Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Ba.65
Штурмовик
Breda

Ba.65

В начале 30-х годов прошлого века были разработаны требования к самолету - штурмовику. Требования предусматривали создание двухместного боевого самолета с неподвижным наступательным стрелковым вооружением и оборонительной турельной установкой.

Первый прототип Ba.65 поднялся в воздух в сентябре 1935 года, а уже 27 октября, после короткой программы заводских испытаний самолет передали военным. В ходе испытания самолет показал хорошие скоростные качества, однако испытания показали и негативную черту "Бреды" - его плохую управляемость.

Интересно, что итальянские источники отмечают еще одну характерную причину высокой аварийности Ва.65 (помимо плохой управляемости): личный состав штурмовых авиачастей в значительной степени составляли молодые самоуверенные пилоты, возомнившие себя "асами", отнюдь не склонные внимательно прислушиваться к советам инструкторов и старших коллег.

Словом, избежать еще более тяжелых потерь в матчасти и среди летного состава позволил лишь очень невысокий темп производства. К концу 1937 года, то есть, спустя полтора года после принятия на вооружение в штурмовой авиации насчитывалось всего два десятка Ва.65.

Боевая ценность Ва.65 оставалась низкой, а аварийность - высокой. После того, как в течение полугода в катастрофах на этих машинах погибло восемь пилотов, в октябре 1938 года все полеты на Ва.65 были запрещены. Запрет сняли лишь в конце января 1939-го.

Общий объем поставок Ва.65 для "Реджиа Аэронаутика" составил 218 штурмовиков, в том числе 81 самолёт с моторами К14 (номера ММ.75081 -75161) и 137 - с двигателями А 80. Из числа последних 80 самолетов поставила "Бреда" (ММ.75163-75242), а еще 57 собрала по лицензии фирма "Капрони-Виццола" (ММ.75243-75299). Последние самолеты машины выпущены в июле 1939 года.

Техническое описание. "Бреда" Ва.65 - одномоторный свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с убирающимся шасси, одно - либо двухместный многоцелевой боевой самолет.

Силовая установка, двухрядные звездообразные двигатели воздушного охлаждения трех типов: 14-цилиндровый "Изотта-Фраскини" К14 мощностью 880 л.с. - на ранних сериях самолетов для итальянских ВВС; 18-цилиндровый "Фиат" А80 RC41 мощностью 1000 л.с. - на большинстве итальянских Ва.65, а также на экспортных машинах для Ирака и Португалии; 14-цилиндровый "Пьяджо" P.XI RC40 мощностью 1000 л.с. - на чилийских самолетах.

Топливная система состояла из двух основных бензобаков общей емкостью 650 л, установленных в фюзеляже, за кабиной пилота. В случае необходимости в бомбоотсеке мог быть смонтирован дополнительный бак на 370 литров. Все три бака протектированы.

Вооружение: четыре пулемета Breda-SAFAT в крыле: два 12,7-мм и два 7,7-мм, в бомбовом отсеке до 100 кг бомб, на подкрыльных бомбодержателях до 200 кг, обычно 4х50 кг. В кабине летнаба монтировался оборонительный пулемет калибра 7,7 мм, установленный на компактной убирающейся турели либо на экранированной турели "Бреда" тип М.

Почти сразу отказались от штатного размещения крупнокалиберных бомб на внутренней подвеске, поскольку это делало невозможным сброс с пикирования. В стандартном варианте самолеты несли пару 100-кг бомб на подкрыльевых держателях, сбрасывая их с пикирования под углом 30-35 градусов.

Другим распространенным вариантом бомбовой нагрузки были 2-кг осколочные бомбы. Самолет брал до 168 таких боеприпасов в четыре кассеты, устанавливаемые в бомбоотсек. В это случае "горох" сыпали на выходе из пике при наборе высоты, см. на фото внизу, схема управления срабатывала от гашетки на ручке управления пилота. На втором заходе пилот "обрабатывал" цель огнем четырех крыльевых пулеметов.

Всего было произведено 219 самолетов.


Характеристики Ba.65 A 80
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,90
Площадь крыла, м² 23,50
Длина самолета, м 9,89
Высота самолета, м 3,20
Двигатель.
поршневой радиальный двигатель FIAT A/80 R.C.41 мощностью, л.с. 1000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2500
Нормальная взлетная 3150
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 352
Крейсерская скорость, км/ч 305
Практическая дальность, км 544
Практический потолок, м 6300
Вооружение
четыре пулемета Breda-SAFAT в крыле: два 12,7-мм и два 7,7-мм, бомб, кг 200


Фото Описание

Схема Breda Ba.65 с мотором К14

Breda Ba.65 вид сбоку и спереди с двигателем FIAT A/80 R.C. 41.

Breda Ba.65 A/80 R.C. 41, кабина пилота.

Breda Ba.65/K14, кабина пилота.

Breda Ba.65, вывешивание самолета на подъемниках.

Breda Ba.65, ООШ, самолет на подъемниках.

Breda Ba.65, кассеты для 2-х кг осколочных бомб в бомбоотсеке.

Breda Ba.65, оборонительный 7,7-мм пулемет летнаба.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "BREDA/65" con motore FIAT A/80 R.C. 41 /Ministero dell' Aeronautica, Roma 1939/