Aviation of Word War II

Home Russian

VK-107

V. Ya. Klimov

VK-107А

ВК-107А

Fighters A.S. Yakovlev with engines M-105P and M-105PA at the beginning of the war had some advantages over the Me-109E. But with the appearance at the front of its new modification Me-109F, equipped with a more powerful engine and having improved aerodynamics, the question of urgent improvement of the flight data of Soviet fighters arose very sharply. By this time, the design bureau of V. Ya. Klimov had developed and tested at the stand the M-107 engine, which had a significantly higher power compared to the M-105. The use of this engine would dramatically improve the basic flight data of fighters. However, the M-107 was a completely new design, and its development required time and major restructuring at the factories, which was unacceptable in the conditions prevailing in the first half of 1942. Then, on the initiative of the Air Force Research Institute and the Design Bureau of A.S. Yakovlev, the M-105P motor was re-adjusted in such a way that, due to a slight decrease in altitude, it significantly increased its power. Tests of the engine at the stand showed that with such a boost, its resource practically did not decrease, and it was accepted into production under the M-105PF brand. For the sake of fairness, it should be said that for the serial production of the M-105PF, it was necessary to make some design changes, which are described on the previous page.

Let's just note that the takeoff power on the M-105PF engine became nominal (Table 1). Since 1944 motors V.Ya. Klimov began to be designated by his initials: VK-105PF, VK-106, VK-107, etc.


Table 1

Serial motors OKB V.Ya. Klimov (1941-1945)
Motor М-105PA М-105PF VK-107А
Year of issue 1941 1942 1944
Compression ratio 7.1 7.16 6.75
Motor weight, kg 570 620 765
Takeoff mode Power, h.p. 1100 1210 1650
Rotation frequency, rpm 2,600 2,600 3,200
Boost pressure, mm Hg 950 1,050 1,100
Nominal modes Rotation frequency, rpm 2,600 2,700 3,000
Boost pressure, mm Hg 910 1,050 1,060
Power at Н = 0, h.p. 1,020 1,210 1,500
Nominal altitude parameters Power, h.p. 1,100 1,260 1,550
Altitude, m 2,000 700 1,200
Power, h.p. 1,050 1,180 1,450
Altitude, m 4,000 2,700 3,800
Nominal specific parameters Liter power, hp / l 29.1 34.5 42.7
Average effective pressure, kgf / cm² 10.66 11.50 12.85
Specific weight, kg / h.p. 0.560 0.517 0.510
Fuel octane number 94 94.5 94

An interesting work was carried out in the Design Bureau to create a motor with a high altitude. At the beginning of 1941, a two-stage PTsN* was installed on the M-105P engine, which was developed by V.A. Dollezhal. This motor received the designation M-105PD. Two-stage monitoring stations (Fig. 1) provide a significantly higher degree of pressure increase than single-stage ones, even with two rotation speeds. Consequently, with two stages of compression, it is possible to obtain a higher altitude. In practice, even a two-speed single-stage monitoring station cannot provide a design height of more than 5.5 - 6 km.

The M-105PD motor had a rotational speed of 2400 rpm, the boost pressure in takeoff mode was 1140 mm Hg. Art., in the nominal mode at the first design altitude of 1100 and at the second 1080 mm Hg. Art. The installation of the monitoring station and related improvements made the motor 75 kg heavier. The fuel consumption of the M-105PD was noticeably higher than that of the M-105PA. M-105PD motors were installed on the I-28 and Yak-9PD experimental fighters.

