках шасси. Самолет получил обозначение Са.312.

В 39-м Норвегия вновь заказала легкие бомбардировщики "Капрони", на этот раз - 12 "триста двенадцатых". Но поставкам помешала война и немецкая оккупация. Малую серию отдали итальянским ВВС. Один экземпляр пригодился для испытаний воздушных тормозов системы "Балерио".

Вариант Ca.312 IS, торпедоносец на двух поплавках, с носом, как у "триста одиннадцатого", остался на бумаге.

Даже Великобритания, располагавшая бомбардировщиком "Авро" "Энсон" и другими машинами того же класса, сделала в январе 1939 г. крупный заказ на Са.310. Его не отменяли и после начала войны с Германией. О мотивах британцев - ниже.

Помимо основных модификаций "Либеччио" существовал еще поплавковый Са.310 "Идро", морской разведчик, с уменьшенным остеклением носовой части и без вооружения. В августе 40-го, когда итальянскому флоту понадобилась замена катапультному биплану "Ромео" Ro 43, разработчики фирмы "Капрони" еще раз вернулись к гидроавиации. Появился разведчик-торпедоносец Са.316 со "звездами" "Пьяджо" P.VII С.16 (по 450 л.с), двухлопастными винтами и вооружением, состоящим из 12,7-мм пулемета в корне левого крыла и 7,7-мм - на верхней турели, 400 кг бомб или торпеды. Са.316 существовал в нескольких прототипах, но в серию не пошел. Помешала внутренняя конкуренция с Са.313 и Са.314.

Caproni Ca.311. Экспериментальный Са.310 bis с полностью застекленной кабиной без уступа стал прототипом следующего "Капрони". Легкий бомбардировщик и разведчик Са.311, "родившийся" в апреле 1939 г, унаследовал форму носа "триста десятого - бис". Округлая кабина уменьшила длину фюзеляжа почти на полметра. Более совершенная аэродинамика сказалась на характеристиках и управляемости самолета. Ступенчатая передняя часть корпуса вновь появилась на варианте Са.311М (модифицированный).

На Са.311 стояли те же "звезды" "Пьяджо" P.VII C.35 мощностью по 470 л.с. (на взлете - 500 л.с). Изменилось расположение вооружения. Из трех пулеметов калибра 7,7 мм один находился на верхней турели типа "Капрони-Лянчиани", другой - в корне левого крыла, третий - в нижнем люке. Бомбы общей массой до 400 кг крепились на внутренней подвеске.

Потребителем этих "Капрони" стали итальянские ВВС. Эксплуатация Са.311 показала, что его силовая установка слишком слаба для настоящего боевого самопета. Предлагалась замена на мощнейшие "Пьяджо", опробованные на Са.312, но их лобовое сопротивление уже не устраивало конструкторов.

Ca.311
Экипаж 3-4
Геометрия
Размах крыла, м 16,20
Площадь крыла, м² 38,40
Длина самолета, м 11,80
Высота самолета, м 3,69
Массы, кг
Пустого 3460
Нормальная взлетная 4822
Силовая установка
Мотор 2 х ПД Piaggio P.VII мощностью, л.с.
Мощность взлетная, л.с. 2 х 470
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 365
Крейсерская скорость, км/ч 307
Практическая дальность, км 1600
Практический потолок, м 7400
Вооружение
пулеметы 3х7,7мм
бомб, кг 400
Фото Описание
Схема Caproni Ca.310 bis, 2 радиальных двигателя "Пьяджо" P VII C.35.
Caproni Ca.310, общий вид 3/4 спереди и сзади.
Caproni Ca.311, общий вид 3/4 спереди и сзади.
Caproni Ca.311, силовая установка - 2 радиальных двигателя "Пьяджо" P VII C.35.
Caproni Ca.311, силовая установка (вид сзади) - 2 радиальных двигателя "Пьяджо" P VII C.35.
Caproni Ca.311, компоновка самолета.
Caproni Ca.311, подвеска бомб в бомбоотсеке.
Caproni Ca.311, открытие замков на бомбометание.
Caproni Ca.311, подвеска кассет в бомбоотсеке.
Caproni Ca.311, кассеты для разрывных 2-кг бомб.
Caproni Ca.311, турельная установка "Caproni-Lanciani" тип "Delta".
Caproni Ca.311, нижняя огневая точка.
Caproni Ca.311, размещение радиооборудования.
Caproni Ca.311, радиоприемник стрелка-радиста (marconista - mitragliera). На переднем плане переговорное устройство "маркониста". На приемнике висят наушники, здесь-же свисает вниз трубка с рупором - микрофоном.
Caproni Ca.311, рабочее место стрелка-радиста.
Caproni Ca.311, шлейфовая антенна и рамка радиополукомпаса.
Caproni Ca.311, ветряк-генератор.
Caproni Ca.311, пулемет в корне крыла (схема).
Caproni Ca.311, пулемет в корне крыла. Внизу под кабиной - ППД (трубка Пито).
Caproni Ca.311, устройство внутренней связи командира.
Caproni Ca.311, переговорное устройство самолета.
Caproni Ca.311, приборная панель моториста.

