Aviation of Word War II

Home Russian

M-82

A.D. Shvetsov

In the OKB, together with the M-81 and M-71, they proactively developed a completely new M-82 engine, the leading designer of which was I.P. Evich. This small-sized engine was a 14-cylinder double-row "star" with the same cylinder diameter as all previous engines, but with a piston stroke shortened to 155 mm. This made it possible to significantly reduce the overall diameter of the motor - to 1260 instead of 1375 mm for the previous motors. The elongated nose of the crankcase made it possible to ensure good engine hooding when it was installed on an aircraft and thus to reduce the aerodynamic drag of the propulsion system. The motor had rather tense specific parameters: its take-off liter capacity was 41.3 liters. s / l, and the average effective pressure at the same mode is 15.5 kgf / cm & # 178; that is, significantly more than that of the M-71 and M-81. Nevertheless, the motor, as they say, "turned out" and was quickly recognized, though not without difficulties.

On May 22, 1941, the engine, designated M-82, underwent repeated state tests and was put into mass production. However, since the noted decision to remove the M-82 included the decision not to develop an aircraft for this engine, at the beginning of the war it was installed only on the first series of Tu-2 and a small series of Su-2. Versions of the MiG-3, Yak-1 and LaGG-3 under the M-82 were urgently ordered, but only the LaGG-3 variant turned out to be successful, later called the La-5 - a fighter that earned the recognition of the pilots. The M-82 engine was installed, in addition to the LA-5, on Tu-2 bombers, which went into a large series, unfortunately, only in the second half of the war.

The motor turned out to be very good, quite reliable, easy to operate and very tenacious. There were many cases of aircraft arriving from a combat mission with bullet and fragmentation holes in the cylinders, and the engine remained operational for a period of time, which in most cases was quite enough for a safe exit from the battle and return to the airfield or to its territory. On airplanes with water-cooled engines, any hole, say, in the cylinder block, would result in almost immediate engine failure.

In December 1942, a modification was released under the brand name M-82F, which differed from the M-82, mainly in unlimited take-off time. There is no need to say how important this feature was for the combat operation of the fighter: up to an altitude of about 1500-1600 m, the engine had an additional 200-300 hp in battle conditions. from. power. To ensure this mode, a number of units were improved for the M-82F motor, mainly the transmission to the monitoring station and the oil system.

In terms of characteristics, the M-82 surpassed the best examples of foreign motors. The German engine BMW-801 for FW-190 fighters was put into production only in 1942, and had less power and more weight than the M-82. It should be noted that the BMW-801 also had an important advantage - a single control unit for operating modes. All control was reduced to one lever associated with a single control unit, which automatically set the optimal boost and revs. There were no such domestic systems at that time. The most common serial two-row "stars" of the allies (American Wrights and British Bristol "Hercules") did not have any noticeable advantages over the M-82, but they were all larger in size.


ASh-82FN

ASh-82FN

Table 1

14-cylinder motors
ASh-82FN BMW-801 Wright
R-2600-9
Year of issue 1943 1942 1941
The country USSR Germany USA
Cylinder diameter, mm 155 156 155.6
Piston stroke, mm 155 156 160,3
Working volume, l 41.2 41.7 42.70
Compression ratio 7.0 6.7 6.9
Motor weight, kg 900 1,014 900
Takeoff mode Power, h.p. 1,850 1,600 1,700
Rotation frequency, rpm 2,400 2,700 2,600
Boost pressure, mm Hg 1,200 990 1,118
Nominal altitude modes Rotation frequency, rpm 2,400 2,400 2,400
Boost pressure, mm Hg 1,000 960 1,016
Height, m 1,650 700 2,040
Power, h.p. 1,630 1,460 1,500
Высота, м 4,650 4,100 3,960
Height, m 1,430 1,300 1,350
Nominal specific parameters Liter power, hp/l 37.13 34.05 35.12
Average effective pressure, kgf / cm² 13.93 12.77 13.17
Specific weight, kg/h.p. 0.58 0.714 0.60
Overall diameter, mm 1,260 1,290 1,380
Altitude characteristics of some radial motors 1940-1946

In 1943, the M-82FN engine with a takeoff power of 1850 hp was put into production from - the first Soviet serial engine, which instead of a carburetor had a system of direct fuel injection into the cylinders. Its design was significantly revised and strengthened, in particular, the ribbing of the cylinder heads was increased (by 27%), exhaust valves with an increased diameter of the rods were supplied, the section of the suction pipes was increased, the pistons were reinforced, and the design of the drive to the monitoring station was improved.

Motors M-82, M-82F and M-82FN were produced in two versions each: with a gearbox with a gear ratio of 9:16 for bombers, attack aircraft and transport aircraft, and 11:16 for fighters.

Since April 1, 1944, the OKB motors have received the right to be designated by the initials of the chief designer - ASh.

During the war, the series production included the M-63 motors (until mid-1941), M-82, M-82F, ASh-82FN and ASh-62IR. They were installed on the following aircraft:

ASh-62IR - on PS-35 and Li-2, and after the war - on An-2;

ASh-82 and ASh-82F - on La-5, Su-2, Su-4, TB-7, Tu-2 (first series);

ASh-82FN - on La-5FN, La-7, Tu-2, and after the war on La-9, La-11.

At the end of the war, the ASh-83 engine with a take-off power of 1900 hp was created. and with a nominal value of 1500 hp, at an altitude of 5750 m.The increase in the power and altitude of the engine required a significant change in its design, in particular, the layout of the units on the toe of the crankcase was revised, the crankshaft was reinforced, the design of the monitoring station was changed, a modified direct injection system was installed, the oil system was improved . The motor was mass-produced.

Bibliography

  • Aircraft construction in the USSR 1917-1945 / TsAGI /

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Моторы Швецова ДВС М-82 Ла-5 и М-82 Справка Авиадвигатели Нагнетатели «Циклон» SR-1820

Двигатели А.Д. Швецова

Н.В. Григорьев

М-82

В ОКБ вместе с М-81 и М-71 в инициативном порядке разрабатывали совершенно новый мотор М-82, ведущим конструктором которого был И. П. Эвич. Этот малогабаритный мотор представлял собой 14-цилиндровую двухрядную «звезду» с тем же диаметром цилиндров, что у всех предшествующих моторов, но с укороченным до 155 мм ходом поршня. Это позволило существенно уменьшить габаритный диаметр мотора — до 1260 вместо 1375 мм у прежних моторов. Удлиненный носок картера позволял обеспечить хорошее капотирование мотора при его установке на самолете и таким образом снизить аэродинамическое сопротивление двигательной установки. Мотор имел довольно напряженные удельные параметры: его взлетная литровая мощность составляла 41,3 л. с/л, а среднее эффективное давление на том же режиме 15,5 кгс/см², то есть существенно больше, чем у М-71 и М-81. Тем не менее мотор, как говорится, «получился» и довольно быстро был признан, правда не без трудностей.

В это время секретарем пермского обкома партии был Николай Иванович Гусаров, который оказывал всемерную поддержку ОКБ и серийному заводу во всех их начинаниях. Может быть, известное значение имело то, что Н. И. Гусаров по образованию был авиационным инженером, одним из первых выпускников МАИ. Именно ему довелось сообщить А. Д. Швецову печальную весть о том, что серийный завод решено специализировать на выпуск моторов водяного охлаждения. А это, по существу, означало, что темпы работ по созданию и внедрению в серию новых моторов А. Д. Швецова резко снизятся, а может быть, и прекратятся вовсе, так как без помощи серийного завода трудно было рассчитывать на быстрое изготовление опытных моторов, тем более, что другого такого серийного завода практически не было. Однако, убедившись в высоких качествах М-82, Н. И. Гусаров направил в ЦК протест с выражением несогласия с принятым решением. Решение было отменено, и 22 мая 1941 г. мотор, получивший обозначение М-82, прошел повторные государственные испытания и был запущен в серийное производство. Однако, поскольку отмеченное решение о снятии М-82 включало в себя и решение не разрабатывать самолет под этот мотор, то в начале войны его ставили лишь на первые серии Ту-2 и малую серию Су-2. Срочно были заказаны варианты МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3 под М-82, однако удачным оказался лишь вариант ЛаГГ-3, получивший потом название Ла-5 — истребитель, заслуживший признание летчиков. Мотор М-82 устанавливался кроме ЛА-5 на бомбардировщики Ту-2, которые пошли в крупную серию, к сожалению, только во второй половине войны.

Мотор получился очень хорошим, вполне надежным, простым в эксплуатации и очень живучим. Было множество случаев прихода самолетов с боевого задания с пулевыми и осколочными пробоинами цилиндров, причем мотор сохранял работоспособность в течение времени, которого в большинстве случаев было вполне достаточно для благополучного выхода из боя и возврата на аэродром или на свою территорию. На самолетах с моторами водяного охлаждения любая пробоина, скажем, в блоке цилиндров, приводила к почти немедленному выходу мотора из строя.

В декабре 1942 г. была выпущена модификация под маркой М-82Ф, которая отличалась от М-82. главным образом неограниченным временем работы на взлетном режиме. Нет надобности говорить о том, какое значение для боевой работы истребителя имела эта особенность: до высоты примерно 1500— 1600 м мотор в условиях боя имел дополнительно 200 — 300 л. с. мощности. Для обеспечения этого режима у мотора М-82Ф был усовершенствован ряд узлов, главным образом передача к ПЦН и маслосистема.

По характеристикам М-82 превосходил лучшие образцы зарубежных моторов (табл. 1). Достаточно сказать, что мотор BMW-801 для истребителей FW-190 был запущен в серию только в 1942 г., и имел меньшую мощность и больший вес, чем М-82. Следует отметить, что BMW-801 имел и важное преимущество — единый блок управления режимами работы. Все управление было сведено к одному рычагу, связанному с единым блоком управления, который автоматически устанавливал оптимальный режим по наддуву и оборотам. Таких отечественных систем в то время не было. Наиболее распространенные серийные двухрядные «звезды» союзников (американские Райты и английские Бристоль «Геркулес») каких-либо заметных преимуществ перед М-82 не имели, но по габаритам они все были больше.

Мотор АШ-82ФН

Мотор АШ-82ФН

Таблица 1

14-цилиндровые моторы ОКБ А.Д. Швецова
М-82
М-82Ф
АШ-82ФН АШ-83 BMW-801 Бристоль
"Геркулес"
Райт
R-2600-9
Год выпуска 1941-
1942
1943 1945 1942 1941 1941
Страна СССР Германия Англия США
Диаметр цилиндров, мм 155 156 146,05 155,6
Ход поршня, мм 155 156 165,10 160,3
Рабочий объем, л 41,2 41,7 38,7 42,70
Степень сжатия 7,0 7,0 6,9 6,7 7,0 6,9
Масса мотора, кг 870 900 915 1014 850 900
Взлетный режим Мощность, л.с. 1700 1850 1900 1600 1615 1700
Частота вращения, об/мин 2500 2400 2500 2700 2900 2600
Давление наддува, мм рт.ст. 1140 1200 1260 990 1170 1118
Номинальные высотные режимы Частота вращения, об/мин 2400 2400 2400 2400 2400 2400
Давление наддува, мм рт.ст. 950 100 1040 960 1070 1016
Высота, м 2050 1650 2000 700 1680 2040
Мощность, л.с. 1540 1630 1700 1460 1400 1500
Высота, м 5400 4650 5750 4100 4100 3960
Мощность, л.с. 1330 1430 1500 1300 1300 1350
Номинальные удельные параметры Литровая мощность, л.с./л 33,98 37,13 37,40 34,05 34,88 35,12
Среднее эффективное давление, кгс/см² 12,74 13,93 13,74 12,77 13,08 13,17
Удельная масса, кг/л.с. 0,621 0,58 0,595 0,714 0,63 0,60
Габаритный диаметр, мм 1260 1290 1320 1380
Высотные характеристики звездообразных моторов 1940-1946

В 1943 г. был выпущен в серию мотор М-82ФН взлетной мощностью 1850 л. с. — первый советский серийный мотор, имевший вместо карбюратора систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры. Конструкция его была существенно пересмотрена и усилена, в частности увеличено оребрение головок цилиндра (на 27%), поставлены выхлопные клапаны с увеличенным диаметром штоков, увеличено сечение всасывающих труб, усилены поршни, улучшена конструкция привода к ПЦН.

Моторы М-82, М-82Ф и М-82ФН выпускались в двух модификациях каждый: с редуктором с передаточным числом 9:16 для бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных самолетов и 11:16 для истребителей.

С 1 апреля 1944 г. моторы ОКБ получили право обозначаться инициалами главного конструктора — АШ.

Во время войны в серийном производстве были моторы М-63 (до середины 1941г.), М-82, М-82Ф, АШ-82ФН и АШ-62ИР. Они устанавливались на следующих самолетах:

АШ-62ИР - на ПС-35 и Ли-2, а после войны — на Ан-2;

АШ-82 и АШ-82Ф - на .Ла-5, Су-2, Су-4, ТБ-7, Ту-2 (первые серии);

АШ-82ФН - на Ла-5ФН, Ла-7, Ту-2, а после войны на Ла-9, Лa-11.

В конце войны был создан мотор АШ-83 с взлетной мощностью 1900 л.с. и номиналом 1500 л.с, на высоте 5750 м. Увеличение мощности и высотности мотора потребовало существенного изменения его конструкции, В частности, была пересмотрена компоновка агрегатов на носке картера, усилен коленчатый вал, изменена конструкция ПЦН, установлена модифицированная система непосредственного впрыска, усовершенствована маслосистема. Мотор выпускался серийно. Высотные характеристики моторов ОКБ А. Д. Швецова приведены на рис, 6.

Источники

  • Самолетостроение в СССР 1917-1945 /ЦАГИ/

02 03 2014

- Охлаждение М-82 на форуме:

/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1173865534/15#20


©AirPages
2003-