Subsequently, two-stage monitoring stations found application on British Rolls-Royce Merlin and American Allison engines, which were installed on Spitfire, R-51, R-63 high-altitude fighters. Combined pressurization systems using turbochargers (TC ) are more efficient: the power consumption for the TK drive is incomparably less than for the monitoring station drive. Combined pressurization systems, however, have hot pipelines for supplying exhaust gases to the TC, which leads to certain inconveniences. These pipelines must be tight and well insulated, which is not easy in itself. Damaging them in battle can lead not only to the failure of the pressurization system itself, but also to a fire on the plane. Therefore, for fighters, for which the efficiency of the engine is of secondary importance, motors with a two-stage monitoring station were more acceptable, especially since constructively creating a motor with a two-stage monitoring station was relatively simple: it was enough to provide an output of the drive shaft of an additional monitoring station and modify the intake manifold system and automation. Pressurization systems with TK were used mainly on engines intended for high-altitude bombers, as well as on some high-altitude fighters, for example, on the American Republican "Thunderbolt" R-47, the engine of which provided a design altitude of about 10 km. However, in the USSR, the problem of the altitude of engines for front-line fighters was not paramount at that time.

The practice of hostilities has shown that the pursuit of altitude is not so necessary: ​​most air battles took place at altitudes up to 4 km, and it was there that the maximum excess power was required. Therefore, in 1943, the M-106P (VK-106P) motor was created with a single-speed monitoring station and a design height of only 2000 m, but with increased supercharging compared to the M-105PF (see Table 1). This made it possible to obtain some gain in power compared to the M-105 and M-105PF at altitudes of 1-3.5 km. Its specific gravity at face value was only 0.48 kg / l, s, and even less in take-off power - 0.44 kg / l. from. This was the minimum specific gravity achieved on Soviet piston engines. Despite the outstanding data of this motor and its complete interchangeability with the VK-105PF, it did not go into large-scale production, only a small series was made. The reason was simple: lack of production capacity and insufficient engine tuning. At this time, preparations were underway for the production of the VK-107 engine, and in large-scale production there were already two M-105P and VK-105PF motors in two modifications each. A lot of motors were required, automobile factories were also involved in their production, therefore, it was possible to put into the VK-106P series only at the cost of reducing the production of serial motors and slowing down the development of VK-107.

Therefore, we had to limit ourselves to further forcing the VK-105PF. The forced motor was designated VK-105PF-2. The takeoff and ground power rating of this engine was 1290 hp. s at 2700 rpm, and the altitude rating is 1240 hp. s at an altitude of 2200 m. This engine was installed on one of the best Soviet fighters Yak-3.

Let's dwell on some of the features of the motors of OKB V, Ya. Klimov. Just as in the Hispano motors, in all V. Ya.Klimov's motors the original design of the connecting rod has been preserved: instead of tightening the connector of the main connecting rod with bolts, as was done on all other motors, here the connection of the cover with the connecting rod was used with shear conical pins pressed into the holes "Combs". The pins, having a very small taper (1:76), were pressed into the holes by the calibrated impact of a freely falling weight from a certain height. This design provides a small size and weight of the crank head, is quite simple to manufacture and has withstood (with some reinforcements, of course) an almost double boost of the motors (from 860 hp for the M-100A to 1650 for the VK-107A). True, the VK-107A engine had two rows of tapered pins instead of one in the VK-105PF. A similar scheme was used by V, Ya. Klimov to attach the crankshaft counterweights to its cheeks. Basically, the design of the block was preserved on the motors of this design bureau: it had a supporting jacket and was cast together with the heads. The sleeves, unloaded, wet, are screwed by the top into the block on the thread. The upper part of the sleeve is sealed with metal elastic rings, and the lower - by a system of rubber rings tightened with a nut.

On the OKB motors, as on the M-25 and M-85 motors, sodium-cooled exhaust valves, bearings filled with lead bronze instead of babbitt, and many other design and technological innovations were used.

Design Bureau V. Ya. Klimov had to constantly increase the power of the motors. The Germans continuously increased the power of their engines: in 1942 - 1943, Messerschmitts with DB-605 engines with a takeoff power of 1600 hp appeared at the front. from.

The capabilities of the VK-105PF without a radical redesign of the structures were exhausted on the VK-105PF-2 modification and the VK-106 engine.