Ca.331 Raffica

Caproni Ca.331
  • Многоцелевой истребитель
  • Первый полет: 1940
  • Caproni

Ca.331 Raffica - многоцелевой истребитель, разработанный итальянской фирмой Caproni Aeronautica Bergamasca. Работы над самолетом были начаты в 1939 году конструктором Цезаре Паллавичино. Первый прототип самолета (MM.427) был готов к лету 1940 года. Его первый полет состоялся 31 августа этого же года.

Самолет был изготовлен в варианте четырехместного легкого разведывательного бомбардировщика (эта версия получила обозначение Ca.331A) с обтекаемым прозрачным носом по типу "Хейнкеля" Не 111. Вооружение новейшего "Капрони" состояло из трех крупнокалиберных пулеметов SAFAT, двух в корне крыла и одного на верхней турели, а также - одного 7,7-мм пулемета в нижнем выдвижном гнезде. Бомбовая нагрузка - до 1000 кг.

Весной 1941 года самолет был был передан на войсковые испытания на которых он показал высокие летные и боевые характеристики. Однако Regia Aeronautica отказались от серийного выпуска машины, мотивирую это тем, что "самолет имеет слишком необычную конструкцию". Кроме "необычной" конструкции самолет имел еще один большой недостаток в глазах руководства Regia Aeronautica - он использовал очень много дюралевых элементов, а дюралюминий поставлялся в основном из Германии.

Самолет был возвращен на завод фирмы Caproni, а затем передан в испытательный центр Люфтваффе в Рейхлине. Люфтваффе высоко оценила летные качества самолета и планировала заказать 1000 экземпляров в учебно-боевом варианте с двойным управлением под обозначением Ca.331G.

После первого прототипа самолета по заказу Regia Aeronautica был построен второй прототип самолета (MM.428) в версии ночного истребителя с двигателями Delta RC.40 по 825 л.с, со ступенчатой кабиной, носовой батареей из шести SAFATOB и оборонительным вооружением из двух таких же стволов на верхней и нижней установках.

Эта версия имела обозначение Ca.331B. После начала налетов авиации союзников в 1942 году Regia Aeronautica планировала заказать 1000 серийных Ca.331B. Но этот заказ остался только на бумаге. На практике же был построен лишь еще один прототип.

Первый прототип Ca.331B был испытан с полным вооружением лишь в августе 1943 года. Самолет планировалось использовать и как истребитель-бомбардировщик. Для этих целей на на самолет был создан бомбоотсек в котором могли разместиться бомбы общим весом до 1000 кг. Как вариант, при пустом бомбоотсеке Ca.331B мог нести одну 500 килограммовую бомбу и подвесной бак емкостью 616 литров.

В металле воплотились лишь два прототипа, оказавшиеся у немцев после оккупации севера Италии. Двухмоторные истребители испытывались с различными комплектами наступательного вооружения. Са.331 В летали с парой 12,7-мм пулеметов и четырьмя 20-мм пушками Mauser или с шестью пушками Ikaria того же калибра в специальном подфюзеляжном контейнере.

Caproni Ca.331
Экипаж 3
Геометрия
Размах крыла, м 16,40
Площадь крыла, м² 38,50
Длина самолета, м 11,74
Высота самолета, м 3,18
Массы, кг
Пустого 4790
Нормальная взлетная 6850
Силовая установка
2 × ПД Isotta-Fraschini Delta RC.40, мощностью л.с. 2 × 825
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 560
Крейсерская скорость, км/ч 450
Скороподъемность, м/мин 420
Практическая дальность, км 1580
Практический потолок, м 8100

Вооружение. Первый вариант: восемь 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT.

Второй вариант: четыре 20-мм пушки MG 151/20 или Ikaria и два 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT.

Бомбовая нагрузка : до 1000 кг в бомбоотсеке или до 500 кг под фюзеляжем.

Фото Описание
Ca.331 Схема Ca.331

Техническое описание. Ca.331B ночной истребитель; цельнометаллический двухмоторный трехместный низкоплан с крылом "обратная чайка".

Фюзеляж монокок с работающей обшивкой.

Металлическое кессонное крыло переменного профиля с работающей обшивкой.

Шасси убираюшиеся поворотом назад в мотогондолы двигателей с ручным управлением электрической или механической аварийных систем.

Хвостовое колесо поворотное, убирающееся.

Хвостовое оперение двухкилевое цельнометаллическое.

Кабины пилота и стрелка-радиста бронированные, самолет оснащен приемо-передающим радиооборудованием.

Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателями.

Топливные баки: два основных в крыле и два дополнительных в фюзеляже.

Двигатели с металлическими трехлопастными винтами Piaggio с шагом, изменяемым в полете.

Вооружение состояло из 6 × 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT: 4 в носовой части и по одному в корневых частях консолей крыла с боезапасом 350 патронов на ствол. Оборонительный 12,7-мм Breda-SAFAT пулемет для защиты хвоста в турели Caproni-Lanciani Delta с боезапасом 500 патронов.

Фюзеляжный отсек для дополнительного бака или бомб, четыре пилона для внешних грузов.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "От "Ветра" до "Шквала"" /Сергей Иванников/
  • Aeroplano CAPRONI 311 2 motori P VII.C.35. /Ministero dell' Aeronautica Milano 1941/
  • Caproni Ca.331 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica./