Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Моторы Швецова ДВС М-82 Ла-5 и М-82 Справка Авиадвигатели Нагнетатели «Циклон» SR-1820

Авиационные моторы ВВС иностранных государств

Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939

Несмотря на предпринимаемые в 1930-е гг. меры по налаживанию производства отечественных авиадвигателей, советской промышленности так и не удалось отказаться от выпуска западных образцов. В частности, в 1932 г. было решено запустить в серию на недавно построенном в г. Молотове (Пермь) заводе № 19 двигатель М-25, представлявший собой лицензионную версию американского Райт «Циклон». Мотор стал самым надежным и высокоресурсным в ВВС РККА. На заводе функционировало КБ А.Д. Швецова, которому было поручено создание модификаций М-25. Получившиеся в результате М-62 и М-63 фактически исчерпали возможности развития 9-цилиндровой однорядной «звезды». Тогда, соединив два блока цилиндров от М-63 с новым редуктором и двухскоростным приводным центробежным нагнетателем (ПЦН), получили М-71. Был также создан более компактный и лучше подходивший для истребителей М-81, который имел не 18, а 14 цилиндров от М-62/63.

Ниже приводятся описание американских двигателей, различавшихся скоростями (передаточным числом) нагнетателей и соответственно разными высотными характеристиками.

Райт «Циклон» SR-1820-F52


Основные данные мотора «Циклон» SR-1820-F52
Год выпуска 1935
Охлаждение воздушное
Расположение цилиндров однорядная звезда;
Число цилиндров 9
Размерность: диаметр/ход 155,6/174 мм
Литраж 29,88 л
Литровая мощность по максимальной мощности 29,8 л.с./л
Литровая мощность по номинальной мощности 25,9 л.с./л
Степень сжатия 6,4
Длина 1100 мм
Диаметр звезды 1365 мм
Вес сухого 442 кг
Удельный вес по максимальной мощности 0,497 кг/л.с.
Удельный вес по номинальной мощности 0,57 кг/л.с.
Мощность на взлете 890 л.с. при 2200 об/мин
Мощность номинальная на высоте 1770 м 775 л.с. при 2100 об/мин
Мощность крейсерская на высоте 1770 м 550 л.с. при 1900 об/мин
Мощность крейсерская у земли 745 л.с. при 2100 об/мин
Удельный расход топлива 270 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 10-11 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, Дженераль Электрик; 7:1
Редуктор нет
Карбюратор 1 двойной Стромберг
Зажигание 2 магнето Сцинтилла с автоматическим опережением
Винт неизменяемого шага
Топливо [октановое число] 87

Высотная характеристика.

Установлен на самолетах Норт Американ 0-47, Кертисс А-12

Райт «Циклон» SR-1820-F56


Основные данные мотора «Циклон» SR-1820-F56
Год выпуска 1936
Охлаждение воздушное
Расположение цилиндров однорядная звезда;
Число цилиндров 9
Размерность: диаметр/ход 155,6/174 мм
Литраж 29,88 л
Литровая мощность по взлетной мощности 26,3 л.с./л
Литровая мощность по номинальной мощности 25,1 л.с./л
Степень сжатия 6,45
Длина 1100 мм
Диаметр звезды 1365 мм
Вес сухого 442 кг
Удельный вес по максимальной мощности 0,563 кг/л.с.
Удельный вес по номинальной мощности 0,585 кг/л.с.
Мощность на взлете 785 л.с. при 2200 об/мин
Мощность номинальная на высоте 3445 м 775 л.с. при 2100 об/мин
Мощность на уровне моря 695 л.с. при 2100 об/мин
Удельный расход топлива 270 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 10-11 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, Дженераль Электрик; 8,83:1
Редуктор нет
Карбюратор 1 двойной Стромберг
Зажигание 2 магнето Сцинтилла с автоматическим опережением
Винт неизменяемого шага
Топливо [октановое число] 87

Высотная характеристика.

Установлен на самолетах "Хаук" IV

Райт «Циклон» SR-1820-G2


Основные данные мотора «Циклон» SR-1820-G2
Год выпуска 1936
Охлаждение воздушное
Расположение цилиндров однорядная звезда;
Число цилиндров 9
Размерность: диаметр/ход 155,6/174 мм
Литраж 29,88 л
Литровая мощность по взлетной мощности 33,5 л.с./л
Литровая мощность по номинальной мощности 28,4 л.с./л
Степень сжатия 6,45
Длина 1213 мм
Диаметр звезды 1378 мм
Вес сухого 537 кг
Удельный вес по взлетной мощности 0,537 кг/л.с.
Удельный вес по номинальной мощности 0,632 кг/л.с.
Мощность на взлете 1000 л.с. при 2200 об/мин
Мощность номинальная на высоте 1768 м 850 л.с. при 2100 об/мин
Мощность на уровне моря 820 л.с. при 2100 об/мин
Удельный расход топлива 270г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 10-11г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, Дженераль Электрик; 7:1
Редуктор нет
Карбюратор 1 двойной Стромберг
Зажигание 2 магнето Сцинтилла
Винт ВИШ, трехлопастной, Гамильтон
Топливо [октановое число] 87

Мотор «Циклон» SR-1820-G2 - один из распространенных в ВВС США

Высотная характеристика.

Установлен на самолетах: Вулти V-11G, Вулти V-11, Дуглас DC-3, Кертисс A-18, Боинг В-17, Дуглас В-18, Северский 2Р2А

Заключение

Военными воздушными силами США эксплоатируются* моторы воздушного охлаждения. Исключением является мотор Аллисон. Это особенно интересно в связи с тем, что все последние годы Америка строила исключительно моторы воздушного охлаждения, и мотор фирмы Аллисон мощностью 1000 л.с. этилен-гликолевого охлаждения фактически открывает новый путь в развитии американского моторостроения. Мотор этот достаточно мощный и ставится на последние высокоскоростные истребители. Приспособленный для работы с турбокомпрессором, мотор значительно повысил высотность самолета. В развитие существующего фирма Аллисон выпустила более мощный мотор такого же типа CV-1710 D1 со взлетной мощностью 1620 л.с., который устанавливается на новом опытном истребителе Кертисс Р-40.

В области моторов воздушного охлаждения за последние 10 лет фирмы Пратт Витней и Райт, путем усовершенствования своих основных типов, увеличили мощности моторов с 400 до 1500 л.с.

В настоящее время моторы фирм Райт и Пратт Витней отличаются своей долговечностью (420 час. между переборками) и высокой литровой мощностью.

Ряд рекордов, установленных с моторами этих фирм, достаточно характеризует качество их; так, например, в 1935 г - Говард Юз поставил мировой рекорд скорости по классу «С» с мотором фирмы Пратт Витней «Твин Восп Джуниор» мощностью 700 л. с, достигнув скорости 567 км/час, или, также в 1935 г., был поставлен рекорд скорости на дистанцию 5000 км с различным грузом на самолете Дуглас с мотором Райт «Циклон» GR-1820-F3 —272 км/час.

Октановое число применяемого топлива колеблется в пределах 87—100. Повышение антидетонационных свойств топлива, как правило, осуществляется путем добавления тэтраэтилового свинца. 100-октановое топливо составляется из обычного бензина и изооктана с добавлением тэтраэтилового свинца. Высокооктановое топливо дает возможность значительно повысить мощность двигателя и снизить расход топлива.

* - по принятой на то время орфографии

Источники

  • Авиационные моторы военных воздушных сил иностранных государств [Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939]

©AirPages
2003-