However, back in 1942, the VK-107 engine with a takeoff power of 1650 hp was created. from. - almost twice as large as that of the original M-100A. As mentioned above, its introduction into the series was somewhat delayed. The reason for this was not only the fact that the significantly forced VK-105PF and VK-105PF-2 motors somehow satisfied the needs for motors and their large-scale production was well-tuned, but also that the VK-107 was significantly altered in comparison with these motors. Power increase by more than 300 hp required significant design changes, the main of which were:

completely redesigned cylinder blocks. To increase the flow area of ​​the valves, each cylinder had not three, but four valves - two inlet and two exhaust;

changed valve timing and valve drive design;

modified designs of the crankcase and crankshaft, connecting rods, pistons, valves and a number of other parts and assemblies;

a new gearbox with a gear ratio of 0.5;

a new monitoring station with Polikovsky blades at the entrance.

In a word, it was not a modification, but a completely different engine, in addition still extremely forced - its liter capacity was 42.7 liters at a nominal value. s. / l, that is, exceeded that achieved on the most advanced models of foreign motors.

Naturally, it was very difficult to obtain such parameters, and it is even more difficult to provide a large engine resource with such a degree of boost. Nevertheless, in 1944 the VK-107A engine went into production and was installed on Yak-9U aircraft. The resource of the engine was unusually small - only 25 hours. Although the engine had a combat mode, they practically did not use it in operation, fearing a decrease in the already small resource. The disadvantage of the motor was also the location of the exhaust pipes inside the collapse of the blocks, which caused a lot of complications in operation. In general, this engine did not justify the hopes placed on it, neither the pilots nor the technicians liked it. This was the last serial piston engine of the V. Ya. Klimov design bureau. An even more powerful VK-108 with a takeoff power of 1850 hp created on its basis. from. was put on the Yak-3, and although with it an even higher maximum speed was obtained than with the VK-107A, it never went into production.

Altitude characteristics of Klimov motors

Engines V.Ya. Klimov's VK-105PF and VK-105PF-2 were quite reliable, relatively simple in large-scale production and were always at the level of aviation requirements. And in wartime it was not at all easy to ensure this! In fig. 4 shows the altitude characteristics of the engines of this design bureau in comparison with the best engines of this class.

The number of motors transferred to serial production according to the V. Ya.Klimov design bureau is very large: about 15,000 M-100 and M-103 motors in different modifications for SB and Ar-2 aircraft were manufactured, M-105 and М-105А of various modifications for Yak-1, LaGG-3, Pe-2 aircraft - more than 48,000, engines VK-105PF, VK-105PF-2 and VK-107 for Yak-3, Yak-7, Yak-9 and others - more than 28,000, and in total - more than 91,000 only for aircraft factories, not counting supplies to stock, for replacement, etc.

Note (admin) * PTsN - driven centrifugal blower.

Bibliography

  • Aircraft construction in the USSR 1917-1945 / TsAGI /
  • Klimov / Alexey Sukhanovsky /

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Моторы Климова Статьи Конструкторы М-103 М-105 ВК-107 Управление ВМГ Справка Авиадвигатели Нагнетатели Испано-Сюиза 12

ВК-107 В.Я. Климова

Истребители А. С. Яковлева с моторами М-105П и М-105ПА в начале войны имели некоторые преимущества перед Ме-109Е. Но с появлением на фронте его новой модификации Me-109F, оснащенной более мощным мотором и имевшей улучшенную аэродинамику, очень остро встал вопрос о срочном улучшении летных данных советских истребителей. К этому времени в ОКБ В. Я. Климова был разработан и проходил испытания на стенде мотор М-107, имевший по сравнению с М-105 значительно большую мощность. Применение этого мотора позволило бы резко улучшить основные летные данные истребителей. Однако М-107 являлся совершенно новой конструкцией, и его освоение требовало времени и большой перестройки на заводах, что в сложившихся в первой половине 1942 г. условиях было неприемлемо. Тогда по инициативе НИИ ВВС и КБ А. С. Яковлева была проведена перерегулировка мотора М-105П таким образом, что за счет некоторого снижения высотности он существенно увеличил свою мощность. Испытания мотора на стенде показали, что при таком форсировании его ресурс практически не уменьшился, и он был принят в производство под маркой М-105ПФ. Справедливости ради следует сказать, что для серийного выпуска М-105ПФ потребовалось внести некоторые конструктивные изменения, о которых изложено на предыдущей странице.

Отметим только, что на моторе М-105ПФ взлетная мощность стала номинальной (табл. 1). С 1944г. моторы В.Я. Климова стали обозначаться его инициалами: ВК-105ПФ, ВК-106, ВК-107 и т. д.

Таблица 1

Серийные моторы ОКБ В.Я. Климова (1941-1945 гг.)
Мотор М-105ПА М-105ПФ М-106П ВК-107А ВК-108
Год выпуска 1941 1942 1943 1944 1945
Степень сжатия 7,1 7,16 6,5 6,75 6,75
Масса мотора, кг 570 620 600 765 785
Взлетный режим Мощность, л.с. 1100 1210 1350 1650 1850
Частота вращения, об/мин 2600 2600 2600 3200 3200
Давление наддува, мм рт.ст. 950 1050 1225 1100 1200
Номинальные режимы Частота вращения, об/мин 2600 2700 2700 3000 3000
Давление наддува, мм рт.ст. 910 1050 1175 1060 1175
Мощность при Н=0, л.с. 1020 1210 1250 1500 1600
Номинальные высотные параметры Мощность, л.с. 1100 1260 1350 1550 1650
Высота, м 2000 700 2000 1200 1500
Мощность л.с. 1050 1180 - 1450 1500
Высота, м 4000 2700 - 3800 4500
Номинальные удельные параметры Литровая мощность, л.с./л 29,1 34,5 35,6 42,7 45,61
Среднее эффективное давление, кгс/см² 10,66 11,50 11,87 12,85 13,65
Удельная масса, кг/л.с. 0,560 0,517 0,480 0,510 0,490
Октановое число топлива 94 94,5 94,5 94 95

В ОКБ проводилась интересная работа по созданию мотора с большой высотностью. В начале 1941 г. на мотор М-105П был установлен двухступенчатый (ПЦН), который был разработан в ЦИАМ В. А. Доллежалем. Мотор этот получил обозначение М-105ПД. Двухступенчатые ПЦН (рис. 1) обеспечивают существенно большую степень повышения давления, чем одноступенчатые даже с двумя скоростями вращения. Следовательно, при двух ступенях сжатия можно получить и большую высотность. Практически даже двухскоростной одноступенчатый ПЦН не может обеспечить расчетную высоту более 5,5 — 6 км.

Мотор М-105ПД имел частоту вращения 2400 об/мин, давление наддува на взлетном режиме 1140 мм рт. ст., на номинальном режиме на первой расчетной высоте 1100 и на второй 1080 мм рт. ст. Установка ПЦН и связанные с этим доработки утяжелили мотор на 75 кг. Расход топлива у М-105ПД был заметно больше, чем у М-105ПА. Моторы М-105ПД устанавливались на опытных истребителях И-28 и Як-9ПД.

Впоследствии двухступенчатые ПЦН нашли применение на английских моторах Роллс-Ройс «Мерлин» и американских «Аллисон», которые устанавливались на высотных истребителях «Спитфайр», Р-51, Р-63 и др. Системы комбинированного наддува с применением турбокомпрессоров (ТК) более эффективны: затраты мощности на привод ТК несравненно меньше, чем на привод ПЦН. Однако системы комбинированного наддува имеют горячие трубопроводы для подачи выхлопных газов к ТК, что приводит к определенным неудобствам. Эти трубопроводы должны быть герметичными и хорошо теплоизолированными, что само по себе не так уж просто. Повреждение их в бою может привести не только к выходу из строя самой системы наддува, но и к пожару на самолете. Поэтому для истребителей, экономичность двигателя для которых второстепенна, моторы с двухступенчатыми ПЦН являлись более приемлемыми, тем более что конструктивно создание мотора с двухступенчатым ПЦН было относительно простым: достаточно было обеспечить вывод вала привода дополнительного ПЦН и доработать систему впускных патрубков и автоматику. Системы наддува с ТК применялись преимущественно на моторах, предназначенных для высотных бомбардировщиков, а также на некоторых высотных истребителях, например, на американском Рипаблик «Тандерболт» Р-47, мотор которого обеспечивал расчетную высоту около 10 км. Однако в СССР проблема высотности моторов для фронтовых истребителей не являлась в то время первостепенной.

Практика боевых действий показала, что погоня за высотностью не так уж необходима: большинство воздушных боев происходило на высотах до 4 км и именно там требовался максимальный избыток мощности. Поэтому в 1943 г. был создан мотор М-106П (ВК-106П) с односкоростным ПЦН и расчетной высотой всего 2000 м, но с увеличенным по сравнению с М-105ПФ наддувом (см. табл. 1). Это позволило получить некоторый выигрыш в мощности по сравнению с М-105 и М-105ПФ на высотах 1—3,5 км. Его удельная масса составила по номиналу всего 0,48 кг/л, с, а по взлетной мощности и того меньше — 0,44 кг/л. с. Это была минимальная удельная масса, достигнутая на советских поршневых моторах. Несмотря на выдающиеся данные этого мотора и полную его взаимозаменяемость с ВК-105ПФ, он не пошел в крупносерийное производство, была изготовлена только небольшая серия. Причина была простая: недостаток производственных мощностей и недостаточная доводка мотора. В это время велась подготовка к производству мотора ВК-107, а в крупносерийном производстве уже находились два мотора М-105П и ВК-105ПФ в двух модификациях каждый. Моторов требовалось очень много, к их производству были привлечены и автомобильные заводы, поэтому поставить в серию ВК-106П можно было только ценой уменьшения выпуска серийных моторов и замедления освоения ВК-107.

Поэтому пришлось ограничиться дальнейшим форсированием ВК-105ПФ. Форсированный мотор получил обозначение ВК-105ПФ-2. Взлетная и земная номинальная мощность у этого мотора составляла 1290 л. с при 2700 об/мин, а высотный номинал — 1240 л. с на высоте 2200 м. Этот мотор ставили на одном из лучших советских истребителей Як-3.

Остановимся на некоторых особенностях моторов ОКБ В, Я. Климова. Так же как в моторах Испано, во всех моторах В. Я. Климова сохранилась оригинальная конструкция шатуна: вместо стяжки разъема главного шатуна болтами, как это делалось на всех других моторах, здесь применялось соединение крышки с шатуном работающими на срез коническими штифтами, запрессованными в отверстия «гребенки». Штифты, имеющие очень малую конусность (1:76), запрессовывались в отверстия тарированным ударом свободно падающего груза с определенной высоты. Эта конструкция обеспечивает малые габариты и вес кривошипной головки, достаточно проста в производстве и выдержала (с некоторыми усилениями, естественно) почти двухкратное форсирование моторов (от 860 л.с. у М-100А до 1650 у ВК-107А). Правда, на моторе ВК-107А было два ряда конических штифтов вместо одного у ВК-105ПФ. Аналогичная схема применена В, Я. Климовым для присоединения противовесов коленчатого вала к его щекам. В основном на моторах этого КБ сохранена и конструкция блока: он имел несущую рубашку и отливался вместе с головками. Гильзы, разгруженные, мокрые, ввернуты верхней частью в блок на резьбе. Герметизация верхней части гильзы обеспечена металлическими эластичными кольцами, а нижней — системой резиновых колец, затянутых гайкой.

На моторах ОКБ, как и на моторах М-25 и М-85, были применены выхлопные клапаны с натриевым охлаждением, подшипники, залитые вместо баббита свинцовистой бронзой, и многие другие конструктивно-технологические новшества.

Конструкторскому бюро В. Я. Климова приходилось все время обеспечивать увеличение мощности моторов. Немцы непрерывно повышали мощность своих моторов: в 1942 — 1943 гг, на фронте появились «мессершмитты» с моторами DB-605 взлетной мощностью 1600 л. с.

Возможности ВК-105ПФ без кардинальной переделки конструкций были исчерпаны на модификации ВК-105ПФ-2 и моторе ВК-106.

ВК-107А

ВК-107А

Однако еще в 1942 г. был создан мотор ВК-107 с взлетной мощностью 1650 л. с. — почти в два раза большей, чем у исходного М-100А. Как уже упоминалось выше, его внедрение в серию несколько задержалось. Причиной этого было не только то, что значительно форсированные моторы ВК-105ПФ и ВК-105ПФ-2 так или иначе удовлетворяли потребности в моторах и их крупносерийное производство было хорошо отлажено, но и то, что ВК-107 был существенно переделан по сравнению с этими моторами. Повышение мощности более чем на 300 л.с. потребовало значительных конструктивных изменений, главными из которых были:

полностью переработанные блоки цилиндров. Для увеличения проходных сечений клапанов каждый цилиндр имел не три, а четыре клапана — два впускных и два выхлопных;

измененные фазы газораспределения и конструкция привода клапанов;

измененные конструкции картера и коленчатого вала, шатунов, поршней, клапанов и ряда других деталей и узлов;

новый редуктор с передаточным числом 0,5;

новый ПЦН с лопатками Поликовского на входе.

Словом, это была не модификация, а совершенно другой мотор, вдобавок еще чрезвычайно форсированный — его литровая мощность составляла на номинале 42,7 л. с./л, то есть превышала достигнутую на самых совершенных образцах зарубежных моторов.

Естественно, что получить такие параметры было очень трудно, а обеспечить большой ресурс мотора при такой степени форсирования еще труднее. Тем не менее в 1944 г. мотор ВК-107А пошел в серию и ставился на самолеты Як-9У. Ресурс мотора был необычно малым — всего 25 ч. Хотя мотор имел боевой режим, но им в эксплуатации практически не пользовались, опасаясь уменьшения и без того малого ресурса. Недостатком мотора было также и расположение выхлопных патрубков внутри развала блоков, что вызывало немало осложнений в эксплуатации. В общем, мотор этот не оправдал возлагавшихся на него надежд, его не любили ни летчики, ни техники. Это был последний серийный поршневой мотор КБ В. Я. Климова. Созданный на его базе еще более мощный ВК-108 взлетной мощностью 1850 л. с. был поставлен на Як-3, и хотя с ним была получена еще большая, чем с ВК-107А, максимальная скорость, в серию он так и не пошел.

На переходе к реактивной авиации в 1945 г. была создана комбинированная силовая установка для экспериментальных самолетов И-250 (А. И. Микояна) и Су-5 (П. О. Сухого). Она состояла из двигателя ВК-107Р, который имел отбор мощности на привод компрессора воздушно-реактивного компрессорного двигателя конструкции ЦИАМ. С этой комбинированной силовой установкой (рис. 3) были получены скорости свыше 800 км/ч.

Двигатели В.Я. Климова ВК-105ПФ и ВК-105ПФ-2 были достаточно надежными, сравнительно простыми в крупносерийном производстве и всегда были на уровне требований авиации. А в военное время обеспечить это было совсем не просто! На рис. 4 показаны высотные характеристики двигателей этого КБ в сравнении с лучшими двигателями этого класса.

Высотные характеристики моторов Климова

Число моторов, переданных в серийное производство по разработкам ОКБ В. Я. Климова, очень велико: моторов М-100 и М-103 в разных модификациях для самолетов СБ и Ар-2 изготовлено около 15 000, моторов М-105 и М-105А разных модификаций для самолетов Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2 —более 48 000, моторов ВК-105ПФ, ВК-105ПФ-2 и ВК-107 для Як-3, Як-7, Як-9 и др. — больше 28 000, а всего — более 91 000 только для самолетных заводов, не считая поставок в запас, на замену и др.

Источники

  • Самолетостроение в СССР 1917-1945 /ЦАГИ/
  • Климов /Алексей Сухановский/

02 03 2014

- Ссылка на форуме по сравнению двигателей Климова:

/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1116872267/45#57


©AirPages
2003-